Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование инвестиционного климата в России и методов его улучшения.
ОГЛАВЛЕНИЕ: 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ 5
1.1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.2. ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 8
1.3. ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 12
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 19
ТАБЛИЦА 4 20
-МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 20
-ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ 20
ТАБЛИЦА 5 23
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЯДА РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35
Конкретными формами такого участия являются:
• разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
• формирование перечня строек и объектов технического пере вооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
• предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
• размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов Российской Федерации на конкурсной основе на условиях срочности, платности и возвратности;
• закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определенный срок будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;
• про ведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
• разработка и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;
• выпуск облигационных займов (гарантированных целевых займов);
• вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности.
Статьей 13 ФЗ № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяется порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений. Решения принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации и в бюджетах субъектов Российской Федерации при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональных целевых программ Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд про изводится путем про ведения конкурсов. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляет Счетная палата Российской Федерации.
Все инвестиционные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экспертиза инвестиционных проектов производится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений.
Основная часть расходов консолидированных бюджетов субъектов российской Федерации направляется на текущие нужды (выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы, финансирование жилищно-коммунального хозяйства и государственного управления), и лишь незначительная часть расходов – на инвестиции.
К середине 2000-х годов
в целом завершилось
Лидерами в разработке собственной инвестиционной политики, региональных инвестиционных программ являются Москва, Санкт-Петербург, Новгородская, Нижегородская, Свердловская, Самарская, Псковская области, республики Саха-Якутия, Коми, Татарстан.
Надо подчеркнуть, что
за эти годы во многих российских регионах
в целом уже накоплен богатый
опыт взаимодействия, сформировались
необходимые правовая инвестиционная
среда и институты
инвестиционной деятельности на региональном уровне
|
Косвенные методы |
|
|
Можно отметить, что формы
и методы стимулирования инвесторов
российскими регионами
Таким образом, основными элементами инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются:
1) принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;
2) предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера;
3) создание организационных
структур по содействию
4) разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования;
5) оказание содействия
инвесторам в получении таможен
6) предоставление гарантий
и поручительств банкам под
выделенные ими средства для
реализации отобранных на
) аккумулирование средств
населения путем выпуска
Одним из инструментов инвестиционной политики регионов, направленной на улучшение инвестиционного климата, выступает законодательная деятельность.
В последние годы акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень. Это обусловлено усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием достаточно внятной стратегии государства по привлечению частных инвестиций в отечественную экономику.
При этом решаются следующие первоочередные задачи субъектов Федерации: устранение законодательным путем препятствий на пути доступа частных инвесторов к хозяйственной деятельности на территории региона, создание эффективного механизма предоставления инвесторам на уровне субъектов Федерации льгот и привилегий, а также защита интересов региона на внутреннем и внешнем рынках от недобросовестной конкуренции и монополизации.
Как показывает анализ законодательства субъектов Федерации, правовое регулирование инвестиционной деятельности на уровне регионов осуществляется по ряду направлений:
1) вопросы социально-
2) организационные вопросы
- порядок регистрации
3) вопросы льгот и
привилегий - предоставление и обеспечение
гарантий прав инвестора;
4) вопросы бюджетного финансирования и обеспечения инвестиционной деятельности - прямое участие субъектов Федерации, муниципальных образований в финансировании инвестиционных проектов; предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; выпуск региональных ценных бумаг; создание целевых инвестиционных фондов; предоставление государственных гарантий субъектов Федерации, муниципальных гарантий муниципальных образований по обеспечению исполнения обязательств инвесторами; создание залогового фонда субъектов Федерации;
5) вопросы государственного
контроля и защиты
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в субъекте Федерации, как правило, включает в себя следующие нормативные правовые акты:
- о гарантиях осуществления
и мерах государственной
- о налоговых льготах, предоставляемых
субъектами Федерации при осуществлении
инвестиционной деятельности;
- о порядке предоставления
гарантий и льгот при
- о порядке проведения
экспертизы инвестиционных
- о порядке государственной регистрации создания, преобразования и ликвидации предприятии с иностранными инвестициями;
- о размере регистрационного
сбора, взимаемого за
Анализ принятых регионами
нормативных актов
За менее короткий период регионы сформировали более системное законодательство, направленное на поддержку инвестиционного процесса.
В табл.5 даны сравнительные характеристики ряда региональных законов об инвестициях.
Льготы | ||||
Субъекты Федерации |
Дата принятия закона |
Механизм Предоставления избирательной поддержки |
Определение объема льгот |
Сроки льготного налогообложения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Тюменская область |
16 сентября 1999 г. |
Включение в инвестиционную программу Тюменской области |
Общие для всех инвесторов, включенных в инвестиционную программу, но не более 50% от суммы направленных инвестиций в проект в расчет на год |
С момента начала реализации инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу, но не более срока окупаемости, предусмотренного инвестиционной программой |
Омская область |
“О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области”, декабрь 1997 г. |
Заключение соглашения (договора) на инвестиционную деятельность в случае положительного заключения экспертизы |
1) на период фактической окупаемости инвестиций; 2) в течение двух лет после завершения периода окупаемости | |
Республика Татарстан |
“Об инвестиционной деятельности в РТ”, 25 ноября 1998 г “Об иностранных инвестициях в РТ”, 19 июля 1994 г. |
Включение в Республиканскую инвестиционную программу |
Освобождение от уплаты налогов на прибыль и налога на имущество предприятия в части реализации инвестиций в пределах сумм, зачисляемых в бюджет РТ |
До окончания нормативного срока ввода объекта в эксплуатацию |
Ярославская область |
20 февраля 1996 г., изменения 1998г. |
Включение в госпрограмму Ярославской области |
Индивидуально при включении в программу |
С начала реализации продукции до срока полной окупаемости для проектов, включенных в госпрограмму. |
Псковская область |
19 марта 1998 г. вместо закона от 31 января 1996 г. |
Решение Администрации Псковской области по проектам, получившим положительное заключение технико-экономической экспертизы. |
Общие для всех инвесторов, получившие право на льготы по решению Администрации. |
На период полной окупаемости, но не более 3-х лет. Для проектов в приоритетных отраслях – до 10 дет. Для лизинговых операций – на первые 5 лет. В дорожный фонд - в течение 2-х лет с начала реализации продукции. |
Новгородская область |
Май 1998г. 28.12.94 - Закон “О предоставлении
льгот предприятиям с 1997 - Закон “О налоговых льготах
организациям, расположенным на
территории Новгородской |
Решение Администрации области об одобрении проекта на основе предоставляемых материалов, по четким критериям. |
Общие для всех инвесторов, получивших одобрение проекта от Администрации области |
На период фактической окупаемости, но не более срока, установленного для реализации проекта. Для совместных предприятий и иностранных инвесторов на первые два года с момента регистрации (с ограничениями по видам деятельности). Для вновь создаваемых предприятий
с объемом иностранных |
Самарская область |
1997 г., проект нового закона 1999 г. |
Инвестиционный Договор между инвестором и Администрацией Самарской области подписывает губернатор или лицо, его замещающее |
Индивидуально при заключении инвестиционного договора. |
На период фактической окупаемости, но не превышающей расчетного срока. |
Информация о работе Инвестиционный климат. Понятие, порядок оценки