Лизинг как дополнительная форма финансирования капитальных затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить теоретические основы лизинга как формы финансирования капитальных вложений, рассмотреть правовые аспекты его применения, проанализировать эффективность привлечения лизинговых и кредитных ресурсов, а также оценить проблемы и перспективы развития лизинга как формы капитальных вложений.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи: -рассмотреть экономическую сущность лизинга посредством выделения его признаков, видов; -проанализировать состояние «правового поля» для функционирования лизинга; -привести формулы, позволяющие провести сравнение различных видов финансирования для выбора оптимального; -оценить пути повышения эффективности лизинга.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы лизинга как формы капитальных вложений
1.1 Понятие, виды лизинговых сделок
1.2 Сущность капиталовложений, их роль в деятельности предприятия
1.3 Лизинг как инструмент долгосрочного финансирования
1.4 Правовые аспекты лизинговых операций
2 Анализ механизма реализации лизинговых сделок
Реализация лизинговой сделки при различных видах лизинга
Сравнительный анализ эффективности кредита и лизинга для приобретения основных средств
3 Перспективы использования лизинга как формы капитальных вложений
3.1 Проблемы развития лизинга в России
3.2 Пути повышения эффективности лизинга
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курс.раб. инвестиции .doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

По оценкам экспертов  лизинговых компаний и ассоциации «Рослзинг», развитие лизинга в России в дальнейшем будет происходить на фоне увеличения общего объема лизинговых операций, а также освоения новых сфер лизинговой деятельности. Успешное развитие лизинга во многом зависит от политической и экономической стабильности в стране.

Можно выделить ряд основных причин, которые сдерживают развитие лизинговой деятельности.

1.Недостаток финансовых ресурсов лизинговых компаний, которые зависят от банков-учредителей. При ухудшении финансового положения банка финансовое положение лизинговой компании становится неустойчивым.

2.Достаточно высокие процентные ставки по кредитам. Российские банки предоставляют кредиты на небольшой срок три-пять лет, с высокой процентной ставкой, в то время как лизинговым компаниям необходимы средства на более длительный период с приемлемой процентной ставкой.

3.Отсутствие вторичного рынка оборудования.

4.Не всегда благоприятные условия налогового и валютного законодательства.

5.Таможенные барьеры, препятствующие развитию международного лизинга.

6. Недостаточная квалификация  кадров.

7. Неразвитая инфраструктура  лизингового рынка, отсутствие  развитой сети лизинговых компаний, юридических и консалтинговых  фирм, которые работают с лизингом.

8. Отсутствие системы  информационного обеспечения лизинга, которая обеспечивала бы наличие постоянно восполняемой и доступной информации о предложениях на рынке лизинговых услуг.

Кризисные явления привели  к тому, что долгосрочное финансирование лизинговых компаний оказалось практически  недоступным для большинства компаний, за исключением некоторых муниципальных, государственных лизинговых фирм.

7 бед российского лизинга:

    • возмещение НДС;
    • произвол налоговых инспекций на местах;
    • проблема определения выкупной стоимости имущества;
    • противоречия и недоработки в законодательстве, препятствующие развитию отдельных сегментов;
    • отсутствие современного и адекватного регулирования бухгалтерского учета налоговых операций;
    • проблемы общего характера;
    • проблемы внутреннего характера.

Возмещение НДС сейчас, пожалуй, самый больной вопрос для лизингодателей. Это и неудивительно – по весьма и весьма примерным оценкам у налоговиков осело около 27 млрд. рублей (1 млрд. долл.), возмещения которых лизинговые компании уже ждут от полугода до нескольких лет – почти как экспортеры. Главная проблема всех лизинговых компаний заключается в больших сроках возврата НДС. Во всем мире НДС возвращают в течение месяца после подачи декларации, у нас же этот процесс занимает две трети всего срока лизинга.

Вообще произвол налоговой  инспекции на местах стал в ряде регионов уже притчей во языцех. И неудивительно - ведь, судя по отзывам лизингодателей, наиболее тяжело обстоит дело в Москве, где прописана примерно половина работающих в России лизинговых компаний.

Одним из наиболее актуальных вопросов, касающихся налогообложения лизинговых операций, стало определение выкупной стоимости имущества.. Подход, выбранный Минфином, не учитывает специфики лизинговой деятельности как предоставления предмета лизинга во временное владение и пользование и, по сути, пытается приравнять лизинг к купле-продаже с рассрочкой платежа по единственному критерию отсутствия выкупной цены в договоре лизинга. В большом количестве случаев, возможно обосновать неправильность дискретного рассмотрения лизинговых платежей и выкупного платежа для целей трансфертного ценообразования. Помимо проблем, связанных с налогами, лизинговые компании при заключении сделок на отдельных сегментах сталкиваются с целым рядом юридических барьеров. Прежде всего, это касается оформления сделок с недвижимостью. Существуют пробелы и противоречия в действующем Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)», что препятствует развитию многих направлений лизинга. Полностью отсутствует нормативная база, регулирующая вопросы государственной регистрации договоров лизинга недвижимого имущества. Применяемая по аналогии нормативная база в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не учитывает многих аспектов лизинга как разновидности инвестиционной деятельности. Неудивительно, что порядка 2/3 лизинговых компаний - респондентов назвало лизинг недвижимости (коммерческой недвижимости, водных и воздушных судов) самым сложным для работы сегментом.

На отдельных сегментах, помимо вопросов правового характера, возникают проблемы, обусловленные непосредственно экономической ситуацией. Так, развитию лизинга недвижимости заметно мешает практика постановки зданий на учет по заниженной в разы стоимости. Развитию авиализинга – наличие государственных программ, которые могли бы обеспечить поддержку отечественных производителей и создание ими необходимой инфраструктуры для обслуживания авиапарков. Не хватает долгосрочных, подкрепленных финансовой базой, государственных программ развития авиации и программ поддержки субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере авиации. Наличие соответствующих программ могло бы сделать рынок данных услуг более привлекательным для иностранных и российских инвесторов.

Отдельной группой для  лизинговых компаний стоят внутренние проблемы, связанные с обеспечением достаточно высокого уровня устойчивости, адекватного бухгалтерского и управленческого учета, маркетингового анализа и достаточного уровня информационной открытости, а также проблема поиска квалифицированных кадров.

Таможенного режима, специально предусмотренного только для договоров лизинга, в российском таможенном законодательстве нет. Существует ряд таможенных режимов, которые позволяют ввозить в РФ и использовать на территории РФ объекты лизинга, включая возможность оставления их на территории РФ.

Предмет договора лизинга  можно ввезти в соответствии с  таможенным режимом выпуска для  внутреннего потребления  только при условии уплаты всех ввозных таможенных платежей, а также соблюдения запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом ставки таможенных пошлин могут составлять до 25% от таможенной стоимости имущества, а НДС- 18%. В этой связи единовременная оплата таможенных пошлин со всей стоимости оборудования является серьезным препятствием для реализации сделки, особенно если учесть, что лизингополучатель выплачивает аванс в размере 20- 30% от стоимости оборудования. После таможенного оформления товара (предмет лизинга) в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, такой товар выпускается в РФ для свободного обращения и приобретает статус российского товара.

Предмет договора лизинга  можно ввезти в соответствии с  таможенным режимом временного ввоза. При этом абзац третий п.1 ст.213 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) допускает временный ввоз товаров на срок до 34 месяцев. Временный ввоз товаров допускается при одновременном соблюдении следующих условий:

- товары относятся  к основным производственным фондам (средствам);

- товары не являются  собственностью российских лиц; 

- в отношении временно  ввезенных товаров уплачиваются  периодические суммы таможенных пошлин и налогов в размере 3% от общей суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащей уплате при выпуске данных товаров в свободное обращение на территории РФ.

Таким образом, пользователь временно ввезенными товарами (лизингополучатель) имеет возможность воспользоваться беспроцентной рассрочкой уплаты таможенных пошлин, налогов на срок до 34 месяцев, с последующим правом выпуска предметов лизинга для свободного обращения (п.5 ст.212 ТК РФ). На временно ввезенное оборудование предоставлены льготы в виде периодической частичной уплаты таможенных пошлин, налогов. Однако следует отметить, что преимущества, получаемые по ТК РФ, все же менее значительны, чем льготы, предусмотренные Законом о финансовой аренде. По ТК РФ, рассрочка предоставляется максимум на 34 месяца, а по Закону о финансовой аренде на весь срок договора лизинга. При этом на практике срок договора международного лизинга может составлять более 5 лет.

Объект договора лизинга  можно ввезти в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.  При этом предмет лизинга может использоваться только в пределах территорий свободных таможенных зон. Однако, специальных мест прибытия в РФ, мест доставки и/или мест таможенного декларирования товаров, являющихся объектом договора лизинга, таможенным законодательством не предусмотрено.

Важное место среди факторов, сдерживающих развитие рынка лизинга в России в 2010 году, занял фактор нехватки надежных клиентов. Можно отметить достаточно неразвитую систему оценки рисков лизингополучателя. В России традиционно этим занимаются банки, у лизинговых же компаний зачастую нет достаточно серьезных соответствующих подразделений и служб. Детальная проверка каждого лизингополучателя ведет к увеличению накладных расходов лизингодателя, а, следовательно, увеличивает стоимость лизинга, и удлиняет сроки оформления сделки.

«Фактор нехватки «длинных» (долгосрочные кредиты) и «дешевых» (низкие процентные ставки за пользование кредитом) денег в 2010 году занял второе место по значимости». Средние и небольшие лизинговые компании в условиях испытывают сложности с привлечением «длинных» средств, поскольку не обладают статусом первоклассных заемщиков. Более-менее устойчиво чувствуют себя лизингодатели, аффилированные с крупными банками (предоставляющими финансирование в необходимых объемах), а также пользующиеся господдержкой.

«Фактор доступа к  необходимому объему средств опустился на третье место». Кредитовать лизинговые компании в требуемом объеме не позволяет норматив Центробанка, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика. Необходимость повышения этого лимита для лизинговых компаний является весьма актуальным вопросом, поскольку большинство из них создано при банках, в которых они и кредитуются. В результате банк, желающий расширить объем лизинговых операций, вынужден создавать еще одну или несколько компаний, что ведет к дополнительным издержкам.

«Фактор низкого спроса на лизинговые услуги не потерял свою значимость и занял четвертое место». В условиях отсутствия денег у предприятий, спада производства, а также значительного сокращения инвестпрограмм, услуги лизинговых компаний в указанный момент востребованы крайне низко.

«Фактору  высокого уровня удорожания сделки принадлежит пятое  место». Основным фактором спроса является процентная ставка, на которой рассчитываются лизинговые платежи. Она в последнее время выросла из-за того, что инвесторы все больше и больше избегают риска, соответственно лизинговые компании на данный момент могут привлечь более дорогое финансирование, и то не всегда, ну и затем это отражается на заемщике.

Многие проблемы развития лизинга обусловлены его «молодостью». Участники российского рынка  финансовой аренды работают относительно недавно, этим объясняется их узкая специализация на определенных предметах (автотранспорте, подвижного состава, оборудования). Большинство таких компаний не имеют возможности диверсифицировать свои риски. А отсутствие длительной истории не позволило им сформировать достаточно большой собственный капитал, чтобы быть независимыми от внешних источников.

 

3.2 Пути повышения  эффективности лизинга

 

Для сохранения положительной динамики показателей российского рынка лизинга необходима экономическая и политическая стабильность в стране.

Несмотря на то, что  острая фаза мирового кризиса пройдена, еще довольно длительный период будут ощущаться его последствия. Значительная часть предприятий и организаций проводит консервативную политику в части осуществления затрат на модернизацию действующих и реализацию проектов по вводу новых производств. Это обстоятельство, а также негативные правовые аспекты регулирования лизинговой деятельности, сложности с финансированием сделок сроком более 3 лет, ухудшение финансового состояния клиентов сдерживают сегодня дальнейшее развитие рынка лизинга.

В конце мая 2010 года Минфин РФ опубликовал «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в которых предлагается поставить под сомнение целесообразность применения ускоренной амортизации по всем группам имущества. Это означает в данном случае лишение договоров лизинга имеющихся у них преимуществ. Лизингодатели могут пострадать и от технических особенностей отмены ускоренной амортизации. В частности, в случае принятия соответствующего нормативного акта и придания ему обратной силы масса лизинговых компаний будут вынуждены провести работу по переоформлению графиков лизинговых платежей, а также пострадают в результате убытков от увеличения налоговой нагрузки из-за невозможности ускоренного списания затрат. Появление подобной инициативы может быть обусловлено стремлением представителей фискальных властей реализовать принцип справедливости и равномерности налогообложения». Согласно этому принципу договор финансовой аренды (лизинга) не следует отделять от прочих видов договоров и наделять преимуществами в налогообложении. Важно, чтобы подобные инициативы не реализовывались без соответствующего глубокого анализа последствий, а также, чтобы была обеспечена прозрачность общественной дискуссии по вопросам законодательного регулирования лизинговой отрасли.

Информация о работе Лизинг как дополнительная форма финансирования капитальных затрат