Инвестиционный климат. Понятие, порядок оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование инвестиционного климата в России и методов его улучшения.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ: 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ 5
1.1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.2. ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 8
1.3. ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 12
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 19
ТАБЛИЦА 4 20
-МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 20
-ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ 20
ТАБЛИЦА 5 23
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЯДА РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35

Файлы: 1 файл

Инвестиционный климат. Понятие, порядок оценки..doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

 

Законы об инвестиционной деятельности рассматриваемых субъектов  Федерации содержат перечень форм поддержки  региональных властей. Данная поддержка  заключается в предоставлении гарантий  и различных льгот. Во многих регионах разрабатывается инвестиционная программа, включение в которую обеспечивает инвестору режим наибольшего благоприятствования.

Законы об инвестиционной деятельности гарантируют предоставление финансовых средств из регионального бюджета. Данная помощь может происходить  в виде предоставления инвестиционного кредита на льготных условиях (Республика Карелия, Псковская, Самарская области), и/или в виде прямого инвестирования за счет средств бюджета (Ярославская, Тюменская области).

Кроме вышеперечисленного используются и другие гарантии:

1) госгарантии в форме  поручительства за исполнение  обязательств третьих лиц, в  форме залога имущества региона,  в форме передачи имущества  в доверительное управление в  пользу третьего лица (закон Ярославской области);

2) прямое управление  инвестициями - определение приоритетных  направлений, формирование перечня   инвестиционных программ и т.д. (закон Хабаровского края).

Во всех законах “Об  инвестиционной деятельности» используется “дедушкина оговорка” (стабилизационная оговорка), суть которой сводится к тому, что действие вступивших в силу новых законов, ухудшающих налоговый статус иностранных инвесторов во время реализации ими приоритетных инвестиционных проектов, не распространяется на срок окупаемости этих инвестиционных проектов. Оговорка также применяется в отношении изменений и дополнений, вносимых в действующие законы и иные нормативные акты. Субъекты Федерации используют различные формы стабилизационной оговорки - на основе компенсационного принципа (Республика Карелия), на основе принципа неизменения условия хозяйствования (Краснодарский край, Архангельская область), принципа запрета ограничения прав инвестора, неизменения условия заключенных договоров.

 

 

3. Пути улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации

Анализируя международный  опыт в области планирования инвестиций, можно отметить, что компании определяют для себя группу критериев, позволяющих  принимать решения об объемах  и направлениях инвестиций. Можно определить основные критерии, являющиеся базовыми практически для всех компаний, занимающихся инвестиционным планированием, это: размеры местного рынка; природные ресурсы и географическое положение страны (региона); доступность рынка; рабочая сила; валютный риск; возвращение капитала; защита прав интеллектуальной собственности; торговая политика (уровень тарифов, обменный курс национальной валюты, квоты, лицензии и др.); политическая стабильность; макроэкономическая политика (экономическая стабильность); инфраструктура и услуги (дороги, порты, коммуникационные сети, юридические, страховые фирмы, коммерческие банки и др.).

Помимо основных критериев определяются инвестиционные риски, включающие параметры, их содержание и удельный вес каждого  параметра в процентах ( см. табл.6).

Таблица 6

Классификация инвестиционных рисков по параметрам

Параметр 

Факторы, учитываемые параметром

Уд. вес, %

1

Политическая стабильность

Оценивается возможность политических переворотов и их влияние на деловую  активность

12

2

Отношение к иностранным инвестициям  и прибыли 

Размеры расходов на социальные нужды 

6

3

Национализация 

Возможность экспроприации до предоставления преимуществ местным предприятиям

6

4

Возможность девальвации 

Влияние, а также действенность методов регулирования

6

5

Платежный баланс

Баланс общий 

6

6

Бюрократические вопросы 

Уровень государственного регулирования, осуществление таможенных формальностей, валютных переводов и подобных операций

4

7

Темпы экономического роста 

Годовые фактические темпы роста валового национального продукта

10

8

Конвертируемость валюты

Возможность перевода национальной валюты в иностранную, а также место  национальной валюты на рынке валют  в той степени, в которой это  касается предприятия 

10

9

Возможность реализации договора

Возможность соблюдения договора, а  так же возникновение трудностей вследствие различия в языках и обычаях 

6

10

Расходы на зарплату и производительность труда 

Уровень зарплаты, производительности труда и порядок оформления на работу

8

11

Возможность использования экспертов  и услуг 

Помощь, которую может ожидать  предприятие в области юридических  консультаций, бухгалтерии, по маркетингу, технологии, производства строительных работ 

2

12

Организация связи и транспорта

Возможность использования транспортных услуг, система связи между предприятиями, развитие транспортной инфраструктуры

4

13

Местное управление и партнеры

Возможности и число партнеров, которые в состоянии представить  капитал и решать совместно вопросы местного управления

4

14

Краткосрочные кредиты 

Предоставление краткосрочных  кредитов предприятиям и возможность  их использования 

8

15

Долгосрочный кредит и собственный  капитал 

Условия внесения партнерами своей  доли в уставный капитал и условия предоставления кредита в национальной валюте

8

 

 

 

 

Всего

100


 

В России при планировании инвестиций на уровне страны и регионов используют понятие «инвестиционный климат». В отечественной экономической  литературе несколько последних  лет активно дискутируется сущность данного понятия.

 Так, по мнению П. Гаглоева, С. Белогура, «под инвестиционным климатом страны или региона понимается обобщение характеристики совокупности экономических, социальных, политических и государственно-правовых условий, создающих определенный уровень привлекательности финансовых вложений»2.

По мнению К. Гусевой, инвестиционный климат – это «система социально-экономических  отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных  процессов на макро- и микро- уровне управления и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций».3

По смыслу все авторы трактуют инвестиционный климат как совокупность различных  факторов, посредством которых можно  определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.

Опираясь на такое понимание  инвестиционного климата его  структура приведена на рис. 2.

При обосновании рационального  плана инвестиций и приоритетных направлений государственной поддержки капиталовложений используются такие инструменты, как динамическая модель межотраслевого баланса, системы балансовых построений, отражающих инвестиционный процесс и его отдельные аспекты.

Государство реализует функцию  по формированию в стране благоприятной инвестиционной среды через активный метод, связанный с повышением эффективности инвестиционной деятельности, через инструменты активного метода, которые обобщенно можно представить в следующем виде: создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей; прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах; внедрение принятых в международной практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости; стимулирование инвестиционной активности частного сектора экономики посредством налоговых льгот.

Некоторая часть инвестиций осуществляется непосредственно государством. Специалисты  расходятся во мнении, хорошо это или плохо, должно ли государство подменять собой частных инвесторов, но едины в одном – важен не объем государственных инвестиций, а их эффективность, то, насколько они дополняют частные инвестиции.

 

Рис. 1. Проблемы низкой привлекательности инвестирования в России

 

Государственные инвестиции в первую очередь определяются государственной  инвестиционной программой, в которой  отражается, сколько и каких инвестиций нужно экономике, как для достижения текущих целей, так и в контексте  долгосрочного развития. Государственные инвестиции в виде прямого финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставления льготных инвестиционных кредитов государственными финансовыми институтами – это важная составляющая инвестиционной деятельности.

Инструменты воздействия на частные  инвестиционные решения условно  можно разделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К первой группе относятся инструменты, которые  создают общеэкономический климат инвестиций: влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.

Наиболее эффективными среди микроэкономических инструментов регулирования инвестиций являются меры, непосредственно влияющие на объем фондов, остающихся в распоряжении предприятия. Финансирование внутренних инвестиций обычно осуществляется из амортизационного фонда и прибыли. Из этого вытекают налоговые инструменты воздействия государства на инвестиционный процесс. В рамках налогового регулирования существуют такие формы стимулирования инвестиций, как ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, выведение из-под налогообложения части прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений производственного и непроизводственного назначения.

Специальным инструментом поощрения  частных инвестиций являются государственные гарантии осуществляющему финансирование проекта учреждению. Положительным в данном инструменте является то, что в условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересованность инвесторов, уровень инвестиций и взимать плату, которая может стать существенным источником поступлений в бюджет, отрицательным – гарантии могут превратиться в реальные долги, а также наличием целого ряда ограничителей.

На практике регионы имеют возможность  применять следующие методы проведения инвестиционной политики:

- предоставление налоговых льгот  участникам инвестиционной деятельности (регулирование ставок некоторых  федеральных налогов, поступления  от которых зачисляются в региональные  бюджеты, установление региональных  и местных налогов в соответствии с законодательством федерального и регионального уровня, создание на своей территории свободных экономических зон с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов);

- создание за счет средств  региональных бюджетов страховых и залоговых фондов, гарантирующих соблюдение обязательств перед инвесторами;

- участие региональных органов  власти в инвестиционной деятельности  через предоставление бюджетных  кредитов, выпуск государственных  займов, государственных инвестиций.

Регионы могут даже влиять на методы регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне – посредством законодательной инициативы.

Таким образом, регионы обладают богатым  инструментарием для регулирования  инвестиционной деятельности с целью  достижения главной задачи инвестиционной политики – создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.

Создание ОЭЗ — эффективное  и достаточно перспективное направление  развития международного сотрудничества для привлечения инвестиций и дальнейшего укрепления экономического и научного потенциала Российской Федерации. По данным ООН, годовой экспортный оборот 3000 ОЭЗ составляет 600 млрд. долларов.2 Дополнительные поступления в бюджет Российской Федерации от деятельности ОЭЗ только промышленно-производственного типа могут составить в течение 2007 — 2009гг. более 7 млрд. рублей и около 140 млрд. рублей за весь период деятельности таких ОЭЗ.4

Федеральный закон «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации» —  один из законодательных источников таможенного права наряду с ТК РФ (2003г.) и продолжающей действовать гл. 12 ТК РФ (1993г.) об ОЭЗ.

ОЭЗ — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Особая роль в совершенствовании  таможенного регулирования принадлежит  сотрудничеству ФТС с Всемирной  таможенной организацией. Требование времени сегодня - в короткие сроки  осуществить мероприятия, связанные  с присоединением Российской Федерации к Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973г., что позволит ускорить процедуру таможенного оформления путем применения современных информационных технологий оформления и контроля, а также внедрения в практику технологии анализа рисков.

Одним из важных направлений на пути совершенствования как самой  таможенной системы и приближения  ее к ряду лучших таможенных администраций  мира, так и требованием времени  станет реализация Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации. В США представление предварительной информации является обязательным условием для участника ВЭД, в ЕЭС данное требование планируется ввести в 2009 году. Положениями ТК РФ (2003г.) не предусмотрена обязательность представления участниками ВЭД предварительной информации о перемещаемых товарах, поэтому требуется в короткие сроки внести изменения в российское законодательство.

Информация о работе Инвестиционный климат. Понятие, порядок оценки