Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:09, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы является экономическая оценка инвестиционных вложений на предприятии. В соответствии с целью данной выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи: исследовать предмет и классификацию инвестиций;
рассмотреть общие положения инвестиционной деятельности;
изучить основные принципы оценки и виды эффективности инвестиционных проектов;
рассмотреть технико-экономическую характеристику ООО ПО «Верхне-Любажский кирпичный завод»;
исследовать методы оценки экономической эффективности инвестиций;
Введение…………………………………………………………………………..4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИЙ……………………….…..7
1.1 Сущность и классификация инвестиций ……………………………….….7
1.2 Общие положения инвестиционной деятельности……………………… 18
1.3 Основные принципы оценки и виды эффективности инвестиционных проектов ………………………………………………………………………..23
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО ПО «ВЕРХНЕ-ЛЮБАЖСКИЙ КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД»……………24
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО ПО «Верхне-Любажский кирпичный завод»………………………………………………………………30
2.2 Методы оценки экономической эффективности инвестиций…………….38
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО ПО «Верхне-Любажский кирпичный завод» ………………………………………………...44
3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО ПО «ВЕРХНЕ-ЛЮБАЖСКИЙ КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД»…………………………………………………………………………51
3.1 Анализ внешней среды предприятия ООО ПО «Верхне-Любажский кирпичный завод»………………………………………………………………. 51
3.2 Экономическая оценка эффективности вложений в производство на предприятии ООО ПО «Верхне-Любажский кирпичный завод»………….. 58
3.3 Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов по совершенствованию производства …………………………………………..64
Заключение …………………………………………………………………….75
Список использованной литературы ………………………………………….78
Первая продукция была выпущена в 1993. В начале 2000-х гг. проведена модернизация оборудования, позволившая увеличить объем производства с 1,2 млн. шт. до 1,7 млн. шт. кирпича в месяц; в 2003 введен в эксплуатацию блок сушильных камер, оснащённый оборудованием французской фирмы «Сирик» (в результате выпуск продукции достиг 2,1 млн. шт.). Ввод в эксплуатацию 2-й линии формовки (2005) позволил поднять объем производства кирпича до 2,5 млн. шт. в месяц. С 2002 Верхне-Любажский керамический завод — постоянный участник региональных строительных выставок.
Мощность завода составляет около 3 миллионов штук кирпичей в год. В 2006 году ООО ПО "Верхне-Любажский кирпичный завод" было выпущено 2,9 миллионов штук кирпичей.
На протяжении последних
5 лет завод постоянно
Реализация продукции осуществляется преимущественно напрямую строительным организациям. Доля поставок продукции в Москву и Московскую область составляет около 60%.
Предприятие ООО ПО «Верхне-Любажский кирпичный завод» осуществляет следующие виды деятельности:
Организационная структура управления предприятия (приложение 1). На предприятии существует линейная структура управления, где все отделы подчинены директору, далее идут начальники отдела со своими подчинёнными.
Рассмотрим основные показатели, характеризующие технико-экономическое состояние ООО ПО «Верхне-Любажский кирпичный завод».
Таблица 3
Показатели эффективности использования активов
Показатель |
Годы |
Отклонение (%) | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 к 2011 |
2011 к 2012 | |
Основные средства (тыс. руб.) |
61 040 |
55 260 |
53 685 |
-9,47 |
-2,85 |
Выручка (тыс. руб.) |
206 012 |
225 167 |
277 756 |
9,30 |
23,36 |
Фондоотдача |
3,38 |
4,07 |
5,17 |
20,73 |
26,97 |
Фондоемкость |
0,30 |
0,25 |
0,19 |
-17,17 |
-21,24 |
Из таблицы 3 видно, что на протяжении 3 лет происходит снижение стоимости основных средств. Отклонение в 2011 году составило -9,47 %, но уже к 2012 году этот показатель сократился до 2,85%, следовательно, предприятие в 2012 году производила ремонт основных средств. Другая динамика наблюдается с выручкой, так в 2011 году по сравнению с 2010 она выросла на 9,3 %, а в 2012 по сравнению с 2011 она увеличилась на 23,36 %. Данная тенденция свидетельствует об увеличении количества выпускаемой продукции, либо о росте цен в 2012 году но производимую продукцию.
Фондоотдача на протяжении исследуемого периода увеличилась, так в 2011 году по сравнению с 2010 она выросла на 20,73%, а в 2012 году по сравнению с 2011 годом отклонение составило +26,97%. Это связано, с увеличением нагрузки на основные фонды, и как следствие с ростом выручки от продажи готовой продукции (см. табл.3).
Рассмотрим динамику фондоемкости за 2010-2012 года.
Рисунок 3. Динамика фондоемкости за 2010-2012 гг.
Фондоемкость уменьшается на протяжении 3 лет (2010-2012 гг.). В 2011 году процент отклонения по сравнению с 2010 годом составил -17,17, в 2012 по сравнению с 2011 годом фондоемкость уменьшилась на -21,24 %. Это связано со снижением стоимости основных фондов (см. табл. 3).
Таблица 4
Основные технико-
Показатель |
Годы |
Отклонение (%) | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 к 2011 |
2011 к 2012 | |
Основные средства (тыс. руб.) |
61 040 |
55 260 |
53 685 |
-9,47 |
-2,85 |
Выручка |
206 012 |
225 167 |
277 756 |
9,30 |
23,36 |
Готовая продукция и товары для перепродажи (тыс. руб.) |
10993 |
19475 |
21193 |
77,16 |
8,82 |
Среднесписочная численность работников |
550 |
555 |
560 |
0,91 |
0,90 |
Среднегодовая выработка продукции 1 работника |
524 998 |
440 796 |
533 838 |
-16,04 |
21,11 |
Фондовооруженность |
244160,00 |
221927,71 |
218231,71 |
-9,11 |
-1,67 |
Из таблицы 4 видно, что выработка в 2010 году составила 524 998 руб., а в 2011 году она составила 440 796, что на 16,04% меньше. В 2012 году же она составила 533 838 руб., что на 21,11 % больше по сравнению с 2011 годом.
В 2010 году прибыла на один рубль основных средств составил 0,7 %, в 2011 году данный показатель составил 0,39%, а в 2012 году рентабельность выросла до 14,51, такой скачок связан с чистой прибылью, которую предприятие получило в 2012 году.
Фондовооруженность на протяжении
анализируемого периода уменьшается,
так в 2010 году по сравнению с 2011 году
она уменьшилась на 9,11 %, в 2012 по сравнению
с 2011 годом на 1,67%. Это связано
с уменьшением стоимости
Рассчитаем показатели рентабельности, так как он является относительным показателем экономической эффективности работы предприятия.
Таблица 5
Показатели рентабельности продукции и основных средств
Показатель |
Годы |
отклонение (%) | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 к 2011 |
2011 к 2012 | |
Основные средства (тыс. руб.) |
61 040 000 |
55 260 000 |
53 685 000 |
-9,47 |
-2,85 |
Чистая прибыль |
426 000 |
216 000 |
7 792 000 |
-49,30 |
3507,41 |
Выручка от продажи |
206 012 000 |
225 167 000 |
277 756 000 |
9,30 |
23,36 |
Себестоимость |
156 563,00 |
181 579 |
226 103 |
15,98 |
24,52 |
Рентабельность продукции |
272,09 |
119 |
3 446 |
-56,28 |
2797,04 |
Рентабельность основных средств |
0,70 |
0,39 |
14,51 |
-43,99 |
3613,24 |
Из таблицы 5 видно, что на протяжении анализируемого периода издержки, понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции растут.
Рентабельность продукции в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил -56,28%, а уже в 2012 году по сравнению с 2011 выросла на 2 797,04%. Данная тенденция связана с резким увеличением спроса на продукцию, и как следствие ростом цен на нее.
Рассмотрим динамику себестоимости произведенной продукции на рисунке 4.
Рисунок 4. Динамика себестоимости продукции
В 2011 году себестоимость выросла на 15,98%, а в 2012 году на 24,52%. Эта тенденция связана с ростом цен на сырье. Так же видно, что себестоимость растет быстрее, чем выручка на предприятии, что говорит о физическом и моральном устаревании оборудования.
Рисунок 5. Динамика выручка от продаж
Как видно на рисунке 5, выручка от продаж растет на протяжении исследуемого периода, причем скачок наблюдается в 2011 году, в 2012 году характеризуется незначительным ростом по отношению к 2011 году.
Рентабельность основных средств в 2011 году по сравнению с 2010 снизилась на 43,99 %, а в 2012 году доля прибыли, приходящиеся на рубль стоимости основных средств составила 14,51%, что по сравнению с 2011 годом характеризуется резким ростом в 3 613,24% (см. табл. 4).
Так же при экономическом анализе важно так же рассмотреть следующие показатели рентабельности: рентабельность активов, рентабельность персонала и продаж.
Таблица 6
Показатели рентабельности активов, персонала и продаж
Показатель |
Годы |
Отклонение | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 | |
Среднесписочная численность работников |
550 |
555 |
560 |
0,91 |
0,90 |
Чистая прибыль |
426 000 |
216 000 |
7 792 000 |
-49,30 |
3507,41 |
Активы |
155 830 |
149 374 |
208 173 |
-4,14 |
39,36 |
Рентабельность персонала |
77 455 |
38 919 |
1 391 429 |
-49,75 |
3475,20 |
Рентабельность активов |
273 |
145 |
3 743 |
-47,10 |
2488,49 |
Рентабельность продаж |
7,93 |
4,08 |
5,13 |
-48,61 |
25,98 |
Из таблицы 6 видно, что чистая прибыль в 2010 году составила 426 000 рублей, в 2011 году этот показатель составил 216 000 рублей, что на 49,30 % ниже, чем в 2010 году, в 2012 этот показатель составил 7 792 000 рублей, что характеризуется резким ростом в 3507,41%.
В 2010 году каждый работник принес прибыли в размере 170 400, что на 49,09% больше чем в 2011 году. 2012 год характеризуется скачком в чистой прибыли, а, следовательно, и в рентабельности персонала (3475,20%).
Величина прибыли, приходящиеся на каждый рубль, составляющий имущество предприятия составляет в 2010 году 273% . В 2011 году этот показатель составил 145 %, а в 2012 вырос по сравнению с 2011 на 2488,49%.
Сумма прибыли, которую получает предприятие с каждого рубля проданной продукции, в 2010 году составила 7,93 %, в 2011 году этот показатель уменьшился 48,61 и составил 4,08%. 2012 год характеризуется ростом рентабельности продаж на 25,98% по отношению к 2011 году.
Рассмотрим на диаграмме
среднесписочную численность
Рисунок 6. Среднесписочная численность персонала в 2010-2012 гг.
Среднесписочная численность персонала увеличивается на протяжении всего исследуемого периода, данная динамика говорит об увеличении производственной мощности предприятия и ввода новых единиц оборудования.
2.2.Методы оценки
Одной из главных составляющих
инвестиционного анализа
Методы оценки экономической эффективности инвестиций делятся на три группы:
1) статические;
2) динамические;
3) методы оценки эффективности в условиях неопределенности и риска.
Статические методы делятся на одно- и многопериодные статические методы. [8, c.244]
Однопериодные статические методы основаны на сравнении вариантов инвестиционных проектов не за весь проектный период, а за 1 год, в качестве которого выбирается первый год работы предприятия на полную проектную мощность. Предпочтительный вариант выбирается по установленным критериям:
− объем инвестиционных затрат;
− прибыль;
− доход от проекта;
− рентабельность.
Многопериодные статические
Информация о работе Экономическая оценка инвестиций предприятия