Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 12:28, курсовая работа
Ценные бумаги - необходимый атрибут развития рыночного оборота. С их помощью могут оформляться как кредитные, так и расчетные отношения, передача прав на товар и залог недвижимости, создание компаний и многие другие необходимые в рыночной экономике операции. Этот правовой инструмент позволяет ускорять расчеты между участниками имущественных отношений, вовлекать в кредитно-денежные и товарные обязательства широкий круг лиц, содействуя эффективному удовлетворению их имущественных интересов и вместе с тем - охраняя их от возможных злоупотреблений недобросовестных партнеров.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Рейтенговые оценки инвестиционных качеств ценных бумаг……….5
Глава 2. Понятие рейтенговых агенств, их роль и задачи……………………...8
2.1 Общая Характеристика рейтенговых агенств……………………………….8
2.2 Принципы присвоения рейтинга……………………………………………10
Глава 3. Сущность и экономическое содержание присвоения рейтинга. Формы, методы и принципы оценки…………………………………………...13
3.1 Рейтинговая шкала…………………………………………………………..13
3.2. Принципы присвоения рейтинга…………………………………………...18
Глава 4. Практика присвоения рейтингов в России…………………………...21
4.1. Анализ рынка рейтинговых услуг в России……………………………….21
4.2. В настоящее время рейтинговые агенства в России……………………...22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27
Перед очной официальной встречей группа анализирует финансовую отчетность за предшествующие периоды, прогнозы финансовых показателей и денежных потоков, документацию по сделкам, юридические заключения и прочие данные, которые имеют отношение к предмету. При этом рейтинговое агентство не осуществляет дополнительной аудиторской проверки предоставляемой эмитентом информации.
Данные, запрашиваемые аналитической группой, охватывают:
- организационную структуру эмитента, включая отношения с дочерними компаниями;
- полномочия менеджеров и сотрудников в бизнес-процессах и принятии решений;
- информацию об опыте работы и стаже топ-менеджеров;
- финансовые отчеты за последние пять лет по МСФО (иногда при отсутствии таковых за более короткий срок) и решения, влияющие на оценку текущего финансового состояния компании и тенденций его развития;
- информацию о транзакциях с момента последних финансовых отчетов;
- планы и прогнозные данные на несколько ближайших лет;
- корпоративную стратегию развития и финансовую политику;
- данные о финансовых операциях, включая внебалансовую задолженность и залоговые обязательства;
- долю/позицию на рынке по сегментам и основных конкурентов;
- описание характера деятельности по основным направлениям и ключевым подразделениям.
Встреча аналитической группы с руководством эмитента проводится для обсуждения основных факторов, влияющих на рейтинг, включая финансовые и производственные планы, стратегию развития. Эта встреча дает эмитентам возможность затронуть качественные вопросы, принципиальные для решения о присвоении рейтинга.
После изучения всей необходимой информации и встречи с руководством эмитента аналитики составляют аналитический отчет, представляемый рейтинговому комитету. Все факторы, имеющие отношение к рейтингу, тщательно обсуждаются. После принятия решения комитетом эмитент уведомляется о присвоенном рейтинге.
Как правило, предусмотрена возможность апелляции в случае, когда предлагаемый рейтинг не отвечает ожиданиям эмитента и когда по данному вопросу имеется дополнительная информация, которая может быть рассмотрена комитетом. К тому же после того, как рейтинг присвоен и его значение сообщено эмитенту, он обычно имеет право сохранить рейтинг конфиденциальным, однако рейтинг будет отслеживаться и пересматриваться так же, как публичный рейтинг. После присвоения рейтинга агентство постоянно контролирует все факторы, такие, как финансовые результаты, изменения в структуре капитала, поглощение других компаний или иные крупные экономические события, которые могут повлиять на рейтинг. Обычно рейтинг официально пересматривается не реже одного раза в год, когда проводится встреча с руководством эмитента. В то же время рейтинговое агентство на договорной основе регламентирует предоставление ему информации о существенных финансовых и производственных событиях или изменениях, которые могли бы повлиять на рейтинг. Рейтинговое агентство оставляет за собой право изменять рейтинг в любое время в течение цикла наблюдения.
Глава 3. Сущность и экономическое содержание присвоения рейтинга. Формы, методы и принципы оценки.
3.1 Рейтинговая шкала.
Международные рейтинговые агентства в настоящее время выставляют рейтинги по широкому спектру ценных бумаг, в связи с чем ими применяются разнообразные рейтинговые обозначения и шкалы. Некоторые из них оригинальны, но наиболее широко распространена шкала кредитного риска, введенная в оборот агентством Moody’s, а затем взятая к применению S&P и другими агентствами. Далее приводится таблица сопоставления шкал рейтинговых оценок ведущих рейтинговых агентств для долгосрочных облигаций.
Как следует из таблицы, в основу кредитного рейтинга положена шкала качественных оценок типа «высшее качество», «хорошее качество», «выше среднего уровня качества» и т.д. Каждая рейтинговая категория отражает уровень возможности задержки платежей. С точки зрения пороговых значений кредитного риска в рамках символьной шкалы каждая рейтинговая категория относится к одному из классов ценных бумаг, которых выделяют три: инвестиционный, спекулятивный и аутсайдерский.
Инвестиционная категория |
AAA
|
Очень высокая способность выполнять свои финансовые обязательства; самый высокий рейтинг |
AA
A
|
Высокая способность выполнять свои финансовые обязательства
Умеренно-высокая способность выполнять свои финансовые обязательства, однако бớльшая чувствительность к | |
|
неблагоприятной | |
BBB
|
Достаточная способность выполнять свои финансовые обязательства, однако бớльшая чувствительность к воздействию неблагоприятной экономической конъюнктуры | |
BBB- |
Самый низкий рейтинг в категории, которую участники рынка обозначают как «инвестиционную» | |
Спекулятивная категория |
BB+
|
Самый высокий рейтинг в категории, которую участники рынка обозначают как «спекулятивную» |
BB
|
Сравнительно небольшая уязвимость в краткосрочной перспективе, однако более высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в деловой, финансовой и экономической сферах | |
B |
Более высокая уязвимость в условиях неблагоприятной деловой, финансовой и экономической конъюнктуры, хотя в настоящее время имеется возможность исполнения финансовых обязательств | |
CCC |
Высокая на данный момент подверженность кредитным рискам; финансовые обязательства могут быть выполнены при наличии благоприятной деловой, финансовой и экономической конъюнктуры | |
CC |
Очень высокая на данный момент подверженность кредитным рискам | |
C |
В отношении эмитента возбуждена процедура банкротства или предпринято аналогичное действие, но платежи или выполнение финансовых обязательств продолжаются | |
D |
Дефолт по финансовым обязательствам |
К рейтингам категорий от «АА» до «ССС» может добавляться знак «плюс» (+) или «минус» (-) для обозначения относительных различий в уровне кредитоспособности в пределах основных рейтинговых категорий.
Прогноз изменения рейтинга
Прогноз Standard & Poor's изменения рейтинга выражает наше мнение о возможном направлении изменения долгосрочного кредитного рейтинга в среднесрочной перспективе (как правило, в период протяженностью от полугода до двух лет). При определении прогноза по рейтингам учитываются те или иные изменения экономических и (или) фундаментальных условий ведения бизнеса. Прогноз по рейтингу не обязательно приводит к изменению рейтинга или его помещению в список CreditWatch («рейтинги на пересмотре»).
Прогноз «Позитивный»
Прогноз «Негативный»
Прогноз «Стабильный»
Прогноз «Развивающийся»
Н/С — «несущественно».
CreditWatch (список «рейтинги на
Помещение в список CreditWatch («рейтинги на пересмотре») отражает нашу позицию относительно возможного направления изменения рейтинга в короткой перспективе (обычно — в ближайшие 90 дней).
Помещение в список CreditWatch с позитивным прогнозом означает, что рейтинг может быть повышен.
Помещение в список CreditWatch с
негативным прогнозом означает,
что рейтинг может быть понижен
Помещение в список CreditWatch с развивающимся прогнозом означает, что рейтинг может быть повышен, понижен или подтвержден.
В список CreditWatch включаются не все анализируемые рейтинги; изменения рейтингов могут происходить без предварительного помещения в список CreditWatch.
Рейтинг может быть помещен в список CreditWatch или иметь прогноз, но одновременное помещение рейтинга в CreditWatch и наличие прогноза по нему невозможно.
3.2. Принципы присвоения рейтинга.
Процесс получения рейтинга включает в себя следующие этапы:
Обращение за рейтингом. При наличии заинтересованности в получении рейтинга банк, организация или акционерное общество - эмитент ценных бумаг, страховая или лизинговая компания, кредитный союз или микрокредитная организация обращается с заявкой в Рейтинговое агентство "Ahbor-Reyting" (заявку можно заполнить на сайте агентства www.ahbor.uz) с инициативой начала рейтинговой процедуры и заключает с агентством договор (текст договора можно скачать на сайте агентства www.ahbor.uz ) о проведении рейтинговой оценки.
- Сбор информации. После подписания договора,
рейтингуемая организация(эмитент)
- Кредитный анализ. После получения полного пакета документов, группа аналитиков РА "Ahbor-Reyting" производит анализ предоставленной информации в соответствии с принятой методикой анализа. При необходимости, агентство обращается к рейтингуемому эмитенту за дополнительной информацией о его деятельности. Как правило, также проводится рейтинговая встреча, на которой представители рейтингового агентства имеют возможность более подробно ознакомиться с деятельностью рейтингуемой организации и планами менеджмента относительно развития бизнеса.
- Рейтинговый комитет. После завершения кредитного анализа, группа аналитиков РА "Ahbor-Reyting" готовит проект рейтингового отчета и отправляет его (без указания уровня присвоенного рейтинга) эмитенту для сверки и согласования финансовых и аналитических показателей, а также аналитических суждений рейтингового агентства относительно финансового состояния эмитента. Предварительный рейтинговый отчет (без указания уровня присвоенного рейтинга) направляется оцениваемому эмитенту, преследуя при этом следующие две цели:
- дать руководству эмитента возможность согласиться или не согласиться с данными, включенными в рейтинговый отчет;
- позволить руководству
Уведомление о присвоенном рейтинге. После согласования предварительного рейтингового отчета с рейтингуемым эмитентом, группа аналитиков выносит его на рассмотрение рейтингового комитета, где детально обсуждаются все факторы, влияющие на уровень рейтинга. После проведенного обсуждения,рейтинговым комитетом выносится коллегиальное решение относительно рейтинга рейтингуемой организации. Представители рейтингуемой организации на рейтинговый комитет не допускаются. Решение рейтингового комитета сообщается рейтингуемой организации в соответствии с внутренним регламентом агентства. После чего, рейтингуемой организации высылается полная версия рейтингового отчета, где представлены определенные в ходе анализа факторы, положительно и отрицательно влияющие на кредитоспособность рейтингуемой организации. После подписания сторонами соглашения о разглашении результатов рейтинга, рейтинговое агентство "Ahbor-Reyting" осуществляет раскрытие информации об уровне рейтинга эмитента в форме рассылки пресс-релиза и публикации информации на электронном сайте агентства, а также в средствах массовой информации. Присвоенный рейтинг по национальной рейтинговой шкале действителен в течение одного года с момента его присвоения при обязательном проведении ежеквартального или полугодового (по желанию заказчика) мониторинга присвоенного рейтинга. После истечения одного года рейтинговое агентство “Ahbor-Reyting” отзывает ранее присвоенный рейтинг. Рейтинг может быть отозван рейтинговым агентством “Ahbor-Reyting” и до истечения годичного срока его действия по результатам проводимого агентством (ежеквартального или полугодового) мониторинга ранее присвоенного рейтинга, в случае: появления признаков резкого ухудшения финансового состояния, выявления фактов систематического нарушения требований законов Республики Узбекистан, нормативных актов и предписаний регулятора, значительного ухудшения качества предоставляемых услуг и наличием большого количества претензий со стороны клиентов.
- Мониторинг рейтинга. Вне зависимости от статуса присвоенного рейтинга, в течение года рейтинговое агентство "Ahbor-Reyting" проводит ежеквартальный мониторинг деятельности рейтингуемой организации. Рейтингуемая организация(эмитент) ежеквартально высылает в агентство установленную отчетность, а также, при необходимости, дополнительную информацию о своей деятельности. В ходе мониторинга агентство имеет право пересмотреть ранее присвоенный рейтинг.
Глава 4. Практика присвоения рейтингов в России.
4.1. Анализ рынка рейтинговых услуг в России.
В настоящее время на российском рынке ценных бумаг рейтинговый бизнес представляют ряд компаний, основными из которых являются Рейтинговое агентство «Интерфакс» (Национальное рейтинговое агентство), рейтинговое агентство «Эксперт-РА», информационное агентство «АК&М», рейтинговая служба EA-Rаtings, Экономическая экспертная группа. Как выяснилось в ходе исследования деятельности ряда компаний, большинство из них не занимаются присвоением классического кредитного рейтинга, однако обладают существенным потенциалом для его выставления, поэтому несколько ниже мы рассмотрим деятельность каждого из них. Oтличительной чертой российского рейтингового бизнеса, выявленной в ходе исследования, можно назвать тот факт, что наиболее развитым сектором рейтинговых услуг в России является сектор рейтинга экономических субъектов, в особенности, банковских рейтингов, а не рейтинга ценных бумаг. Еще одной особенностью российского рынка рейтинговых услуг является тот факт, что рейтингом называют списки крупнейших организационных структур (банков, страховых компаний, промышленных предприятий), упорядоченные по некоторому показателю или группе определенных показателей их деятельности. Подобное понимание закрепилось во многих российских деловых изданиях и теоретических изысканиях. Такие списки предназначены для того, чтобы составить представление о раскладе сил, например, в банковской системе или сфере страховых услуг, оценить степень влияния отдельных банков или промышленных предприятий на экономическую и политическую ситуацию в стране. В мировой практике подобные материалы отличаются от рейтингов (rating) и называются либо рэнкингами (ranking), рангами, либо списками (listing). Составлением линейных списков в России занимаются Национальное рейтинговое агентство, Информационный центр «Рейтинг», журналы «Профиль», «Компания», «Деньги».
Задача составителей списков заключается в быстром получении и обработке балансов банков, опубликовании списка крупнейших из них, при этом методика расчета показателей должна быть максимально корректна.