Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:07, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования инвестиций.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования инвестиций: их правовая база, особенности налогового регулирования инвестиционного процесса, возможности и направления привлечения иностранных инвестиций;
2. охарактеризовано современное состояние российского инвестиционного климата и рынка инвестиций;
3. разработаны рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования инвестиций.
Введение 3
1 Теоретические аспекты государственного финансового регулирования инвестиций 5
1.1 Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Российской Федерации 5
1.2 Инвестиционная деятельность в налоговом законодательстве 10
1.3 Государственное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации 13
2 Современное состояние инвестиций в Российской Федерации 15
2.1 Современное состояние инвестиционной среды Российской Федерации 15
2.2 Проблемы привлечения инвестиций в современной России 20
3 Пути совершенствования инвестиционной политики России 26
3.1 Основные направления совершенствования 26
3.2 Пути улучшения инвестиционного климата 31
Заключение 38
Список использованной литературы 4
На высоком уровне находится инвестиционная активность в ряде обрабатывающих отраслей промышленности, ориентированных на конечный спрос. Предприятия, производящие изделия из кожи и обувь, увеличили капиталозатраты в 2,3 р., целюлозобумажный комплекс- на 32,3%, химическое производство - 134,5%, машиностроение - 141,3%, текстильная промышленность -112,3%. Данная тенденция дает основания полагать, что в данных отраслях, традиционно демонстирующих невысокую конкурентоспособность, усилились модернизационные процессы.
В структуре инвестиций в основной капитал выросла доля заемного капитала и сократилась доля собственных средств. В частности, за январь-сентябрь 2008 г. доля банковских займов в структуре капиталовложений составила 9,3%, в то время как за аналогичный период прошлого года она была на уровне 6,5%. Тем не менее, этот источник пока не играет значительной роли для инвестиционной деятельности предприятий, что является очевидным препятствием для проведения широкомасштабной модернизации экономики.
В текущем году увеличилась доля прочих привлеченных средств, в том числе за счет роста доли средств от эмиссии акций: 3,0% в 2008 году, 0,4% в 20075. В этом результате отразилась высокая активность российских компаний на фондовом рынке в текущем году.
За первые три квартала 2008 года в российскую экономику поступили иностранные инвестиции на сумму 35,3 млрд. долл. США, что на 31,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По сравнению с прошлым годом значительно выросли прямые иностранные инвестиции (10,3 млрд. долл. США и 6,6 млрд. долл. США соответственно), что привело к увеличению их доли до 29,1% в общем объеме иностранных инвестиций.
Таблица 2.1
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в январе-сентябре 2007-2008 г.г. www.interfax.ru - информационный портал
январь-сентябрь 2008г. |
январь-сентябрь 2007г. |
|||
млрд. руб. |
в % к итогу |
в % к итогу |
||
Инвестиции в основной капитал, в т.ч. |
2133,7 |
100,0 |
100,0 |
|
собственные средства, в т.ч. |
962,3 |
45,1 |
47,5 |
|
прибыль |
424,5 |
19,9 |
20,1 |
|
амортизация |
477,4 |
22,4 |
23,2 |
|
привлеченные средства |
1171,4 |
54,9 |
52,5 |
|
кредиты банков |
198,2 |
9,3 |
6,5 |
|
из них кредиты иностранных банков |
38,3 |
1,8 |
1,1 |
|
заемные средства других организаций |
119,1 |
5,6 |
7,9 |
|
бюджетные средства |
369 |
17,3 |
18,7 |
|
средства внебюджетных фондов |
10,2 |
0,5 |
0,4 |
|
прочие |
474,9 |
22,2 |
19,0 |
|
На конец сентября 2006 года накопленный объем иностранных инвестиций в российскую экономику составил около 130 млрд. долл. США, из которых 49,3% - доля прямых инвестиций, 48,8% -прочих, 1,9% - портфельных. В пятерку крупнейших стран-инвесторов входят Кипр (28,0 млрд. долл. США), Нидерланды (22,5 млрд. долл. США), Люксембург (19,5 млрд. долл. США), Великобритания (11,4 млрд. долл. США), Германия (10,3 млрд. долл. США).
Объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил 64,1 млрд. долл. США. В пятерку лидеров стран-инвесторов входят Кипр (21,2 млрд. долл. США), Нидерланды (17,9 млрд. долл. США), США (4,9 млрд. долл. США), Германия (3,0 млрд. долл. США), Великобритания (2,8 млрд. долл. США).
Таблица 2.2
Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор российской экономики в январе-сентябре 2007-2008 г.г. www.interfax.ru - информационный портал
январь-сентябрь 2008г. |
январь-сентябрь 2007г. |
||||||
млрд.долл. США |
в % к |
млрд.долл.США |
в % к |
||||
январю-сентябрю 2005г. |
итогу |
январю-сентябрю 2004г. |
итогу |
||||
Инвестиции, в т.ч. |
35,3 |
131,7 |
100 |
2,7 |
92,1 |
100 |
|
Прямые |
10,3 |
155,5 |
29,1 |
6,6 |
118,1 |
24,6 |
|
Портфельные |
6,7 |
182,3 |
1,9 |
3,7 |
160,5 |
1,4 |
|
Прочие |
24,3 |
122,8 |
69,0 |
19,9 |
85,2 |
74,0 |
|
Однако следует учитывать,
что сохраняются
Кроме того, существует диспорпорция между структурами инвестиционных ресурсов и спроса на капиталовложения: российская экономика испытывает недостаток «длинных» инвестиционных ресурсов, которые нужны для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
2.2 Проблемы привлечения инвестиций в современной России
В современных условиях вопрос об инвестиционном имидже в РФ в принципе не ставится или замалчивается, либо позиционируется как далеко не самый актуальный или неотложный вопрос. Распространены также попытки (в основном со стороны различных ветвей российской власти) представить причину не самого лучшего или ухудшающегося инвестиционного имиджа России как «усиление нападок на Россию в связи с укреплением ее самостоятельности, в том числе финансовой, и в международных делах».
Оба таких подхода не являются плодотворными. Не обращать внимания на проблему - не означает, что она исчезнет. Проблема же привлечения иностранного капитала в РФ реально существует. Она заключается в том, что страна привлекает мало прямых иностранных инвестиций по сравнению со своими возможностями.
На протяжении последних лет в рамках Конференции по торговле и развитию (UNCTAD) ООН производится сравнение двух индексов, отражающих распределение по странам реальных и потенциальных притоков прямых иностранных инвестиций.
Сравнивая значения указанных двух индексов, ООН выделяет четыре группы стран. Первая группа включает страны с высокими значениями индексов реальных и потенциальных иностранных инвестиций. Вторая группа характеризуется отставанием реальных от потенциально возможных инвестиций. Третья группа, наоборот, реально привлекает больше инвестиций, чем те, на которые она могла бы рассчитывать исходя из потенциальных возможностей. В четвертой группе низкий реальный приток прямых иностранных инвестиций соответствует низким потенциальным возможностям.
Место страны в той или иной группе показывает и состояние ее «имиджевой» проблемы. Если бы инвестиционный климат, описанный параметрами индекса потенциальной привлекательности поступающих прямых иностранных инвестиций, полностью определял объем реальных инвестиций такого рода, то все страны располагались бы в первой и четвертой группах. Безусловно, каждый случай попадания стран во вторую или третью группу имеет свои специфические причины. Однако, во многих случаях, особенно когда речь не идет о высокоразвитых странах со значительным вывозом собственного капитала, эти причины можно описать в терминах отклонения имиджа страны у потенциальных инвесторов от экономического потенциала страны, привлекающей иностранные инвестиции.
Положение России, согласно результатам ООН, в группе стран с высоким потенциалом и низким уровнем инвестиций является еще одним свидетельством необходимости проведения работ по улучшению инвестиционного имиджа страны.
В связи с этим важно отметить, что неплодотворна попытка списать все имиджевые проблемы на внешних врагов. Конечно, проблемы с инвестиционным имиджем в ряде случаев продиктованы происками конкурентов, но более серьезная причина заключается в реальных недостатках и проблемах нашей социально-политической и экономической жизни. Мы опять возвращаемся к проблемам инвестиционного климата РФ, который все еще очень далек от лучших мировых образцов. Однако если одновременно заняться и климатом, и имиджем, можно получить хороший результат в притоке прямых иностранных инвестиций и в конечном счете - решения стратегических задач социально-экономического развития.
Третья причина заключается либо в отсутствии, либо в недостаточной или неадекватной информации о состоянии дел в России и ее экономике. Это главным образом имиджевая проблема, хотя ее решение необходимо и для улучшения инвестиционного климата.
Она также требует ответа
на вопрос, чем обусловлены описанные
выше значительные различия в восприятии
российского инвестиционного
1) различиями в интересах
сторон, что, в свою очередь,
во многом обусловлено разными
сферами их деятельности и
разными рисками
2) неоднозначностью в
изменении российского
3) отсутствием развитой
системы информации
4) состоянием самой
5) значительным улучшением
состояния внутренней
Заинтересованность в создании и поддержании благоприятного инвестиционного имиджа созданием адекватной информационной компоненты есть как у принимающих политические решения в области экономики, так и у инвесторов. Причем, чем шире временной горизонт у принимающих политические решения, тем выше стимулы к созданию благоприятных условий для осуществления прямых инвестиций, благоприятного инвестиционного имиджа. Им важно обеспечивать достоверность обещаний, включая достоверность информации о данном ресурсе, а также перспективах его изменения.
Интерес в улучшении имиджа России есть и у бизнеса. Не случайно в других странах бизнес принимает участие и даже финансирует некоторые имиджевые мероприятия своих государств. Но подобная заинтересованность все-таки менее очевидна, чем у государства. Это связано с тем, что конкретный бизнес в первую очередь заинтересован в конкретных выгодах для себя, а имиджевые мероприятия, как правило, имеют своим следствием улучшение ситуации для всех участников рынка. Действительно, целенаправленное создание и поддержание инвестиционного имиджа страны требует затрат, в то время как предприятия, работающие в данной стране, могут воспользоваться благоприятными изменениями в имидже без пропорционального участия в издержках. И создание инвестиционного имиджа посредством разрозненных усилий предпринимателей, скорее всего, будет связано с недоинвестированием.
Кроме того, для разных групп инвесторов стимулы к улучшению информации и имиджа действуют в различной степени. Потенциальные инвесторы наиболее заинтересованы в получении информации о стране, ее экономике, инвестиционном климате.
Действующие инвесторы, с
одной стороны, в меньшей степени
заинтересованы в создании благоприятного
имиджа, поскольку асимметричность
в распределении информации об инвестиционных
возможностях затрагивает их в меньшей
степени, чем потенциальных инвесторов.
Кроме того, действующие инвесторы
не заинтересованы в усилении конкуренции
потенциальных инвесторов. С другой
стороны, они заинтересованы в улучшении
инвестиционного имиджа, поскольку
наращивание «массы»
Независимо от этих различий,
обеспечение доступности
При этом с тактической точки зрения целесообразно использовать как раз максимально широкий спектр каналов воздействия на представление иностранного бизнес-сообщества об инвестиционной ситуации в России, включая не только представителей федеральных органов власти, но и представителей субъектов РФ, предпринимателей, иностранных инвесторов, разнообразных деловых СМИ и т. п.
В качестве точки соприкосновения
с интересами предпринимателей, имеющих
сильные стимулы для
Таким образом, в первую очередь
именно государству предстоит
Информация о работе Пути совершенствования инвестиционной политики России