Развитие лизинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

В экономике России лизинг становится проводником научно-технического прогресса, методом внедрения новых технологий на предприятиях. Это принципиально важное обстоятельство, так как страна остро нуждается в механизмах, которые обеспечили бы структурную перестройку российской экономики. Опыт отечественных и зарубежных лизингодателей и лизингополучателей показывает, что это возможно.

Файлы: 1 файл

Смирнова.docx

— 63.26 Кб (Скачать файл)

Начало современного развития лизинговых операций на отечественном  рынке можно отнести к 1988–1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования.

Заметным явлением в становлении  начальных правил применения лизинга  стали Основы законодательства Союза  ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810–1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 «О плане счетов бухгалтерского учета», в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете.

Правительство России своим  постановлением от 29 июня 1995 г. № 633 утвердило Временное положение о лизинге, которое заложило нормативные и методологические основы лизинговой деятельности в нашей стране.

Следуя общепринятой в  мире практике, Временное положение  определило лизинг как самостоятельный  вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору лизинга (финансовой аренды) лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование для предпринимательских целей. При этом указывалось, что объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке. Субъектами лизинговой сделки признавались продавец (изготовитель или поставщик) имущества, его приобретатель (лизингодатель) и пользователь (лизингополучатель), которые связаны между собой договорами купли-продажи и лизинга.

Схожие в целом трактовки  основных проблем лизинга содержались  и во второй части Гражданского кодекса  Российской Федерации (гл. 34, § 6), вступившей в действие 1 марта 1996 г.

Эффективность лизинга напрямую зависит от гибкости государственной  амортизационной политики. В рамках общего курса на повышение роли амортизационных  отчислений как одного из основных источников формирования инвестиций постановлением Правительства Российской Федерации  от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» был установлен порядок, по которому ко всем видам движимого лизингового имущества, относящегося к активной части основных фондов, мог применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации, здесь также было определено, что лизинговое имущество в течение всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя, за исключением имущества, приобретаемого за счет бюджетных средств.

Развивалась методическая база лизинга. Министерством экономики  и Министерством финансов Российской Федерации были разработаны типовой  устав акционерной лизинговой компании, примерная форма договора о финансовом лизинге, методические рекомендации по расчету лизинговых платежей. Минфин РФ также утвердил инструкцию по бухгалтерскому учету лизинговых операций. 29 октября 1998 г. был принят Закон «О лизинге», который вступил в силу 5 ноября 1998 г., в указанном законе была предпринята попытка детально определить правовые и организационные особенности лизинга, заложить основу для реформирования налогового, валютного, таможенного законодательства в части лизинговой деятельности.

Активность дальнейшего  развития лизинга во многом зависит  от совершенствования нормативно-правовой базы в РФ, об этом речь пойдет в следующем  пункте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Современное  состояние лизингового рынка  в России

 

Объем нового бизнеса пяти сотен лизинговых компаний, работающих на российском рынке, в 2012 году достиг 997 млрд руб. При этом доля иностранных компаний, по данным рейтингового агентства "Эксперт РА", составила около 18% -- в несколько раз больше, чем по итогам 2011 года. Хотя сегментов рынка, где присутствие иностранцев было бы особенно заметно, пока не наблюдается, в прошлом году по темпам прироста бизнеса они всё же опередили отечественные лизинговые компании. Ключевое преимущество любого кредитора -- наличие дешевых финансовых ресурсов в долгосрочной перспективе. При этом в российской практике собственные средства лизинговых компаний в среднем составляют лишь 5% от валюты баланса компаний (без учета госкомпании "Росагролизинг"). Кризис на российском финансовом рынке ухудшил условия финансирования практически всех российских компаний, в то время как международные фирмы сохранили доступ к финансовым ресурсам на более привлекательных условиях. Большинство действующих в России зарубежных лизинговых операторов -- дочерние компании банковских групп или лизинговые подразделения компаний-производителей. Лишь единицы учреждены западными акционерами, небанковскими институтами или фондами. Первые строчки рейтинга пока удерживают отечественные компании. У нормативной базы лизинга в России есть важное достоинство в виде закона прямого действия -- федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)". Но поскольку лизинг регулируется также Гражданским, Налоговым и Таможенным кодексами, нередко возникают противоречия. Например, при спорах между лизинговой компанией и налоговиками лизингодатели часто ссылаются на закон о лизинге, пытаясь подтвердить свое право выступать не только в роли поставщика предмета лизинга, но и в роли лизингополучателя. Налоговики рассматривают возвратный лизинг как незаконный способ ухода от налогов и отказывают лизингодателям в принятии к зачету или возмещению НДС, уплаченных при покупке предмета лизинга.

В секции по лизингу указывают  и на иные проблемы рынка. Арбитражное  производство по изъятию лизингового  имущества при расторжении договора длится слишком долго (часто более  года). Недобросовестный клиент все  это время незаконно использует лизинговое имущество, и к моменту, когда у лизингодателя наконец  появляется возможность его вернуть, стоимость имущества с учетом износа оказывается нулевой. Лизинговые фирмы, конечно, обращаются в суд  для принятия обеспечительных мер  в отношении своей собственности, но, как правило, получают отказ -- по формальным причинам. При этом в  России ни для юридических, ни для  физических лиц не предусмотрена  реальная ответственность за незаконное удержание лизингового имущества. Как правило, такие действия не трактуются как незаконные. Их рассматривают  как спор хозяйствующих субъектов  потому что спорят юридические лица. производства, которое растягивается  более чем на год. Однако рынок  стремительно развивается даже в  условиях далекого от совершенства правового  поля. Наиболее динамичная конкуренция  на рынке лизинга, по оценке Infoline, наблюдается  в сегменте крупных клиентов, которым  некоторые зарубежные лизинговые компании, в отличие от российских конкурентов, способны предложить более привлекательные  финансовые условия, а также в  некоторых случаях дополнительный сервис. В сегменте грузового транспорта, по данным агентства "Эксперт РА", по объему нового бизнеса в 2010 году лидируют компании "Вольво Финанс Сервис Восток" (объем нового бизнеса  в 2010 году -- около 12 млрд руб.) и "Скания Лизинг" (9 млрд руб.). Это лизинговые подразделения шведских компаний AB Volvo Group и Scania AB -- мировых лидеров  в производстве грузового транспорта. "Если речь идет о столь крупных  лизинговых компаниях, то для них  работа с продукцией головной компании является важным преимуществом. Благодаря  масштабам бизнеса материнских компаний они могут предложить не только эксклюзивный сервис, но и наиболее привлекательные условия по предоставлению продукта. Лизинговые компании, основанные производителями, фактически определяют среднерыночную стоимость лизинговых контрактов: их цель -- стимулировать продажи, и поэтому они готовы работать с большим числом клиентов и идти при этом на большие риски.

Лизинг в жилищно-коммунальном хозяйстве может начать развитие после того, как государство определит  более четкий порядок взаимоотношений  между основными заказчиками  работ и услуг в этом секторе -- муниципалитетами -- и частными игроками этого сектора. Пока же опыт лизинговых компаний в данной области можно  рассматривать исключительно как  эксперимент на абсолютно непредсказуемом  рынке. Эксперты из института ЖКХ  оценивают ежегодный оборот российского  рынка коммунальных услуг примерно в $60 млрд. При этом износ основных фондов, например, в водном сегменте коммунального сектора РФ составляет более 55%, а в некоторых регионах -- до 90%. При столь высоких потребностях в обновлении основных фондов "коммуналка" должна активно использовать приобретение оборудования и техники в кредит и на правах финансовой аренды у  лизинговых компаний. Наиболее распространенными  объектами лизинга в ЖКХ являются спецтехника, уборочные машины и  оборудование для коммунального  энергоснабжения. Компания "Авангард-Лизинг" поставила по лизинговой схеме мини-ТЭЦ  мощностью 6 МВт в Южном Федеральном  округе, правда, при этом частная  компания-лизингополучатель поставляет тепло- и электроэнергию не только населению, но и предприятиям. По данным компании--оператора  в сфере водоснабжения и водоотведения "Евразийский", наиболее крупную  сделку по финансовой аренде спецтранспорта провело входящее в состав "Евразийского" автотранспортное предприятие ЛОТ, которое обслуживает Ростовский водоканал. В этом году ЛОТ взяло  в лизинг 50 автомобилей и часть оборудования для модернизации ремонтной базы. "Росводоканал" так же получает почти все оборудование и технику для работы (экскаваторы, каналопромывочные машины и т. п.) по лизингу.

Тем не менее, у операторов ЖКХ наблюдаются серьезные проблемы в отношениях с лизинговыми компаниями. Оосновная проблема -- непредсказуемость  сроков оформления сделки. Лизинговая компания может выиграть тендер на поставку оборудования для определенного  проекта, а затем объявить форс-мажор  и затянуть оформление документов. Еще одна проблема для лизинговых компаний -- это сезонный характер работы большинства предприятий отрасли, у которых пик ремонтных и  строительных работ приходится на теплое время года. В целом лизинговые программы для использования  в отрасли ЖКХ -- направление перспективное, возможно его использование, например, для приобретения высокотехнологичного оборудования, которое способно приносить  ощутимый эффект в короткие сроки. Включение  лизинговых платежей в себестоимость  услуг позволяет оптимизировать налоговую нагрузку на предприятие, но при этом величина тарифов за коммунальные услуги будет позволять  включать в инвестиционную составляющую лизинговые платежи. К сожалению, несмотря на большую емкость рынка, в коммунальном хозяйстве не работают рыночные правила, слишком непрозрачные отношения  между сторонами, и лизинговые сделки не пользуются большой популярностью  у лизинговых компаний. Лизинговые компании и частные операторы  не приходят в ЖКХ потому, что "коммуналка" находится под жестким административным контролем и в таких условиях мало кто хочет инвестировать  в сегмент. Эта ситуация в отрасли  будет длиться до тех пор, пока не будет создана система эффективного тарифного регулирования, ликвидированы  МУПы, сформированы четкие взаимоотношения  между заказчиками услуг -- муниципалитетами -- и частными компаниями на основе договоров  концессии и аренды.

2.2. Эффективность лизинговой сделки

Далее приводится расчет эффективности  лизинга на примере оборудования стоимостью 12 млн. рублей. Расчеты показывают, что эффективность лизинга по сравнению с покупкой оборудования за счет собственных средств составляет более 3 млн. рублей, по сравнению с  приобретением оборудования в кредит – более 1 млн. рублей. Расчет эффективности  лизинга позволяет наглядно оценить  преимущества финансовой аренды.

Исходные данные:

Стоимость оборудования с  НДС: 12.000.000 руб.

Ставка кредитования: 14%

Ставка налога на прибыль: 24%

Срок полезного использования  оборудования: 8 лет 

Срок лизингового договора (равен сроку предоставления кредита): 3 года

Авансовый платеж: 10%

 

Приобретение  оборудования за счет собственных средств

Показатели

Платежи

единовременно 

1-й год 

2-й год 

3-й год 

1

Налог на прибыль (24% балансовой прибыли)

-3.789.473,68

     

2

Приобретение оборудования (за счет чистой прибыли)

-12.000.000,00

     

3

Возмещение НДС

 

1.830.508,47

   

4

Выплаты налога на имущество

 

-186.052,26

-186.440,67

-158.474,57

5

Налоговая экономия на амортизации

 

254.237,30

305.084,76

305.084,76

6

Чистый денежный поток (1+2+3+4+5)

-15.789.473,68

1.898.693,51

118.644,09 

146.610,19

7

Суммарный чистый денежный поток, направленный на приобретение оборудования (сумма  стр.6)

минус 13.625.525,89


 

Приобретение  оборудования за счет заемных средств

Показатели

Платежи

единовременно 
 

1-й год 

2-й год 

3-й год 

1

Кредит

10.800.000,00

     

2

Приобретение оборудования

-12.000.000,00

     

3

Возмещение НДС

 

1.830.508,47 

   

4

Выплата налога на имущество

 

-205.648,95

-186.828,18

-158.449,21

5

Налоговая экономия на амортизации

 

283.789,63

309.588,69

309.588,69

6

Выплата% по кредиту

 

-1.301.364,74

-800.479,88

-278.449,02

7

Налоговая экономия на% по кредиту

 

312.327,54

192.115,17

66.827,76

8

Погашение кредита

 

-3.397.680,00

-3.706.560,00

-3.695.760,00

9

Комиссия банку

 

-30.000,00

   

10

Чистый денежный поток (1+2+3+4+5+6+7+8+9)

-1.200.000,00

-2.508.068,05

-4.192.164,20

-3.756.241,77

11

Суммарный чистый денежный поток, направленный на приобретение оборудования (сумма  стр.9)

минус 11.656.474,02




 

Приобретение  оборудования по схеме лизинга

Показатели

Платежи

единовременно

1-й год

2-й год

3-й год

1

Аванс по договору лизинга

-1.200.000,00

0,00

0,00

0,00

2

Платежи по договору лизинга с НДС

 

-6.219.156,31

-5.582.767,92

-3.309.324,09

3

Налоговая экономия на лизинговых платежах

 

1.217.505,73 

1.135.478,22 

943.918,84

4

Возмещение НДС

 

913.129,30

851.608,67

723.418,56

7

Чистый денежный поток (1+2+3+4)

-1.200.000,00

-4.088.521,28

-3.595.681,03

-1.641.986,69

6

Суммарный чистый денежный поток, направленный на приобретение оборудования (сумма  стр.5)

минус 10.526.189,00


 

Эффективность различных  способов приобретения оборудования

 

Чистый эффект лизинга  по сравнению с приобретением  оборудования за счет собственных средств:

Информация о работе Развитие лизинга в России