Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:22, курсовая работа
На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой середины» состоит в следующем:
1) международная миграция капитала — это общемировой процесс, когда капитал, перетекая из страны в страну, «приходит» и «уходит», а Россия является составной частью мирового хозяйства и, соответственно, участницей процесса международной миграции капитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе можно и нужно привлекать в экономику страны;
2) однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, не следует допускать иностранный капитал в некоторые стратегически важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, не следует забывать и о задачах поддержки отечественного бизнеса, его конкурентоспособности и др.).
Введение……………………………………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения инвестиций и инвестиционного климата.
Сущность и основные понятия инвестиций. ………………………………………………………. 5
Классификация инвестиций. ……………………………………………………………………….. 7
Составляющие инвестиционного климата. ……………………………………………………….. 9
Глава 2. Внутренние инвестиции. …………………………………………………………………………. 12
Глава 3. Экономическая сущность иностранных инвестиций.
Место и роль иностранных инвестиций в экономике России …………………………………. 15
3.2. Законодательная, нормативно-правовая база привлечения и использования иностранных инвестиций в России ………………………………………………………………………………………….. 20
- выделение государственных
инвестиций для стимулирования
развития опорных сырьевых и
аграрных районов,
- поддержание научно-
- выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами.
Банковский кредит. Долгосрочное кредитование могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Нет необходимости говорить о важности долгосрочных кредитов для развития производства в России, которое находится в катастрофическом состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему подъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться банками в первую очередь на решение социальных программ под гарантии правительства, а пока правительство вынуждено финансировать необходимые программы из средств бюджета, а их в бюджете катастрофически не хватает.
Средства населения. Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно привлечением средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п.
Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций - инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов инвестировать свои деньги на фондовом рынке, установить строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.
Основным фактором, влияющим
на состояние внутренних возможностей
финансирования капиталовложений, является
финансово-экономическая нестаб
История привлечения иностранного капитала в Россию. По существу, первый опыт в этой области относится еще к правлению Петра I. В последующем эта политика с большей или меньшей степенью успешности сохранялась. Однако вплоть до 80—90-х гг. XIX в. иностранный капитал привлекался в основном в форме государственных займов, получаемых у иностранных банков. Займы способствовали развитию промышленности, с их помощью решалась проблема бюджетного дефицита. Но по ним надо было выплачивать большие проценты, для чего приходилось брать новые займы. В результате в 80-е гг. XIX в. платежи по старым государственным займам превышали поступления по новым.
Стремясь решить эти проблемы, граф С. Ю. Витте (министр финансов России в 1892—1903 гг. и глава правительства в 1905 — 1906 гг.) вместо займов начал осуществлять политику привлечения прямых заграничных инвестиций в конкретные отрасли промышленности и региональные банки. В 90-е гг. XIX в. в России отмечался активный приток иностранных инвестиций в угольную, металлургическую, нефтяную и энергетическую промышленность, а также в строительство железных дорог[4, c. 107].
Иностранных инвесторов привлекали в России: богатые природные ресурсы; дешевая рабочая сила; достаточно устойчивый внутренний рынок; недостаток собственных капиталов (вследствие чего — не очень острая конкуренция); низкие налоговые ставки и высокая доходность вложения капитала; достаточно развитое законодательство, обеспечивающее благоприятные условия функционирования иностранного капитала и одновременно защиту интересов экономики страны. Ввоз капитала давал возможность иностранным инвесторам обойти высокие импортные пошлины, которые ограничивали ввоз в страну импортных товаров.
В результате политики привлечения иностранного капитала прямые иностранные инвестиции в акционерные общества России составили к началу 1900 г. около 1/3 всего функционирующего в стране капитала. Приток почти половины этих инвестиций осуществляли филиалы иностранных компаний или обществ, специально учрежденных за границей для деятельности в России. Приток иностранного капитала в этот период стал постоянным, неотъемлемым элементом экономического развития нашей страны, выступая в качестве одного из существенных факторов формирования российского капитализма и одновременно включения России в общую систему мировых хозяйственных связей.
Тем не менее историки России дают неоднозначные оценки роли иностранного капитала в России в дореволюционный (до 1917 г.) период. С одной стороны, иностранный капитал способствовал возникновению и развитию в России новых отраслей промышленности, научно-технических разработок, использованию накопленного опыта организации производства, банковской системы и других рыночных институтов, росту занятости и конкуренции. С другой — в ряде случаев представители иностранного капитала тормозили производительное использование мощностей в некоторых отраслях промышленности, вывозили из страны значительные средства (иногда они были существенно больше вложений иностранного капитала в России).
Характерно, что и общественные деятели того периода по-разному оценивали место и роль иностранного капитала в экономике России. Так, премьер-министр С. Ю. Витте, выдающийся ученый и организатор промышленности Д. И. Менделеев в своих программах промышленного развития России рассматривали иностранные инвестиции едва ли не как единственное средство подъема производительных сил страны. Однако Московский биржевой комитет в тот же период принял обращение к правительству, в котором говорилось о вреде и несоответствии интересов иностранного капитала национальным интересам России. Нетрудно убедиться в том, что подобная дискуссия продолжается до настоящего времени.
К 1913 г. в экономике России 40 % инвестиций составлял иностранный капитал. Главной формой иностранных капиталовложений стали прямые инвестиции в действующие в России акционерные общества. Во многом благодаря иностранному капиталу за 1890 — 1913 гг. промышленное производство в стране увеличилось в 4 раза[4, c. 111].
После октября 1917 г. положение иностранных инвесторов в России существенно изменилось: в промышленности была проведена национализация, акции национализированных компаний аннулированы. Правда, интерес к иностранному капиталу советское правительство проявило сразу после прихода к власти: уже через два месяца после прихода к власти было сделано первое предложение о концессиях американскому представителю в России.
Практически иностранные капиталовложения стали поступать в народное хозяйство после перехода в 1921 г. к НЭПу (новой экономической политике). Иностранный капитал привлекался главным образом в форме концессий (от лат. concessio — разрешение, уступка). Концессия представляет собой договор о передаче в эксплуатацию иностранным инвесторам на определенный срок месторождений минеральных ресурсов, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству. При этом использовались формы так называемых чистых концессий, где капитал был полностью иностранным, и смешанных обществ — акционерных обществ, где государству принадлежала определенная часть.
Привлечение иностранного капитала в СССР в 20—30-е гг. не дало большого эффекта. В определенной мере это объясняется факторами политического характера, а также общим тяжелым состоянием народного хозяйства страны. Низкая производительность труда, отсутствие необходимых сырья и полуфабрикатов соответствующего качества и их дороговизна, значительные общие расходы по оплате труда иностранных специалистов, сложности в обеспечении транспортных перевозок, завышение курса советской валюты, высокие таможенные тарифы и т. п. — все это затрудняло деятельность иностранных инвесторов. Основная масса концессий прекратила существование в 1937 г., перестала функционировать и подавляющая часть смешанных обществ несмотря на острую потребность в дополнительных финансовых ресурсах, получаемых в виде иностранных инвестиций. В дальнейшем смешанные предприятия с участием отечественного капитала создавались исключительно за рубежом.
В послевоенный период внешнеэкономическое сотрудничество нашей страны начало активизироваться лишь с конца 50-х гг., а в большей степени — со второй половины 60-х гг. Начиная с этого момента иностранный капитал поступал в страну в виде целевых кредитов, которые шли на приобретение оборудования, технологий, лицензий и т. п., а также кредитов в рамках компенсационных соглашений. Последние использовались в СССР для привлечения иностранных фирм и банков к осуществлению проектов строительства крупномасштабных объектов. Однако ожидаемого эффекта получено не было: не были решены задачи технического перевооружения обрабатывающих отраслей, машиностроения, легкой и пищевой промышленности, ускоренного развития новейших производств и технологий.
Привлечение иностранного капитала в виде прямых инвестиций в экономику СССР длительное время считалось нецелесообразным. Этому препятствовали как существовавшие в тот период объективные причины — нерыночный механизм хозяйствования, так и субъективные — некоторые идеологические догмы, переоценка собственных научно-технических и технологических возможностей.
Определенный пересмотр подходов к привлечению и использованию иностранных инвестиций начал происходить уже в конце 80-х гг. (это было связано, например, с первыми попытками формирования свободных экономических зон). Но наиболее кардинальные сдвиги в отношении иностранных инвестиций произошли в начале 90-х гг., в период уже самостоятельного развития экономики России после распада СССР.
В целом для этого периода был характерен по существу обвальный экономический спад (по объемам ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства и т.д., но в еще большей степени — инвестиционной сфере). И только в 1999 г. проявились первые признаки повышения активности в инвестиционной сфере, когда общие инвестиции в основной капитал выросли на 4,5 %. В 2000 г. этот показатель составил уже 17,7 %. В 2001 — 2003 гг. инвестиционная активность в России продолжала возрастать.
В 90-е гг. можно выделить три основных этапа привлечения иностранных инвестиций в Россию (на примере прямых иностранных инвестиций)[5, c. 211].
Первый этап (с 1991 г. до финансового кризиса августа 1998 г., когда произошла девальвация отечественной валюты, — рубль «упал» по отношению к доллару в течении одного месяца в 4 раза).
В этот период объемы прямых иностранных инвестиций в РФ возрастали. Если за три года (1991—1993 гг.) они составили 2,9 млрд долл. (т. е. менее 1 млрд долл. в год), а в 1994 г. — 1,05 млрд долл., то в 1997 г. — уже 5,3 млрд долл. К концу 1997 г. в России было зарегистрировано 25,7 тыс. предприятий с иностранными инвестициями, в том числе и предприятия со 100%-ным участием иностранного капитала.
Второй этап характеризовался спадом прямых иностранных инвестиций в связи с негативными последствиями финансового кризиса августа 1998 г. В 1998 г. прямые иностранные инвестиции составили 3,5 млрд долл.
Для третьего этапа, начавшегося в 1999 г., характерен постепенный рост объемов прямых иностранных инвестиций: 1999 г. — 4,26 млрд долл., 2000 г. — 4,43 млрд долл. В 2001—2002 гг. ежегодные прямые иностранные инвестиции в России стабилизировались на уровне 4 млрд долл.
К концу 90-х гг. в России было зарегистрировано свыше 27 тыс. предприятий с иностранными инвестициями. Несмотря на то что фактически из них работала только половина предприятий (другие же по существу сохраняли свое присутствие в России), их удельный вес в основных макроэкономических показателях РФ был достаточно высок. Доля предприятий с иностранными инвестициями в ВВП России в 1999 г. составляла 9,6 %, в промышленном производстве — 11,4 %, в инвестициях в основной капитал — 10,2 % (при этом в пищевой промышленности и в сфере услуг связи — по 24 %), в общей численности занятых в экономике РФ — 1,4 %. Производительность труда на предприятиях с иностранными инвестициями была в 2 раза, а заработная плата в 1,5 раза выше, чем в среднем по промышленным предприятиям России.
По имеющимся оценкам,
общий объем накопленных
В целом же приток иностранных инвестиций в Россию к концу 2003 г. оставался на относительно низком уровне и не соответствовал реальным возможностям привлечения иностранного капитала в нашу страну.
Как же изменялось соотношение между прямыми, портфельными и прочими иностранными валютными инвестициями в 90-е начале 2000 гг.? Об этом свидетельствуют данные табл. 1[13].
Таблица 1. Структура поступивших в 1991 — 2002 гг. в Российскую Федерацию иностранных валютных инвестиций (%)
Инвестиции |
1991 |
1995 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Всего В том числе: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
прямые |
87,9 |
67,1 |
21,9 |
44,6 |
40,4 |
27,9 |
20,2 |
портфельные |
2,4 |
1,1 |
1,6 |
0,3 |
1,3 |
3,2 |
2,4 |
Прочие* |
9,7 |
31,8 |
76,5 |
55,1 |
58,3 |
68,9 |
77,4 |
* Относятся кредиты (в том числе и торговые) и банковские вклады.
Анализ данных табл. 1 позволяет выделить следующие характерные тенденции в соотношении прямых, портфельных и прочих иностранных инвестиций:
• снижение (по 1998 г. включительно) заинтересованности иностранных инвесторов к прямым инвестициям, а затем рост их удельного веса в 1999 г.;
• уменьшение удельного
веса портфельных иностранных
• существенный рост до 1998 г., а затем снижение в 1999 г. доли прочих иностранных инвестиций (причины — замораживание кредитов МВФ, замораживание и приостановление правительственных, в том числе торговых, кредитов, банковских вкладов);
• начиная с 1999 г. по 2002 г. — снова существенное сокращение удельного веса прямых иностранных инвестиций и значительный рост прочих инвестиций при сохраняющемся относительно небольшим удельном весе портфельных иностранных инвестиций.
Отраслевая структура иностранных валютных инвестиций в России в 2002 г. выглядела следующим образом: торговля и общественное питание — 44 % (включая и 22 % иностранных инвестиций, которые приходились на внешнюю торговлю). При этом 87 % всех инвестиций в торговлю и общественное питание составляли прочие иностранные инвестиции. Это значит, что иностранные инвесторы заинтересованы в большей степени не в развитии и модернизации реального сектора экономики России, а в финансировании поставок, прежде всего импортных в РФ.
Информация о работе Экономическая сущность иностранных инвестиций