Проблемы привлечения иностранных инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Инвестиции — это вложения как в денежный, так и в реальный капитал. Они осуществляются в виде денежных средств, кредитов, ценных бумаг, а также вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Подобное определение инвестиций можно назвать бухгалтерским, так как оно охватывает вложения во все виды активов (фондов) фирмы, т.е. и в денежный, и в реальный капитал

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 71.75 Кб (Скачать файл)

Наиболее сильное влияние  изменения рейтинга можно ожидать  на рынке акций. После волны спекулятивного роста, связанного с пересмотром  страновых рисков и ставок дисконирования, что приведет к повышению справедливой стоимости большинства акций, через  некоторое время российский рынок  акций может перейти в новое  качество. Во-первых, blue chips (- ценные бумаги широко известных компаний, являющихся лидерами в своих отраслях и выплачивающих  высокие дивиденды.) могут получить новый потенциал роста, поскольку  для консервативных институциональных  инвесторов, которые смогут прийти в Россию после получения инвестиционного  рейтинга, одним из ключевых ограничений  является капитализация компаний, а  у акций «первого эшелона» она  максимальна. Во-вторых, недостаточная  капитализация наиболее ликвидных  акций «второго эшелона» может стать  стимулом для процессов консолидации в пока менее интегрированных, чем  нефть и газ, отраслях – металлургия, телекоммуникации. Таким образом, пока еще узкий и спекулятивный  рынок акций может существенно  «расшириться» за счет новых привлекательных  эмитентов, менее зависимых от товарного  экспорта, что качественно изменит  его капитализацию, устойчивость и  взаимосвязь с реальной экономикой[8].

Вместе с тем, существуют и реальные риски от ожидаемого притока  инвестиций:

1. Хотя формально Россия  и получила инвестиционный рейтинг,  среди инвесторов преобладают  сомнения в устойчивости экономического  роста при резком снижении  мировых цен на нефть, а в  последнее время – и в политической стабильности. Поэтому, по крайней мере в ближайшее время, средства будут приходить в основном краткосрочные и спекулятивные. Консервативные инвесторы предпочтут дождаться завершения выборов и присвоения инвестиционного рейтинга еще хотя бы одним признанным международным агентством. Кроме того, для них в России пока просто нет достаточного объема качественных активов и проектов.

2. Риски притока «горячих»,  краткосрочных денег на слабых  развивающихся рынках общеизвестны  – это показал азиатский кризис 1997 г. и его продолжение в России в 1998 г. При ухудшении ситуации на мировых финансовых рынках может немедленно последовать отток спекулятивного капитала с национальных финансовых рынков, что провоцирует их обвал вместе с крахом уже достаточно «привязанных» к ним компаний реального сектора.

3. Валютные риски. При  крайне благоприятных сейчас  условиях заимствований на международных  финансовых рынках на них могут  выйти компании, не имеющие соответствующего  покрытия в виде валютной выручки  (получающие основные доходы в  рублях). Последствия могут окзаться  печальными, особенно при нестабильности  курсов основных мировых валют  и при снижении притока валюты  в Россию.

Характеризуя ситуацию с  привлечением иностранных инвестиций в экономику России, приходится констатировать, что пока Россия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих  товаров, а не ареной приложения капитала. Произошло это в результате “распахнутости”  российского товарного рынка  и неадекватного инвестиционного климата[6].

Для стабилизации экономики  и активизации инвестиционного  климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий  развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся  непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Итак, можно выделить следующие предпосылки увеличения притока иностранного финансового капитала в Россию:

1) Меры по репатриации  “убежавшего” из России капитала.

2) Приведение российского  законодательства, определяющего вывоз  капитала как незаконный, в соответствие  с международным правом. В рамках  этого процесса необходимо амнистировать  владельцев незаконно вывезенного  капитала за границу с целью  его возврата в Россию. Правительство  г. Москвы, разрабатывая новую  концепцию экономического развития  столицы, намерено создать условия  для привлечения в экономику  города “русских” денег, находящихся  на счетах в заграничных банках, которые составляют, по некоторым  оценкам, более 300 млрд.долл. В  этой связи полезным может  оказаться использование китайского  опыта привлечения зарубежных  капиталов, принадлежащих хуацяо (китайцам, проживающим за границей). Ведь именно на дрожжах иностранных  инвестиций (до 70% которых принадлежит  хуацяо) выросло китайское “экономическое  чудо”.

3) Создание системы приема  иностранного капитала, включающей  широкую и конкурентную сеть  государственных институтов, коммерческих  банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал  от политических и коммерческих  рисков, а также информационно-посреднических  центров, занимающихся подбором  и заказом актуальных для России  проектов, поиском заинтересованных  в их реализации инвесторов  и оперативном оформлении сделок "под ключ".

4) Высокий банковский  процент.

5) Низкая инфляция.

6) Либерализация финансового  рынка.

7) Государственные обязательства  по выплате задолженности по  займам и кредитам.

 

 

Осуществление грандиозных проектов реконструкции  и развития предприятий производственной сферы и соответствующей инфраструктуры предполагает большой прилив иностранных инвестиций, но в какой мере мы можем рассчитывать на инвестиционные потоки со стороны зарубежных инвесторов[14]?

Важнейшей проблемой привлечения  иностранных капиталовложений в  РФ являются их высокие производственные и непроизводственные затраты. Целью  любого инвестиционного решения  выступает получение прибыли. Как  бы не относился иностранный предприниматель  к России, вкладывать денежные средства в ее экономику он будет прежде всего в зависимости от экономической, а не политической целесообразности.

Его интересует в первую очередь  уровень рентабельности инвестиционного  проекта, степень возможного превышения доходов от проекта над издержками производства.

Высокие издержки производства в отдельных  странах (в том числе в России) при строительстве объектов производственного  назначения и создании производственной инфраструктуры (дороги, связь, энерго-, газо-, водо-, и теплоснабжение) по экологическим, географическим и климатическим  условиям делают эти страны малопривлекательными для инвесторов, побуждая их перемешать свои капиталы в страны с меньшими издержками производства, а следовательно  и с меньшими инвестиционными  рисками. Данный процесс перемещения  капиталов получил название "глобализация экономики".

Полное включение России в орбиту мирового рынка, что планируется  в результате ее вступления во Всемирную  торговую организацию (ВТО), сделает  Российскую Федерацию более открытой для проникновения иностранных  товаров, более дешевых и более  конкурентоспособных, чем наши отечественные, Однако потекут ли в страну капиталовложения, останется вопросом. Если их почти  не было (по сравнению с Китаем, Таиландом  и другими странами) до вступления в ВТО, то почему они возрастут после этого вступления? Ведь объективные условия останутся теми же самыми, что и раньше: не снизится резко стоимость возводимых производственных зданий, не уменьшатся затраты на строительство дорог, энергоносители, добычу сырья, банковское обслуживание и др.

Из всего выше сказанного можно  сделать следующий вывод: привлечь иностранные инвестиции можно лишь при условии существенного снижения производственных и непроизводственных издержек. Для этого потребуется[14]:

- намного увеличить расходы  госбюджета на НИОКР, которые  бы позволили увеличить число  научно-технических разработок по  проблемам снижения себестоимости  выпуска и реализации продукции;

- ввести жесткие ограничения  на вывоз валюты. Одно лишь  отсутствие государственных границ  и визового режима для большинства  жителей бывших советских республик,  ставших независимыми странами, приводит к гигантской утечке  валюты за границу.

- необходимо ужесточить финансовый и административный контроль за целевым использованием кредитов, взятых специально для осуществления инвестиционных программ.

- на возможность привлечения иностранных инвестиций могут оказать влияние таможенные правила, ограничивающие ввоз отдельных товаров (особенно тех, которые производятся в настоящее время и могут производиться в долгосрочной перспективе у нас в стране) на территорию Российской Федерации. Безусловно, жесткая протекционистская политика должна проводиться и после присоединения России к ВТО. Весьма важно, чтобы после присоединения к ВТО соблюдались интересы государства, и чтобы российские товары и российское производство не были вытеснены товарами из других стран.

Заключение

 

Основными составляющими  инвестиционной политики преуспевающих  стран являются: во-первых, последовательная либерализация ограничений и  запретов при сохранении внутренней стабильности, исходя из политических и экономических интересов; во- вторых, отраслевое регулирование размещения прямых инвестиций с целью не допустить  усиления влияния иностранного капитала на стратегически значимые направления, что создает предпосылки для  оптимизации экономической структуры.

Инвестиционный режим  современной России все еще сильно отличается от общепринятых международных  норм и правил регулирования капитальных  вложений. Кроме того, серьезными ограничителями развития инвестиционной деятельности в России являются широко распространенные негативные факты криминализации экономики, бюрократического произвола и др.

По данным Госкомстата, иностранные  инвестиции в российскую экономику  в 2009 г. составили 81.9 млрд. долларов, что на 21.1 % меньше, чем в 2008 году. (Рис.1). В общем объеме иностранных инвестиций в России в 2009 г. доля прямых инвестиций составила 15.3%, портфельных – 5,1%, прочих - 79,6%. За 2008-2009 годы доля прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций сократилась с 44,6% до 21,1%, что свидетельствует об ухудшении структуры иностранных инвестиций[13].

Правовая основа РФ нуждается  в серьезном улучшении. В настоящее  время в России эффективность  специального национального законодательства об иностранных инвестициях, которое  должно направить деятельность иностранных  инвесторов в желаемое для государство  русло, как показывает отечественная  практика, оказалась незначительной.

Если же проанализировать содержание многих нормативных документов, регулирующих деятельность иностранного инвестора в РФ, то можно убедиться, что по ряду аспектов, они нередко  не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими в зарубежных странах, в том числе и однотипных с Россией государствах с переходной экономикой. К тому же в РФ механизмы их применения, как правило, недостаточно отработаны. Зафиксированные в них нормы слабо подкрепляются подзаконными актами, водимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временами даже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, что порождает путаницу и снижает эффективность создаваемой правовой базы.

Немаловажное значение имеют  неформальные ограничения в отношении  иностранных инвесторов. Среди них  можно отметить многоступенчатость процедуры получения разрешения  и многочисленность и подробность  пунктов заявки на получение разрешения. К неформальным ограничениям следует  отнести и бюрократизацию регулирования  последующей деятельности иностранной  компании в стране, предоставления кредитов и др. Все это усугубляет положение, создаваемое для иностранных  предпринимателей сравнительно незначительными  официальными ограничениями.

Взятые в целом ограничения  для иностранных инвесторов ухудшают инвестиционный климат России. Сложившийся  в настоящее время режим регулирования  капитальных вложений не соответствует  общемировым правилам и не поощряет иностранных инвесторов к освоению российского рынка.

Для выправления создавшегося положения прежде всего требуется  упорядочить законодательство в  данной сфере. Общий порядок регулирования  иностранных инвестиций, исходя из мировой практики, должен предусматривать  либерализацию инвестиционного  режима и переход к единообразным  правилам и нормам.

По данным Госкомстата  России, накопленный объем иностранных  инвестиций в экономику России к  концу 2010 года составил 300,1 млрд. долларов США, что на 11,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 58,3% (на конец 2009г. - 55,5%), доля прямых инвестиций составила 38,7% (40,7%), портфельных - 3,0% (3,8%). По данным на 31 декабря 2010 года, по объёму накопленных иностранных инвестиций Россия находится на 17-м месте в мире[13].

Для решения задачи масштабного  направления капитала, в том числе  и иностранного, в реальный сектор производства наряду с укреплением  банковской системы РФ следует приступить к созданию других инструментов, чтобы  сформировать в России полноценную  инфраструктуру инвестиций.

В заключение хотелось бы добавить, что было бы рационально, не дожидаясь  принятия к реализации предложенных мер, начать активную пропагандистскую компанию в российских и зарубежных средствах массовых коммуникаций. Это  станет хорошим сигналом для тех  инвесторов, которые заняли сейчас выжидательную позицию.

Особо хотелось бы отметить, что рассмотренные предложения  носят концептуальный характер. Только в аналитических целях эти  проблемы могут быть представлены разрозненно- на практике необходимо действовать  одновременно, по всем пунктам, комплексно. И сразу появляются большие соблазны приступить к разработке глобальной комплексной программы по образу и подобию тех, которыми так привычно прикрывают любую действительно  сложную задачу. В целом нет  причин подвергать сомнению целесообразность разработки такой программы. Но она  должна стать неотъемлемой частью более  общего документа, представляющего  и фиксирующего принципы и задачи государственной инвестиционной политики.

Информация о работе Проблемы привлечения иностранных инвестиций в России