Экспериментальное исследования изучения личности родителя и влияние развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Практическая значимость контрольной работы заключается в раскрытии процессов оптимизации семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей в условиях выявления взаимосвязи стиля воспитание с личностными качествами детей.
Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния семьи, и взаимоотношении родителей и детей.
Объектом исследования определили детско-родительские взаимоотношения, как фактор развития ребенка.
Предметом исследования обусловили процесс взаимоотношений и формирование самостоятельности детей.
Гипотиза - в детско-родительские взаимоотношения, влияют на развитие ребенка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы изучения вопроса детко-родительских взаимоотношений, как фактора развития ребенка……………………………6
1.1. Детско-родительские взаимоотношения в психологии……………………………………………………………………….6
1.2. Классификация стилей воспитания в психологии……………………..7
1.3 Личностные особенности родителей в воспитании…………………….9
1.4. Семья как фактор развития ребенка……………………………………11
2 Экспериментальное исследования изучения личности родителя и влияние развитие ребенка………………………………………………………15
2.1 Цели, задачи, гипотеза исследования…………………………………15
2.2 Ход исследования………………………………………………………16
2.3 Анализ полученных результатов теста-опросника родителей……..20
Заключение……………………………………………………………………23
Литература……………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

39-Рациональные условия детко-родительских взаимоотношений.docx

— 70.96 Кб (Скачать файл)

Данный опросник состоит из 61 утверждений. Опросник заполняли оба родителя из каждой семьи. По количеству утверждений по таким параметрам как: I - "принятие - отвержение"; II - "кооперация"; III - "симбиоз"; IV - "авторитарная гиперсоциализация"; V - "маленький неудачник" получили следующие результаты:

 

№ Семья

I par

II par

III par

IV par

V par

01-ая семья

Мать

11 баллов

68,35%

5 б.

31,19%

5 б.

86,63 %

6 б.

95,74 %

6 б.

99,83 %

Отец

15 баллов

90,50%

4 б.

9,77%

2 б.

39,06 %

5 б.

83,79 %

1 б.

45,57 %

02 семья

Мать

5 б.

0 %

2 б.

19,22 %

2 б.

39,06 %

2 б.

13 %

1 б.

45,54 %

Отец

4 б.

0 %

2 б.

5,67 %

0 б.

5,76 %

2 б.

32,13 %

2 б.

70,25%

3 семья

Мать

14 б

88,60%

3 б.

7,88%

3 б

57,96%

7 б

100%

5 б

96,83%

Отец

9 б

31,01%

6 б

19,22%

3 б

57,96%

1 б

13,86%

3 б

84,81%

4 семья

Мать

4 б

0%

9 б

80,33%

3 б

57,96%

2 б

32,13%

1 б

45,57%

Отец

6 б

0,63%

5 б

12,29%

5 б

86,63%

0 б

4,41%

2 б

70,25%

5 семья

Мать

5 б

0%

5 б

12,29%

0 б

4,72%

1 б

13,86%

1 б

45,57%

Отец

5 б

0%

3 б

7,88%

4 б

74,97%

0 б

4,41%

0 б

14,55%

6-ая семья

Мать

5 б

0%

9 б

80,33%

1 б

19,53%

1 б

13,86%

1 б

45,57%

7-ая семья

Мать

13 б

84,17%

8 б

48,92%

3 б

57,96%

6 б

95,74%

2 б

70,25%

Отец

5 б

0%

4 б

9,77%

3 б

57,96%

2 б

32,13%

0 б

14,55%

8-ая семья

Мать

9 б

31,01 %

7 б

31,19%

2 б

5,67%

4 б

74,49%

1 б

14,55%

Отец

9 б

31,01%

7 б

31,19%

5 б

86,63%

1 б

13,86%

2 б

70,25%

9-ая семья

Мать

7 б.

3.79%

6 б

19,22%

4 б

74,97%

1 б

13,86%

2 б

70,25%

Отец

2 б

0,%

3 б

7,88%

4 б

74,97%

1 б

13,86%

4 б

93,04%

10 семья

Мать

15 б

90,50%

5 б

12,23%

6 б

92,93%

6 б

95,74%

7 б

99,37%

Отец

9 б

31,01%

3 б

7,88%

2 б.

39,06%

3 б

53,87%

1 б

45,57%


 

 

 

 

    2.3 Анализ полученных  результатов теста-опросника родителей

 

В 1 семье по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр - авторитарная гиперсоциализация.

Во 2 семье - V параметр - "маленький  неудачник", инфантилизация.

В 3 семье - V параметр - "маленький  неудачник", инфантилизация.

В 4 семье - III параметр, симбиоз.

В 5 семье III параметр, симбиоз.

В 6 семье - II параметр, социальная желательность.

В 7 семье - IV параметр, гиперсоциализация.

В 8 семье - III параметр, симбиоз.

В 9 семье - V параметр, "маленький  неудачник".

В 10 семье - IV параметр, гиперсоциализация.

Общий анализ:

По I параметру - 0 семей

По II параметру одна семья, 10% - с. № 6

По III параметру - три семьи, 30%         с. № 4, № 5, № 8.

По IV параметру - три семьи, 30%         № 1, № 7, № 10

По V параметру - 3 семьи, 30%    № 2, № 3, № 9

В исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное взаимоотношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.

Далее были рассмотрены особенности  взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту. Данное направление  проводилось с помощью теста, обработанного для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений  выделили следующие факторы:

1 - доброта, 2 - согласие, 3 - теплота, 4 - готовность прийти на помощь, 5 - сотрудничество.

Для выявления негативного отношения  в качестве критериев определили следующие признаки:

1 - несогласие, 2 - равнодушие, 3 - частые  конфликты, 4 - отсутствие сотрудничества, 5 - холодность. (см. Приложение 5).

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между  детьми и родителями.

В семье 01 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 02 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 03 взаимоотношения носят  негативный характер.

В семье 04 взаимоотношения адекватные, позитивные.

В семье 05 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 06 взаимоотношений позитивные.

В семье 07 взаимоотношения носят  неустойчивый характер.

В семье 08 взаимоотношения неустойчивые.

В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные.

В семье 10 Взаимоотношения позитивные.

Итак, у 60% семей взаимоотношения  носят неустойчивый характер, т.е. они  могут быть и негативными и  позитивными в зависимости от ситуации (01, 02, 05, 07, 08, 10). У 40% семей взаимоотношения  характеризуются как позитивные, стабильные (04, 06, 09). У 10% семей взаимоотношения  негативные (03).

Исходя из этого, можно заключить, что позиции родителей играют немаловажную роль в психическом  благополучии ребенка. Результаты полученные при подсчетах, подтверждает выводы, сделанные в ходе эмпирического анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, анализирую роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает  и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку  и помощь, в котором учится любви  к миру, к людям, у ребенка, сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна - большую роль играет самовоспитание и тот багаж  жизненного опыта, который человек  получил в своих прошлых жизнях генетически зафиксированная в  родителях. Именно поэтому все люди рождаются уже с присущими  им чертами характера, а также  роль внесемейного воспитания, который человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.

Процесс воспитания в семье носит  характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают  тем самым и самих себя. В  зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей  к ребенку происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных также как и политика "невмешательства", игнорирование интересов ребенка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни (гипоопека) формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого взаимоотношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления "залезть в душу" c любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка необходимо помнить  внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

·          Принимать активное участие в жизни семьи;

·          Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

·          Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

·          Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

·          Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

·          Уважать право ребенка на собственное мнение;

·          Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Поставленная в исследовании цель: изучить соотношение личностных черт родителей и стиля воспитания ребенка - достигнута.

Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась: личностные особенности  родителей оказывают влияние  на выбор ими стиля взаимоотношения к ребенку. На этот факт указывали многие исследователи психологии семьи (Адлер А., 1998; Варга А.Я., 1986; Захаров А.И.,1998; Навайтис Г.А., 1998; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999 и др.).

Исследование по выявлению соотношения  личностных черт родителей и стиля  взаимоотношения к ребенку позволило экспериментально доказать наличие связи между этими факторами, сравнить личностные черты родителей с конструктивным и деструктивным стилем взаимоотношения к ребенку.

В теоретической части работы изучена  роль семьи в развитии и воспитании ребенка; описаны особенности психического развития детей, воспитывающихся вне  семьи или в условиях психологической  депривации; рассмотрены различные классификации стилей родительского взаимоотношения в зарубежной и отечественной психологии.

Обзор исследований в области психологии личности и психологии семьи подтверждает теоретическую закономерность влияния  детско-родительских взаимоотношений на развитие ребенка.

На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендаций для супругов, готовящихся стать  родителями, и для родителей, задумывающихся над вопросами воспитания детей, обращающихся за психологической помощью  к специалистам. Кроме того, полученные данные можно учитывать при разработке групповых и индивидуальных программ, направленных на коррекцию детско-родительских взаимоотношений, а также при планировании обучающих, развивающих тренинговых программ для родителей, способствующих их личностному росту.

Дальнейшие исследования могут  быть направлены на изучение динамики изменения степени влияния личностных черт родителей на стиль воспитания ребенка, по мере его взросления. Также, расширение выборки: увеличение численности, включение отцов в число испытуемых, позволит выявить гендерные различия в этом вопросе. Изучение влияния социокультурных и семейных традиций, особенностей общения взрослых членов семьи между собой, степени удовлетворенности браком, количества детей, наличия в качестве участников воспитания бабушек и дедушек и т.д. - позволит более дифференцировать подход при разработке рекомендаций и коррекционных программ для родителей в зависимости от пола, социальной ситуации родителей и возраста ребенка.

Как известно, все великие истины могут быть выражены очень кратко, несколькими словами. Хочется, чтобы  настоящие и будущие родители поняли это, поняли великую силу любви  чистой, искренней, очищающей и прислушались к приводимому здесь совету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240с.

2. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 1985. - №2. - С. 186 - 187.

3. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. - Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. - 150с.

4. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 1976. - 40с.

5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.

6. Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис. … канд. псих. наук. – Улан-Удэ, 1998. – 166 с.

7. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 1985. - 416с.

8. Любина Г. Как воспитать ребенка удачника? //Дошкольное воспитание. 1997. №1, С.73.

9. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 486 с.

10. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А.Маркова, М., 1979. - 318 с.

11. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2. - С. 17.

12. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. - 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 576 с.

13. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М.: Молодая Гвардия, 1980. - 223 с.

14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. - 360 с.

Информация о работе Экспериментальное исследования изучения личности родителя и влияние развитие ребенка