Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение конкурентного ценообразования в рыночной экономике.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. Изучить сущность и функции цены как экономической категории;
2. Выявить основные факторы, влияющие на уровень цен и проблемы ценообразования;
3. Рассмотреть методологию конкурентного ценообразования
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Сущность цены и функции цены как экономической категории……..5
1.1. Экономическая сущность цены………………………………………………5
1.2. Функции цены………………………………………………………………….7
ГлаваII. Цена продукции и её влияние на формирование финансового результата предприятия. Основные факторы, влияющие на уровень цен и проблемы ценообразования…………………….....................................................12
2.1. Влияние цен на результаты деятельности предприятия…………………...12
2.2. Факторы, влияющие на динамику и уровень цен. Конкуренция, как ценообразующий фактор…………………………………………………………..14
2.3. Факторный анализ прибыли. Факторный анализ себестоимости……………………………………………………………………...19
2.4. Основные факторы, цели, трудности и проблемы ценообразования……...25
Глава III. Методология конкурентного ценообразования………………………28
3.1. Понятие методики ценообразования. Правила формирования цен……….28
3.2. Методы ценообразования, ориентированные на конкурентное окружение…………………………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………………31
Список использованной литературы……………………………………………..32
Расчетная часть…………………………………………………………………….34
Государственное регулирование цен осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли.
Независимо от того, насколько обоснованы эти фиксированные цены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаются огромные штрафы. Такие нарушения получили название «горизонтальное фиксирование цен». [19, c. 97]
Нарушением, преследуемым законом, является также «вертикальное фиксирование цен». Оно проявляется в том, что производители или оптовая торговля требует продажи своего товара по конкретным ценам, контролируя таким образом различные цены.
Важный элемент, влияющий на уровень цен, - конкуренция. В зависимости от того, кто контролирует цены, различают три вида конкурентных сред.
Среда, где цены контролируются рынком, отличаются высокой степенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг. Именно в этой среде фирме важно правильно установить цены. Завышенные цены оттолкнут покупателей и привлекут их к конкурирующим фирмам, а снижение цены не обеспечат условий для продуктивной деятельности. Однако утаить успешную ценовую стратегию невозможно. В связи с этим перед руководством предприятия стоит большая и трудная задача – увидеть перспективы выбранной стратегии цен, не допустить перерастания конкуренции ценовые войны. [16, c. 175]
Среда, цены в которой контролируются фирмой, присущи ограниченная конкуренция и различия в товарах (услугах). В этих условиях фирмам относительно проще функционировать, получая высокие прибыли: их продукция вне конкуренции. И при высоких, и при низких ценах на свою продукцию фирмы находят покупателей, а выбор цены зависит только от стратегии и целевого рынка.
Среда, где цены контролируются государством, распространяется на транспорт, связь, коммунальные услуги, ряд производственных товаров. Правительственные организации, уполномоченные контролировать цены, устанавливают их уровень после всестороннего изучения информации, полученной от заинтересованных в данном товаре сторон – от потребителей и производителей. Конечная цена товара зависит от издержек на приобретение сырья, рабочей силы, отдельных компонентов товара, от издержек на транспорт, рекламу, охрану окружающей среды. Указанные затраты не могут контролироваться фирмой, но должны быть учтены при ценообразовании.
В рыночном хозяйстве конкуренция является не только ценообразующим фактором, но и заставляет производителей товаров и услуг обращать больше внимания на качество продукции. Только на качественный товар можно поднять цену и спрос на него только увеличится. Ведь многие люди предпочитают качество цены. [5, c. 147]
Таким образом, конкуренция является главным ценообразующим фактором регулирующим производство товаров и выпуск их в общее пользование
2.3. Факторный анализ прибыли. Факторный анализ себестоимости
Прибыль является одним из обобщающих показателей работы организации, характеризующим эффект (результат) ее финансово-хозяйственной деятельности. С финансовой точки зрения прибыль является производной величиной от цены и затрат (себестоимости). Иными словами, рассчитывается прибыль как разница между ценой (всего объема реализованной продукции или единицы продукции) и себестоимостью (также всего объема реализованной продукции или единицы продукции). Для расчета прибыли с финансовой точки зрения цена и себестоимость являются данными (определенными) величинами.
С позиций ценообразования цена является производной от себестоимости и прибыли. Прибыль является существенным элементом цены. Поэтому, чтобы определить цену на основе затратного метода, необходимо рассчитать ее элемент — прибыль. Цена, формируемая производителем продукции (к примеру, для определения ее минимально допустимого уровня), определяется по следующей формуле:
где Ц — цена единицы товара, рассчитываемая производителем,
ССн — нормативная себестоимость единицы товара,
П н — нормативная прибыль, включаемая в цену единицы товара.
Прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений данного показателя.
Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: изменения объема реализации; изменения структуры реализации; изменение отпускных цен на реализованную продукцию; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции:
1. Расчет общего изменения прибыли (ΔР) от реализации продукции:
ΔР = Р1 — Р0,
где Р1 — прибыль отчетного года;
Р0 — прибыль базисного года.
2. Расчет влияния на
прибыль изменений отпускных
цен на реализованную
ΔР1 = Np1 — Np1,0 = Σp1q1 — Σp0q1,
где Np1 = Σp1q1 — реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р – цена изделия; q – количество изделий);
Np1,0 = Σp0q1 — реализация в отчетном году в ценах базисного года.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (ΔР2) (объема продукции в оценке по базовой себестоимости):
ΔР2 = Р0К1 — Р0 = Р0(К1 — 1),
где Р0 — прибыль базисного года;
К1 — коэффициент роста объема реализации продукции.
К1 = S1,0/S0
где S1,0 — фактическая
себестоимость реализованной
S0 — себестоимость базисного года.
4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (ΔР3):
ΔР3 = Р0(К2 — К1),
где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам
К2 = Np1,0/Np0,
где Np1,0 — реализация в отчетном периоде по ценам базисного года;
Np0 — реализация в базисном году.
5. Расчет влияния на
прибыль изменений
ΔP4 = S1,0 - S1,
где S1,0 ‑ себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года;
S1 ‑ фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.
6. Расчет влияния на
прибыль изменений
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (ΔР6).
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:
ΔP = P1 – P0 = ΔP1 + ΔP2 + ΔP3 + ΔP4 + ΔP5 + ΔP6
Или ΔP ΔPi
где ΔP – общее изменение прибыли;
ΔPi – изменение прибыли за счет i-го фактора. [8, c. 112]
Пример. Анализ прибыли по
факторам
Показатели |
По базису |
По базису на фактически реализованную продукцию |
Фактические данные по отчету |
Фактические данные до корректировок на изменение договорных цен |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
245411 |
2471810 |
2540210 |
2471810 |
2. Полная себестоимость |
218221 |
2198250 |
2246770 |
2178710 |
3. Прибыль (убыток) от реализации |
27190 |
273560 |
293440 |
293100 |
Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:
а) изменение отпускных цен на продукцию. Это влияние определяется как разность между выручкой от реализации по отчету в фактически действующих ценах (графа 4) и ценах базисного периода (графа 3). В нашем примере она составляет 68400 руб. (2540210-2471810) и отражает рост цен в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета позволит раскрыть причины величину завышения цен в каждом конкретном случае (по видам товаров, продукции, работ, услуг);
б) изменение договорных цен отчетного года на материалы, тарифов на энергию, перевозки и прочее. Для этого используется сведения о себестоимости продукции. В нашем задании влияние данных факторов составило:
2178710-2246770=-68060
в) увеличение объема реализации продукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объем продукции). Для расчета влияния данного фактора исчисляют коэффициент роста объема реализации в оценке по базисной себестоимости. В нашем случае он равен
2198250/218221=10,07
Затем корректируют базисную прибыль на данный коэффициент и вычисляют из нее базисную прибыль:
27190х10,07-27190=246613
г) увеличение объема реализации
продукции за счет структурных сдвигов
в составе продукции. Для расчета
влияния данного фактора
27190(10,07-10,07)=0
д) уменьшение затрат на 1 руб. продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между полной себестоимостью в базисных ценах фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной без учета изменений договорных цен отчетного года на материальные и прочие ресурсы.
В нашем случае это влияние составляет:
2198250-2178710=19540
е) изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью, скорректированной на коэффициент роста объема реализации продукции, и полной себестоимостью в базисных ценах фактически реализованной продукции:
218221х10,07-2198250=-765
Результаты анализа
Показатели |
Рубли |
Отклонение прибыли – всего в т.ч. за счет: |
266250 |
а) изменения отпускных цен на продукцию |
+68400 |
б) изменения цен на материалы и тарифов |
-68060 |
в) изменения объема реализации продукции |
+246613 |
г) изменения структуры продукции |
0 |
д) снижения уровня затрат (режима экономии) |
+19540 |
е) изменения структуры затрат |
-765 |
Как видно из этих данных, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказало изменение объема реализации продукции (92%), экономия затрат составила (7%).
В рамках внутреннего финансового
анализа при условии наличия
необходимых аналитических
Информация о работе Механизм конкурентного рыночного ценообразования