Проблемы привлечения иностранных инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Инвестиции — это вложения как в денежный, так и в реальный капитал. Они осуществляются в виде денежных средств, кредитов, ценных бумаг, а также вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Подобное определение инвестиций можно назвать бухгалтерским, так как оно охватывает вложения во все виды активов (фондов) фирмы, т.е. и в денежный, и в реальный капитал

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 71.75 Кб (Скачать файл)

По итогам 2010 года 82,3% общего объема накопленного в российской экономике иностранного капитала приходился на десять крупнейших стран-инвесторов (табл. 2). Первое место по данному показателю в настоящее время занимает Кипр, который к концу 2010 года инвестировал в российскую экономику 9 003 млн. долларов США. Второе место - Нидерланды (10 627 млн. долларов США), третье - Люксембург (5 322 млн. долларов США).

Доля инвестиций, поступивших из Кипра, по сравнению с 2009 годом, возросла до 20,7% в 2010 году. Давно известен тот факт, что декларируемые в России иностранные инвестиции из Кипра в действительности имеют не кипрское происхождение. Их источник - российский капитал, владельцы которого сначала вывозят его из России, а затем в виде иностранных инвестиций ввозят обратно. Однако в свете изменений в налоговом законодательстве Кипра объем подобных инвестиций из этой страны в дальнейшем может сокращаться[2].

Таблица 2 - Объем накопленных иностранных  инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам на конец 2010 года

 

Накоплено

В том числе

Справочно поступило в 2010г.

всего

в % к итогу

прямые

портфельные

прочие

Всего инвестиций

300106

100

116199

8920

174987

114746

в том числе по основным странам-инвесторам

253242

84,4

89913

7568

155761

93660

Кипр

61961

20,7

44737

1732

15492

9003

Нидерланды

40383

13,5

22401

8

17974

10696

Люксенбург

35167

11,7

661

203

34303

5374

Китай

27940

9,3

942

0,1

26998

7631

Германия

27825

9,3

9254

11

18560

10435

Великобритания

21578

7,2

3501

4481

13596

40770

Ирландия

11488

3,8

568

4

10916

2557

Франция

10343

3,4

2922

28

7393

3702

Япония

9022

3,0

824

2

8196

1109

Виргинские о-ва

7535

2,5

4103

1099

2333

2383


 

Значительно возрос удельный вес инвестиций, поступивших из Нидерландов - с 8,7% в 2009 году до 13,5% в первом полугодии 2010 года.

Один из главных инвесторов в Россию – Люксембург(занимает третье место): из него пришло 5,4 млрд. долл., а в него ушло лишь 0,2 млрд. долл. российских инвестиций.

Четвертый по величине источник иностранных инвестиций в Россию – Китай (7,6 млрд. долларов против 0,5 млрд., вложенных в него из России), пятый – Германия (10 млрд. против 1,0 млрд. долларов). Нужно заметить, что в этом году инвестиции со стороны Германии выросли почти втрое. Затем следует Великобритания (из которой в Россию пришло 40,1 млрд. долларов инвестиций). Наблюдается огромный приток инвестиций из данной страны, что в будущем может вывести Великобританию в тройку основных стран инвесторов России. Далее идет Ирландия (2,5 против 0,9 млрд. долларов), Франция (из которой вложено 3,7 млрд. долларов), Япония (1,1 млрд. долларов), Британские Виргинские острова (2,3 против 0,5 млрд. долларов).

Существенно, что темпы  замедления притока иностранных  инвестиций относительно 2009 года в первом и втором кварталах были примерно одинаковыми (чуть менее трети). В целом за полугодие иностранные инвестиции уменьшились на 30,9%. Таким образом, переход кризиса в острую фазу, хотя и ускорил замедление притока иностранных инвестиций (в докризисной первой половине прошлого года их сокращение составило несколько менее четверти), не привел ни к какому качественному ухудшению ситуации.

Больше всего в первой половине 2010 года сократились прямые иностранные инвестиции – на 45%, до 6 млрд. долл. (а в первой половине 2009 года они сократились на 30%).

Взносы в капитал, после роста в 2009г. на 4,7%, сократились более чем вдвое - до 3 млрд. долл. Правда, продолжило расти реинвестирование: после в 2009г. увеличения в 6,7 раза оно выросло более чем на треть, но осталось незначительным – менее 0,5 млрд. долларов.

Кредиты от зарубежных совладельцев заемщиков, в первой половине 2009 года сократившиеся в 2,4 раза, в первой половине 2010 года уменьшились почти на треть - до 2,45 млрд. долл.[10].

Лизинг, выросший в первой половине прошлого года в 1,4 раза, в  первой половине 2010 года уменьшился почти на четверть, оставшись смехотворным по масштабу – 50 млн. долл.

Портфельные инвестиции, немного  выросшие в первой половине 2009 года, в первой половине 2010 уменьшились, несмотря на ралли на фондовом рынке, на четверть - до 0,9 млрд. долл.

Прочие инвестиции (то есть кредиты) являются основной частью приходящих в Россию иностранных инвестиций: после сокращения более чем на одну пятую в 2009 году и более чем на четверть в 2010 - они достигли 25,2 млрд. долларов.

В целом кредиты составляют 86% иностранных инвестиций (в том  числе кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий-заемщиков, составили более 40% прямых инвестиций), еще 2,7% - портфельные инвестиции. Таким  образом, как и раньше, иностранные  инвестиции носят возвратный характер и оказывают незначительное в  целом влияние на развитие российской экономики[1].

В страновом разрезе главными инвестиционными партнерами российской экономики являются оффшорные юрисдикции. Это позволяет предположить, что  значительную часть так называемых «иностранных инвестиций» на самом  деле образуют российские капиталы –  частью возвращающиеся в Россию после  бегства, частью пользующиеся формально  иностранным происхождением для  защиты от произвола российской бюрократии. Распространенным явлением представляется и кредитование олигархами своих  российских предприятий со стороны  их оффшорных структур. Такие кредиты  позволяют контролировать предприятие  из-за пределов страны, а при необходимости  быстро «высасывать» его средства.

Несмотря на общую панику и вывод капиталов с развивающихся  рынков, к которым относится и  наша страна, в этом году наблюдается  и парадоксальная, встречная тенденция: приток российского капитала, ранее  выведенного из страны и вкладываемого, исходя из стратегических соображений, на срок от 5 лет, а в ряде случаев  и на 10 лет. Многие российские предприниматели, считая относительно длительный и болезненный  кризис неизбежным, тем не менее  убеждены в его успешном преодолении, - а следовательно, и в том, что  «столбить» стратегические позиции  на будущее надо прямо сейчас. Приток средств таких инвесторов только по некоторым их группам (и только по тем средствам, объекты для  вложения которых им удалось найти) уже превышает 20 млрд. долл.[6].

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что иностранные  инвестиции играют важную роль в успешном развитии мировой экономики.

Основная часть иностранных  инвестиций приходится из Западной Европы и Азии, где экономический результат от их деятельности наиболее высокий.

Крупнейшими зарубежными  инвесторами являются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Германия, Великобритания, Ирландия, Япония, Франция. Виргинские о-ва.

На развитие иностранного инвестирования значительное влияние  оказывают условия организационно-хозяйственной деятельности  стран.

Весьма актуальным является анализ разнообразных типов иностранных  инвесторов, присутствующих сегодня на инвестиционном рынке, в соответствии с их экономическими и политическими интересами, формами и методами организации бизнеса.

Большое значение имеют иностранные  инвестиции для развития народного хозяйства стран с переходной экономикой, к которым относится и Россия.

Значительная часть иностранных  инвестиций поступает в виде различных кредитов, а также, через создание особых экономических зон и совместных предприятий.

Следует также отметить, что использование иностранного капитала – неоднозначный по своим последствиям процесс для страны, проявляющийся через сложное взаимодействие комплекса положительных и отрицательных тенденций на макро-, мезо- и микроуровне.

 

 

 

 

3 Правовой аспект иностранной инвестиционной деятельности

 

Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в отечественную экономику началась в 1987 году - были приняты первые нормативные  документы о создании и функционировании совместных предприятий российских организаций с зарубежными партнерами, которые положили начало регулированию  прямых иностранных инвестиций в  российскую экономику. Реформа советской  внешней торговли, начатая в 1987 г., разрешила создание совместных предприятий  между советскими предприятиями  и иностранными партнерами.

Современную правовую базу для иностранных инвестиций составляют более 30 законов и указов Президента. Действует также ряд постановлений  Правительства, конкретных ведомственных  инструкций. Главный из них –  это Закон об иностранных инвестициях  №160-ФЗ в РФ от 9 июля 1999г. [9].

В соответствии с этим законом  иностранными инвесторами в России могут быть:

  1. иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  2. иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  3. иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  4. лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  5. международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
  6. иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

  Иностранные  инвестиции определяются  как вложение иностранного капитала  в объект предпринимательской  деятельности на территории Российской  Федерации в виде объектов  гражданских прав, принадлежащих  иностранному инвестору, если  такие объекты гражданских прав  не изъяты из оборота или  не ограничены в обороте в  Российской Федерации в соответствии  с федеральными законами, в том  числе денег, ценных бумаг (в  иностранной валюте и валюте  РФ), иного имущества, имущественных  прав, имеющих денежную оценку  исключительных прав на результаты  интеллектуальной деятельности (интеллектуальную  собственность), а также услуг  и информации.

Выделяют  так же прямые  иностранные  инвестиции. К ним относятся - приобретение иностранным  инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной  или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с  законодательством; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на российской территории; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования  полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Изъятия ограничительного характера  для иностранных инвесторов могут  быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это  необходимо в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства.

Изъятия стимулирующего характера  в виде льгот для иностранных  инвесторов могут быть установлены  в интересах социально - экономического развития Российской Федерации. Виды льгот  и порядок их предоставления устанавливаются  законодательством Российской Федерации. Теперь рассмотрим права и обязанности инвесторов.

В соответствии с статьями 6 и 7 ФЗ “Об инвестиционной деятельности” инвесторы имеют равные права на[9]:

  • осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;
  • самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;
  • передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;
  • объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Проблемы привлечения иностранных инвестиций в России