Место инвестиционного проекта в инвестиционной деятельности компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является изучить основные методы оценки эффективности инвестиционных проектов и проанализировать их преимущества и недостатки. В рамках работы поставлены и последовательно решены следующие задачи:
изучить понятийный аппарат инвестиционных проектов, рассмотреть существующие виды и формы, этапы воплощения инвестиционных проектов в жизнь;
изучить существующие методологические подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов, многообразие методов оценки и провести их анализ;
исследовать феномен синергетического эффекта при слияниях и поглощениях, которые являются одной из форм воплощения инвестиционных проектов, и изучить методы, применяемые для оценки эффекта синергии.

Содержание работы

Введение 4
1 Место инвестиционного проекта в инвестиционной деятельности компании 5
2 Эффективность инвестиционного проекта и методы ее оценки в современных компаниях 13
3 Оценка синергетического эффекта при проведении сделок по слияниям и поглощениям 21
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

курсач Марины.docx

— 118.48 Кб (Скачать файл)

При классификации проектов по их масштабам следует учитывать, что масштаб проекта характеризует его общественную значимость, которая определяется влиянием результатов реализации проекта на хотя бы один из внутренних или внешних рынков (финансовых, товаров и услуг, ресурсов), а также на экологическую и социальную обстановку. С той точки зрения, по масштабам проекты рекомендуется подразделять на:

− глобальные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;

− народнохозяйственные, оказывающие влияние на всю страну в целом или ее крупные регионы, и при их оценке можно ограничиться учетом только этого влияния;

− крупномасштабные, охватывающие отдельные отрасли или крупные территориальные образования, и при их оценке можно не учитывать влияние этих проектов на ситуацию в других регионах или отраслях;

− локальные, действие которых ограничивается рамками данного предприятия, реализующего ИП. Их реализация не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках [6, с. 43-47].

По основной направленности можно разделить проекты на:

− коммерческие, главной целью которых является получение прибыли; 

− социальные, ориентированные на решение, например, проблем безработицы в регионе или социальной адаптации бывших военнослужащих и т.п.;

− экологические, основная направленность которых – улучшение среды обитания людей, а также флоры и фауны.

При разработке проекта необходимо определить цель и стратегию проекта. Различают генеральную цель (говорят также — миссию) проекта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов.

Миссия — это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия — это главная задача проекта, с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.

Стратегия проекта — центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на 3 последовательных процедуры:

  • стратегический анализ;
  • разработка и выбор стратегии;
  • реализация стратегии.

Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (т. н. SWOT-анализ).

К числу факторов внешней среды относят:

  • технологические (уровень существующих, наличие новых технологий);
  • ресурсообеспеченность (наличие, доступ);
  • экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги);
  • ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество);
  • социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст);
  • политические (внешняя, внутренняя, экономическая);
  • экологические (уровень загрязнения, мероприятия);
  • конкуренты (количество, размеры, сила).

Внутренняя среда включает:

  • целевые рынки (ниша, в которой работает фирма, круг ее потребителей);
  • маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга);
  • сбыт (объем продаж, скидки);
  • каналы распределения (как, через кого продается);
  • производство (оборудование, технология, площади);
  • персонал (квалификация, численность, мотивация, корпоративная культура);
  • снабжение (поставщики, условия и системы поставки); - исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет);
  • финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние);
  • номенклатура продукции (степень диверсификации);
  • исходя из миссии, целей организации, на основе результатов SWOT-анализа разрабатывается стратегия.

Разработка и выбор  стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях:

  • корпоративная стратегия (общее направление развития, т. е. стратегия роста, сохранения или сокращения);
  • деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т. е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют 3 основных подхода:

1. стратегию лидерства в издержках;

2. стратегию дифференциации (уникальности  по какому-либо направлению);

3. стратегию концентрации на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта);

  • функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).

Реализация стратегии подразумевает, в первую очередь, необходимость определенных изменений, необходимых в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому часто необходимо создать специальные координационные механизмы в дополнение к организационной структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.

Существенным элементом стратегии  является фактор т. н. организационной  культуры, включающий:

  • видение (философию) организации;
  • господствующие ценности; - нормы и правила поведения;
  • ожидания предстоящих изменений;
  • процедуры и поведенческие ритуалы [7, с. 105-113].

Принятие окончательного решения об инвестировании возможно только после выполнения технико-экономического обоснования, но это длительный и дорогостоящий процесс. Поэтому, прежде чем вкладывать крупные средства в проект, следует оценить его идею с помощью предварительного обоснования (ПТЭО). Его цель — определение альтернативных проектов, проверка возможности их осуществимости, а также глубокое изучение и анализ рынка,

проведение лабораторных и опытно-промышленных испытаний. Идея проекта для инвестора должна быть определена либо как достаточно привлекательная, либо как нежизнеспособная. Предварительное технико-экономическое обоснование рекомендуется выполнять примерно по следующей схеме:

1. Резюме — краткий обзор всех основных вопросов, рассматриваемых в ПТЭО.

2. Предпосылки и история проекта, спонсоры, стоимость выполненных исследований.

3. Анализ рынка и концепция маркетинга: определение основной идеи, целей и стратегии проекта; спрос и рынок; прогноз продаж и предполагаемые затраты на стимулирование сбыта и маркетинг; производственная программа.

4. Материальные ресурсы — приблизительная потребность в каждом виде сырья и материалов, других ресурсов, их стоимость.

5. Месторасположение объекта инвестиций, участок и окружающая среда.

6. Проектно-конструкторские работы: расчет проектной мощности, ее соответствие продажам, технология и оборудование, гражданское строительство и т.д.

7. Организация и накладные расходы: общее руководство, производство, продажи, администрация, предполагаемые накладные расходы (общезаводские, административные, финансовые).

8. Трудовые ресурсы: потребность в них и ее покрытие, оплата.

9. Финансовый анализ и инвестиции: полные инвестиционные затраты, финансирование проекта, производственные издержки, оценка эффективности, экономический анализ затрат и выгод.

До принятия решения о  целесообразности осуществления проекта  следует рассмотреть все его  аспекты, возникающие в течение жизненного цикла. Это позволит избежать проектов с быстрой отдачей вложенных средств, но неэффективных во времени и проектов, медленно окупаемых, но приносящих значительные долгосрочные выгоды [2, с. 36-42].

Общая процедура упорядочения инвестиционной деятельности предприятия  по отношению к конкретному проекту формализуется в виде так называемого проектного цикла, который имеет следующие этапы.

1. Формулировка проекта  (иногда используется термин “идентификация”). На данном этапе высший состав руководства предприятия анализирует текущее состояние предприятия и определяет наиболее приоритетные направления его дальнейшего развития. Результат данного анализа оформляется в виде некоторой бизнес идеи, которая направлена на решение наиболее важных для предприятия задач. Уже на этом этапе необходимо иметь более или менее убедительную аргументацию в отношении выполнимости этой идеи. На данном этапе может появиться несколько идей дальнейшего развития предприятия. Если все они представляются в одинаковой степени полезными и осуществимыми, то далее производится параллельная разработка нескольких инвестиционных проектов с тем, чтобы решение о наиболее приемлемых из них сделать на завершающей стадии разработки.

2. Разработка (подготовка) проекта.  После того, как бизнес идея  проекта прошла свою первую проверку, необходимо развивать ее до того момента, когда можно будет принять твердое решение. Это решение может быть как положительным, так и отрицательным. На этом этапе требуется постепенное уточнение и совершенствование плана проекта во всех его измерениях - коммерческом, техническом, финансовом, экономическом, институциональном и т.д. Вопросом чрезвычайной важности на этапе разработки проекта является поиск и сбор исходной информации для решения отдельных задач проекта. Необходимо сознавать, что от степени достоверности исходной информации и умения правильно интерпретировать данные, появляющиеся в процессе проектного анализа, зависит успех реализации проекта.

3. Экспертиза проекта.  Перед началом осуществления  проекта его квалифицированная экспертиза является весьма желательным этапом жизненного цикла проекта. Если финансирование проекта проводится с помощью существенной доли стратегического инвестора (кредитного или прямого), инвестор сам проведет эту экспертизу, например с помощью какой-либо авторитетной консалтинговой фирмы, предпочитая потратить некоторую сумму на этом этапе, нежели потерять большую часть своих денег в процессе выполнения проекта. Если предприятие планирует осуществление инвестиционного проекта преимущественно за счет собственных средств, то экспертиза проекта также весьма желательна для проверки правильности основных положений проекта.

4. Осуществление проекта.  Стадия осуществления охватывает  реальное развитие бизнес идеи до того момента, когда проект полностью входит в эксплуатацию. Сюда входит отслеживание и анализ всех видов деятельности по мере их выполнения и контроль со стороны надзирающих органов внутри страны и/или иностранного или отечественного инвестора. Данная стадия включает также основную часть реализации проекта, задача которой, в конечном итоге, состоит в проверке достаточности денежных потоков, генерируемых проектом для покрытия исходной инвестиции и обеспечения желаемой инвесторами отдачи на вложенные деньги.

5. Оценка результатов.  Оценка результатов производится  как по завершению проекта в целом, так и в процессе его выполнения. Основная цель этого вида деятельности заключается в получении реальной обратной связи между заложенными в проект идеями и степенью их фактического выполнения. Результаты подобного сравнения создают бесценный опыт разработчиков проекта, позволяя использовать его при разработке и осуществлении других проектов [4, с. 115].

Инвестиционное проектирование является неотъемлемой частью деятельности любой компании, стремящейся развиваться, увеличивать свою прибыль и улучшать показатели эффективности своего функционирования. В настоящее время актуальность инвестиционной деятельности не подвергается сомнению. Ведь именно за счет инвестиций появляется возможность реализовать бизнес-идею, расширить производство, развить его материально-техническую базу. В свою очередь инвестиционный проект является инструментом реализации инвестиционной деятельности компании, который дает представление о самой инвестиционной идее, ее выгодах и угрозах, перспективах развития. 

2 Эффективность инвестиционного проекта и методы ее оценки в современных компаниях

 

 

Оценка эффективности инвестиционных проектов — один из главных элементов  инвестиционного анализа; она является основным инструментом правильного выбора из нескольких инвестиционных проектов наиболее эффективного совершенствования инвестиционных программ и минимизации рисков. Чем масштабнее инвестиционный проект и чем больше значительных изменений он вызывает в результатах хозяйственной деятельности предприятия, тем точнее должны быть расчеты денежных потоков и методы оценки эффективности инвестиционного проекта.

Информация о работе Место инвестиционного проекта в инвестиционной деятельности компании