Заключение
Понятие «пенсионная система
государства» - это механизм страхования
гарантированного и стабильного уровня
жизни людей пожилого возраста и лиц, потерявших
трудоспособность. Главный смысл функционирования
этой системы осуществляется через государственные
механизмы регулирования. Поэтому было
бы целесообразно констатировать исходя
из этого более правильное определение
понятия «пенсионное обеспечение», которое
нельзя понимать идентично понятию «пенсионная
система».
Роль негосударственных пенсионных фондов
разнообразна. Он имеет двойственную природу,
и может играть роль как социального института
и одновременно как финансового института.
Качество и уровень пенсионного обеспечения
является важной составляющей экономического
и социального положения населения страны.
Негосударственный пенсионный
фонд – некоммерческая финансовая организация
социального обеспечения, действующая
по сберегательно-накопительной схеме,
когда размер пенсии пропорционален накопленной
сумме, либо по принципу фиксированной
выплаты пенсии по достижению гражданином
пенсионного возраста. Деятельность Негосударственного
пенсионного фонда очень похожа на деятельность
пенсионного фонда. Также как и пенсионный
фонд НПФ аккумулирует средства пенсионных
накоплений, организует их инвестирование,
учет, назначение и выплату накопительной
части трудовой пенсии.
Вопросы пенсионного обеспечения
касаются каждого человека. Но в настоящее
время подавляющее большинство населения
до сих пор не имеют четкого представления
о негосударственных пенсионных фондах,
не знают об их существовании и тех услугах,
которые они предлагают. И это несмотря
на то, что НПФ существуют уже более 10 лет.
С помощью развития негосударственных
пенсионных фондов решаются задачи реформирования
пенсионной системы России, имеются ряд
моментов, привлекательных для предприятий,
работодателей и работников. Это, прежде
всего частичное, а иногда и полное финансирование
дополнительной пенсии работодателем.
В связи с этим, негосударственная пенсия
обходится человеку заметно дешевле, чем
при полном финансировании пенсии собственными
взносами. Иначе говоря, участие в пенсионном
фонде равнозначно получению отложенной
части заработанной платы с соответствующими
накоплениями инвестиционного дохода.
Поэтому условия наличия негосударственного
пенсионного обеспечения становится важным
моментом при выборе места работы.
Что касается руководителей предприятий,
то создание и участие в финансировании
негосударственного пенсионного фонда
(НПФ) позволяет сократить текучесть квалифицированных
кадров и уменьшить расходы на их подготовку,
или наоборот, способствовать омоложению
коллектива.
Существует еще один, может быть самый
привлекательный сегодня для работодателя
момент – возможность собственного инвестиционного
кредитования из резерва средств, накопленного
в негосударственном пенсионном фонде
через различные схемы реинвестирования.
Система негосударственного
пенсионного обеспечения позволит:
- существенно повысить уровень
социальной защиты населения, создать
необходимые гарантии социального спокойствия
в обществе;
- сформировать необходимые пенсионные
резервы для реализации долгосрочных
экономических проектов;
- создать условия для формирования
реального источника дополнительной пенсии
помимо государственной;
- создать новые рабочие места
через реализацию инвестиционных проектов.
Рынок услуг по негосударственному
пенсионному обеспечению определяется
наличием спроса и предложения при осуществлении
негосударственного пенсионного обеспечения
в аспекте взаимодействия негосударственного
пенсионного фонда с вкладчиками (юридическими
и физическими лицами) по заключению пенсионных
договоров и перечисления пенсионных
взносов.
Размеры привлеченных в систему
пенсионных ресурсов растут опережающими
темпами по отношению к размерам имущества
для осуществления уставной деятельности
НПФ. Число же самих фондов за этот период
не только не увеличилось, а даже уменьшилось.
В процессе проделанной работы
были освещены основные понятия в сфере
пенсионного обеспечения, проведен анализ
характерных черт и особенностей негосударственных
пенсионных фондов, что помогло определить
социально-экономическую роль этого института
в пенсионной системе России.
Так же было отмечено, что в
настоящее время для негосударственного
страхования имеются определенные подводные
камни:
-несовершенство законодательства,
-неосведомленность населения
о плюсах негосударственного пенсионного
обеспечения,
-отсутствие у работодателей
свободных средств и стимула работы с
НПФ, а также наличие определенных рисков,
связанных с размещением средств негосударственными
пенсионными фондами.
Цель и задачи работы считаю
достигнутыми.
Сейчас можно сказать одно,
что НПФ необходимо приложить немало усилий,
чтобы ликвидировать недостатки и препятствия
на пути к нормальному и результативному
функционированию негосударственных
фондов.
И, наконец, нельзя не отметить,
что наращивать ресурсную базу системе
НПФ приходится в условиях финансового
и политического кризиса.
Список использованных
источников
Федеральный закон от 15.12.2001
N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации»
Федеральный закон от 15.12.2001
N 166-ФЗ «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации»
Федеральный закон от 17.12.2001
N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации»
Федеральный закон от 31.12.2001
N 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений
в Налоговый кодекс Российской Федерации
и некоторые законодательные акты Российской
Федерации о налогах и сборах»
Федеральный закон от 04.03.2002
N 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном
обеспечении граждан Российской Федерации
за выдающиеся достижения и особые заслуги
перед Российской Федерацией»
Федеральный закон от 24.07.2002
N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для
финансирования накопительной части трудовой
пенсии в Российской Федерации»
Федеральный закон от 31.12.2002
N 198-ФЗ «О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования»
Федеральный закон от 07.05.1998
N75-ФЗ «О негосударственных пенсионных
фондах»
Федеральный закон от 10.01.2003
N 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «О негосударственных
пенсионных фондах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
- Алейникова О. С. Насущные вопросы формирования
системы социального страхования и пенсионного обеспечения: сборник материалов
и тезисов конференции / I Всероссийская
научно-практическая конференция "Насущные
вопросы формирования системы социального
страхования и пенсионного обеспечения" (29-30 апреля
2009 г.; СПб.). - СПб. : ЭФ СПбГУ, 2009. - 96 с.
- Барчук В.В. Реализация программы
пенсионной реформы в Российской Федерации
// Пенсия, 2006. № 7, с.7 - 10
- Белозеров С. А. Финансы: учеб. - 3-е изд., перераб.
и доп./ С. А. Белозеров, С. Г. Горбушина и
др.; под ред. В. В. Ковалева. - М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2010. - 928 с.
- Вавулин Д. А. Роль негосударственных пенсионных
фондов в системе обязательного пенсионного
страхования / Д. А. Вавулин, В. Н. Федотов // Финансы и кредит: Науч.-практич. и теоретич. ж-л / гл. ред. В. А. Горохова.– 05/2009.– N18(354).– С.57-67.
- Ефимов В.С. Финансы: Учебно-методические
материалы. – М: МИЭМП, 2010. – 72 с.
- Четыркин Принципы финансирования
систем пенсионного обеспечения // МЭ и
МО, 2005. №6, с.19
- Клевцова Т., Негосударственные
пенсионные фонды: правовой и налоговый
аспекты. // Финансовая газета, № 12, март
2010 г.
- Львов Д., Овсиенко Ю. Российская
пенсионная система // Вопросы экономики.
- 2000. - №8. - 154 с.
- Люлев Ю.Д. Российская пенсионная
система и пути ее реформирования. //Вопросы
экономики. - 2007. - №8.
Родионова В.М. Финансы: Учебник/ В.М. Родионова,
Ю.Я Вавилов./ под. ред. В.М. Родионовой –
М.: Финансы и статистика – 2005.
Роик В.Д. Пенсионная система
России. История, проблемы и пути совершенствования.
– М.: МИК, 2007.
Сайкин В., Дмитриев М., Севастьянова
В. и др. Новая модель пенсионного обеспечения
// Человек и труд, 2007. - № 5. - С. 25.
Соловьев А.К. Система пенсионного
обеспечения сегодня// Финансы, 2007. №8,
с.11 – 16
Тучкова Е.С. Формирование российской
системы пенсионного обеспечения, её современное
состояние и перспективы развития// Страховое
ревю, 2006. №3, с.32 - 37
Четыркин Принципы финансирования
систем пенсионного обеспечения // МЭ и
МО, 2009. №6, с.19
Чудновская Г.В. Роль негосударственных
пенсионных фондов в системе пенсионного
страхования граждан. // Экономика природопользования.
Обзорная информация ВИНИТИ, 2007. - № 1.
Якушев Л.П. О мировом опыте
и национальных особенностях российской
пенсионной системы // Пенсия,
2010. № 3, с.20
- http://npfb.ru - официальный интернет ресурс
негосударственного пенсионного фонда
«Благосостояние»
www.pfr.ru – официальный сайт Пенсионного фонда России
http://www.cbr.ru/ - официальный сайт Центрального Банка России
Приложение А «Структура пенсионных
резервов НПФ «Благосостояние».
Приложение Б «Таблица пенсионных
резервов».
Таблица 1 – Пенсионные резервы
и пенсионные накопления за 2008-2013 гг.
Год |
Размер пенсионных
резервов Фонда (тыс. руб.) |
Размер пенсионных
резервов Фонда (в %) |
Размер пенсионных
накоплений (тыс. руб.) |
Размер пенсионных
накоплений (в %) |
2008 |
76 103 234 |
8,73 |
8 019 024 |
2,62 |
2009 |
102 796 478 |
11,79 |
15 358 543 |
5,03 |
2010 |
136 254 975 |
15,63 |
26 895 909 |
8,80 |
2011 |
156 759 996 |
17,98 |
58 884 701 |
19,27 |
2012 |
184 774 131 |
21,20 |
84 181 150 |
27,55 |
2013 |
214 956 257 |
24,66 |
112 175 570 |
36,72 |
Итого |
871 645 071 |
100 |
305 514 897 |
100 |
Приложение В «Таблица инвестиционных
доходов».
Таблица 2 – Инвестиционные
доходы по пенсионным накоплениям и пенсионным
резервам
Год |
Размер дохода от размещения
пенсионных резервов (тыс. руб.) |
Размер дохода от размещения
пенсионных резервов (в %) |
Размер дохода от инвестирования
пенсионных накоплений (тыс. руб.) |
Размер дохода от инвестирования
пенсионных накоплений (в %) |
2008 |
76 103 234
|
8,73 |
8 019 024
|
2,62 |
2009 |
102 796 478 |
11,79 |
15 358 543
|
5,03 |
2010 |
136 254 975 |
15,63 |
26 895 909
|
8,80 |
2011 |
156 759 996 |
17,98 |
58 884 701
|
19,27 |
2012 |
184 774 131 |
21,20 |
84 181 150
|
27,55 |
2013 |
214 956 257 |
24,66 |
112 175 570 |
36,72 |
|
871 645 071 |
100 |
305 514 897 |
100 |