Место инвестиционного проекта в инвестиционной деятельности компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является изучить основные методы оценки эффективности инвестиционных проектов и проанализировать их преимущества и недостатки. В рамках работы поставлены и последовательно решены следующие задачи:
изучить понятийный аппарат инвестиционных проектов, рассмотреть существующие виды и формы, этапы воплощения инвестиционных проектов в жизнь;
изучить существующие методологические подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов, многообразие методов оценки и провести их анализ;
исследовать феномен синергетического эффекта при слияниях и поглощениях, которые являются одной из форм воплощения инвестиционных проектов, и изучить методы, применяемые для оценки эффекта синергии.

Содержание работы

Введение 4
1 Место инвестиционного проекта в инвестиционной деятельности компании 5
2 Эффективность инвестиционного проекта и методы ее оценки в современных компаниях 13
3 Оценка синергетического эффекта при проведении сделок по слияниям и поглощениям 21
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

курсач Марины.docx

— 118.48 Кб (Скачать файл)

Метод оценки эффективности инвестиционного  проекта на основе чистой приведенной стоимости (NPV) позволяет принять управленческое решение о целесообразности реализации проекта исходя из сравнения суммы будущих дисконтированных доходов с издержками, необходимыми для реализации проекта (капитальными вложениями). Величина чистого дисконтированного дохода (ЧДД) рассчитывается как разность дисконтированных денежных потоков доходов и расходов, производимых в процессе реализации инвестиции за прогнозный период. Суть критерия состоит в сравнении текущей стоимости будущих денежных поступлений от реализации проекта с инвестиционными расходами, необходимыми для его реализации [11, с. 156-168].

Денежные потоки должны рассчитываться в текущих или дефлированных ценах. При прогнозировании доходов по годам необходимо, по возможности, учитывать все виды поступлений как производственного, так и непроизводственного характера, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Так, если по окончании периода реализации проекта планируется поступление средств в виде ликвидационной стоимости оборудования или высвобождения части оборотных средств, они должны быть учтены как доходы соответствующих периодов.

Показатель чистого дисконтированного  дохода учитывает стоимость денег  во времени, имеет четкие критерии принятия решения и позволяет выбирать проекты для целей максимизации стоимости компании. Кроме того, данный показатель является абсолютным показателем и обладает свойством аддитивности, что позволяет складывать значения показателя по различным проектам и использовать суммарный показатель по проектам в целях оптимизации инвестиционного портфеля.

При всех его достоинствах метод  имеет и существенные недостатки. В связи с трудностью и неоднозначностью прогнозирования и формирования денежного потока от инвестиций, а  также с проблемой выбора ставки дисконта может возникнуть опасность недооценки риска проекта [4, с. 132-146].

Индекс рентабельности — относительный показатель эффективности инвестиционного проекта и характеризует уровень доходов на единицу затрат, т. е. эффективность вложений — чем больше значение этого показателя, тем выше отдача денежной единицы, инвестированной в данный проект. Данному показателю следует отдавать предпочтение при комплектовании портфеля инвестиций с целью максимизации суммарного значения NPV. К недостаткам метода можно отнести его неоднозначность при дисконтировании отдельно денежных притоков и оттоков.

Под внутренней нормой рентабельности, или внутренней нормой прибыли, инвестиций (IRR) понимают значение ставки дисконтирования, при котором NPV проекта равен нулю. Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которой делает проект убыточным.

К достоинствам этого критерия можно отнести объективность, независимость от абсолютного размера инвестиций, информативность. Кроме того, он легко может быть приспособлен для сравнения проектов с различными уровнями риска: проекты с большим уровнем риска должны иметь большую внутреннюю норму доходности. Однако у него есть и недостатки: сложность «безкомпьютерных» расчетов, большая зависимость от точности оценки будущих денежных потоков, а также невозможность использования в случае наличия нескольких корней уравнения [12, с. 94].

Модифицированная ставка доходности (MIRR) позволяет устранить существенный недостаток внутренней нормы рентабельности проекта, который возникает в случае неоднократного оттока денежных средств. Примером такого неоднократного оттока является приобретение в рассрочку или строительство объекта недвижимости, осуществляемое в течение нескольких лет. Основное отличие данного метода в том, что реинвестирование производится по безрисковой ставке, величина которой определяется на основе анализа финансового рынка.

Дисконтированный срок окупаемости инвестиции (Discounted Payback Period, DPP) устраняет недостаток статического метода срока окупаемости инвестиций и учитывает стоимость денег во времени. В общем случае определение периода окупаемости носит вспомогательный характер относительно чистой текущей стоимости проекта или внутренней нормы рентабельности. Кроме того, недостаток такого показателя, как срок окупаемости, заключается в том, что он не учитывает последующие притоки денежных средств, а потому может служить неверным критерием привлекательности проекта.

Расчет аннуитета чаще всего сводится к вычислению общей суммы затрат на приобретение по современной общей стоимости платежа, которые затем равномерно распределяются на всю продолжительность инвестиционного проекта.

В целом из вышеизложенного можно  сделать вывод, что метод чистой текущей стоимости и метод  внутренней нормы рентабельности в сочетании и при учете их преимуществ и недостатков дают корректные результаты при обосновании решений об инвестировании. Однако ни один из вышеперечисленных показателей сам по себе не является достаточным для решения о реализации или отклонении инвестиции. Решение об инвестировании должно приниматься с учетом значений всех перечисленных критериев и интересов всех участников инвестиционного процесса. Важную роль в этом решении должны играть структура и распределение капитала во времени, привлекаемого для осуществления инвестиции, а также другие факторы, некоторые из которых поддаются только содержательному, а не математическому учету [8].

Эффективность инвестиционного проекта  является одним из главных критериев  определения целесообразности вложения инвестиций в тот или иной проект. Поэтому перед многими аналитиками  стоит проблема выбора методики осуществления  анализа и оценки эффективности  проектов, ввиду многообразия проявления непосредственно самой эффективности  и влияющих на нее факторов. Определение метода зависит от характеристик инвестиционного проекта, его продолжительности, цели направления денежных потоков и др. В ходе проведенного выше анализа были описаны и охарактеризованы основные методы оценки эффективности, их преимущества и недостатки. Поэтому при выборе метода оценки эффективности инвестиционного проекта необходимо, прежде всего, ориентироваться на его специфику, учитывать внешние и внутренние факторы влияния. Для получения более качественной оценки эффективности целесообразно использовать комплекс методов, оценивающих проект с различных сторон. 

3 Оценка синергетического эффекта при проведении сделок по слияниям и поглощениям

 

 

Слияния и поглощения – сложный  многомерный и многоаспектный процесс, который требует огромных финансовых затрат, а также участия высококвалифицированных  специалистов различного профиля. В настоящее время одним из самых распространенных мотивов проведения сделок по слияниям и поглощениям является достижение синергетического эффекта. В свою очередь успех сделки во многом зависит от способности реально оценить возможности создания стоимости в результате интеграции сбытовых, производственных, исследовательских и других мощностей, усиления рыночных позиций, уменьшение штата, переноса технологий и т.д. (табл. 3.1.) Компании зачастую переоценивают возможности создания синергетических эффектов и в результате сделки не создают стоимости.

 

Таблица 3.1. – Источники  синергетического эффекта

Сфера

Источники синергетического эффекта

Диапазон синергетического эффекта, %

База

Закупки

Эффект масштаба в переговорах

Обмен лучшей практикой

1,5 – 5

Затраты на закупку материалов и оборудования, услуг

Логистика

Использование лучших условий

Оптимизация потоков

Снижение цен за перевозки

1 – 10

Затраты на логистику

Производство

Оптимизация загрузки мощностей

Обмен практикой

15

Себестоимость продукции

Сбыт

Перекрестные продажи

Уход от конкуренции за единых покупателей

Укрепление позиции в  переговорах

2 – 3

Объем продаж

Инвестиции

Избежание дублирующих инвестиционных проектов

?

Сумма зависит от дублирующих проектов

Численность корпоративного центра

Снижение общей численности дублирующих  функций

20 – 40

Общая численность двух корпоративных  центров

Финансы

Снижение стоимости капитала

0,5 – 3

Стоимость капитала

Система управления

Масштаб повышения современности  системы корпоративного управления

?

Прозрачность и понятность процессов  управления

ERP-системы


Примечание – Источник: [13].

 

В рамках процесса слияния синергия рассматривается как способность объединенной компании функционировать более эффективно и приносить больше прибыли, чем предприятия входящие в ее состав по отдельности. Таким образом, синергия иллюстрирует эффект 2+2=5.

Большинство авторов выделяют два  основных вида синергии:

      • операционная синергия складывается из экономии за счет эффекта масштаба и экономии за счет охвата, т.е. в первом случае с ростом объема производства снижаются удельные постоянные издержки, а во втором производится более разнообразная продукция с теми же ресурсами (табл. 3.2);
      • финансовая синергия происходит за счет снижения затрат на привлечение капитала.

 

Таблица 3.2. - Формы операционной синергии

Экономия на масштабе

Экономия на гибкости

Возможности роста

  • рост производительности за счет специализации
  • снижение постоянных издержек на единицу продукции за счет их распределения
  • более полное использование мощностей
  • рост коэффициента «выручка/потенциальная выручка»
  • гибкость сетей товаропродвижения
  • плотность охвата потребителей
  • гибкость исследований рынка
  • гибкость управленческой команды
  • скорость расширения рынка
  • создание/укрепление рынка
  • скорость освоения/создания технологии
  • скорость создания новых продуктов
  • укрепление/создание рыночной власти

Примечание – Источник: [14].

 

 

Таблица 3.3 – Финансовая синергия

Снижение долгового риска

Снижение волатильности, выручки, потоков денежных средств

Продуктовая и территориальная  диверсификация

Диверсификация клиентских сегментов

Снижение финансового риска

Улучшение покрытия обязательств

Рост кредитоспособности и облегчение доступа к капиталу

Создание или расширение внутреннего рынка капитала


Примечание – Источник: [14].

 

Кроме этого существуют еще следующие  виды синергии:

    • инвестиционная: происходит экономия инвестиционных ресурсов, увеличивается инвестиционная мощность компании, что позволяет реализовывать более крупные инвестиционные проекты и наращивать стоимость компании;
    • управленческая: формируется новое организационное управление, в результате чего происходит экономия управленческих затрат и снижение вероятности принятия неэффективных решений вследствие аккумулирования высокопрофессиональных менеджеров;
    • информационная: увеличение информационной базы, получение доступа к базам данных приобретенной компании, большая возможность получения достоверной и полной информации о конкурентах, рынках сбыта и т.д.;
    • политическая: заключается в объединении «особых» отношений отдельных бизнесов и переводе данных отношений на более высокий уровень. Использование «особых отношений» корпорации для поддержки отдельных видов бизнеса за пределами их возможностей;
    • маркетинговая: создает для компании возможности выхода на новые рынки сбыта;
    • производственная: объединение производственных возможностей, снижение издержек за счет эффекта масштаба;
    • налоговая: компания приобретает другую компанию, которая имеет существенные налоговые льготы, и тем самым снижает свои собственные выплаты по налогам, также используется больше заемных средств;
    • инновационная: для поддержки конкурентоспособности происходит слияние с другой компанией для поддержки высокого уровня технологий, а также используется опыт и возможности приобретенной компании для последующей разработки инноваций;
    • кадровая: при интеграции компаний происходит сокращение штата ради снижения дублирования выполняемых функций, таким образом уменьшаются общие выплаты работникам по заработной плате [15, с. 200-204].

Ожидание синергетических выгод  позволяет фирмам одновременно нести  расходы по реализации сделки приобретения и выплачивать акционерам компании-цели надбавки по их акциям. Синергия также дает возможность объединенной компании иметь положительную чистую стоимость приобретения (net acquisition value):

NAV = , где

 – общая  стоимость двух компаний;

Информация о работе Место инвестиционного проекта в инвестиционной деятельности компании