Практика присвоения рейтингов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Ценные бумаги - необходимый атрибут развития рыночного оборота. С их помощью могут оформляться как кредитные, так и расчетные отношения, передача прав на товар и залог недвижимости, создание компаний и многие другие необходимые в рыночной экономике операции. Этот правовой инструмент позволяет ускорять расчеты между участниками имущественных отношений, вовлекать в кредитно-денежные и товарные обязательства широкий круг лиц, содействуя эффективному удовлетворению их имущественных интересов и вместе с тем - охраняя их от возможных злоупотреблений недобросовестных партнеров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Рейтенговые оценки инвестиционных качеств ценных бумаг……….5
Глава 2. Понятие рейтенговых агенств, их роль и задачи……………………...8
2.1 Общая Характеристика рейтенговых агенств……………………………….8
2.2 Принципы присвоения рейтинга……………………………………………10
Глава 3. Сущность и экономическое содержание присвоения рейтинга. Формы, методы и принципы оценки…………………………………………...13
3.1 Рейтинговая шкала…………………………………………………………..13
3.2. Принципы присвоения рейтинга…………………………………………...18
Глава 4. Практика присвоения рейтингов в России…………………………...21
4.1. Анализ рынка рейтинговых услуг в России……………………………….21
4.2. В настоящее время рейтинговые агенства в России……………………...22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

ИНВЕСТИЦИИ.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Рейтенговые оценки инвестиционных качеств ценных бумаг……….5

Глава 2. Понятие рейтенговых агенств, их роль и задачи……………………...8

2.1 Общая Характеристика рейтенговых  агенств……………………………….8

2.2 Принципы присвоения рейтинга……………………………………………10

Глава 3. Сущность и экономическое содержание присвоения рейтинга. Формы, методы и принципы оценки…………………………………………...13

3.1 Рейтинговая шкала…………………………………………………………..13

3.2. Принципы присвоения рейтинга…………………………………………...18

Глава 4. Практика присвоения рейтингов в России…………………………...21

4.1. Анализ рынка рейтинговых услуг в России……………………………….21

4.2. В настоящее время рейтинговые  агенства в России……………………...22

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

           Ценные  бумаги - необходимый атрибут развития рыночного оборота. С их помощью могут оформляться как кредитные, так и расчетные отношения, передача прав на товар и залог недвижимости, создание компаний и многие другие необходимые в рыночной экономике операции. Этот правовой инструмент позволяет ускорять расчеты между участниками имущественных отношений, вовлекать в кредитно-денежные и товарные обязательства широкий круг лиц, содействуя эффективному удовлетворению их имущественных интересов и вместе с тем - охраняя их от возможных злоупотреблений недобросовестных партнеров.

           Процесс инвестирования капитала в условиях рыночной экономики сопряжен с многовариантностью, альтернативностью и риском. Инвесторы, готовые вкладывать свои средства, постоянно озабочены оценками риска и перспектив инвестиций, гарантиями возврата основной суммы и получения дохода. Им достаточно трудно разобраться в многообразии финансовых инструментов, оценить риск вложений и сравнить по нему предлагаемые на рынке инструменты. Кроме того, самостоятельная оценка индивидуального1 риска сопряжена в большинстве случаев с неприемлемыми трудовыми, финансовыми и временными затратами. Эту работу для инвестора выполняют рейтинговые агентства, которые посредством экспертной оценки кредитного риска присваивают эмитентам и их ценным бумагам знак кредитного качества. кредитный рейтинг, знак степени надежности и финансовой безопасности, оказывая тем самым существенную помощь в получении необходимой информации для принятия инвестиционных решений. К настоящему времени ведущие рейтинговые агентства сформировали организованный процесс оценки кредитного риска, выпускаемые ими рейтинговые оценки широко используются на развитых рынках и внедрены на формирующихся рынках. Наиболее известными из рейтинговых агентств являются Standard & Poor.s, Moody’s Investors Service и Fitch IBCA, поглотившая также известных инвестиционному сообществу Duff & Phelps и Thomson Bankwatch.

           Создание  рейтинговых оценок, один из способов охарактеризовать риск. По мере того, как кредитный рейтинг становился важной компонентой инвестиционного процесса на развитых рынках, в его получении оказывались заинтересованными эмитенты долговых обязательств, а для выхода на международный облигационный рынок государств с формирующимися рынками рейтингование ценных бумаг явилось необходимой экспертной процедурой и связующим звеном. При наличии рейтинга эмитент имеет более высокую возможность в получении финансирования, чем без него. Рейтинг также увеличивает ликвидность предлагаемых долговых инструментов и снижает стоимость заемных средств.

           Цель  работы – изучение системы рейтинговых  оценок ценных бумаг, найти их достоинства  и недостатки, а также выяснить особенности применения рейтинговых оценок в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Рейтенговые оценки инвестиционных качеств ценных бумаг.

 

           Основными инвестиционными качествами ценных бумаг являются доходность, обращаемость, ликвидность и риск. При оценке инвестиционных качеств ценных бумаг, кроме расчета общих для всех объектов инвестирования показателей эффективности, проводят исследование методами фундаментального и технического анализа, принятыми в финансовой практике. Фундаментальный анализ базируется на оценке эффективности деятельности предприятия-эмитента. Он предполагает изучение комплекса показателей финансового состояния предприятия, тенденций развития отрасли, к которой оно принадлежит, степени конкурентоспособности производимой продукции сегодня и в перспективе.

Базой анализа являются публикуемые компанией-эмитентом балансы, отчеты о прибылях и убытках, другие материалы. Фундаментальный анализ также называют факторным, поскольку он опирается на изучение влияния отдельных факторов на динамику цен финансовых инструментов в настоящем периоде и прогнозирование значений этих факторов в будущем периоде. Полученные на его базе результаты позволяют определить, как соотносится стоимость ценной бумаги эмитента с реальной стоимостью активов, денежными поступлениями, и сделать прогноз дохода, который определяет будущую стоимость ценной бумаги и, следовательно, может воздействовать на ее цену. На основе этого делается вывод о целесообразности инвестирования средств.

           Технический анализ основывается на оценке рыночной конъюнктуры и динамики курсов. Концепция технического анализа предполагает, что все фундаментальные факторы суммируются и отражаются в движении цен на фондовом рынке. Объектами изучения являются показатели спроса и предложения ценных бумаг, динамика курсовой стоимости, общие тенденции движения курсов ценных бумаг на фондовом рынке. Технический анализ базируется на построении и исследовании графиков динамики отдельных показателей (как правило, рыночных цен) в рассматриваемом периоде, нахождении определенной тенденции (тренда) и ее экстраполировании на перспективу. Изучение динамики курсов позволяет определить моменты, когда целесообразно производить покупку или продажу ценной бумаги, а также примерно оценить темпы изменения и прирост курсовой стоимости.

 Для оценки динамики курсов  акций в рамках технического  анализа используются индексы  фондового рынка. В мировой практике  хорошо известны основные индексы (в США — индексы Доу-Джонса  и «Стандарт энд Пурз», в Японии  — индекс «Никкей») и отработаны приемы их учета при принятии инвестиционных решений. Фондовые индексы рассчитываются на основе средней арифметической или средневзвешенной курсовой стоимости акций по крупнейшим компаниям. Основным индексом отечественного фондового рынка является индекс Российской торговой системы — индекс РТС. Одним из способов предоставления информации для инвесторов на развитых фондовых рынках является рейтинговая оценка акций и облигаций.

Рейтинги, устанавливаемые известными агентствами, среди которых ведущую роль играют Moody's, Standard & Poor's и Fitch IBCA, имеют большое значение при оценке риска инвесторами и решающим образом влияют на цены облигаций. На основе анализа инвестиционных качеств ценной бумаги специалисты рейтинговых агентств присваивают ценной бумаге соответствующую категорию. При анализе инвестиционных качеств фондовых инструментов следует учитывать, что нельзя найти такой вид ценных бумаг, который бы устраивал потенциального инвестора по всем параметрам. Инвестиционные различия ценных бумаг по виду получаемого дохода по ним связаны с возможностью получения дохода в виде фиксированных процентных платежей, плавающей ставки ссудного процента, выигрыша по займу, дисконта при покупке ценной бумаги, дивиденда, разницы курсовой стоимости при продаже и т.д. Эффективность любых форм инвестиций рассчитывается на основе сопоставления эффекта (дохода) и затрат на его получение. При вложениях в ценные бумаги в качестве затрат выступает сумма инвестированных в ценные бумаги средств, а в качестве дохода — разность между текущей стоимостью ценной бумаги и суммой вложенных в ее приобретение средств. Поскольку доход по ценной бумаге может быть получен лишь в будущем, для сопоставимости он должен быть приведен к настоящему времени путем дисконтирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие рейтенговых агенств, их роль и задачи.

2.1 Общая Характеристика рейтенговых  агенств.

           Процессы размещения и привлечения финансовых ресурсов связаны со значительными рисками, которые обусловлены многовариантностью и альтернативностью инвестиционного выбора. Вкладчики капитала постоянно сталкиваются с проблемой оценки перспектив размещения ресурсов и получения дохода. При таких условиях возникает объективная потребность в специальных рейтинговых услугах профессиональной оценки финансовых, а среди них, в первую очередь, кредитных рисков.

           Соответствующие услуги рейтингования предоставляют специальные рейтинговые агентства (бюро), деятельность которых пользуется спросом практически во всех странах мира. Известнейшими мировыми рейтинговыми агентствами является Standard and Poor’s, Moody’s и IBCA.

          Становление прозрачного и ликвидного рынка ценных бумаг Украины связывается с формированием организованного процесса оценки кредитных рисков. Предоставлению рейтинговых услуг является одним из способов оценить риск. Постепенно рейтинги становятся важным компонентом инвестиционного процесса, а рейтингования государственных и корпоративных эврозаимствование становится необходимым экспертной процедурой при выходе на внешние рынки. Наличие рейтинга увеличивает ликвидность конкретных финансовых инструментов, повышает имидж эмитентов и уменьшает стоимость привлеченных ресурсов, особенно если нужен срочный кредит наличными. Процессы глобализации побуждают к определению региональных оценок рейтинга страны происхождения.

           Задача рейтинговых агентств заключается в определении будущей кредитоспособности отдельной компании, ценной бумаги или обязательства по состоянию на определенную дату. Рейтинговые агентства могут влиять на рынок ценных бумаг. Кредитный рейтинг может повлиять на доступ эмитента к капиталу, на структуру финансовых операций и определить типы инвестиционных кураторов т.д. Некоторые регуляторы (Национальные комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку или эквивалентные им органы) используют рейтинги, присвоенные рейтинговыми агентствами регулятивной целью. Учитывая влияние, которое может оказывать мнения рейтингового агентства на рынке ценных бумаг, инвесторы, кредиторы, эмитенты, так же, как и регуляторы рынка ценных бумаг, заинтересованы в деятельности рейтинговых агентств. Предлагая независимый анализ широкого спектра информации, рейтинговые агентства делают большой вклад для достижения таких целей.

          Вместе с тем на отечественном рынке отсутствует устоявшаяся практика оценки надежности заемщиков, эмитентов и финансовых инструментов, в целом неудовлетворительное уровень раскрытия информации о финансовых рисках. Особенно это касается отношений с частным предпринимателями, о которых вообще довольно мало сведений.

          Ныне частично открытой является только информация о финансовом состоянии открытых акционерных обществ, которую они публикуют в специализированной периодике («Инвестиционная газета», «Ценные бумаги Украины» и др. ..) по требованию Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Все вышесказанное обуславливает необходимость оценки и градации кредитных рисков, разработки предпосылок формирования практики предоставления рейтинговых услуг, внедрение процедуры рейтингования как важной части инфраструктурного обеспечения участников рынка.

           Рейтинг — это мнение экспертов, оценка, даваемая на основе качественного и количественного анализа эмитента. Качественный анализ включает оценку риска эмитента с позиции:

- Отраслевой и региональной принадлежности;

- Внешнего экономического и  регулятивного окружения;

- Самого предприятия — эмитента.

           В основе количественного анализа лежит анализ финансовых коэффициентов за 3 — 5 лет, оценка их динамики, сравнение их величин с нормативами для ценных бумаг, имеющих рейтинг «ААА», «АА», «ВВ» и т. д. Данные, обычно, берутся за год. Главная цель количественного анализа — выявить степень покрытия ликвидными активами обязательств эмитента. С этой же целью выполняется прогнозная оценка того, как сложатся в течение 2 — 3 лет ключевые производственные и финансовые показатели (прежде всего — покрытия долга).

 

2.2 Принципы присвоения рейтинга

 

           Используемые международными рейтинговыми агентствами процедуры достаточно схожи и включают экспертный (очный) этап, предусматривающий встречу экспертов с руководством рейтингуемой компании (банка). Этапы типовой процедуры присвоения рейтинга приведены ниже.

1. Запрос на присвоение рейтинга.

2. Формирование аналитической группы  рейтинговым агентством.

3. Запрос у эмитента базового  комплекта документов и информации.

4. Предоставление эмитентом базового  комплекта документов (рейтинговой  книги).

5. Проведение предварительного  исследования эмитента.

6. Подготовка встречи с руководством  эмитента. Дополнительный перечень тем для обсуждения.

7. Встреча аналитической группы  с руководством эмитента.

8. Подготовка отчета аналитической  группы для рейтингового комитета.

9. Рассмотрение результатов анализа  на рейтинговом комитете и  присвоение рейтинга.

10. Уведомление эмитента о рейтинге; согласование и определение статуса  рейтинга.

11. Публикация рейтинга или инициализация  процедуры апелляции.

12. Наблюдение за рейтингом. Организация  и проведение ежегодной встречи  с эмитентом.

           При получении от эмитента запроса на присвоение рейтинга рейтинговое агентство формирует аналитическую группу, состоящую из аналитиков, обладающих знаниями в соответствующих областях бизнеса. В этой группе назначается ведущий аналитик, который руководит процессом и служит главным контактным лицом для эмитента.

Информация о работе Практика присвоения рейтингов в России