Механизм конкурентного рыночного ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение конкурентного ценообразования в рыночной экономике.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. Изучить сущность и функции цены как экономической категории;
2. Выявить основные факторы, влияющие на уровень цен и проблемы ценообразования;
3. Рассмотреть методологию конкурентного ценообразования

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Сущность цены и функции цены как экономической категории……..5
1.1. Экономическая сущность цены………………………………………………5
1.2. Функции цены………………………………………………………………….7
ГлаваII. Цена продукции и её влияние на формирование финансового результата предприятия. Основные факторы, влияющие на уровень цен и проблемы ценообразования…………………….....................................................12
2.1. Влияние цен на результаты деятельности предприятия…………………...12
2.2. Факторы, влияющие на динамику и уровень цен. Конкуренция, как ценообразующий фактор…………………………………………………………..14
2.3. Факторный анализ прибыли. Факторный анализ себестоимости……………………………………………………………………...19
2.4. Основные факторы, цели, трудности и проблемы ценообразования……...25
Глава III. Методология конкурентного ценообразования………………………28
3.1. Понятие методики ценообразования. Правила формирования цен……….28
3.2. Методы ценообразования, ориентированные на конкурентное окружение…………………………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………………31
Список использованной литературы……………………………………………..32
Расчетная часть…………………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 83.71 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                                

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I.  Сущность цены и функции цены как экономической категории……..5

1.1. Экономическая сущность  цены………………………………………………5

1.2. Функции цены………………………………………………………………….7

ГлаваII. Цена продукции и её влияние на формирование финансового результата предприятия. Основные факторы, влияющие на уровень цен и проблемы ценообразования…………………….....................................................12

2.1. Влияние цен на результаты  деятельности предприятия…………………...12

2.2. Факторы, влияющие на динамику и уровень цен. Конкуренция, как ценообразующий фактор…………………………………………………………..14

2.3. Факторный анализ прибыли. Факторный анализ себестоимости……………………………………………………………………...19

2.4. Основные факторы, цели, трудности и проблемы ценообразования……...25

Глава III. Методология конкурентного ценообразования………………………28

3.1. Понятие методики ценообразования.  Правила формирования цен……….28

3.2. Методы ценообразования, ориентированные на конкурентное окружение…………………………………………………………………………..29

Заключение…………………………………………………………………………31

Список использованной литературы……………………………………………..32

Расчетная часть…………………………………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Она является основным источником информации, необходимым для принятия хозяйственных решений. В силу этого, проблемы рыночного механизма формирования цен, сущность цен представляют большой практический интерес для всех участников рынка.

      Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которой продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена – денежная стоимость товара. Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее становится товарной ценой данного товара.

      Цена – сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения.

Установление единой цены для всех покупателей – дело сравнительно новое. Исторически цены устанавливали  продавцы и покупатели в ходе переговоров  друг с другом. Продавцы, как правило, запрашивали цену выше той, которую  намеривались получить, а покупатели – ниже той, которую рассчитывали заплатить. В конце концов, они  сходились на взаимоприемлемой цене. Единые цены получили распространение только в конце XIX века благодаря возникновению крупных предприятий розничной торговли, которые предлагали большое разнообразие товаров и располагали целым штатом наемных работников.

     Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это до сих пор характерно для бедных стран, среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Но в последнее время на покупательском выборе энергичнее стали отражаться ценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для разной клиентуры.

        Целью курсовой работы является изучение конкурентного ценообразования в рыночной экономике.

       Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

1. Изучить сущность и функции цены как экономической категории;

2. Выявить основные факторы, влияющие на уровень цен и проблемы ценообразования;

3. Рассмотреть методологию конкурентного ценообразования

     Объектом исследования  выступает цена и процесс ценообразования подверженный воздействию многих факторов.

      Предмет исследования - механизм конкурентного рыночного ценообразования.

    Теоретическую базу курсовой работы составляют нормативно - учебники по экономической теории, статьи периодической печати по исследуемой проблеме.

    Методологической базой курсовой работы являются рыночные и расчетные методы, выступающие в качестве способов формирования цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Сущность цены и функции цены как экономической категории

1.1. Экономическая сущность  цены

      Цена является одной из важнейших и наиболее сложных экономических категорий товарного производства. Цена как экономическая категория отражает экономические отношения между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем товара по поводу его производства и реализации. Существует несколько теоретических подходов к объяснению экономической сущности (природы) цены. Наиболее разработанными являются два подхода. Первый подход можно определить как производственный (затратный), а второй как непосредственно рыночный (полезностный).

      В соответствии с первым (затратным) подходом цена представляет собой результат действия закона стоимости. Именно в цене проявляет свое действие закон стоимости. Стоимость, являясь категорией товарного производства, находит свое выражение в форме цены. Исходя из этого, сущностную основу цены составляет стоимость, а соответственно, «цена есть денежное выражение стоимости товара». В соответствии с этим цена формируется под влиянием производственных затрат, связанных с производством и реализацией конкретных товаров. Иными словами, стоимостная теория рассматривает сущность цены в первую очередь с позиций производителя товара. Во главу угла ставится производство товара, его предложение. Однако цены конкретных товаров могут не совпадать с их стоимостями. Это вызвано тем, что в рыночных условиях величина цены конкретного товара формируется не только под действием затрат на его производство, но и целого ряда других факторов. Среди них особое место занимает величина потребности в данном товаре, которая на практике конкретизируется в виде платежеспособного спроса. Зависимость затрат на производство товара как основы цены от величины потребности в нем можно проиллюстрировать на следующем примере (табл.1.1).

Влияние величины потребности  в товаре «А» на затраты на производство единицы данного товара                                                        

                                                                                                             

    Таблица 1.                                                                                                                                      

Фирма 

Возможный выпуск, шт. 

Затраты на весь выпуск, млн. руб. 

Затраты на ед. товара «А», тыс. руб 

Выпуск фирмами нарастающим  итогом, шт. 

Суммарные индивидуальные затраты, млн. руб. 

Средние затраты на ед. товара «А», тыс. руб.

4 (3 : 2) 

7 (6 : 5)

400 

1,6 

400 

1,6 

4,0

600 

3,6 

1000 

5,2 

5,2

400 

3,2 

1400 

8,4 

6,0

300 

3,0 

10 

1700 

11,4 

6,7

100 

1,2 

12 

1800 

12,6 

7,0


Известно, что потребители  стремятся к минимизации своих  расходов. Но при возрастающей потребности  их удовлетворение возможно только при  подключении дополнительных ресурсов (производственных мощностей), на которых  производство товара осуществляется с  более высокими затратами. В нашем  примере потребность в 400 единицах товара «А» удовлетворялась бы работой  одной фирмы «1». В этом случае затраты на производство этого количества товара «А» составили бы 1,6 млн руб., а на единицу продукции 4 тыс. руб. Для удовлетворения потребности в 1400 шт. товара «А» потребовалась бы работа фирм «1», «2» и «3». Суммарные затраты на производство составили бы тогда 8,4 млн руб., а единицы продукции 6 тыс. руб. Тогда и цена на товар «А» формировалась бы на основе затрат, равных 6 тыс. руб., а не 4 тыс. руб.

В соответствии со вторым подходом оценка товара (блага) осуществляется в рыночных условиях каждым конкретным потребителем на основе субъективной ценности (полезности) данного товара. В науке данная теория цены представлена в виде «теории предельной полезности»  либо «субъективной теории ценности». Субъективная теория ценности раскрывает экономическую сущность цены с позиции  потребителя. То есть потребитель предъявляет  спрос только на тот товар, который, по его субъективному мнению, имеет необходимую полезность. В соответствии с этой теорией сущностную основу цены составляет ценность (полезность) товара. Определение же цены в этой теории следующее: «цена это форма выражения ценности благ (товаров), проявляющаяся в обмене». [14, c.169]

       В последнее  время рассмотрение сущности  цены опускается в практическую  плоскость, на микроуровень. А цена определяется как «количество денег (благ, ценностей), за которое конкретный продавец согласен продать, а конкретный покупатель готов купить данный товар». Однако данная формулировка цены не противоречит рассмотренным выше определениям цены. Здесь акцент смещен лишь на конкретные рыночные условия. [6, c. 87]

 

1.2.Функции цены.

Экономическая сущность цены в конечном счете проявляется в функциях цены. Функции цен это наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории цены и которые характерны для любого вида цен и для каждой конкретной цены. При всем многообразии теоретических трактовок функций рыночной цены большинство экономистов выделяют следующие:

учетно-измерительная (соизмерительная); стимулирующая; балансирования спроса и предложения; распределительная (перераспределительная); как средства рационального размещения производства; информационная.

Учетно-измерительная функция  вытекает из сущности цены как денежного  выражения рыночной стоимости. Цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение потребности в той  или иной продукции, сколько затрачено  труда, сырья, материалов на ее производство и какую прибыль получает предприниматель. То, что цена фиксирует и выявляет не только величину совокупных издержек производства и обращения, но и размер прибыли, вытекает из механизма ценообразования, определяющего отклонение рыночной цены от затрат. [3, 232]

Учетная функция состоит  в том, что с помощью цены исчисляются  экономические показатели как на уровне макроэкономики, так и на уровне предприятия, так как они имеют стоимостную основу.

Показателями, характеризующими состояние экономики страны, являются валовой национальный продукт, размер созданного национального дохода, объем  платежеспособного спроса, покупательная  способность рынка, их динамика и  соотношение.

Каждое предприятие на основе цены определяет количественные и качественные показатели своей  работы: объем производства, товарооборота, доходов, прибыли, размер и уровень  затрат, производительность труда, фондоотдачу, рентабельность и т. д. В результате производитель (продавец) получает возможность  соизмерять затраты и результаты, сравнивать свои показатели с показателем  конкурентов, определять эффективность  использования ресурсов. Главная  задача учета – на основе полученных данных произвести анализ, принять  решение, спланировать свою деятельность на перспективу. [7, c. 43]

Сущность стимулирующей  функции заключается в том, что  цена способна воздействовать и на производство, и на потребление как  поощряюще, так и сдерживающе. На производителя цена оказывает стимулирующее  влияние через величину заключенной  в ней прибыли. Рыночная цена не зависит  от желаний производителей или продавцов  и определяется, как уже отмечалось, средними условиями производства и  конъюнктурой рынка, поэтому, чем ниже индивидуальные затраты предпринимателя, тем больше прибыли он получит. Цена стимулирует производителей к снижению затрат, что достигается путем  внедрения новых прогрессивных  технологий и оборудования, рациональным и полным использованием ресурсов, выбором наиболее эффективных и  экономичных методов организации  производства и управления. Кроме  того, зная рентабельность того или  иного товара, систему надбавок или  скидок с цены, предприятие оценивает  доходность их производства и реализации, следовательно, возникают экономические  стимулы пересматривать ассортимент  выпускаемых товаров, расширять  выпуск тех, где выше прибыль на единицу, или тех, которые пользуются спросом.

       С помощью цен осуществляется и стимулирование потребления как в целом, так и в разрезе отдельных товарных групп: снижение розничных цен приводит к расширению сферы потребления, и наоборот, рост цен сокращает покупательную способность населения (если его доходы не изменяются такими же темпами, как и цены).

        Распределительная функция цены проявляется в распределении и перераспределении доходов и ресурсов. На уровне экономики происходит перераспределение созданного национального дохода между отраслями, регионами, социальными группами населения, фондами накопления и потребления, то есть осуществляется регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. Механизм действия перераспределительной функции заключается в том, что часть стоимости, созданной при производстве одного товара, реализуется в цене другого товара, и тесно связан с политикой государственного регулирования. Перераспределение доходов через цены осуществляется различными путями: с помощью системы налогообложения – в цену входят косвенные налоги, изымаемые в бюджет и распределяемые в дальнейшем в соответствии с нуждами государства; установлением различных цен на одну и ту же продукцию разным потребителям (например, стоимость энергоресурсов для промышленных предприятий и населения) или для предприятий различных форм собственности – государственного или частного сектора. [9, c. 68]

Информация о работе Механизм конкурентного рыночного ценообразования