Подходы к определению инвестиционной привлекательности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение подходов к определению инвестиционной привлекательности предприятия, а так же анализа инвестиционной среды конкретного предприятия на основе определенных показателей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….......3
1. Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности предприятия…………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности и факторы, ее определяющие...5
1.2 Методические подходы к анализу инвестиционной привлекательности предприятия…………………………………………………………………………...10
1.3 Алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия…………………………………………………………………………...15
2. Экономическая характеристика предприятия (на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»)…………………………………………………………………………...18
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………………….18
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности……………………………………22
2.3 Анализ финансовой устойчивости……………………………………………….26
2.4 Анализ деловой активности………………………………………………………28
3. Анализ инвестиционной привлекательности на предприятии (на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»)…………………………………………………………………………...31
4. Пути повышения инвестиционной привлекательности предприятия………….35
Заключение……………………………………………………………………………39
Список использованной литературы………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 77.65 Кб (Скачать файл)

- место предприятия  в отрасли, на рынке, уровень  его монопольности;

- характеристику  системы управления;

- уставный  фонд, собственники предприятия;

- структуру  затрат на производство;

- объем прибыли  и направления ее использования;

- оценку  финансового состояния предприятия.

Управление  любым процессом должно основываться на объективных оценках состояния  его протекания. Основная характеристика инвестиционного процесса – состояние  инвестиционной привлекательности  системы. В связи с этим необходима оценка инвестиционной привлекательности  экономических систем. Основные задачи оценки инвестиционной привлекательности  экономических систем:

- определение  социально-экономического развития  системы с позиций инвестиционной  проблематики;

- определение  влияния инвестиционной привлекательности  на приток капиталообразующих инвестиций и социально-экономическое развитие экономической системы;

- разработка  мероприятий по регулированию  инвестиционной привлекательности  экономических систем.

Дополнительные  задачи:

- выяснение  причин, влияющих на инвестиционную  привлекательность экономических  систем;

- мониторинг  инвестиционной привлекательности.

Одним из основных факторов инвестиционной привлекательности  предприятий является наличие необходимого капитала или инвестиционного ресурса. Структура капитала определяет его  цену, однако, она не является необходимым  и достаточным условием эффективного функционирования предприятия. Вместе с тем, чем меньше цена капитала, тем привлекательнее предприятие. Цена (стоимость) капитала характеризует  ту норму рентабельности (порог рентабельности) или норму прибыли, которую должно обеспечить предприятие, чтобы не снизить  свою рыночную стоимость.

Доходность  вложенных средств определяется как отношение прибыли или  дохода к вложенным средствам. На микроуровне в качестве показателя дохода может быть использован показатель чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, формула 1:

Таким образом:

К1 = П / И, (1)

где К1 экономическая составляющая инвестиционной привлекательности предприятия, в долях единицы;

И – объем  инвестиций в основной капитал предприятия;

П – объем прибыли за анализируемый период.

В тех случаях, когда информация об инвестициях  в основной капитал отсутствует, в качестве экономической составляющей рекомендуются использовать рентабельность основного капитала, поскольку этот показатель отражает эффективность  использования средств, вложенных  ранее в основной капитал.

Показатель  инвестиционной привлекательности  объекта инвестиций рассчитывается по формуле 2:

Si = Н / Фi, (2)

где Si – показатель инвестиционной привлекательности (стоимости) i-го объекта;

Фi – ресурсы i-го объекта, участвующего в конкурсе;

Н – значение потребительского заказа.

В данном случае роль ключевого параметра всей системы  оценок выполняет потребительский  заказ. От того, в какой мере правильно  он будет сформирован, зависит степень  достоверности рассчитываемых показателей.

В пределах предприятия привлечение дополнительных технологических, материальных и финансовых ресурсов необходимо для решения  конкретной задачи – внедрения новой  зарубежной технологии в виде лицензии и «ноу-хау», приобретения нового импортного оборудования, привлечения зарубежного  опята управления с целью повышения  качества продукции и совершенствования  методов выхода на рынок, расширения выпуска тех видов продукции, в которых нуждается рынок, в  том числе и мировой. Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.

Осуществление инвестирования в российские предприятия  характеризуется следующими взаимосвязанными условиями:

 низкой  конкурентностью со стороны предприятий получателей инвестиций; высоким уровнем информационной ассиметрии и частыми случаями использования инсайдерской информации;

низкой информационной прозрачностью компаний;

высоким уровнем  конфликтности между инвесторами  и менеджментом предприятия;

отсутствием механизмов защиты интересов инвесторов от недобросовестных действий менеджеров предприятия.

В ходе оценки инвестиционной привлекательности  оценивается эффективность инвестиций.

Эффективность инвестиций определяется с помощью  системы методов, которые отражают соотношение связанных с инвестициями затрат и результатов. Методы позволяют  судить об экономической привлекательности  инвестиционных проектов и экономических  преимуществах одного проекта перед  другим.

По виду хозяйствующих  субъектов методы могут отражать:

- экономическую  (народнохозяйственную) эффективность  с точки зрения интересов народного  хозяйства в целом, а также  участвующих в реализации проектов  регионов, отраслей и организаций;

- коммерческую  эффективность (финансовое обоснование)  проектов, определяемую соотношением  финансовых затрат и результатов  для проектов в целом или  для отдельных участников с  учетом их вкладов;

- бюджетную  эффективность, отражающую влияние  проекта на доходы и расходы  соответствующего федерального, регионального и местного бюджетов.

Предприятия со средней степенью инвестиционной привлекательности отличаются активной маркетинговой политикой, направленной на эффективное использование имеющегося потенциала. При чем, те предприятия, система управления на которых, ориентирована на рост стоимости, успешно позиционируют себя на рынке, те, на которых не уделяется должного внимания факторам формирования стоимости, теряют свои конкурентные преимущества. Предприятия с инвестиционной привлекательностью ниже среднего характеризуются низкими возможностями приращения капитала, что связано, прежде всего, с неэффективным использованием имеющегося производственного потенциала и рыночных возможностей.

Предприятия с низкой инвестиционной привлекательностью можно считать непривлекательными, поскольку вложенный капитал  не прирастает, а лишь выступает  в качестве временного источника  поддержания жизнеспособности, не определяя  экономического роста предприятия. Для таких предприятий повышение  инвестиционной привлекательности  возможно лишь за счет качественных изменений  в системе управления и производства, в частности в переориентации производственного процесса на удовлетворение потребностей рынка, что позволит повысить имидж предприятий на рынке и  сформировать новые, либо развить имеющиеся  конкурентные преимущества.

Потенциального  инвестора, партнер и непосредственно  руководство предприятия интересует не только динамики изменения инвестиционной привлекательности предприятия  за прошедший период времени, но и  тенденции изменения ее в будущем. Знать тенденцию изменения данного показателя – значит, с одной стороны, быть готовым к затруднениям и принять меры для стабилизации производства, или, с другой стороны, использовать момент роста показателя инвестиционной привлекательности для привлечения новых инвесторов, своевременного ввода новейших и усовершенствования устаревших технологий, расширения производства и рынка сбыта, улучшения эффектности работы предприятии в слабых метах и так далее.

Таким образом, во многих методиках оценки инвестиционной привлекательности предприятия  одним из основных факторов оценки и прогнозирования будущего состояния  анализируемой организации выступает  оценка ее системы управления, но ни одна из низ них в полной мере не покрывает возможное поле факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, определенное на основании теоретической модели фирмы, выбранной для целей настоящего исследования.

 

 

 

1.3 Алгоритм осуществления мониторинга  инвестиционной привлекательности  предприятия.

Построение  системы мониторинга контролируемых показателей охватывает следующие основные этапы:

1. Построение  системы информативных отчетных  показателей основывается на  данных финансового и управленческого  учета.

2. Разработка  системы обобщающих (аналитических)  показателей, отражающих фактические  результаты достижения предусмотренных  количественных стандартов контроля, осуществляется в четком соответствии  с системой финансовых показателей.

3. Определение  структуры и показателей форм  контрольных отчетов (рапортов) исполнителей  призвано сформировать систему  носителей контрольной информации.

4. Определение  контрольных периодов по каждому  виду, каждой группе контролируемых  показателей. Конкретизация контрольного  периода группам показателей  определяется «срочностью реагирования»,  необходимой для эффективного  управления инвестиционной привлекательностью  предприятия.

5. Установление  размеров отклонений фактических  результатов контролируемых показателей  от установленных стандартов  осуществляется как в абсолютных, так и в относительных показателях.  При этом по относительным  показателям все отклонения подразделяются  на три группы:

- положительное  отклонение;

- отрицательное  «допустимое» отклонение;

- отрицательное  «недопустимое» отклонение.

6. Выявление  основных причин отклонений фактических  результатов контролируемых показателей  от установленных стандартов  проводится по предприятию в  целом и по отдельным «центрам  ответственности».

Внедрение на предприятии системы мониторинга  позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления инвестиционными процессами, а не только в части формирования инвестиционной привлекательности.

Основой формирования системы мониторинга является разработка системы индикативных показателей, позволяющих выявить появление  и сложность проблемы. В содержательном плане система показателей ориентирована  на изучение признаков, характеризующих  зависимость управления инвестиционной привлекательностью предприятия от внешней и внутренней среды, оценку их качества и прогнозирование.

Всю систему  показателей мониторинга инвестиционной привлекательности целесообразно  разбить на следующие группы:

1. Показатели  внешней среды. Для внешней  среды предприятий, функционирующих  в условиях рынка характерен  ряд отличительных признаков:  во-первых, все факторы учитываются  одновременно; во-вторых, предприятия  должны принимать во внимание  многоаспектный характер управления; в-третьих, агрессивная политика цен; в-четвертых, динамизм развития рынка, когда позиции конкурентов и расстановка сил изменяются с нарастающей скоростью.

2. Показатели, характеризующие проявление социальной эффективности предприятия на общественном уровне. Социальная эффективность выделяется из всей группы социально-экономических показателей как та ее сторона, которая отражает воздействие мер экономического характера на наиболее полное удовлетворение потребностей общества.

3. Показатели, характеризующие уровень профессиональной подготовки персонала; показатели, характеризующие уровень организации труда; социально-психологические характеристики.

4. Показатели, характеризующие эффективность развития инвестиционных процессов на предприятии. В рамках оценки инвестиционной привлекательности предприятий наибольший интерес представляет группа показателей, непосредственно отражающих эффективность управления инвестиционными процессами.

Учитывая  вышеизложенное, при формировании системы  мониторинга инвестиционной привлекательности  следует, во-первых, учитывать факторы  формирования инвестиционной стоимости, во-вторых, потенциальные возможности  предприятия в формировании его  инвестиционных ресурсов, кадровый, производственный, технический потенциал предприятия, возможности привлечения внешних  ресурсов, в-третьих, эффективность  развития инвестиционных процессов, определяющая экономический рост предприятия.

Предлагаемый  алгоритм построен на отслеживании изменений  рыночной стоимости. В условиях информатизации и автоматизации процессов функционирования предприятия реализация данного  алгоритма не требует организационно-экономических  преобразований на предприятии.

Осуществляемый  таким образом мониторинг инвестиционной привлекательности позволит не только определить проблемные участки в  формировании условий активизации  инвестиционных процессов на предприятии, но и выявить вероятные изменения  в экономическом потенциале предприятия  и минимизировать вероятность разрушения стоимости компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономическая характеристика  предприятия (на примере ОАО  «ЛУКОЙЛ»).

2.1 Общая характеристика предприятия.

ОАО «ЛУКОЙЛ» – это одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, созданная в 1991 году. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а также странах ближнего зарубежья. Основная часть продукции Компании реализуется на международном рынке. ЛУКОЙЛ занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.

Информация о работе Подходы к определению инвестиционной привлекательности предприятия