Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:22, курсовая работа
На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой середины» состоит в следующем:
1) международная миграция капитала — это общемировой процесс, когда капитал, перетекая из страны в страну, «приходит» и «уходит», а Россия является составной частью мирового хозяйства и, соответственно, участницей процесса международной миграции капитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе можно и нужно привлекать в экономику страны;
2) однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, не следует допускать иностранный капитал в некоторые стратегически важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, не следует забывать и о задачах поддержки отечественного бизнеса, его конкурентоспособности и др.).
Введение……………………………………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения инвестиций и инвестиционного климата.
Сущность и основные понятия инвестиций. ………………………………………………………. 5
Классификация инвестиций. ……………………………………………………………………….. 7
Составляющие инвестиционного климата. ……………………………………………………….. 9
Глава 2. Внутренние инвестиции. …………………………………………………………………………. 12
Глава 3. Экономическая сущность иностранных инвестиций.
Место и роль иностранных инвестиций в экономике России …………………………………. 15
3.2. Законодательная, нормативно-правовая база привлечения и использования иностранных инвестиций в России ………………………………………………………………………………………….. 20
Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», устанавливаются федеральными законами. В 1997— 2001 гг. принято 9 федеральных законов об участках недр, право использования которыми может быть предоставлено на условиях СРП. Всего выделено 25 таких участков.
В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» субъекты Российской Федерации (в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами) осуществляют законодательное регулирование своего участия в СРП при пользовании участками недр на своих территориях.
Разработка условий
пользования недрами и
В СРП фиксируется целый ряд условий:
• соблюдение требований законодательства Российской Федерации;
• соблюдение соответствующих стандартов, норм, правил по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей среды и здоровья населения;
• обязанность инвестора при прочих равных условиях предоставлять преимущественное право на участие в работах по СРП российским юридическим лицам;
• обязанность инвестора страховать ответственность по возмещению ущерба в случае аварий (если они повлекли за собой загрязнение окружающей среды);
• обязанность инвестора ликвидировать все сооружения и т. п. по завершению работ и очистить от загрязнения территорию, на которой проводились работы по СРП.
В Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» имеется положение ст. 7 п. 2, в соответствии с которым инвестор обязуется размещать заказы на изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для геологического изучения, добычи и первичной переработки полезных ископаемых, в объемах не менее чем 70 % общей стоимости таких заказов между российскими юридическими или иностранными юридическими лицами, осуществляющими соответствующую деятельность и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории России. Кроме положений об инвесторе в Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» разработано положение об операторе (соответствующей фирме или ее филиале), который по поручению инвестора ведет всю организацию работы по СРП.
Однако основная суть СРП состоит именно в разделе продукции. Поэтому специальная статья указанного Федерального закона посвящена этим вопросам, а именно:
• определение общего объема произведенной продукции и ее стоимости;
• определение части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по СРП (это так называемая компенсационная продукция);
• раздел между государством и инвестором прибыльной продукции (произведенная продукция за вычетом той ее части, которая идет на уплату платежей за пользование недрами, и компенсационной продукции);
• передача государству
принадлежащей ему в
• получение инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями Соглашения. Эта часть продукции может быть вывезена за границу (в нее входит и компенсационная продукция) без количественных ограничений экспорта (если при этом нет ограничений в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).
При исполнении СРП инвестор платит налог на прибыль и платежи за пользование недрами, но в течение срока действия СРП освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством РФ (взимание заменяется разделом продукции на условиях СРП в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».
Государство гарантирует инвесторам их имущественные и иные права, приобретенные и осуществляемые ими в соответствии с СРП.
В указанном Федеральном законе зафиксированы также другие важные положения: о контроле за исполнением СРП, об ответственности сторон по СРП, о прекращении действия СРП, о разрешении споров и др.
Вместе с тем в настоящее время реализация Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» связана с рядом противоречий, к числу которых относятся:
• противоречия между иностранными и отечественными инвесторами;
• противоречия между центральными и региональными органами власти (Центр — субъекты РФ);
• противоречия в вопросе о том, какой должна быть компания-оператор: отечественной или иностранной.
Большое значение имеет и вопрос о сроках освоения месторождений (осваивать ли их в настоящее время или «придержать» на более благоприятное, с точки зрения мировой конъюнктуры, будущее).
В развитие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» Правительством РФ было принято постановление «О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией» от 2 февраля 2001 г. № 86, которым было утверждено «Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области подготовки, заключения и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией». В соответствии с указанными документами права и обязанности Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции в отношении участников недр и месторождений всех видов минерального сырья возлагаются на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Глава 4. Анализ объемов иностранных инвестиций за 2005г.
По данным Росстата за январь-сентябрь 2005 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 96.5 млрд. долларов США, что на 31.4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 53.1% (на конец сентября 2004 года – 57.5%), доля прямых инвестиций составила 44.9% (40.5%), портфельных – 2.0% (2.0 процента)(табл. 2)[13].
Таблица 2
Объем накопленных
иностранных инвестиций в экономике
России
по основным странам-инвесторам на
конец сентября 2005 года
Накоплено |
В том числе |
Справочно | ||||
всего |
в % к |
прямые |
порт- |
прочие |
поступило | |
Всего инвестиций |
96474 |
100 |
43330 |
1888 |
51256 |
26829 |
из них по
основным |
84997 |
88.1 |
37376 |
1632 |
45989 |
21976 |
в том числе: |
||||||
Кипр |
17576 |
18.2 |
12682 |
888 |
4006 |
3255 |
Люксембург |
16101 |
16.7 |
399 |
1 |
15701 |
3630 |
Нидерланды |
15586 |
16.1 |
12085 |
31 |
3470 |
4055 |
Великобритания |
9642 |
10.0 |
1802 |
144 |
7696 |
5003 |
Германия |
9321 |
9.7 |
2587 |
15 |
6719 |
1388 |
США |
7157 |
7.4 |
4361 |
402 |
2394 |
1167 |
Франция |
3483 |
3.6 |
424 |
0.0 |
3059 |
540 |
Швейцария |
2179 |
2.3 |
1015 |
86 |
1078 |
1546 |
Виргинские о-ва (Брит.) |
2151 |
2.2 |
1382 |
63 |
706 |
833 |
Багамские о-ва |
1801 |
1.9 |
639 |
2 |
1160 |
559 |
В январе-сентябре 2005 г. в экономику России поступило 26.8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 7.9% меньше, чем в январе-сентябре 2004 года. При сохранении темпов роста прямых иностранных инвестиций в экономику России на уровне прошлого года (январь-сентябрь 2005 г. – 18.1% против 19.8% в январе-сентябре 2004 г.) отмечается значительный рост доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций (на 5.4 п.п.), что отражает улучшение инвестиционного климата России(табл. 3)[13].
Таблица 3
млн. долларов США
Январь-сентябрь 2005 г. |
Справочно | ||||
млн. |
в % к | ||||
Январю-сентябрю 2004 г. |
итогу | ||||
Январю-сентябрю 2003 г. |
итогу | ||||
Инвестиции |
26829 |
92.1 |
100 |
139.4 |
100 |
из них: |
|||||
прямые инвестиции |
6602 |
118.1 |
24.6 |
119.8 |
19.2 |
в том числе: |
|||||
взносы в капитал |
4718 |
129.3 |
17.6 |
в 2.2р. |
12.5 |
лизинг |
133 |
в 7.1р. |
0.5 |
120.0 |
0.1 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций |
1593 |
133.7 |
5.9 |
84.3 |
4.1 |
прочие прямые инвестиции |
158 |
21.6 |
0.6 |
46.2 |
2.5 |
портфельные |
365 |
160.5 |
1.4 |
в 2.8р |
0.8 |
в том числе: |
|||||
акции и паи |
262 |
125.3 |
1.0 |
в 3.2р. |
0.7 |
долговые ценные |
103 |
в 5.5р. |
0.4 |
118.4 |
0.1 |
прочие инвестиции |
19862 |
85.2 |
74.0 |
144.4 |
80.0 |
в том числе: |
|||||
торговые кредиты |
4276 |
162.2 |
15.9 |
117.2 |
9.0 |
прочие кредиты |
15377 |
75.5 |
57.3 |
148.6 |
69.9 |
из них: |
|||||
на срок до 180 дней |
2034 |
59.9 |
7.6 |
111.9 |
11.7 |
на
срок свыше |
13343 |
78.7 |
49.7 |
159.0 |
58.2 |
прочее |
209 |
64.4 |
0.8 |
159.4 |
1.1 |
Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2005 г. - Кипр, Люксембург, Нидерланды, Великобритания, Германия, США, Франция. На долю этих стран приходилось 81.7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 79.3% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций (табл. 4)[13].
Таблица 4
Иностранные инвестиции в экономику России
в январе-сентябре 2005 г.
Поступило |
Погашено |
Переоценка |
Накоплено на конец | ||
всего |
в % к итогу | ||||
Всего |
26829 |
16402 |
2891 |
96474 |
100 |
в том числе по организа- сельское хозяйство, охота |
87 |
26 |
-1 |
593 |
0.6 |
рыболовство, рыбоводство |
18 |
20 |
-1 |
150 |
0.2 |
добыча полезных ископаемых |
4594 |
787 |
2 |
20715 |
21.5 |
обрабатывающие производства |
7577 |
7625 |
2690 |
25659 |
26.6 |
производство
и распределение |
239 |
102 |
4 |
536 |
0.6 |
строительство |
135 |
53 |
1 |
716 |
0.7 |
оптовая и розничная
торговля; |
8586 |
5635 |
3 |
22656 |
23.5 |
гостиницы и рестораны |
48 |
15 |
-0.2 |
432 |
0.4 |
транспорт и связь |
2253 |
489 |
16 |
8528 |
8.8 |
финансовая деятельность |
1376 |
628 |
155 |
5548 |
5.8 |
операции с недвижимым |
1823 |
882 |
-4 |
7810 |
8.1 |
государственное
управление и |
- |
50 |
28 |
2672 |
2.8 |
образование |
0.1 |
- |
- |
2 |
0.0 |
здравоохранение
и предостав- |
8 |
26 |
- |
33 |
0.0 |
предоставление прочих |
85 |
64 |
-2 |
424 |
0.4 |
Информация о работе Экономическая сущность иностранных инвестиций