Пути совершенствования инвестиционной политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования инвестиций.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования инвестиций: их правовая база, особенности налогового регулирования инвестиционного процесса, возможности и направления привлечения иностранных инвестиций;
2. охарактеризовано современное состояние российского инвестиционного климата и рынка инвестиций;
3. разработаны рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования инвестиций.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты государственного финансового регулирования инвестиций 5
1.1 Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Российской Федерации 5
1.2 Инвестиционная деятельность в налоговом законодательстве 10
1.3 Государственное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации 13
2 Современное состояние инвестиций в Российской Федерации 15
2.1 Современное состояние инвестиционной среды Российской Федерации 15
2.2 Проблемы привлечения инвестиций в современной России 20
3 Пути совершенствования инвестиционной политики России 26
3.1 Основные направления совершенствования 26
3.2 Пути улучшения инвестиционного климата 31
Заключение 38
Список использованной литературы 4

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Инвестиционная политика в современных условиях.docx

— 63.68 Кб (Скачать файл)

Федеральным законом от 14.05.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации Федеральный закон  Российской Федерации «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14.06.1995 (в  ред. Федерального закона от 02.02.2006 №19-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 19.06.1995, №25, ст. 2343.» субъектам малого предпринимательства  предоставлено право дополнительно  списывать как амортизационные  отчисления до 50% первоначальной стоимости  основных средств в первый год приобретения, срок службы которых более трех лет Макарьева В.И. Каким способом осуществляется в Российской Федерации государственное регулирование инвестиционной деятельности? // Налоговый вестник, 2000, №9.

1.2 Инвестиционная  деятельность в налоговом законодательстве

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности может  осуществляться через систему налогов  с дифференцированием налоговых  ставок и льгот.

В соответствии с п.1 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 №2116-1 «О налоге на прибыль  предприятий и организаций» при  исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных  затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы:

- направленные предприятиями  сферы материального производства  на финансирование капитальных  вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого  участия), а также на погашение  кредитов банков, полученных и  использованных на эти цели, включая  проценты по кредиту;

- направленные предприятиями  всех отраслей народного хозяйства  на финансирование жилищного  строительства (в том числе  в порядке долевого участия), а  также на погашение кредитов  банков, полученных и использованных  на эти цели, включая проценты  по кредитам.

Через данную льготу государство  стимулирует направление полученной прибыли не на потребление, а на развитие производства и решение жилищной проблемы.

Согласно п.4 ст.6 указанного выше Закона в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые  предприятия, осуществляющие производство строительных материалов и строительство  объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения; в третий и четвертый  годы эти предприятия уплачивают налог на прибыль по пониженной ставке при выполнении условий, предусмотренных  Законом. Через эту льготу государство стимулирует деятельность субъектов малого предпринимательства и субъектов инвестиционной деятельности - как инвесторов через предоставление льготы исполнителям, так и самих исполнителей.

Статьей 10.1 Закона РФ №2116-1 предусмотрен льготный режим налогообложения  при исполнении соглашений о разделе  продукции.

Статьей 10 этого же Закона предусмотрено освобождение от налога на доход дивидендов, выплачиваемых  иностранным юридическим лицам  за счет прибыли, полученной при исполнении соглашения о разделе продукции.

Статьей 11 Закона РФ от 28.12.1991 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий  и организаций» установлен приоритет  международных правил налогообложения  перед правилами, установленными законом  о налоге на прибыль.

Согласно законодательству РФ не облагается налогом на добавленную  стоимость работ по строительству  жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней и  целевых внебюджетных фондов, при  условии, что эти средства составляют не менее 40% от стоимости работ. Освобождаются  от налога на добавленную стоимость  при таможенном оформлении товары, предназначенные для включения  в состав основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями. Не облагаются налогом  обороты между инвестором и оператором соглашения о разделе продукции  по безвозмездной передаче товарно - материальных ценностей, необходимых для выполнения работ по указанному соглашению. Также не облагаются налогом товары, работы, услуги, предназначенные для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, в том числе ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации инвестором, оператором соглашения, их поставщиками, подрядчиками и перевозчиками, участвующими в реализации соглашений.

В соответствии с налоговым  законодательством РФ совокупный доход  физического лица уменьшается на суммы, направленные на строительство  или приобретение жилых домов, садовых  домиков, квартир, включая долевое  участие в строительстве, в пределах пятитысячекратного размера установленного законодательством минимального размера оплаты труда за трехлетний период. В совокупный доход физического лица не включаются суммы дивидендов, выплачиваемые предприятиями физическим лицам, в случае их инвестирования внутри предприятия на техническое перевооружение, реконструкцию и (или) расширение производства, включая затраты на научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы, строительство и реконструкцию объектов социальной сферы.

Налоговым законодательством  предусмотрен ряд льгот участникам соглашений о разделе продукции  по акцизам, ресурсным платежам, налогам, поступающим в дорожные фонды.

К сожалению, действующим  налоговым законодательством не предусмотрены льготы кредитным  организациям, предоставляющим долгосрочные кредиты на финансирование инвестиционной деятельности. Это приводит к тому, что банки предоставляют кредиты  только на текущую деятельность и  на короткие сроки.

1.3 Государственное  регулирование иностранных инвестиций  в Российской Федерации

В условиях глобализации мировой  экономики, одним из важных факторов, которые существенно влияют на мировой  экономический процесс, является международное перемещение капитала. Сегодня половину валового мирового продукта, оцениваемого в 30 трлн долл., составляет т.н. «интернационализированная» мировая экономика, имеется в виду производство иностранных предприятий, принадлежащих иностранным компаниям и находящихся на иностранных территориях Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий) - М.: Юридическая фирма «Контракт», Инфра-М, 2001. С. 3..

В современных условиях экономическое  развитие не только развивающихся, но и развитых стран определяется степенью их активного участия в этом процессе.

В российскую экономику иностранные  инвестиции стали поступать во второй половине 80-х годов. Переход к  рыночной экономике в России, особенно после приобретения ею государственного суверенитета в 1991 г. существенно повлиял  на активизацию деятельности иностранных  инвесторов.

Эффективность процесса привлечения  иностранных инвестиций в российскую экономику во многом зависит от стабильности политической ситуации в стране, осуществления  единой продуманной инвестиционной политики государства с учетом национальных приоритетов. Формирование и проведение в жизнь такой политики невозможно без наличия системы административно-организационного регулирования иностранных инвестиций. Под инвестиционной политикой государства  понимается комплекс проводимых государством мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью  оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности  производства и решения социальных проблем Сергеев И.В., Веретенников И.И. Организация и финансирование инвестиций. М., 2000. С. 44..

Под административно-организационным  регулированием иностранных инвестиций понимается комплекс мер, заключающийся  в создании (учреждении) специальных  федеральных органов исполнительной власти, наделения их соответствующими полномочиями по осуществлению управленческих функций в сфере обеспечения  притока и контроля иностранных  инвестиций.

 

2 Современное состояние  инвестиций в Российской Федерации

2.1 Современное  состояние инвестиционной среды  Российской Федерации

Темпы роста ВВП в России на протяжении последних лет превышали  аналогичные показатели ЕС и США  и достигали в среднем 6%. За первые шесть месяцев 2008 года, по оценке Минэкономразвития  России, прирост ВВП по отношению  к соответствующему периоду прошлого года составил 6,3%.

Такой экономический рост стал возможен, с одной стороны, благодаря  восстановлению макроэкономической стабильности и проведению рыночных реформ, а  с другой, благодаря сохранению контроля государства в некоторых отраслях.

Признанием успешности социально-экономического развития России стало последовательное повышение ее кредитного рейтинга до уровня инвестиционного (по версии всех крупнейших международных рейтинговых  агентств), а также предоставление ей Европейским союзом и США статуса  страны с рыночной экономикой.

Финансовое положение  страны продолжает укрепляться. Постоянно  растущие стабилизационный фонд и золотовалютные запасы служат защитой от финансовых потрясений в случае резкого ухудшения  конъюнктуры на мировых рынках основных товаров российского экспорта. По объему золотовалютных резервов (более 270 млрд. долл.) Россия вышла в 2008 г. на третье место в мире после Китая  и Японии.

Стабфонд РФ формируется  из поступлений от нефтяных налогов, если цена российской нефти сорта  Urals превышает 27 долл. за баррель. В мае-июне 2006 года средняя цена сорта Urals составила 64,46 долларов за баррель. Поэтому неудивительно, что объем средств Стабфонда увеличивается быстрыми темпами. На начало июля 2006 г. он превысил 75 млрд. долл.

Весной 2006 года российские власти определили, как будут использованы средства Стабилизационного фонда - их можно вложить в иностранную  валюту (доллары США, евро и английские фунты стерлингов), либо приобрести долговые обязательства 14 развитых иностранных  государств.

С 1 июля 2006 г. в России отменены последние ограничения в валютной сфере, что является стратегической задачей российского руководства  по обеспечению конвертируемости рубля. Необходимое условие полной конвертируемости национальной валюты - отсутствие ограничений  по текущим и капитальным операциям  в стране. Текущие ограничения  в России сняты давно, однако ограничения  по капитальным операциям до 2006 г. продолжали существовать. Отказ от них, по мнению российского правительства, одной стороны, станет дополнительным доводом для иностранных инвесторов вести бизнес в России, а с другой, даст возможность российскому бизнесу участвовать в инвестициях в других странах без дополнительных обременений.

В июле 2006 года весьма успешно  прошло IPO российской государственной  нефтяной компании «Роснефть» в Лондоне  и в Москве. В результате размещения «Роснефть» получила 10,4 млрд. долларов за 14,8% своих акций. Исходя из данного  объема и цены размещения, ее капитализация  составила 79,8 млрд. долл. Это стало  самым крупным размещением среди  российских компаний и пятым по величине в мире.

Благодаря укреплению экономической  и финансовой ситуации в стране стало  возможным досрочное осуществление  расчетов со странами-кредиторами. В  августе 2006 г. Россия досрочного погасила остаток своего долга Парижскому клубу кредиторов в размере около 22 млрд. долл. По данным Минфина РФ, общая  экономия средств федерального бюджета  на процентных платежах за период до 2020 года превысит 12 млрд. долларов. При  этом отношение государственного внешнего долга к ВВП снижается до 9%.

Это стало знаковым событием для российской экономики. С 1993 г. Россия выступала одновременно и кредитором, и должником клуба. С погашением долга она переходит в разряд полноправных кредиторов. Эта операция - крупнейшее досрочное погашение  долга за всю историю клуба. Минфин РФ отмечает, что досрочное погашение  будет способствовать укреплению международного авторитета России как государства  со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося улучшить инвестиционный климат в стране.

В роли донора Россия в 2006 году заявила о намерении присоединиться к инициативе «большой восьмерки» по списанию долга беднейшим странам  и списать 700 миллионов долл. долгов.

Поэтому сейчас на первый план в России выходят проблемы качества роста и модернизации экономики. Власти считают необходимым обеспечить переход к ее инновационному развитию. Для чего заявлены цели по продвижению  институциональных реформ и повышению  качества человеческого капитала.

На развитие человеческого  капитала направлены запущенные осенью 2005 года четыре приоритетных национальных проекта - развитие здравоохранения, образования, жилищной сферы и сельского хозяйства. В бюджете на них предусмотрено  более 6 млрд. долл. Начало этих проектов во многом означает реальный сдвиг  в пользу придания экономике социальной ориентации.

Кроме того, если до сих пор  власть стремилась избегать создания институтов прямого участия государства  в реализации бизнес-проектов, то теперь в России возникают институты, специально нацеленные на точечную поддержку соответствующих инвестиционных проектов. К этим инструментам относятся особые экономические зоны (ОЭЗ), а также Инвестиционный фонд.

ОЭЗ уже возникли на карте  России: 4 технико-внедренческие зоны и 2 зоны промышленно-производственного  типа. По закону, резиденты ОЭЗ пользуются таможенными и налоговыми льготами.

Основным назначением  созданного в 2005 г. Инвестиционного  фонда стало развитие крупных  инвестиционных проектов общенационального  значения. Предполагается реализовывать  эти проекты на основе софинансирования с частным сектором.

Информация о работе Пути совершенствования инвестиционной политики России