Инвестиционный климат. Понятие, порядок оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование инвестиционного климата в России и методов его улучшения.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ: 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ 5
1.1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.2. ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 8
1.3. ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 12
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 19
ТАБЛИЦА 4 20
-МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 20
-ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ 20
ТАБЛИЦА 5 23
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЯДА РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35

Файлы: 1 файл

Инвестиционный климат. Понятие, порядок оценки..doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Конкретными формами  такого участия являются:

• разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

• формирование перечня строек и объектов технического пере вооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

• предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

• размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов Российской Федерации на конкурсной основе на условиях срочности, платности и возвратности;

• закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определенный срок будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

• про ведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

• разработка и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;

• выпуск облигационных займов (гарантированных целевых займов);

• вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности.

Статьей 13 ФЗ № 39-ФЗ «Об  инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных  вложений» определяется порядок  принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений. Решения принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации и в бюджетах субъектов Российской Федерации при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональных целевых программ Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд про изводится путем про ведения конкурсов. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляет Счетная палата Российской Федерации.

Все инвестиционные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных  вложений, до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экспертиза инвестиционных проектов производится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений.

2.2. Анализ методов  стимулирования  иностранных инвестиций в различных  регионах Российской Федерации.

 

Основная часть расходов консолидированных бюджетов субъектов  российской Федерации направляется на текущие нужды (выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы, финансирование жилищно-коммунального  хозяйства и государственного управления), и лишь незначительная часть расходов – на инвестиции.  

К середине 2000-х годов  в целом завершилось формирование инвестиционной политики российских регионов, начало которому было положено принятием  в 1990-е годы первых региональных актов  о поддержке инвестиций в республиках Татарстан, Саха-Якутия, Коми и др. 

Лидерами в разработке собственной инвестиционной политики, региональных инвестиционных программ являются Москва, Санкт-Петербург, Новгородская, Нижегородская, Свердловская, Самарская, Псковская области, республики Саха-Якутия, Коми, Татарстан.

Надо подчеркнуть, что  за эти годы во многих российских регионах в целом  уже накоплен богатый  опыт взаимодействия, сформировались необходимые правовая инвестиционная среда и институты сопровождения  приходящих в регион инвесторов от «нулевого цикла» до завершения инвестиционного проекта (получение лицензий, содействие в выделении земельных участков и подключении к коммунальным службам и др.).

                      • Таблица 4
      • Методы государственного регулирования

    инвестиционной  деятельности на региональном уровне

      • Прямые методы

    Косвенные методы

    1. целевые региональные программы развития промышленности, сельского хозяйства, др. отраслей;
    2. региональные бюджетные, внебюджетные фонды;
    3. прямые капитальные государственные вложения;
    4. региональные стандарты и нормы;
    5. квотирование;
    6. лицензирование;
    7. региональные контрольные пакеты акций;
    8. региональная и муниципальная собственность;
    9. стимулирование спроса и регулирование цен;
    10. государственное финансирование НИОКР;
    11. 11) субсидирование затрат предприятий на      патентование изобретений за рубежом
    1. налоговые ставки и стимулирующее льготное налогообложение;
    2. налоговые каникулы;
    3. льготные ставки по ссудам;
    4. кредитные меры стимулирования экспорта:
    • предоставление прямых экспортных кредитов;
    • рефинансирование экспортных кредитов;
    • страхование экспортных кредитов
    • государственные гарантии кредитов на развитие приоритетных с точки зрения развития региона производств;
    1. инвестиционный налоговый кредит;
    1. региональные и муниципальные займы;
    2. платежи за использование региональных и муниципальных ресурсов;
    3. платежи за загрязнение окружающей среды;
    • 9) гарантии и льготы кредитным учреждениям региона, предоставляющим инвестиции в экономику региона.

     

    Можно отметить, что формы  и методы стимулирования инвесторов российскими регионами соответствуют  мировой практике.

    Таким образом, основными элементами  инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются:

    1) принятие собственного  законодательства, регулирующего инвестиционный  процесс; 

    2) предоставление (в пределах  своих полномочий) инвесторам различных  льгот и стимулов финансового и нефинансового характера;

    3) создание организационных  структур по содействию инвестициям;

     4) разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования;

    5) оказание содействия  инвесторам в получении таможенных льгот;

    6) предоставление гарантий  и поручительств банкам под  выделенные ими средства для  реализации отобранных на конкурсной  основе инвестиционных проектов; 7

    ) аккумулирование средств  населения путем выпуска муниципальных  займов.

    Одним из инструментов инвестиционной политики регионов, направленной на улучшение инвестиционного климата, выступает законодательная деятельность.

    В последние годы акценты  в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень. Это обусловлено усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием достаточно внятной стратегии государства по привлечению частных инвестиций в отечественную экономику.

    При этом решаются следующие первоочередные задачи субъектов Федерации: устранение законодательным путем препятствий на пути доступа частных инвесторов к хозяйственной деятельности на территории региона,  создание эффективного механизма предоставления инвесторам на уровне субъектов Федерации льгот и привилегий, а также защита интересов региона на внутреннем и внешнем рынках от недобросовестной конкуренции и монополизации.

    Как показывает анализ законодательства субъектов Федерации, правовое регулирование  инвестиционной деятельности на уровне регионов осуществляется по ряду направлений:

    1) вопросы социально-экономического  развития региона - определение  приоритетных отраслей народного  хозяйства и приоритетных предприятий;  разработка и принятие целевых  инвестиционных программ региона по созданию импортозамещающих производств, по повышению конкурентоспособности отдельных отраслей и отдельных объектов;

    2) организационные вопросы  - порядок регистрации предприятий  с иностранными инвестициями, лицензирование, создание специальных структур в органах государственной власти субъектов РФ, непосредственно реализующих программы поддержки и привлечения инвестиций;

    3) вопросы льгот и  привилегий - предоставление и обеспечение  гарантий прав инвестора; создание  льготного режима инвестиционной деятельности - предоставление льгот и освобождений по налогам и сборам в части, зачисляемой в бюджет субъектов Федерации или в местный бюджет, предоставление инвестиционных налоговых кредитов; вопросы ускоренной амортизации; льготные условия пользования землей; льготные ставки по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами, природными ресурсами;

    4) вопросы бюджетного  финансирования и обеспечения  инвестиционной деятельности - прямое  участие субъектов Федерации,  муниципальных образований в финансировании инвестиционных проектов; предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; выпуск региональных ценных бумаг; создание целевых инвестиционных фондов; предоставление государственных гарантий субъектов Федерации, муниципальных гарантий муниципальных образований по обеспечению исполнения обязательств инвесторами; создание залогового фонда субъектов Федерации;

    5) вопросы государственного  контроля и защиты государственных  интересов - осуществление государственного контроля за инвестиционной деятельностью; создание эффективного механизма защиты национальных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов, связанных со злоупотреблением предоставленными правами, с недобросовестной конкуренцией и ограничительной деловой практикой; разработка механизма компенсации возможных экологических и социальных потерь.

    Правовое регулирование  инвестиционной деятельности в субъекте Федерации, как правило, включает в  себя следующие нормативные правовые акты:

    - о гарантиях осуществления  и мерах государственной поддержки  инвестиционной деятельности, предоставляемых  субъектом Федерации; 
    - о налоговых льготах, предоставляемых субъектами Федерации при осуществлении инвестиционной деятельности;

    - о порядке предоставления  гарантий и льгот при реализации  инвестиционной деятельности;

    - о порядке проведения  экспертизы инвестиционных проектов;

    - о порядке  государственной  регистрации создания, преобразования  и ликвидации предприятии с  иностранными инвестициями;

    - о размере регистрационного  сбора, взимаемого за регистрацию  создания, преобразования и ликвидации  предприятии с иностранными инвестициями.

    Анализ принятых регионами  нормативных актов свидетельствует  о том, что инвестиционная политика регионов развивается прежде всего по линии системного улучшения федеральных правоустановлений в рамках компетенции региональных властей. Большинство документов, о которых идет речь, предусматривает: гарантии равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов; формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающих гарантии по предоставленным отечественными и иностранными инвесторами кредитам и инвестициям; применение региональными государственными органами налоговых льгот.

    За менее короткий период регионы сформировали более системное законодательство, направленное на поддержку инвестиционного процесса.

    В табл.5 даны сравнительные  характеристики ряда региональных законов  об инвестициях.

                      • Таблица 5
      • Сравнительные характеристики ряда региональных законов Об инвестиционной деятельности
  •      

    Льготы

    Субъекты 

    Федерации

    Дата 

    принятия закона

    Механизм

     Предоставления избирательной поддержки

    Определение

     объема льгот

    Сроки льготного налогообложения

    1

    2

    3

    4

    5

    Тюменская область

    16 сентября 1999 г.

    Включение в инвестиционную программу Тюменской области

    Общие для всех инвесторов, включенных в инвестиционную программу, но не более 50% от суммы направленных инвестиций в проект в расчет на год

    С момента начала реализации инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу, но не более срока окупаемости, предусмотренного инвестиционной программой

    Омская 

    область

    “О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области”, декабрь 1997 г.

    Заключение соглашения (договора) на инвестиционную деятельность в случае положительного заключения экспертизы

     

    1) на период фактической  окупаемости инвестиций;

    2) в течение  двух лет после  завершения периода окупаемости

    Республика Татарстан

    “Об инвестиционной деятельности в РТ”, 25 ноября 1998 г

    “Об иностранных инвестициях в РТ”,

    19 июля 1994 г.

    Включение в Республиканскую  инвестиционную программу

    Освобождение от уплаты налогов  на прибыль и налога на имущество  предприятия в части реализации инвестиций в пределах сумм, зачисляемых  в бюджет РТ

    До окончания нормативного  срока ввода объекта в эксплуатацию

    Ярославская область

    20 февраля 1996 г., изменения  1998г.

    Включение в госпрограмму Ярославской области

    Индивидуально при включении в  программу

    С начала реализации продукции до срока полной окупаемости для  проектов, включенных в госпрограмму.

    Псковская область

    19 марта 1998 г. вместо закона  от 31 января 1996 г. 

    Решение Администрации Псковской  области по проектам, получившим положительное  заключение технико-экономической  экспертизы.

    Общие для всех инвесторов, получившие право на льготы по решению Администрации.

    На период полной окупаемости, но не более 3-х лет.

    Для проектов в приоритетных отраслях – до 10 дет.

    Для лизинговых операций – на первые 5 лет.

    В дорожный фонд - в течение 2-х лет  с начала реализации продукции.

    Новгородская область

    Май 1998г.

    28.12.94 - Закон “О предоставлении  льгот предприятиям с иностранными  инвестициями”;

    1997 - Закон “О налоговых льготах  организациям, расположенным на  территории Новгородской области”

    Решение  Администрации области  об одобрении проекта на основе предоставляемых материалов, по четким критериям.

    Общие для всех инвесторов, получивших одобрение проекта от Администрации  области

    На период фактической окупаемости, но не более срока, установленного для  реализации проекта.

    Для совместных предприятий и иностранных инвесторов на первые два года с момента регистрации (с ограничениями по видам деятельности).

    Для вновь создаваемых предприятий  с объемом иностранных инвестиций 5 млн. долл. США и выше на 5 лет  с момента регистрации по определенным направлениям деятельности.

    Самарская область

    1997 г., проект нового закона 1999 г.

    Инвестиционный Договор между  инвестором и Администрацией Самарской  области подписывает губернатор или лицо, его замещающее

    Индивидуально при заключении инвестиционного договора.

    На период фактической окупаемости, но не превышающей расчетного срока.

    Информация о работе Инвестиционный климат. Понятие, порядок оценки