Расходы на финансирование бюджетных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является комплексное исследование организации расходов на финансирование бюджетных инвестиций в составе федерального бюджета Российской Федерации.
В ходе написания курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрена теоретические основы бюджетных инвестиций как части бюджетных расходов;
дана характеристика современному состояние государственных инвестиций;
сформулированы перспективы развития инвестиционной политики в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы бюджетных инвестиций как части бюджетных расходов 5
1.1. Система бюджетных расходов 5
1.2. Инвестиции: сущность, источники и виды 10
1.3. Сущность расходов на финансирование бюджетных инвестиций 15
2. Современное состояние государственных инвестиций 20
2.1. Общая оценка инвестиционного климата России 20
2.2. Анализ состояния государственных капитальных вложений 24
3. Перспективы развития инвестиционной политики 31
3.1. Основные направления развития инвестиционной политики 31
3.2. Федеральная адресная инвестиционная программа на 2004 г. 35
Заключение 38
Список литературы 42
Приложение 44

Файлы: 1 файл

бородуля реферет.docx

— 319.39 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 2.3 - Динамика объема подрядных  работ с исключением сезонных и календарных факторов и без исключения (1) (январь 1995 (2) - 100%)

Несомненный интерес представляет динамика структуры направлений  расходования средств Федеральной  адресной инвестиционной программы (табл. 2.3).

Основным направлением расходования средств Федеральной адресной инвестиционной программы оставалось и остается развитие социального комплекса. Так  в 2003 г. на эти цели потрачено 68,82% (или  40 022,20 млн. руб.).

В том числе приоритетным направлением остается жилищное и коммунальное строительство – 31,87% (или 18535,9 млн. руб.).

На развитие производственных комплексов в 2000 г. выделялось 20,44% всех средств программы, а в 2003 г. лишь 13,30%.

Развитие специального комплекса  финансируется в несколько большем  объеме – 17,89% (2003 г.).

Графически структура  направлений расходования средств  Федеральной адресной инвестиционной программы за 2000-2003 гг. приведена  на рис. 2.4.

 

Таблица 2.3 - Динамика структуры направлений расходования средств Федеральной адресной инвестиционной программы за 2000-2003 гг.

Направления расходования

2000

2001

2002

2003

млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

% к итогу

Социальный комплекс

13450,4

62,68

16816,2

70,68

27 161,94

60,95

40 022,20

68,82

из них:

               

жилищное и коммунальное строительство

4900

22,83

7408,1

31,14

10 775,79

24,18

18535,9

31,87

образование, культура, здравоохранение

2815,7

13,12

2719,7

11,43

6 354,20

14,26

9245,1

15,90

центральные организации

-

-

-

-

5 223,54

11,72

5 108,80

8,78

наука

332,8

1,55

398,3

1,67

817,7

1,83

906,4

1,56

метростроение

1045,8

4,87

1400

5,88

2 360,00

5,30

4 180,00

7,19

Производственные комплексы

4386,1

20,44

2919,66

12,27

7 030,60

15,78

7 732,70

13,30

Специальный комплекс

3622,8

16,88

4057

17,05

10 373,07

23,28

10 403,20

17,89

Итого Федеральная адресная инвестиционная программа

21459,3

100,00

23792,86

100,00

44 565,61

100,00

58 158,10

100,00


 

 

Рис. 2.4 - Динамика структуры направлений расходования средств Федеральной адресной инвестиционной программы за 2000-2003 гг.

 

3. Перспективы развития инвестиционной политики

3.1. Основные направления развития инвестиционной политики

Проблемы экономического развития России в ближайшие десять лет будут определяться ее способностью к привлечению ресурсов для ускоренного  роста. Исчерпание конъюнктурных факторов (таких как свободные мощности, «мягкие» ресурсные ограничения, благоприятная  мировая конъюнктура) выдвигает  на первый план задачу количественного  и качественного роста производственного  капитала, ориентированного на выпуск продукции, обеспеченной спросом внутреннего  и внешнего рынков. Поэтому привлечение  инвестиций в отечественную экономику  рассматривается Правительством Российской Федерации в качестве важнейшего источника для создания отечественной  конкурентоспособной технической  базы производства, формирующей перспективу  общего роста экономики России.

В первую очередь необходимо устранить фундаментальные причины  слабости российской экономики –  незавершенность структурных и  институциональных реформ в реальном секторе, его низкую конкурентоспособность, физическую изношенность производственного  аппарата, структурные деформации национального  хозяйства, ликвидировать обширный сектор убыточных производств.

Решение этих проблем требует  выработки новых принципов осуществления  государственной инвестиционной политики, адекватных задаче подъема экономики  страны.

Главные цели государственной  инвестиционной политики государства - последовательное повышение уровня жизни населения, инвестиции в человека, восстановление экономической и  политической роли страны в мировом  сообществе.

Основной задачей в  этой связи является создание и поддержание  условий для прироста частных  инвестиций в реальный сектор экономики, который бы полностью удовлетворял спросу рынка на инвестиционные ресурсы.

Приоритетами государственной  инвестиционной политики в этих условиях будут содействие коренной модернизации производства и его структурной  перестройке, повышению конкурентоспособности  обрабатывающего сектора промышленности, ускоренному инвестиционному развитию секторов «новой экономики», прежде всего  становлению инновационных и  информационных отраслей, формированию нового технологического облика национального  хозяйства.

Достижение указанных  целей государственной инвестиционной политики требует осуществления  комплекса мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, поддержке инвестиционных инициатив  рыночного сектора экономики, формированию законодательных и институциональных  условий хозяйственной деятельности частных инвесторов, адекватных современным  требованиям рынка.

В связи с вышеизложенным основными принципами политики государства в инвестиционной сфере будут:

1) в области создания благоприятного инвестиционного климата:

- усиление роли государства  как гаранта поддержания благоприятного  и предсказуемого нормативно-правового  режима хозяйственной деятельности  отечественных и зарубежных инвесторов; публичность проводимой государственной  инвестиционной политики;

- введение иммунитета  инвесторов в отношении вступления  в силу правовых норм, ухудшающих  условия внутренних инвестиций  в части взаимоотношений инвесторов  с государством, предоставление  законодательных гарантий инвесторам  в сохранении стабильных условий  хозяйствования;

- создание равных конкурентных  условий хозяйственной деятельности  всем инвесторам независимо от  формы собственности, способствующих  эффективному размещению капитала  и устойчивому экономическому  развитию; отказ от практики избыточного  вмешательства в дела бизнеса;

- введение в действие  эффективных законодательных и  практических механизмов защиты  интересов и прав инвесторов  при реализации инвестиционных  проектов; устранение противоречий  нормативно-законодательной базы  инвестиционной деятельности, снятие  барьеров входа на рынок капиталов;

- либерализация рынка  инвестиционных проектов путем  упрощения процедур согласования  и получения разрешительной документации  при их разработке и реализации (принцип «одного окна»);

- обеспечение возможности  получения инвесторами достоверной  информации об организациях с  целью анализа и выбора объектов  инвестиций (регламентация состава  и структуры раскрываемой информации  финансового и нефинансового  характера, способов ее раскрытия;  реформа бухгалтерского учета,  разработка российских стандартов, отвечающих международным стандартам  бухгалтерского учета);

- содействие становлению  современной институциональной  инфраструктуры инвестиционного  рынка, обеспечивающей эффективную  трансформацию сбережений национальной  экономики в инвестиции в производство.

2) в сфере государственного  инвестирования:

- усиление социальной  направленности инвестиционной  деятельности в стране, безусловный  приоритет инвестиций в «человеческий»  капитал, в решение проблем  развития социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной  и прикладной науки;

- открытость и предсказуемость  государственной инвестиционной  политики, стимулирование привлечения капиталов негосударственного сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны;

- приоритетность государственной  поддержки стратегически важных  для страны инфраструктурных  объектов, от которых зависит  устойчивое функционирование всего  национального хозяйства, сфер, способствующих  инновационно-технологическому прорыву, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;

- повышение эффективности  инвестиционной деятельности государственного  сектора экономики, обеспечение  «прозрачности» инвестиционных  потоков и программ, нацеленности  на решение приоритетных задач  социально-экономической политики  государства, безопасное функционирования  их технически сложных систем;

- безусловное выполнение  инвестиционных обязательств государства  в рамках утвержденного бюджета;

3) в области поддержки  инвестиционной деятельности частного сектора экономики:

- создание условий наращивания  инвестиционного потенциала российских  предприятий путем осуществления  программ их реструктуризации, снижения  налогового бремени, совершенствования  амортизационной политики, адекватной  задачам инвестиционной реконструкции  производства;

- либерализация внешнеторгового  и налогового режима для ввоза  в Россию современного технологического  оборудования, требуемого для модернизации  действующих предприятий;

- повышение инвестиционной  привлекательности российских предприятий  на основе закрепления за предприятиями  прав собственности на участки,  на которых они расположены; 

- введение обязательных  международных стандартов отчетности  во всех секторах экономики,  реформа бухучета и аудиторской  деятельности.

3.2. Федеральная адресная инвестиционная программа на 2004 г.

Бюджетные ассигнования на государственные капитальные вложения на 2004 год предусматриваются в  сумме 49,98 млрд. рублей.

Для реализации Федеральной  адресной инвестиционной программы  на 2004 год выделяются государственные  капитальные вложения в размере 46,48 млрд. рублей. При этом 21,9 млрд. рублей направляются на реализацию федеральных целевых программ.

Политика государственного инвестирования в 2004 году и последующие  годы будет ориентирована на содействие диверсификации экономики, прямую поддержку  развития тех ее секторов, которые  способны стать «катализатором»  ускорения развития всех сфер экономики, обеспечение инновационной направленности, рост эффективности производства и  производительности труда.

В связи с этим приоритетными направлениями государственного инвестирования в 2004 и последующие годы становятся:

    • модернизация и развитие стратегически важных для страны объектов производственной инфраструктуры (транспортной, трубопроводной, информационно-коммуникационной);
    • модернизация коммунальной инфраструктуры на основе современных энергосберегающих технологий для улучшения качества предоставляемых услуг, снижения издержек, стимулирования привлечения внебюджетных средств в реконструкцию коммунальной сферы;
    • инвестирование в объекты социальной инфраструктуры федерального значения, в том числе в науку, образование и здравоохранение, реконструкцию объектов культуры, имеющих мировое и общероссийское значение;
    • адресная поддержка стратегически значимых, с позиций повышения конкурентоспособности экономики, инвестиционных программ и проектов в секторах с высокой долей участия государства, прежде всего проектов оборонно-промышленного комплекса и модернизации Вооруженных сил Российской Федерации;
    • инвестирование в инфраструктуру судебной системы в целях обеспечения условий ее полной самостоятельности и независимости;
    • формирование и развитие технологической базы секторов "новой экономики", в первую очередь науки, что должно обеспечить завершение формирования системы поддержки инновационной деятельности в России, инновационное наполнение экономического роста всех секторов экономики;
    • осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности.

Последовательная реализация приоритетов государственного инвестирования направлена на создание материальной основы повышения уровня жизни народа, образовательного, научно-технического, культурного уровня российских граждан, ускорения структурной перестройки  экономики и повышения ее конкурентоспособности.

Формирование Федеральной  адресной инвестиционной программы 2004 года осуществлено на базе основных принципов  государственного инвестирования, обеспечивающих рациональное и эффективное использование  средств федерального бюджета и  одобренных Правительством Российской Федерации на 2004 год и на период  до 2006 года:

    • оптимизация государственных обязательств: отказ от финансирования инвестиционных проектов,  не соответствующих приоритетам государственного инвестирования;
    • включение в Федеральную адресную инвестиционную программу объектов, строительство и модернизация которых имеет федеральное значение и обеспечивается федеральным правительством;
    • обеспечение максимально социально-экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета;
    • открытость, «прозрачность» и адресность принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов;
    • введение ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в программе целей;
    • нормативно-правовое закрепление основных процедур  формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы.

Информация о работе Расходы на финансирование бюджетных инвестиций