Проблемы привлечения иностранных инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Инвестиции — это вложения как в денежный, так и в реальный капитал. Они осуществляются в виде денежных средств, кредитов, ценных бумаг, а также вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Подобное определение инвестиций можно назвать бухгалтерским, так как оно охватывает вложения во все виды активов (фондов) фирмы, т.е. и в денежный, и в реальный капитал

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 71.75 Кб (Скачать файл)

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

  • осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);
  • исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;
  • использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Государство в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов  Российской Федерации и иными  нормативными правовыми актами субъектов  Российской Федерации гарантирует  всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности[9]:

  • обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
  • гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
  • право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
  • защиту капитальных вложений.

В случае, если вступают в  силу новые федеральные законы и  иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры ввозных  таможенных пошлин (за исключением  особых видов пошлин, вызванных применением  мер по защите экономических интересов  Российской Федерации при осуществлении  внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную  стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и  взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в  Пенсионный фонд Российской Федерации), либо вносятся в действующие федеральные  законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения  и дополнения, которые приводят к  увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора по реализации приоритетного инвестиционного  проекта на территории Российской Федерации  или устанавливают режим запретов и ограничений в отношении  осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации  по сравнению с совокупной налоговой  нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение сроков, установленных Правительством РФ, в отношении инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект, при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации инвестором, используются целевым назначением для реализации приоритетного инвестиционного проекта.

Стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима, указанных в  настоящей статье, гарантируется  в течение срока окупаемости  инвестиционного проекта, но не более  семи лет со дня начала финансирования указанного проекта. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В исключительных случаях  при реализации инвестором приоритетного  инвестиционного проекта в сфере  производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости  которого превышает семь лет, Правительство  Российской Федерации принимает  решение о продлении для указанного инвестора срока действия условий  и режима.

 Правительство Российской  Федерации:

  • устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект на территории Российской Федерации, отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации;
  • утверждает порядок, определяющий день начала финансирования инвестиционного проекта, в том числе с участием иностранных инвесторов;
  • утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов;
  • осуществляет контроль за исполнением инвестором взятых им обязательств по реализации приоритетного инвестиционного проекта в сроки установленные Правительством РФ;

В случае неисполнения инвестором обязательств он лишается льгот, предоставленных  ему в соответствии с настоящей  статьей. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

Можно сделать вывод, что  федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

 

 

 

 

4 Проблемы и факторы влияющие на приток инвестиций

инвестиционный климат России

 

Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и  других факторов, которые в конечном счете определяют степень риска  капиталовложений и возможность  их эффективного использования[5].

Приток иностранного капитала в любую страну, а также эффективность  капиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране.

Основными препятствиями  для притока иностранного капитала в Россию являются: неотработанность законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранных  инвестиций, криминогенность обстановки, распространение коррупции. Многие иностранные предприниматели называют последние причины в качестве основных, а также подчёркивают нестабильность ''правил игры''.

Необходимым условием для  привлечения иностранных капиталов  в Россию является борьба с криминальными  элементами. В международной экономике  всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они  и являются основными объектами  криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества.

За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые  желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:

- высокие издержки и,  как следствие, неконкурентоспособность  производства в России;

- сложные и запутанные  способы регистрации инвестиций  в российские предприятия; 

  • неуступчивость российских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;
  • резкое расхождение между словами и делами российских руководителей и чиновников (почти все компании жалуются на то, что на встречах с российскими руководителями высокого уровня – членами правительства, министрами, руководителями субъектов Российской Федерации – их заверяют в том, что им предоставят помощь в решении возникших проблем, но когда дело доходит до непосредственных исполнителей, движение полностью останавливается);
  • неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

Крайне острой проблемой  стало регулирование таможенного  режима в России. В настоящее время  ряд иностранных компаний, реализующих  импортозамещающие проекты, столкнулись  с ситуацией, в которой действующие  ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие  и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.

Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей  инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности  «работающих» капиталовложений.

Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных  инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров  по различным вопросам, прочность  государственных институтов, преемственность  политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и  т.д.

На инвестиционном климате  отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных  фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечёткость и особенно нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.

Одним из проявлений кризисного состояния российской экономики  является инвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию снижения объёма капиталовложений, а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты не только конкурентоспособности, но и самой  возможности существования многих предприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от решения  проблемы инвестиций.

Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного  климата уделяется общему состоянию  экономики, положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования  рабочей силы (стоимость рабочей  силы и её соотношение со средним  уровнем квалификации работников и  производительности труда).

Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играют показатели отношения к иностранным инвестициям  в обществе, степень его расслоения, наличие или отсутствие согласия по основным вопросам экономического и социального развития страны, уровень  безработицы, возможность забастовок.

Далее рассмотрим инвестиционный рейтинг России.

В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения  иностранных инвестиций, в первую очередь прямых[4].

Можно спорить с теми или  иными оценками хозяйственной ситуации в России, которые встречаются  в западной печати, но эти оценки во многом определяют поведение потенциальных  инвесторов.

Как считают западные аналитики, Россия по-прежнему остается коррумпированной страной. Россия в 2010 г. по уровню распространения коррупции оказалась на 154 месте из 178 возможных, об этом говорится в докладе международной организации Transparency International.. Кроме того, Росиия так и не выходит из списка стран, которые не ведут должным образом борьбу с отмыванием так называемых “грязных денег”.

По степени экономической  свободы (index of economic freedom), составляемый газетой “The Wall Street Journal” и американской организацией “The Heritage Foundation” Россия в 2010 г. Так и осталась на 143-ем месте среди 179 стран.

«Одна из причин низкого  рейтинга России — институциональные  проблемы, такие как чрезмерная бюрократизированность, высокий уровень коррупции и  трудности при ведении бизнеса», — объясняет главный экономист  «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. По его мнению, принимаемые для  борьбы с этими проблемами меры недостаточны, необходимо ужесточать ответственность, модернизировать правоохранительные органы и судебную систему. Но для  этого «нужна большая политическая воля, которой у нас нет».

Старший экономист Российской Экономической Школы Наталья Волчкова не ожидает в ближайшие годы улучшения позиции России. «До тех пор пока экономика будет управляться вручную премьер-министром, о повышении степени свободы не может быть и речи. Должна быть создана среда для конкуренции, основным регулятором которой станет антимонопольное агентство», — рассуждает она[12].

Несмотря на все это, Международное рейтинговое агентство “Moody’s Investors Service” пересмотрело страновой кредитный рейтинг России. Присвоение инвестиционного рейтинга означает признание одним из ведущих рейтиновых агентств достаточной способности своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, причем не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. При этом рейтинг уровня Ваа по классификации “Moody’s” является низшим из инвестиционных рейтинговых разрядов и облигации такого эмитента обладают чертами бумаг спекулятивного уровня[11].

Последствия получения инвестиционного рейтинга для российской экономики и финансовых рынков:

  1. Появилась теоретическая возможность притока в Россию средств портфельных институциональных инвесторов – инвестфондов, страховых компаний, пенсионных фондов, ограниченных требованием инвестировать только в инструменты с инвестиционным рейтингом. Потенциал этих фондов оценивается участниками рынка в 1 трлн долл. Вероятность фактического притока этих средств достаточно высока – темпы роста российской экономики (5-6% в год) представляются иностранным инвесторам достаточно привлекательными, а риск резкого обвала мировых цен на нефть – невысоким.
  2. Значительно улучшаются условия доступа России как заемщика на международные рынки капитала, что может снизить остроту проблемы выплат по внешнему долгу в «пиковые» годы. Соответственно, правительство может сместить акцент бюджетной политики с накапливания профицита бюджета (на «черный день») на снижение налогов и более активное вовлечение бюджетных средств в стратегические инвестиционые проекты, где требуется участие государства.
  3. При повышении рейтингов российских корпораций вслед за страновым рейтингом заметно улучшаются их возможности по привлечению финансирования на международных рынках заимствований, что очень выгодно при текущих сверхнизких процентных ставках. Несмотря на то, что потенциал снижения доходностей российских еврооблигаций уже не так высок – рынок еще до рейтинговых агентств высоко оценил их, новые уровни процентных ставок могут активизировать уже происходящий бум размещений еврооблигаций относительно качественных российских корпоративных эмитентов. Это позволит им рефинансиовать более дорогие и «короткие» долги на более выгодных условиях, и привлечь инвестиционные ресурсы.
  4. Ожидаемый приток иностранных инвестиций объективно будут поддерживать тенденцию к укреплению курса рубля. Однако, более важным фактором курсообразования будут все же мировые цены на основные товары российского экспорта (нефть, газ, металлы) и политическая стабильность в стране[7].

Информация о работе Проблемы привлечения иностранных инвестиций в России