Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:13, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является комплексное исследование организации расходов на финансирование бюджетных инвестиций в составе федерального бюджета Российской Федерации.
В ходе написания курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрена теоретические основы бюджетных инвестиций как части бюджетных расходов;
дана характеристика современному состояние государственных инвестиций;
сформулированы перспективы развития инвестиционной политики в России.
Введение 3
1. Теоретические основы бюджетных инвестиций как части бюджетных расходов 5
1.1. Система бюджетных расходов 5
1.2. Инвестиции: сущность, источники и виды 10
1.3. Сущность расходов на финансирование бюджетных инвестиций 15
2. Современное состояние государственных инвестиций 20
2.1. Общая оценка инвестиционного климата России 20
2.2. Анализ состояния государственных капитальных вложений 24
3. Перспективы развития инвестиционной политики 31
3.1. Основные направления развития инвестиционной политики 31
3.2. Федеральная адресная инвестиционная программа на 2004 г. 35
Заключение 38
Список литературы 42
Приложение 44
2) безвозмездность предоставления денег.
Деньги, предоставляемые кому-либо из бюджета субъекта Российской Федерации в порядке бюджетного финансирования, даются бесплатно. Этим бюджетное финансирование отличается от кредитования, когда деньги предоставляются за плату;
3) плановость предоставления денежных средств.
Это означает, что деньги в порядке бюджетного финансирования могут быть предоставлены лишь в том случае, если такое предоставление предусмотрено бюджетом субъекта Российской Федерации, рассматриваемым в качестве финансового плана субъекта Российской Федерации;
4) соответствие планируемых расходов объему бюджетных доходов.
При утверждении
бюджета субъекта Российской Федерации
его расходы при всех обстоятельствах,
даже если планируется дефицит бюджета,
должны иметь свое покрытие в виде
общего объема поступлений денег
в бюджет (включая источники покрытия
дефицита). Если в процессе исполнения
бюджета субъекта Российской Федерации
выявится, что поступлений бюджета
недостаточно для обеспечения
5) целевой характер предоставления денежных средств.
В процессе
бюджетного планирования определяется
не только общая сумма, которая будет
выделена тому или иному субъекту
(например, главному распорядителю
бюджетных средств), но и те конкретные
цели, на которые эти деньги выделяются.
Целевое предоставление бюджетом денежных
средств порождает у
6) контроль за использованием выделенных из бюджета субъекта Российской Федерации денежных средств.
Соответствующие государственные органы Российской Федерации осуществляют контроль на предмет законности, целенаправленности, эффективности и рациональности использования денежных средств, полученных в порядке бюджетного финансирования их получателями.
Основными факторами,
способствовавшими росту
К числу основных факторов, сдерживающих инвестиционную активность, относятся:
В I полугодии 2003 г. по сравнению
с соответствующим периодом прошлого
года произошли изменения в
За этот период инвестиции в основной капитал в промышленности увеличились на 20.5%, строительстве - на 30.9%, сельском хозяйстве - на 1.9%, транспорте - на 6.7%, отрасли связь - на 7.6%, торговле и общественном питании, оптовой торговле продукцией производственно - технического назначения - на 23.3%, жилищно-коммунальном хозяйстве - на 21.1%, здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении - на 9.6%, образовании - на 8.2%, культуре и искусстве - на 40.6%, в сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения - на 49.1%, управлении - на 34.6% и сократились в лесном хозяйстве - на 11.1 процента.
В промышленности инвестиции в основной капитал увеличились в топливной промышленности на 19.6%, в том числе в нефтедобывающей промышленности - на 13%, газовой промышленности - на 48.5%, угольной промышленности - 2.4%, пищевой промышленности - на 47.4%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - на 40.4%, химической и нефтехимической промышленности - на 18.9%, машиностроении и металлообработке - на 17.2%, цветной металлургии - 14.9%, производстве строительных материалов - на 13.3%, легкой промышленности - на 14.2%. Сократились инвестиции в основной капитал в черной металлургии, полиграфической, мукомольно-крупяной и комбикормовой и нефтеперерабатывающей промышленности.
Главным источником инвестиций в основной капитал в I полугодии 2003 г. являлись привлеченные средства предприятий и организаций, их удельный вес в общих объемах инвестиций возрос на 5.1 процентного пункта (с 48.4% до 53.5%) (табл. 2.1). Указанный рост произошел за счет повышения доли кредитов банков, заемных средств других организаций, прочих привлеченных средств и средств вышестоящих организаций, при снижении доли собственных средств на 5.1 процентного пункта (за счет прибыли - на 4.1 п. п.). Частично снижение собственных средств было компенсировано увеличением амортизации на 0.4 процентного пункта.
Таблица 2.1 - Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства)
Источники инвестиций |
I полугодие 2002 г. |
I полугодие 2003 г. | ||
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу | |
Инвестиции в основной капитал |
524.0 |
100.0 |
672.1 |
100.0 |
в том числе по источникам
финансирования: |
270.4 |
51.6 |
312.3 |
46.5 |
из них: прибыль, остающаяся в распоряжении |
113.2 |
21.6 |
117.5 |
17.5 |
амортизация |
129.1 |
24.6 |
168.2 |
25.0 |
привлеченные средства |
253.6 |
48.4 |
359.8 |
53.5 |
из них: кредиты банков |
22.7 |
4.3 |
32.4 |
4.8 |
из них кредиты иностранных банков |
2.8 |
0.5 |
5.0 |
0.8 |
заемные средства других |
29.6 |
5.7 |
52.9 |
7.9 |
бюджетные средства |
99.1 |
18.9 |
123.5 |
18.4 |
в том числе: из федерального бюджета |
27.1 |
5.2 |
38.5 |
5.7 |
из бюджетов субъектов Российской Федерации |
65.1 |
12.4 |
79.3 |
11.8 |
средства внебюджетных фондов |
14.4 |
2.8 |
6.1 |
0.9 |
прочие |
87.8 |
16.7 |
144.9 |
21.5 |
из них |
||||
средства вышестоящих |
44.4 |
8.5 |
91.3 |
13.6 |
средства, полученные от долевого
участия на строительство ( |
… |
… |
29.8 |
4.4 |
средства от выпуска |
… |
0.01 |
1.7 |
0.2 |
средства от эмиссии акций |
1.0 |
0.2 |
1.1 |
0.2 |
В январе-сентябре 2003 года государственные капитальные вложения, по данным Минфина России, профинансированы в сумме 47.8 млрд. рублей, что составляет 77.6% годового лимита, в том числе на реализацию программы «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики» направленно 2.5 млрд. рублей, или 71.2% годового лимита.
По сравнению с январем-
На финансирование Федеральной адресной инвестиционной программы в январе-сентябре использовано 44.9 млрд. рублей, или 77.2% годового лимита. Объем финансирования Федеральной адресной инвестиционной программы за январь-сентябрь 2003 года возрос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9.8 млрд. рублей (рис. 2.1).
Рис. 2.1 – Динамика финансирования Федеральной адресной инвестиционной программы, млн. руб.
По перечню строек и
объектов для федеральных
Рис. 2.2 - Освоение годового лимита государственных капитальных вложений по стройкам и объектам для федеральных государственных нужд в разрезе важнейших комплексов (отраслей) по итогам за январь - сентябрь 2003 года
Выше, чем в целом по стройкам и объектам для государственных нужд, освоен годовой лимит государственных капитальных вложений в: машиностроительном, агропромышленном, строительном, лесопромышленном комплексах, а также по отрасли образование. В то же время существенно ниже среднего уровня освоен годовой лимит государственных капитальных вложений по стройкам и объектам специального комплекса -20.9%, жилищного хозяйства - 24.7%, химического комплекса – 33.8% и комплекса транспорта и связи - 34.3 процента.
По данным Госкомстата уровень финансирования годового лимита по стройкам и объектам для государственных нужд составил по итогам за январь-сентябрь 2003 года 50.1%. При этом 668 строек и объектов из 2449 профинансированы за истекший период текущего года в размере предусмотренного годового лимита бюджетных ассигнований. В то же время уровень финансирования 16.5% строек составил менее 50.0%, а по 37.2% строек финансирование не осуществлялось.
Освоение государственных
капитальных вложений по стройкам и
объектам для федеральных
Таблица 2.2 - Освоение государственных капитальных вложений в разрезе федеральных округов за январь-октябрь 2003 г.
Федеральный округ |
Фактически освоено | |
в счет годового лимита, млн. рублей |
в % от лимита на год | |
Центральный |
6139.0 |
51.0 |
Северо-Западный |
3286.5 |
50.8 |
Южный |
1126.9 |
39.4 |
Приволжский |
2536.9 |
72.9 |
Уральский |
622.2 |
57.7 |
Сибирский |
1811.5 |
73.0 |
Дальневосточный |
1524.6 |
79.9 |
В январе - сентябре 2003 года, по данным Госкомстата России, осуществлен ввод 75 строек, в том числе 44 - на полную мощность и на 31 стройке - частичный ввод мощностей. В октябре осуществлен ввод производственных площадей (10 тыс. кв. м.) в ФГУП «КБ Химического машиностроения им. А.М. Исаева» г. Королев Московская область, школы искусств в г. Котлас Архангельская область, школы-интернат на 120 ученических мест в г. Солигалич Костромская область, школы на 192 ученических места в пос. Уркан Амурская область.
В январе - сентябре выполненный объем работ по договорам строительного подряда составил 810.2 млрд. руб., или 114.4% к уровню января - сентября 2002 г., в том числе в сентябре – 122.0 млрд. рублей, или 114.7% к соответствующему периоду прошлого года. С начала 2003 г. рост объемов работ по договорам строительного подряда имеет нарастающий характер (I квартал 192.9 млрд. руб., или 113.6% к соответствующему периоду предыдущего года, II 267.7 млрд. руб., или 114.7% и III квартал 349.6 млрд. руб., или 114.7% соответственно). С исключением сезонности этот показатель в текущем году характеризуется устойчивым ростом (рис. 2.3).
Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, остаются высокий уровень налогов, неплатежеспособность заказчиков, высокая стоимость материалов, конструкций, изделий.
Информация о работе Расходы на финансирование бюджетных инвестиций