Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование инвестиционного климата в России и методов его улучшения.
ОГЛАВЛЕНИЕ: 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ 5
1.1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.2. ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 8
1.3. ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 12
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 19
ТАБЛИЦА 4 20
-МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 20
-ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ 20
ТАБЛИЦА 5 23
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЯДА РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35
При таких подходах системообразующая роль государства и в целом в экономике, и в экономической политике остается решающей. К тому же финансовый сектор является той основой и тем инструментом, на которые опираются различные страны при проведении своей экономической политики.
С учетом усиления глобальных геополитических и экономических рисков крайне актуален выбор экономических механизмов и подходов, поддерживающих устойчивый рост и одновременно минимизирующих внешние риски. Здесь важны внутренние «точки опоры» экономического роста, которые стимулировали бы спрос, обеспечивали необходимый уровень инвестиций и адекватные масштаб и структуру производства, что невозможно без прочной финансовой базы, в которой внешние источники финансирования постепенно вытеснялись бы внутренними. При этом нужна скоординированная денежно-кредитная и финансовая политика, направленная на решение структурных задач и создающая условия для формирования адекватных финансовых ресурсов. Должны сыграть свою системообразующую роль специализированные институты (банки развития и т. д.). Большое значение имеют налоговые механизмы, стимулирующие соответствующие направления развития; механизмы гарантий, существенно уменьшающие кредитные риски, и др.
Необходимость проведения
прогрессивных структурных
Следует повысить роль Центрального банка, который должен выполнять функцию кредитора последней инстанции. Кроме того, сам спектр задач ЦБ с учетом мощного потенциала его инструментов нужно расширить, дополнив чисто финансовые задачи — контроль за инфляцией и валютным курсом — целями поддержания экономического роста и занятости. При этом нужно выработать комплексные подходы к формированию денежного предложения (монетизации), увязывающие политику ЦБ с задачами бюджетной, промышленной, региональной и структурной политики.
Необходимы укрепление банковского сектора как основы финансовой системы, рост его капитализации. В ряде стран основным источником роста капитала банков является собственная прибыль в сочетании с иностранным капиталом (так происходит практически во всех странах Центральной и Восточной Европы). В результате национальные банковские системы фактически перешли под контроль иностранных участников. В то же время другие подходы опираются на активную политику государства по укреплению национальных финансовых систем (Япония, Норвегия, Чили и др.). Проблема капитализации в этом случае решалась главным образом в увязке с такими важными целями, как санация банков, ресурсообеспечение и т. д. Здесь возможны такие меры, как снижение норм резервирования, введение налоговых льгот на прибыль банков, а также их акционеров и иных инвесторов в случае, если она будет направлена на увеличение капитала. Следует более полно использовать потенциал, заключенный в системе государственных банков, способствуя направлению части их ресурсов на создание системообразующих основ фондового и денежного рынков (ипотека, секьюритизация, долгосрочные субординированные кредиты). Одновременно необходимы жесткий контроль качества кредитного портфеля, использование регулятивных и иных рычагов для укрепления стабильности финансовой и банковской систем.
Требуется более тщательный мониторинг движения капиталов, причем не только из страны, но и, что не менее важно, в страну. При этом нужно уделять внимание качеству капитала, срокам, характеру и направлениям его использования, создавая стимулы, обеспечивающие приведение указанных параметров в соответствие с экономическими приоритетами. Следует также рассмотреть возможность введения мер по регулированию объемов корпоративных внешних заимствований. Основной акцент здесь должен быть сделан не столько на административные (ограничительные) рычаги, сколько на то, чтобы посредством использования механизмов денежно-кредитной и финансовой политики повысить заинтересованность участников рынка в работе с рублевыми инструментами.
Актуальны меры, стимулирующие развитие внутреннего финансового рынка и делающие операции на нем более привлекательными по сравнению с внешними инвестициями. Важную роль должны играть резервные требования, балансовые нормативы, налоговые рычаги, трактующие внутренние рублевые операции как более предпочтительные по сравнению с внешними валютными ресурсами.
Очевидно, что все эти меры должны стать составной частью активной бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики, направленной на обеспечение национальных приоритетов и создание условий для устойчивого экономического роста.
По состоянию на конец сентября 2009г. накопленный иностранный капитал) в экономике России составил 262,4 млрд.долларов США, что на 4,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,7% (на конец сентября 2008г. - 50,7%), доля прямых инвестиций составила 39,7% (46,9%), портфельных - 4,6% (2,4%).
Таблица 1
Поступление иностранных инвестиций по типам
Январь-сентябрь 2009г. |
Справочно | ||||
млн. |
в % к | ||||
январю-сентябрю 2008г. |
итогу | ||||
январю-сентябрю 2007г. |
итогу | ||||
Инвестиции |
54738 |
72,2 |
100 |
86,2 |
100 |
из них: |
|||||
прямые инвестиции |
9975 |
51,9 |
18,2 |
97,7 |
25,3 |
в том числе: |
|||||
взносы в капитал |
4918 |
41,4 |
9,0 |
131,7 |
15,7 |
из них |
635 |
112,0 |
1,2 |
в 2,2р. |
0,7 |
лизинг |
101 |
74,9 |
0,2 |
в 2,5р. |
0,2 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций |
4131 |
65,9 |
7,5 |
64,3 |
8,2 |
прочие прямые инвестиции |
825 |
90,4 |
1,5 |
111,1 |
1,2 |
портфельные инвестиции |
1019 |
78,6 |
1,9 |
83,7 |
1,7 |
из них |
348 |
34,2 |
0,6 |
68,8 |
1,3 |
прочие инвестиции |
43744 |
79,1 |
79,9 |
82,8 |
73,0 |
в том числе: |
|||||
торговые кредиты |
9249 |
73,0 |
16,9 |
149,1 |
16,7 |
прочие кредиты |
34214 |
82,4 |
62,5 |
72,0 |
54,8 |
из них: |
|||||
на срок до 180 дней |
3339 |
75,1 |
6,1 |
179,9 |
5,9 |
на срок свыше 180 дней |
30875 |
83,3 |
56,4 |
67,1 |
48,9 |
прочее |
281 |
25,6 |
0,5 |
в 2,0р. |
1,5 |
Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2009г. - Люксембург, Нидерланды, Германия, Китай, Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Швейцария, Япония. На долю этих стран приходилось 75,1% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 73,0% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
Таблица 2
Иностранные инвестиции
по видам экономической
млн.долларов США
Январь-сентябрь 2009г. |
Накоплено на конец | ||||
поступило |
погашено |
переоценка | |||
всего |
в % | ||||
Всего |
54738 |
50629 |
4160 |
262394 |
100 |
в том числе: |
277 |
126 |
3 |
1822 |
0,7 |
рыболовство, рыбоводство |
39 |
25 |
1 |
156 |
0,1 |
добыча полезных ископаемых |
5715 |
10319 |
13 |
45122 |
17,2 |
обрабатывающие производства |
15029 |
15462 |
3557 |
77638 |
29,6 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
386 |
252 |
241 |
4839 |
1,8 |
строительство |
728 |
396 |
55 |
4702 |
1,8 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
16277 |
10799 |
156 |
55665 |
21,2 |
гостиницы и рестораны |
123 |
48 |
5 |
602 |
0,2 |
транспорт и связь |
8512 |
4647 |
93 |
24810 |
9,5 |
финансовая деятельность |
1971 |
3871 |
-34 |
11851 |
4,5 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
5593 |
4539 |
69 |
32484 |
12,4 |
государственное управление
и обеспечение военной |
- |
26 |
0,1 |
1122 |
0,4 |
образование |
0,2 |
- |
- |
3 |
0,0 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
23 |
2 |
1 |
149 |
0,1 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
65 |
117 |
-0,0 |
1429 |
0,5 |
В январе-сентябре 2009г. в экономику России поступило 54,7 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 27,8% меньше, чем в январе-сентябре 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,0 млрд.долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале - 20,2 млрд.долларов США (на 31,2% меньше), в III квартале 2009г. - 22,5 млрд.долларов США (на 22,9% меньше).
Таблица 3
Объем накопленных
иностранных инвестиций в экономике
России
по основным странам-инвесторам
млн.долларов США
Накоплено на
конец |
В том числе |
Справочно | ||||
всего |
в % к |
прямые |
порт- |
прочие | ||
Всего инвестиций1) |
262394 |
100 |
104101 |
12136 |
146157 |
54738 |
из них по основным странам-инвесторам |
219645 |
83,7 |
82778 |
11676 |
125191 |
38466 |
в том числе: |
49426 |
18,8 |
29172 |
5629 |
14625 |
8348 |
Кипр |
47042 |
17,9 |
31195 |
2010 |
13837 |
5231 |
Люксембург |
37947 |
14,5 |
1039 |
267 |
36641 |
8905 |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
25622 |
9,8 |
3641 |
2248 |
19733 |
4231 |
Германия |
19811 |
7,6 |
7420 |
18 |
12373 |
5507 |
Ирландия |
9240 |
3,5 |
433 |
5 |
8802 |
595 |
Франция |
8516 |
3,2 |
2066 |
26 |
6424 |
1600 |
США |
7608 |
2,9 |
2790 |
927 |
3891 |
1279 |
Виргинские острова (Брит.) |
7444 |
2,8 |
4221 |
544 |
2679 |
1129 |
Япония |
6989 |
2,7 |
801 |
2 |
6186 |
1641 |
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2009г. 50,6 млрд.долларов США, или на 5,3% больше, чем в январе-сентябре 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,1 млрд.долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале - 19,7 млрд.долларов США (на 1,2% меньше), в III квартале 2009г. - 18,8 млрд.долларов США (на 36,2% больше).
Государственное регулирование включает:
• регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);
• прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
• совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
• установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, но не носящих индивидуального характера;
• защиты интересов инвесторов;
• предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
• расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
• создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное про ведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
• принятия антимонопольных мер;
• расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
• развития финансового лизинга в Российской Федерации;
• проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
• создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ.
Информация о работе Инвестиционный климат. Понятие, порядок оценки