Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:25, курсовая работа
Практическая значимость контрольной работы заключается в раскрытии процессов оптимизации семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей в условиях выявления взаимосвязи стиля воспитание с личностными качествами детей.
Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния семьи, и взаимоотношении родителей и детей.
Объектом исследования определили детско-родительские взаимоотношения, как фактор развития ребенка.
Предметом исследования обусловили процесс взаимоотношений и формирование самостоятельности детей.
Гипотиза - в детско-родительские взаимоотношения, влияют на развитие ребенка.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы изучения вопроса детко-родительских взаимоотношений, как фактора развития ребенка……………………………6
1.1. Детско-родительские взаимоотношения в психологии……………………………………………………………………….6
1.2. Классификация стилей воспитания в психологии……………………..7
1.3 Личностные особенности родителей в воспитании…………………….9
1.4. Семья как фактор развития ребенка……………………………………11
2 Экспериментальное исследования изучения личности родителя и влияние развитие ребенка………………………………………………………15
2.1 Цели, задачи, гипотеза исследования…………………………………15
2.2 Ход исследования………………………………………………………16
2.3 Анализ полученных результатов теста-опросника родителей……..20
Заключение……………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы изучения вопроса детко-родительских взаимоотношений, как фактора развития ребенка……………………………6
1.1. Детско-родительские взаимоотношения
в психологии……………………………………………………
1.2. Классификация стилей воспитания в психологии……………………..7
1.3 Личностные особенности родителей в воспитании…………………….9
1.4. Семья как фактор развития ребенка……………………………………11
2 Экспериментальное исследования изучения личности родителя и влияние развитие ребенка………………………………………………………15
2.1 Цели, задачи, гипотеза исследования…………………………………15
2.2 Ход исследования………………………………………………
2.3 Анализ полученных результатов теста-опросника родителей……..20
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость взаимоотношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют взаимоотношения с близким взрослым. Задачей данной работы является обзор основных современных подходов к исследованию детско-родительских взаимоотношений, исследование специфики родительского взаимоотношения, описание предложенного метода исследования и изложение предварительных результатов.
Актуальность темы: в настоящее время проблема детско-родительских взаимоотношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; Т.В. Архиреева, 1989; Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская, 1988; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских взаимоотношений: особенности воспитания ребенка и взаимоотношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских взаимоотношений и т.д.
Научная новизна работы,состоит в теоретическом анализе особенностей воспитания детей в семье; в выявлении факторов, обусловливающих позитивные(негативные) взаимоотношения детей с родителями; в изучении и использовании прогрессивного опыта народной педагогики.
Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских взаимоотношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская (1988) понимает систему или совокупность родительского эмоционального взаимоотношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: "принятие и любовь", "явное отвержение", "излишняя требовательность", "чрезмерная опека", а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, "принятие и любовь" порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как "явное отвержение" ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Методической основой работы является - учение о влиянии семьи как социальной среды на развитие личности ребенка; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой микросреды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка.
Практическая значимость контрольной работы заключается в раскрытии процессов оптимизации семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей в условиях выявления взаимосвязи стиля воспитание с личностными качествами детей.
Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния семьи, и взаимоотношении родителей и детей.
Объектом исследования определили детско-родительские взаимоотношения, как фактор развития ребенка.
Предметом исследования обусловили процесс взаимоотношений и формирование самостоятельности детей.
Гипотиза - в детско-родительские взаимоотношения, влияют на развитие ребенка.
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских взаимоотношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С.,Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие.
Божович Л.И. в работе Этапы формирования личности в онтогенезе установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его взаимоотношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в взаимоотношение родителей к нему. Дубровина И.В. в работе Семья и социализация ребенка рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание это процесс социальный в самом широком смысле.
Итак, для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских взаимоотношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского взаимоотношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой родительское взаимоотношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских взаимоотношений в семье.
Проблемность вопроса заключается в следующем: каковы основные направления психологической помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка в неполной семье.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе взаимоотношение и надеется на их защиту. Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, — это стресс, вызываемый страхом и тревогой. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Решение этой проблемы требует как
можно более раннего
Цель исследования изучить возможности и основные направления помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка.
Исследования А.Н. Леонтьева (1977), А.Р. Лурии (1980), Д.Б.Эльконина (1976) и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских взаимоотношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили взаимоотношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских взаимоотношений формируется личность ребенка.
При этом взаимоотношения в семье
могут иметь разноплановый
Очевидно, что социальная нестабильность, потеря (или угроза потери) взрослыми своей социальной позиции, неуверенность в себе, в завтрашнем дне, чувство вины за то, что обеспечиваешь семью хуже, чем другие, порождает у некоторых взрослых стремление выместить это на детях, что и проявляется во многих случаях жестокого обращения с детьми (Bandura A., Walters R.H., 1959; Бютнер К., 1991, Раттер М, 1987 и др.), провоцируя появление ситуаций, вызывающих тревогу у детей.
В связи с этим целью контрольной работы, стало изучение особенностей развития детско-родительских взаимоотношений в семье. Мы предположили, что неблагоприятные взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью, способствуют проявлению тревожности, что, в свою очередь, сказывается на восприятии ребенком системы семейных взаимоотношений.
1.1 Детко-родительское взаимоотношения в психологии
Первым научным направлением, поставившим детско-родительские взаимоотношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме взаимоотношений между детьми и родителями (Э.Эриксон, К.Хорни, др.). Наибольшую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через взаимоотношение к нему матери, а мать воспринимает как источник взаимоотношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.
В современных исследованиях, данного вопроса, происходит переориентация с изучения самосознания ребенка к исследованию его поведения, которое чаще всего описывается в терминах социальной адаптации и компетенции. Привязанность рассматривается уже не как взаимоотношение, а как стратегия поведения с родителями. E.Moss и др., (1998), отмечают положительную корреляцию между "надежным" типом привязанности и школьной адаптацией, гармоничной коммуникацией в детско-родительской диаде. В исследовании P.Crittenden (1996) показана прямая зависимость стратегии поведения школьников и подростков от качества привязанности к матери.
Помимо теории привязанности, весьма популярным в западной психологии являются теоретические модели, разработанные D.Baumrind (1967), а также E.S.Schaefer, R.A.Bell (1969). D.Baumrind предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль; E.S.Schaefer, R.A.Bell разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: "принятие-отвержение", а другой - стиль поведения родителей: "автономия-контроль". Каждая позиция взаимосвязью различных факторов, их взаимосвязанностью. Хотя данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, на сегодняшний день, дающими содержательное описание родительского взаимоотношения.
В последнее время одним из наиболее распространенных направлений исследования ДРО становятся кросскультурные и гендерные исследования. Проведенные исследования в этой области, показали, что каждому типу темперамента ребенка соответствует определенный родительский стиль поведения. Интересное исследование половых различий родительских стилей проведено A.Russel (1998, показали, что матерям в большей степени свойственен авторитетный стиль, отцам - авторитарный или попустительский. Авторитарный стиль более свойственен родителям мальчика, авторитетный - родителям девочки.
Согласно гипотезе, специфика родительского взаимоотношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по взаимоотношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное взаимоотношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского взаимоотношения, но и для межличностных взаимоотношений вообще.
Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского взаимоотношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. Ответственное взаимоотношение, беспокойство за будущее ребенка, порождает оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая ребенка в объект воспитания.
1.2 Классификация стилей
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в взаимоотношении ребенка. Могут быть выделены четыре наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны
предъявлять требования к своему
ребенку, исходя из целей воспитания,
норм морали, конкретных ситуаций, в
которых необходимо принимать педагогически
и нравственно оправданные