Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 12:28, курсовая работа
Ценные бумаги - необходимый атрибут развития рыночного оборота. С их помощью могут оформляться как кредитные, так и расчетные отношения, передача прав на товар и залог недвижимости, создание компаний и многие другие необходимые в рыночной экономике операции. Этот правовой инструмент позволяет ускорять расчеты между участниками имущественных отношений, вовлекать в кредитно-денежные и товарные обязательства широкий круг лиц, содействуя эффективному удовлетворению их имущественных интересов и вместе с тем - охраняя их от возможных злоупотреблений недобросовестных партнеров.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Рейтенговые оценки инвестиционных качеств ценных бумаг……….5
Глава 2. Понятие рейтенговых агенств, их роль и задачи……………………...8
2.1 Общая Характеристика рейтенговых агенств……………………………….8
2.2 Принципы присвоения рейтинга……………………………………………10
Глава 3. Сущность и экономическое содержание присвоения рейтинга. Формы, методы и принципы оценки…………………………………………...13
3.1 Рейтинговая шкала…………………………………………………………..13
3.2. Принципы присвоения рейтинга…………………………………………...18
Глава 4. Практика присвоения рейтингов в России…………………………...21
4.1. Анализ рынка рейтинговых услуг в России……………………………….21
4.2. В настоящее время рейтинговые агенства в России……………………...22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27
Следующей особенностью российского рынка рейтинговых услуг является высокая степень неразвитости сектора внутреннего рейтинга ценных бумаг: только два российских агентства (начало 2002 гг.) публично выставляют и поддерживает кредитный рейтинг российских эмитентов и ценных бумаг внутри страны: рейтинговая служба «EA-Ratings» и рейтинговое агентство «Интерфакс».
Общее количество присвоенных ими кредитных рейтингов (эмитентов и долговых обязательств) не превышает пятидесяти.
4.2. В настоящее время рейтинговые агенства в России.
В настоящее время на российском рынке ценных бумаг рейтинговый бизнес представляют ряд компаний, основными из которых являются Рейтинговое агентство «Интерфакс» (до 2000 г. — Национальное рейтинговое агентство), рейтинговое агентство «Эксперт-РА», информационное агентство «АК&М», рейтинговая служба EA-Rаtings, Экономическая экспертная группа. Как выяснилось в ходе исследования деятельности ряда компаний, большинство из них не занимаются присвоением классического кредитного рейтинга, однако обладают существенным потенциалом для его выставления, поэтому несколько ниже мы рассмотрим деятельность каждого из них.
Опрос представителей перечисленных агентств показал, что большинство из них убеждены: время национального кредитного рейтинга в России может наступить только посредством поэтапного прохождения российскими рейтинговыми компаниями всех стадий, предшествующих собственно выставлению кредитного рейтинга, и, в первую очередь, путем формирования информационно-прозрачной среды. В подтверждение сошлемся на мнение вице-президента агентства «Интерфакс» А.Ф.Сажина, высказанного в беседе с автором: «Мы исходим из того, что рейтинговый бизнес не может произрастать сам по себе. На наш взгляд, что касается условий России, рейтинговый бизнес должен пройти три последовательные стадии: первая — сбор информации, ее соответствующая обработка и хранение, т.е. создание баз данных для поддержания истории заемщика; вторая — статистическая обработка данных и дистанционный анализ деятельности экономических субъектов; третья — собственно рейтинговый бизнес, построение классического кредитного рейтинга, когда группа специалистов выезжает непосредственно к эмитенту, проверяет его отчетность, беседует с менеджерами и выносит свой вердикт, в
дальнейшем поддерживая рейтинг. Если этот путь не будет пройден определенными структурами, то о рейтинговом бизнесе речи быть не может.»
Следующей отличительной чертой российского рейтингового бизнеса, выявленной в ходе исследования, можно назвать тот факт, что наиболее развитым сектором рейтинговых услуг в России является сектор рейтинга экономических субъектов, в особенности, банковских рейтингов, а не рейтинга ценных бумаг. По нашему мнению, это объясняется большой регламентированностью, доступностью и относительной прозрачностью отчетности кредитных учреждений. В то же время подобное положение вещей — развитие первоначально рейтинга экономических субъектов, а не рейтинга ценных бумаг — гармонично вписывается в картину развития рейтингового бизнеса в России, как она понимается агентством «Интерфакс».
Еще одной особенностью российского рынка рейтинговых услуг является тот факт, что рейтингом называют списки крупнейших организационных структур (банков, страховых компаний, промышленных предприятий), упорядоченные по некоторому показателю или группе определенных показателей их деятельности.
Подобное понимание закрепилось во многих российских деловых изданиях и теоретических изысканиях. Такие списки предназначены для того, чтобы составить представление о раскладе сил, например, в банковской системе или сфере страховых услуг, оценить степень влияния отдельных банков или промышленных предприятий на экономическую и политическую ситуацию в стране. В мировой практике подобные материалы отличаются от рейтингов (rating) и называются либо рэнкингами (ranking), рангами, либо списками (listing). Составлением линейных списков в России занимаются Национальное рейтинговое агентство, Информационный центр «Рейтинг», журналы «Профиль», «Компания», «Деньги».
Задача составителей списков заключается в быстром получении и обработке балансов банков, опубликовании списка крупнейших из них, при этом методика расчета показателей должна быть максимально корректна.
Заключение
В ходе работы мною было проведено исследование системы рейтинговых оценок ценных бумаг, рейтинговых агентств в России и за рубежом. Обобщая результаты работы можно сделать следующие выводы.
На рынке ценных бумаг кредитный рейтинг решает следующие задачи:
раскрытие информации, увеличение прозрачности рынка ценных бумаг, устранение информационной асимметрии между эмитентами и инвесторами, оценка уровня защищенности инвесторов, установление ограничений на кредитный риск, формирование объективной оценки компаний-эмитентов в глазах инвесторов и обеспечение доступа к капиталу стимулирование диверсификации источников финансирования эмитента, содействие снижению стоимости капитала, участие в формировании курсовой динамики рынка, использование рейтинга в качестве инструмента регулирования на рынках ценных бумаг.
Сравнительный анализ концепций кредитного рейтинга, используемых в зарубежной и отечественной практике, дает основания для утверждения о единстве мнений по поводу сути кредитного рейтинга, которая заключается в оценке кредитоспособности заемщика, где предметом анализа служит вероятность невыполнения различного рода обязательств по ценным бумагам с фиксированным доходом. Кредитным рейтингом отражается не только вероятность неплатежа, но и ожидаемых потерь, которые относятся, однако, не к конкретному эмитенту или конкретному выпуску ценных бумаг, а к присвоенной рейтинговой категории.
Главная задача рейтингового агентства на рынке ценных бумаг оценка уровня защищенности инвесторов. Показатель долгосрочной эффективной работы - качество рейтинга, т.е. соответствие уровня кредитного рейтинга уровню кредитного риска по конкретному финансовому инструменту.
Рейтинг затрагивает экономические интересы многих компаний и поэтому возникает вопрос о том, насколько объективно он составлен. О высоком качестве рейтингов свидетельствует тот факт, что S&P и Moody.s были созданы в начале 1900-х гг. и с тех пор основную часть своего дохода получали от продажи рейтинговых услуг потенциальным инвесторам. Если бы информация, представленная в рейтинге в максимально сжатой форме, не вызывала доверия, вряд ли спрос на услуги этих фирм обеспечил им столь длительное существование. Тем не менее проблема объективности рейтинга остается. За каждым решением рейтинговых экспертов стоят огромные суммы экономии или дополнительных расходов для заемщика. При этом рейтинговые агентства практически «ненаказуемы», поскольку типовые контракты не предусматривают никаких санкций.
Существенным недостатком в деятельности международных рейтинговых агентств, который выявил кризис международных финансовых рынков, является неспособность агентств функционировать в качестве системы раннего предупреждения, заблаговременно извещающей о возникновении проблем. Недостаточная оперативность реакции предопределяется сложностью рейтинговой процедуры. Принятие решений об изменениях рейтингов может затягиваться на недели, в то время как экономическое состояние эмитента и тем более рыночная обстановка могут кардинально измениться буквально мгновенно. Оперативная реакция на события, происходящие в мире, является в настоящее время одним из главных факторов успешной деятельности рейтинговых агентств.
Список использованной литературы
1. Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 N 716 (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» [Электронный ресурс].
2. Федеральная адресная инвестиционная программа на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов [Электронный ресурс].
3. О федеральной адресной инвестиционной программе на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (исх. Минэкономразвития России от 16 января 2012 г. № 177-ОС/Д17)
4. Бочаров В. В. Инвестиции: Учебник /В. В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.
5. Деева, А.И. Инвестиции: учебное пособие / А.И. Деева. – М.: Изд-во «Экзамен», 2009. – 436 с.
6. Ивашковский С.Н. Экономика: микро и макроанализ: учеб.-практ. пособие / С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2009. – 360 с
7. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Л.Л. Игонина; Под ред. В.А. Слепова. – М.: Юристъ, 2012. – 480 с.
8. Инвестиции: учебное пособие / Под ред. В.В. Ковалева.- М.: Проспект, 2008. – 360 с.
9. Инвестиции: Учеб. пособие /Под ред. М.В. Чиненова. – М.: КноРус, 2011. – 368 с.
10. Меркулов, Я.С. Инвестиции: учебное пособие /Я.С. Меркулов.- М.: ИНФРА-М, 2010. – 420 с.