Также существует строго
ограниченный перечень объектов инвестирования,
в которых могут быть размещены пенсионные
резервы. Регулирование этой сферы очень
жесткое – использование каких-то других
инструментов, не предусмотренных законом,
невозможно (Приложение А).
Основные экономические
показатели деятельности
В соответствии с Правилами
фонда доход от размещения пенсионных
резервов начисляется на пенсионные счета
пропорционально взвешенной по времени
нахождения средней суммы на счете в течение
финансового года. Процент устанавливается
решением Совета НПФ «Благосостояние»
по итогам размещения в истекшем финансовом
периоде. А инвестиционный доход, полученный
от размещения пенсионных резервов за
предыдущий период, рассчитывается не
позднее 100 календарных дней после окончания
финансового года.
В таблице 1 (Приложение Б) приведены
данные за 2008-2013 гг. по размерам пенсионных
резервов и пенсионных накоплений фонда.
Более наглядно вышеуказанную таблицу
представим на графике (рисунок 2).
Рисунок 2 – Размер пенсионных
резервов и накоплений
Исходя из вышесказанного, существенно
растут пенсионные накопления по сравнению
с пенсионными резервами. Динамику роста
данных показателей можно наблюдать на
рисунке 2.
Далее в таблице 2 (Приложение
В) приведем данные по размерам инвестиционного
дохода по пенсионным резервам и накоплениям
за 2008-2013 гг.
Более наглядно данную таблицу
представим на графике (рисунок 3).
Рисунок 3 - размер инвестиционного
дохода по пенсионным резервам и накоплениям
Как мы видим на графике (рисунок
3) доход от размещения пенсионных резервов
инвестирования пенсионных накоплений
растет. Однако в зависимости от влияния
рыночных условий и фондового рынка этот
размер может, как уменьшаться, так и увеличиваться.
Результаты в прошлом не могут определить
доходов в будущем. Государство в свою
очередь не гарантирует доходности от
размещения пенсионных резервов и инвестирования
пенсионных накоплений.
На рисунке 4 показано сравнение
доходности пенсионных накоплений НПФ
«Благосостояние» и Пенсионного Фонда
России за период 2008-2013 гг. [28]
Рисунок 4 – Доходность пенсионных
накоплений
Далее на рисунке 5 покажем наглядно
объем пенсионных накоплений за период
2008-2013 гг.
Рисунок 5 – Объем пенсионных
накоплений за 2008-2013 гг.
В соответствии с вышеприведенными
показателями НПФ «Благосостояние» разработал
свою инвестиционную стратегию.
НПФ «Благосостояние» реализует
инвестирование средств пенсионных накоплений
и резервов в соответствии с требованиями
законодательства РФ, которые обеспечивают:
- сохранность средств;
- получение стабильной доходности;
- ликвидность и диверсификацию;
- профессионализм управления;
- оценку рисков и эффективности
инвестиций.
По приведенным выше графикам
и таблицам можно сказать, что за последние
5 лет фонд наработал хорошую клиентскую
базу и неизменно продолжает пополнять
число клиентов. Так количество участников
фонда по действующим пенсионным договорам
с 2009 по 2014 гг. существенно растет. (Рисунок
6).
Рисунок 6 – Количество участников
фонда за 2009-2014 гг.
Глава 3. Анализ практики
функционирования
Особенности развития
пенсионной реформы в России
По прошествии достаточно долгого
времени с введением пенсионной реформы
все яснее становится тот факт, что наше
государство в долгосрочной перспективе
не способно обеспечить своих граждан
достойной старостью в пределах пенсионной
системы. К решению данной проблемы совершенно
очевидно должны подключаться и сами работодатели,
и сами сотрудники. А более приемлемым
механизмом является система дополнительного
пенсионного обеспечения. И главным инструментом
данного механизма являются негосударственные
пенсионные фонды.
На основе изучения и аналитики
российских литературных источников и
публикаций можно говорить о том, что с
течением времени наше общество начинает
осмысливать факт того, что негосударственное
пенсионное обеспечение представляет
собой один из самых нужных институтов
социальной защиты населения.
Сейчас факт о необходимости
развития негосударственного пенсионного
обеспечения никто не оспаривает. Ведь
достаточно очевиден тот факт, что деятельность
этих фондов на социальном рынке необходима
для повышения уровня жизни населения.
История развития негосударственного
пенсионного обеспечения длилась примерно
15 лет, и все же нельзя сказать о том, что
она полностью прошла этап становления.
Проанализируем развитие негосударственных
пенсионных фондов России. Достаточно
сложно поспорить с тем, что настоящая
пенсионная система РФ имеет ряд недостатков.
Они есть. Главным недостатком считается
неспособность нашей пенсионной системы
обеспечивать допустимый уровень замещения
заработной платы. Сейчас пенсионная система
России находится на стадии активного
реформирования.
Если рассматривать статистику
деятельности негосударственных пенсионных
фондов, что возьмем для сравнения за основу
данные за 2006 и 2004 год (когда негосударственные
пенсионные фонды стали официально признаваться
государством). За период с января 2001 года
по январь 2006 год количество работающих
негосударственных пенсионных фондов
выросла до 307 с 234. Такой стремительный
рост может объясняться только тем, что
негосударственное пенсионное обеспечение
начало признаваться в массах.
Необходимо понимать, что в
нынешней ситуации образование негосударственного
пенсионного фонда - это создание инструмента
перераспределения гарантий социального
обеспечения граждан в будущем. После
анализа исследований научных трудов
можно отметить тот факт, что 2003 год отмечается
как более активный период развития негосударственных
пенсионных фондов.
При средней численности вкладчиков
в 2003 году на один пенсионный фонд приходилось
20 776 человек, НПФ «Благосостояние» насчитывал
на начало 2004 года 1,4 млн. человек, а 20 пенсионных
фондов не насчитывали ни одного участника.
По данным Центрального Банка
России по состоянию на 13.03.2015 119 НПФ имеют
действующую лицензию без ограничения
сроков деятельности. Из этих 119 только
60 - члены саморегулируемой организации
Некоммерческого партнерства «Национальной
ассоциации пенсионных фондов». По данным
этой организации в фондах-участниках
сосредоточено 94,5% всех пенсионных резервов
страны и 78,1 % участников всех НПФ. Стоимость
имущества данной организации составляет
1220,8 млрд. руб., или 91,3% от имущества всех
НПФ Российской Федерации.
Однако, несмотря на стремительный
рост активов, негосударственные пенсионные
фонды нельзя назвать крупнейшими
инвесторами в России. По сравнению с тем,
каких объемов совокупных активов достигли
банки России (сопоставимые с ВВП России)
негосударственным фондам еще идти и идти
к этому уровню. В это же время негосударственные
пенсионные фонды могут уступить лишь
управляющим компаниям по объему активов,
а это, несомненно, показывает о вероятно
высоком потенциале роста рынка негосударственных
пенсионных фондов в будущем. Так же можно
сказать, что российский рынок негосударственных
пенсионных фондов еще не совсем исчерпал
свои возможности роста и в ближайшее
время будет расти за счет договоров добровольного
страхования.
Главные сдерживающие факторы,
по моему мнению, это:
- низкая грамотность населения;
- недоверие к финансовой сфере
и в частности к негосударственным пенсионным
фондам;
- отсутствие сотрудничества
и взаимодействия негосударственных пенсионных
фондов с работодателями;
- несовершенство законодательной
базы.
И все же тенденция к привлечению
граждан в процесс накопительного страхования
идет не слишком активно, а участниками
добровольного пенсионного страхования
и вовсе являются менее 10% работоспособного
населения страны.
Перспективы развития негосударственных
пенсионных фондов в России
Предполагается, что все-таки
будущее будет за пенсионными фондами,
а не за управляющими компаниями, так как
пенсионный негосударственный фонд –
это огромный комплекс мероприятий, огромное
хозяйство, занимающееся пенсионными
счетами своих клиентов. Он ведет счет
клиента от момента получения денежных
средств до наступления выплат пенсии.
Так же фонды урегулируют вопросы, которые
связаны с правопреемством, наследованием
и изменением реквизитов клиента. Для
того чтобы частное пенсионное обеспечение
в России развивалось, необходимо совершенствование,
в первую очередь – отменить налог на
доход от размещения пенсионных резервов,
возможность предоставления налогового
вычета по НДФЛ при выплатах негосударственных
пенсий но не более 10 000 рублей в месяц.
Для успешного функционирования
негосударственных пенсионных фондов
необходимо срочно вводить меры по перестройке
настоящей системы инвестирования пенсионных
резервов и накоплений. Они должны опираться
на разумную финансовую политику и предложить
переход к принципу «ответственного поведения»,
который позволит негосударственным пенсионным
фондам более чувствительно и адекватно
реагировать на рыночные изменения при
условии сохранения прозрачности и надежности
инвестиций.
Также необходимо совершенствовать
в дальнейшем пенсионное законодательство
в русле модернизации накопительной части
пенсии, а именно определяя гарантии и
права собственности на средства пенсионных
накоплений. Огромные перспективы роста
негосударственных пенсионных фондов
в рамках обязательного страхования пенсии,
а именно системы профессионального пенсионного
страхования, где застрахованными могут
быть примерно 20% всех работающих.
На развитие частного сектора
пенсионного обеспечения существенно
будет влиять становление в России культуры
индивидуального финансового планирования,
его распространение на весь жизненный
путь, развитие пенсионного планирования
как наиболее важного, и возможно наиболее
трудоемкого элемента.
Основное преимущество для
будущих пенсионеров заключается в том,
что по сравнению с прочими вариантами
вложения пенсионных накоплений, их можно
откладывать постепенно в течение довольно
длительного периода, при этом будут гарантии
надежности этих вложений и не менее важен
их рост.
Перспективы развития негосударственных
пенсионных фондов в нашей стране должны
опираться на внедрение следующих положений:
- необходимо разработать комплекс
мероприятий по доведению информации
до населения о развитии негосударственного
пенсионного обеспечения;
- в будущем негосударственные
пенсионные фонды будут увеличивать свое
положение на фондовом рынке;
- негосударственные пенсионные
фонды должны будут занимать место наиболее
устойчивых и высоконадежных институтов
в рыночной экономике, образуя механизмы
вложений на основе использования международного
опыта разделения полномочий поставщиков
услуг негосударственных пенсионных фондов
и пути к информации об их деятельности;
- стимулирование государством
развития фондов в системе обязательного пенсионного страхования.
Если начать показывать гражданам
информацию, примеры расчета которые показывают
выгодность и перспективы финансовых
возможностей достойного уровня жизни
на пенсии, то отношение к негосударственным
пенсионным фондам изменится в корне.
Количество граждан, которые
будут получать негосударственную пенсию
с течением времени, только растет, и ни
в один период не было такого, чтобы происходило
снижение численности вступивших в НПФ
по сравнению с предыдущим. В будущем все
большую значимость в образовании доходов
НПФ будут играть застрахованные лица,
которые вложили свои пенсионные накопления
в негосударственные пенсионные фонды.
Особенно массовым переводом пенсионных
накоплений в НПФ будет происходить примерно
в 2013-2015 гг., так как государство внесло
поправку в пенсионное законодательство,
которое предусматривает снижение в три
раза тарифы страховых взносов на накопительную
часть пенсии граждан, которые не перевели
ее из государственных управляющих компаний.
Если российские НПФ будут стабильно
развиваться, то должен значительно увеличиться
уровень пенсионной защищенности граждан.
По мнению экспертов к концу 2015 года объем
рынка НПФ значительно увеличится. Это
увеличение может составлять до 2,8 трлн.
руб. Это может случиться благодаря вступлению
НПФ в систему гарантирования. Так же ученые
прогнозируют рост требований к участникам
пенсионного рынка. В числе первых это
коснется рисков и эффективности. На фоне
сложившейся обстановки могут быть пересмотрены
требования к инвестиционной политике,
так как инвестиционные риски существенно
выросли. Так же после того как ЦБ РФ повысил
ставку рефинансирования до 17%, опираться
на облигации НПФ достаточно сложно потому
что их стоимость очень резко упала и доходность
стала неконкурентоспособной. Однако
возместить потери можно будет благодаря
банковским депозитам, ставки по которым
сейчас имеют тенденцию к росту.