Негосударственные пенсионные фонды: особенности создания и функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Пенсионная система является необходимым механизмом в рыночных отношениях, гарантирующим постоянную стабилизацию социальных балансов в обществе, способствующим стабильному экономическому развитию государства.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – представляет собой некоммерческую организацию по социальному обеспечению, основная цель деятельности которой является выплата пенсионных пособий участникам системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования негосударственных пенсионных фондов 6
1.1 Сущность и функции фонда 6
1.2 Правовое регулирование деятельности 12
1.3 Принципы формирования инвестиционной политики 14
Глава 2. Анализ практической деятельности фонда « Благосостояние» 17
2.1 Роль в реализации государственного пенсионного страхования 17
2.2 Организационно-правовые характеристики 18
2.3 Основные экономические показатели деятельности 19
Глава 3. Анализ практики функционирования 24
3.1 Особенности развития пенсионной реформы в России 24
3.2 Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в России ………………………………………………………………………………26
Заключение 30
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 371.56 Кб (Скачать файл)

При индивидуальных взносах мы сами несем ответственность за свое пенсионное будущее, при корпоративных, - наш работодатель заботится о нас, а солидарные - учитывают вклад и участника фонда, и его работодателя.

Так же существуют следующие виды пенсий:

  • пожизненные пенсии;
  • срочные пенсии:
    • пенсии на установленный период;
    • пенсии до исчерпания;
  • отсроченные пенсии.

В случае если пенсии пожизненные, негосударственный пенсионный фонд принимает на себя обязательство (ежемесячно, ежеквартально или ежегодно) выплачивать участнику (работнику) после наступления пенсионных оснований в течение его жизни оговоренную сумму с ежегодной индексацией к официально публикуемому уровню инфляции. При этом наследование пенсионных накоплений не предусмотрено.

Срочные пенсии выплачиваются в течение определенного количества лет (срока).

Существует два вида срочных пенсий:

  • пенсии на установленный период, то есть когда участник сам должен определить, сколько лет он желает получать дополнительную пенсию. В случае смерти участника, остаток средств передается наследникам. Сумма выплат пересчитывается каждый год с учетом инфляции;
  • пенсии до исчерпания – этот вид пенсионных выплат отличается от предыдущей схемы тем, что участник определяет размер пенсии, а не срок ее выплаты. Фонд рассчитывает сам период выплат и размеры ежегодной индексации.

Отсроченные пенсии – в соответствии с этой схемой участник добровольно отказывается от получения дополнительной пенсии на некоторый срок после наступления пенсионного основания. Она предназначена для сохранения накоплений в НПФ на то время, когда, получив право на пенсию, участник продолжает работать.

Выплата в виде пенсии единовременным платежом всей суммы пенсионных накоплений в настоящее время не разрешается по законодательству. Однако если участник не достиг пенсионных оснований, то он может получить единовременно все свои накопления путем досрочного расторжения пенсионного договора. [27]

 

    1. Правовое регулирование деятельности

Для обеспечения надежности негосударственных пенсионных фондов законодательством определен ряд требований к их деятельности. Пенсионные резервы фонда должны формироваться только для исполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. На средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей и иных третьих лиц. Для защиты прав вкладчиков и участников законодательством установлен минимальный размер имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности и минимальный размер совокупного вклада учредителей.

Таким образом, не реже чем 1 раз в год фонд обязан информировать вкладчиков и участников о состоянии их пенсионных счетов, а также публиковать отчеты о своей деятельности в периодике. Фонд обязан вести раздельный учет имущества, которое предназначается для обеспечения уставной деятельности фонда, имущества которое составляет пенсионные резервы, а так же имущество которое составляет средства пенсионных накоплений. Фонд обязан обеспечивать прозрачность процесса размещения средств пенсионных накоплений, резервов для органов государственного, вневедомственного надзора и контроля.

Законодательно было установлено, что не более 15% дохода должно направляться на формирование имущества, которое предназначено для обеспечения деятельности по уставу негосударственного пенсионного фонда. 

 Законами РФ определяются виды операций и перечень активов, разрешенных для размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда. Инвестированием средств негосударственного пенсионного фонда занимается профессиональная управляющая компания, которая действует на основании лицензии.

В соответствии с новым пенсионным законодательством, вступившим в силу в 2002 году, старая пенсионная система распределительного типа, основанная на принципе солидарности поколений, была преобразована в  систему, основанную на страховых принципах и дополненную  накопительными элементами.

В 2009 году продолжалась пенсионная реформа, которая направлена на совершенствование пенсионной системы. В течение проведения данной реформы были приняты следующие законы:

  • федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;
  • федеральный закон № 213-ФЗ от 24.07.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона  «О Страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». 

В соответствии с принятыми законами, единый социальный налог (ЕСН) был заменен с 1 января 2010 года на страховые взносы, которые работодатели обязаны уплачивать напрямую в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования (ФСС), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС)  – на федеральном и территориальном уровнях. [1-8]

Так же в 2010 году были установлены ставки для страховых взносов:

    • 20% - в Пенсионный фонд РФ;
    • 2,9% - в Фонд социального страхования (ФСС);
    • 3,1% - в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

С 2011 года ставка страховых взносов была повышена до 34%, таким образом:

    • 26% - в Пенсионный фонд РФ;
    • 2,9% - в Фонд социального страхования (ФСС);
    • 5,1% - в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
    1. Принципы формирования инвестиционной политики

Как уже говорилось, основной целью деятельности пенсионного фонда является выполнение обязательств по выплате пенсий. Размещение резервов негосударственных пенсионных фондов является средством защиты пенсионных накоплений от инфляции, то есть от того, как будет зависеть сохранение средств и выполнение обязательств фонда по выплате будущих пенсий. Необходимость надежности и платежеспособности фонда перед участниками предполагает соблюдение определенных принципов:

    • диверсификация, доходность, ликвидность и возвратность;
    • достаточность средств для покрытия обязательств;
    • ограничение риска вложений.

Главная цель инвестиционной деятельности фонда позволит нам выделить подсистему целей:

  1. достичь за установленный период заданной величины пенсионных резервов, которая минимально необходима для осуществления выплат в будущем в полном объеме;
  2. добиться гарантированного уровня доходов;
  3. обеспечить инфляционной защищенности привлеченных средств.[14]

Подавляющее большинство российских негосударственных пенсионных фондов в своей инвестиционной политике придерживаются консервативной стратегии инвестирования. Это объясняется тем, что нестабильные экономические и политические условия современного периода развития российской экономики резко ограничивают возможности осуществления достаточно эффективных, но мало рисковых инвестиций.

Инвестиционная политика негосударственных пенсионных фондов должна формироваться с учетом законодательно определенных нормативов и отражаться в правилах размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов.

После того, как была определена инвестиционная политика фонда и заданы правила инвестирования пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, надо выбрать управляющую компанию.

На современном этапе негосударственным пенсионным фондам целесообразно работать с тремя управляющими компаниями:

  • банком – для работы на рынке банковских инструментов, типа депозитов, банковских векселей и сберегательных сертификатов;
  • риэлтерской компанией – для работ на рынке недвижимости;
  • инвестиционной компанией – для работы на рынке корпоративных ценных бумаг.

При выборе инвестиционной компании необходимо учитывать, есть ли у нее в управлении паевые инвестиционные фонды. Такая компания имеет перед другими существенные преимущества, так как по современным требованиям ее отчетность должна быть максимально открытой. Поэтому, если паи паевого инвестиционного фонда под управлением выбираемой компании устойчиво растут в цене, то с такой компанией стоит работать по размещению пенсионных резервов. [12]

 

Глава 2. Анализ практической деятельности фонда « Благосостояние»

2.1 Роль в реализации государственного пенсионного страхования

В нашей современности негосударственные пенсионные фонды занимают пока достаточно скромное, но важное место как в пенсионной системе РФ в целом, так и на ее финансовом рынке.  Пенсионные накопления по данным Банка России за 9 месяцев 2014 года по балансовой стоимости составили 1,122 трлн. руб. Участниками негосударственных пенсионных фондов в настоящее время составляют 6,33 млн. человек. Общий объем выплат по негосударственному пенсионному обеспечению составил на 9 месяцев 2014 года 40,997 млн. руб.

Распределение участников в зависимости от размера организаций крайне неравномерно. Точные данные отсутствуют, но можно с уверенностью говорить, что в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства негосударственное пенсионное обеспечение отсутствует.

С учетом этого обстоятельства уровень охвата негосударственным пенсионным обеспечением работников организаций, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства, в среднем по России составляет 18%.

По данным на 2014 год  в России работают 119 негосударственных пенсионных фондов, пенсионные резервы которых превышают 878 348 млн. рублей. Общее число участников НПФ — 6,33 млн. человек, из них дополнительную негосударственную пенсию получают более 1,564 млн. человек. 90 фондов осуществляют деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика. Количество застрахованных лиц достигло 22,094 млн. человек.

Все вышеперечисленные показатели говорят о росте заинтересованности граждан в формировании своей пенсии. Огромную роль в данном росте сыграло широкое распространение пенсионных схем софинасирования. На начало пенсионной реформы в 2002 году доля взносов составляла 5,9% а к настоящему времени достигла 16,7%.

Важнейшей задачей деятельности негосударственных пенсионных фондов является сохранение пенсионных сбережений граждан – то есть обеспечение дохода, превышающего уровень инфляции. Действенность накопительных принципов формирования пенсии, реализуемых негосударственными пенсионными фондами, может быть в наибольшей степени продемонстрирована при длительных сроках накопления, но уже сейчас в тех отраслях, которые охвачены негосударственным пенсионным обеспечением, удается обеспечить с учетом всех видов пенсий средний коэффициент замещения, превышающий 40%, в то время, как только трудовая пенсия обеспечивает (в среднем по стране) коэффициент замещения менее 28%.

 

    1.  Организационно-правовые характеристики

 

НПФ «Благосостояние» является одним из крупнейших негосударственных пенсионных фондов на рынке пенсионных услуг. Более 18 лет является лидером в своей области. Исключительными видами деятельности Фонда являются пенсионное обеспечение и пенсионное страхование (лицензия № 234/2 от 22 марта 2005 года).

В число организаций внесших в фонды совокупный вклад учредителей фонда входят: ОАО «РЖД» и Общественная организация « Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей» и другие.

НПФ «Благосостояние» лидер среди негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению: число участников Фонда по программам негосударственного пенсионного обеспечения составляет 1,18 млн. человек, число получающих негосударственную пенсию – 312 тыс. человек. 

По итогам 2014 года число вкладчиков составило 1 187133 человек. Размер дохода от размещения пенсионных резервов, подлежащий зачислению на пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения составил на 09.2014 – 8 770 238 тыс. руб. Размер пенсионных резервов -  234 027 893 тыс. руб.

Агентством «Эксперт РА» Фонду присвоен рейтинг надежности А++ «Исключительно высокий уровень надежности». По заключению экспертов, в среднесрочной перспективе существует высокая вероятность исполнения Фондом своих обязательств даже в условиях существенных неблагоприятных изменений макроэкономических и рыночных показателей. Также Фонду присвоен рейтинг надежности Национального рейтингового агентства на уровне «ААА» – «Максимальная надежность».

НПФ «Благосостояние» управляет пенсионными средствами своих клиентов, руководствуясь двумя ключевыми принципами – сохранности и доходности. Исходя из этих принципов, фонд выстраивает сбалансированную инвестиционную стратегию. Значительную часть портфеля пенсионных резервов составляют инструменты с фиксированной доходностью. Приоритетом для фонда являются качественные активы. Следование жестким критериям отбора направлений размещения средств и нацеленность на эффективное использование существующих инвестиционных возможностей позволяют НПФ «Благосостояние» стабильно приумножать средства своих клиентов.

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды: особенности создания и функционирования