Экспериментальное исследования изучения личности родителя и влияние развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Практическая значимость контрольной работы заключается в раскрытии процессов оптимизации семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей в условиях выявления взаимосвязи стиля воспитание с личностными качествами детей.
Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния семьи, и взаимоотношении родителей и детей.
Объектом исследования определили детско-родительские взаимоотношения, как фактор развития ребенка.
Предметом исследования обусловили процесс взаимоотношений и формирование самостоятельности детей.
Гипотиза - в детско-родительские взаимоотношения, влияют на развитие ребенка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы изучения вопроса детко-родительских взаимоотношений, как фактора развития ребенка……………………………6
1.1. Детско-родительские взаимоотношения в психологии……………………………………………………………………….6
1.2. Классификация стилей воспитания в психологии……………………..7
1.3 Личностные особенности родителей в воспитании…………………….9
1.4. Семья как фактор развития ребенка……………………………………11
2 Экспериментальное исследования изучения личности родителя и влияние развитие ребенка………………………………………………………15
2.1 Цели, задачи, гипотеза исследования…………………………………15
2.2 Ход исследования………………………………………………………16
2.3 Анализ полученных результатов теста-опросника родителей……..20
Заключение……………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

39-Рациональные условия детко-родительских взаимоотношений.docx

— 70.96 Кб (Скачать файл)

3) Личностные особенности родителей. Наверное, действие этого фактора отследить наиболее сложно, для многих родителей, однако при некотором навыке или с помощью специалиста вполне возможно осознать наличие у себя тех или иных черт и их влияние на восприятие ребенка.

Так, например, можно проследить связь  между тревожностью родителя, ее проявлением (в виде опекающего и оберегающего поведения) и ее следствием - подавлением  развития активности и самостоятельности  ребенка.

Нередко приходится сталкиваться и  с такой ситуацией: родитель считает  своими недостатками какие-то черты  характера или привычки, отрицательно к ним относится. Поэтому, если он встречает их проявления у своего ребенка, то реагирует на них очень  эмоционально и начинает вести борьбу с этими недостатками с удвоенной  силой. Однако описанный случай не самый  сложный. Хуже, если родитель не осознает или не признает существование каких-то отрицательных черт в себе, а приписывает  их ребенку (иногда совершенно неоправданно) и ведет "военные действия" на чужой территории. Крайним следствием этой борьбы может стать даже эмоциональное  отвержение ребенка (родитель не способен смириться с наличием недостатков, а потому никогда не принимает  ребенка таким, какой он есть, пытаясь  его постоянно "улучшать").

Негибкость поведения и мышления родителя, привычка действовать в  разных ситуациях по одной схеме, может приводить к конфликтам в детско-родительских отношениях. Это вызывает необходимость "подстраиваться" под новый этап возрастного развития ребенка по мере его роста. Таким  родителям может казаться, что  их дети стали хуже, упрямее, своевольнее, эгоистичнее, просто потому, что прежние  методы в обращении с ними уже  не годятся, а новые выработать сложно, это и вызывает у родителей  напряжение, раздражение от необходимости  перемен.

4) Отношения со вторым родителем ребенка. Если что-то в ребенке напоминает того, кого хотелось бы стереть из памяти, кто нанес душевную рану, то естественно, что в этом случае, родитель совершенно иначе будет воспринимать те характеристики ребенка, которые он унаследовал от второго биологического родителя. К сожалению, описанное явление довольно часто лежит в основе недовольства ребенком разведенным родителем, однако взрослыми с трудом осознается истинная причина этого неприятия. В подобных ситуациях очень важно осознавать, что "перевоспитывая" ребенка, "борясь" с его недостатками, вы главным образом ведете незримую войну в отношениях с бывшим супругом -гой, но делаете это на территории ребенка, который ничуть не виноват в том, что вы выбрали ему такого отца (или мать).

5) Обстоятельства рождения ребенка. Если родители воспринимают своего ребенка как "болезненного", "хрупкого" или "беззащитного", то полезно вспомнить при каких обстоятельствах появился на свет их малыш. Нередко страх потерять ребенка, приводящий к описанному искажению восприятия, появляется у родителей при наличии таких проблем, как долгое лечение бесплодия, тяжелые роды и их последствия, перенесение ребенком серьезного заболевания в раннем детстве, или же, напротив, нежеланность появления ребенка, несоответствие его пола ожидаемому или желаемому, осложнения в личной жизни с появлением малыша и т.п., могут приводить к эмоциональному отвержению ребенка.

Конечно, перечисленные аспекты  отнюдь не исчерпывают все разнообразие факторов, влияющих на взаимоотношение родителей к ребенку. Однако их достаточно для того, чтобы понять, как сложны эти отношения и из каких разных компонентов они складываются.

 

 

 

  1. Экспериментальное исследования изучения личности родителя  и влияние на развитие ребенка

2.1 Цели, задачи, гипотиза исследования

 

   Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы - влияние детско-родительских взаимоотношений на развитие ребенка.

Анализ литературы выявил, что изучению детско-родительских взаимоотношений во все времена уделяется много внимания. Проводились исследовательские работы по проблеме влияния личности родителя на стиль взаимоотношения к ребенку. Так А.И. Захаровым и его коллегами (А.И.Захаров, 1998) исследовались семьи детей, больных неврозами, и полученные результаты сравнивались с результатами обследования контрольных семей, здоровых в нервно-психическом отношении. Проведенные сравнения позволяют считать, полученные данные характерными для семей, в которых дети больны неврозами. В этих семьях по личностным особенностям родителей, особенностям воспитания и преморбидным чертам характера детей можно с известной долей вероятности предсказать риск невротического заболевания у детей.

В данной курсовой работе, самоцелью  хотелось бы выделить тот факт, что  любой родитель использует тот или  иной стиль взаимоотношения к ребенку, неосознанно направляемый личностными чертами, свойственными его характеру. Разница состоит лишь в том, что совокупность черт характера одного родителя приводит к правильному взаимодействию с ребенком и оказывает на ребенка положительное воздействие, а у другого родителя доминируют такие черты, которые ведут к неприемлемому, с точки зрения психологии и педагогики, стилю воспитания и отрицательно сказываются на формировании личности ребенка.

Исходя из вышесказанного целью практической части работы поставим: изучить влияние личностных особенностей на развитие ребенка. Исходя из цели, определим задачи:

1)         Обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения характерологический черт личности родителей, стилей взаимодействия и взаимоотношения с ребенком.

2)         Организовать и провести психологический эксперимент.

3)         Сформулировать основные выводы и практическую значимость проведенного исследования.

Гипотеза: Мы предполагаем, что совокупность определенных характерологических черт в личности родителя влияет на психическое развитие ребенка.

Практическая работа по изучению характера  взаимоотношений в семье проводилась  с помощью следующих методов:

·          Беседа с родителями и детьми;

·          Тест-опросник родительского взаимоотношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин). МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН. Тест-опросник родительского взаимоотношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Отношение родителей, это система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов по взаимоотношению к ребенку, его восприятия и характера. Инструкции и текст опросника в приложении 1.Опросник "Взаимодействие родитель—ребенок". Инструкции и текст опросника - смотри приложение.

·          наблюдение.

 

 

 

2.2  Ход исследования

 

В ходе исследования, были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей  являлось наличие детей младшего дошкольного и школьного возраста. Данные и результаты, полученные при  проведении различных методов с  детьми, имеют субъективную оценку детей, т.е. отражают точку зрения детей  младшего школьного возраста.

Первым из методов, использованных в исследовании семьи, была беседа. Цель беседы: установить контакт с  семьей; получить основные данные о  семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст).

Общий анализ данных выглядит следующим  образом:

1. 90% из 10 семей имеет полный состав. 10% (1 семья - 06) формально полная. В  этой семь отец не участвует  в воспитании детей из-за частых  разъездов.

По количеству детей:

10% (04) имеет 3 детей.

40% (02, 05, 06, 08) - 2 детей.

50% (01, 03 07, 09, 10) - 1 ребенка.

С целью выявления детско-родительских взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, получения  данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место  среди них, был проведен тест "Клинический  рисунок семьи" (КРС) Р. Бенса и С.Кауфмана.

Этот тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный  лист бумаги для рисования, карандаши  и ластик. После того, как дети заканчивали рисунок, нами отдельно проводилась беседа по следующей  схеме:

1) Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?

2) Где работают и учатся члены семьи?

3)Как в семье распределяются домашние обязанности?

В системе количественной оценки КРС  учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается  качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка  или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также взаимоотношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей анализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов.

Исходя из количества баллов, определили симптомокомплекс семейной ситуации.

Выделяют 5 симптомокомплексов:

1) Благоприятная семейная ситуация.

2) Тревожность.

3) Конфликтность в семье.

4) Чувство неполноценности в семейной ситуации.

5) Враждебность в семейной ситуации (см. Приложение 2).

В результате проведения КРС с детьми младшего школьного возраста мы получили следующие результаты:

1. В семье 01 симптомокомплексы по I - 0,3 балла, II- 0,4 балла, III - 0,1 балл, IV - 0,1 балла, V - 0,2 балла. Из этого видно, что в семье ребенок чувствует тревожность 0,4 (II), что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией.

В семье 02 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,4 балла, II- 0,4 балла, III - 0,3 балл, IV - 0,5 балла, V - 0,5 балла. В этой семье самое большое количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации - 0,5 баллов (V).

В семье 03 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,3 балла, II- 2,5 балла, III - 0,2 балл, IV - 0 баллов, V - 0,2 балла. Семейная ситуация ребенком воспринимается как тревожная.

В семье 04 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,7 балла, II- 0,1 балла, III - 0,2 балла, IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Семейная ситуация благоприятная - 0,7 баллов.

В семье 05 симптомокомплексы имеют такие баллы: I - 0,5 балла, II- 0,5 баллов, III - 0,1 балла, IV - 0,2 балла, V - 0,2 балла. Несмотря на общую благоприятную ситуацию ребенок ощущает тревожность.

В семье 06 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,8 балла, II- 0,5 балла, III - 0,3 балла, IV - 0,2 балла, V - 0,4 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье - 2,6 балла.

В семье 07 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,2 балла, II- 4,5 балла, III - 2,3 балла, IV - 0,2 балла, V - 0 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье.

В семье 08 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,3 балла, II- 0,3 балла, III - 2,3 балла, IV - 0,2 балла, V - 0 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье - 2,6 балла. В этой семье очень высокий уровень тревожности, а также выраженная конфликтность.

В семье 09 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,6 балла, II- 0,3 балла, III - 0 баллов, IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Благоприятная семейная ситуация.

В семье 10 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I - 0,63 балла, II- 0,6 балла, III - 0 баллов, IV - 0,2 балла, V - 0 баллов. Несмотря на благоприятную ситуацию, ребенок проявляет тревожность.

Для того чтобы представить общую  картину результатов, разделили  испытание семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 30% 0 (семья 09, 06, 04) - состояние  в семье ребенком определяется как  благоприятное. Это группа I.

II группа - это семьи, в которых  выражена тревожность детей. Они  составили 50% (семьи 01, 02, 03, 04, 07, 08).

III группа - это семьи, где наравне  с благоприятным микроклиматом  проявляется тревожность детей.  Это 20% от общего количества (семьи  05, 10).

Общая сумма баллов по отношению  к комплексам имеет следующие  данные: по II симптомокомплексу - тревожность - наибольшее количество баллов - 10,4, затем идет I симптомокомплекс - благоприятная семейная ситуация - 45 баллов; III - конфликтность - 3,1 балла; IV - чувство неполноценности - 1,4 балла; V - враждебность - 2,2 балла.

Таким образом, можно заключить, что  в данных семьях дети наиболее проявляют  тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями  в семье, т.е. с родителями.

Далее родителями был выполнен тест-опросник родительского взаимоотношения (Варга, Столина). Здесь следует отметить: опросник выявляет взаимоотношение родителей не ко всем членам семьи, а применительно к ребенку, исследуемому нами.

Данный тест предусматривает собой  психодиагностический инструмент, ориентированный  на выявление родительского взаимоотношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по взаимоотношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков.

Информация о работе Экспериментальное исследования изучения личности родителя и влияние развитие ребенка