Развитие лизинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

В экономике России лизинг становится проводником научно-технического прогресса, методом внедрения новых технологий на предприятиях. Это принципиально важное обстоятельство, так как страна остро нуждается в механизмах, которые обеспечили бы структурную перестройку российской экономики. Опыт отечественных и зарубежных лизингодателей и лизингополучателей показывает, что это возможно.

Файлы: 1 файл

Смирнова.docx

— 63.26 Кб (Скачать файл)

-10.526.189,00 - (-13.625.525,89) = 3.099.336,89 руб.

Чистый эффект лизинга  по сравнению с приобретением  оборудования с использованием банковского  кредитования:

-10.526.189,00 - (-11.656.474,02) = 1.130.285,02 руб.

 

Анализ экономической  эффективности лизинга, сравнение  кредита и лизинга

 

Что выбрать – лизинг или кредит? Множество компаний после  анализа эффективности лизинга  и кредита выбирают лизинг. Эффективность  финансовой аренды доказана многолетней  практикой и точными расчетами. Когда необходимо провести сравнение  кредита и лизинга, чаще всего  специалисты обращают внимание на налоговые  льготы, предусмотренные российским законодательством при финансовой аренде.

1. Лизинг позволяет проводить  ускоренную амортизацию, уменьшая  налог на имущество

Закон разрешает отражать полученное в лизинг оборудование, недвижимость, транспорт и другое имущество на балансе лизингодателя  или лизингополучателя. В первом случае лизингополучатель не платит налог на имущество, так как имущество  находится на балансе лизинговой компании. Во втором случае, когда объект лизинга находится на балансе  лизингополучателя, предприятие уменьшает  налог на имущество за счет проведения ускоренной амортизации.

В российском законодательстве для имущества, взятого в лизинг, предусмотрен механизм ускоренной амортизации  с коэффициентом до 3. Если оборудование эксплуатируется в агрессивных  средах, то разрешается вводить дополнительный коэффициент (максимум 2). Единственное ограничение: механизм ускоренной амортизации  не распространяется на основные средства, входящие в первую, вторую и третью группы, если амортизация по ним  начисляется нелинейным методом.

В случае кредита налоговых  льгот не предусмотрено.

2. Лизинг уменьшает налог  на прибыль

Сравнивая кредит и лизинг, важно отметить, что лизингополучатель  имеет право относить на расходы  все лизинговые платежи. Таким образом, уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль. В случае кредита  на расходы относятся суммы, направленные на погашение основного долга  и процентов по нему.

3. Лизинговые платежи  включают НДС

В случае кредита и лизинга  по-разному происходит начисление НДС. Сумма кредита не включает НДС. Однако данный налог уплачивается при покупке  оборудования на кредитные средства. В случае финансовой аренды все лизинговые платежи изначально включают НДС.

4. Лизинг получить проще  и быстрее, чем кредит

Многие лизинговые компании предъявляют меньше требований к  клиентам. Поэтому взять имущество  в лизинг проще и быстрее, нежели кредит в банке. И если Вам необходимо получить средства максимально быстро, оптимальный вариант - воспользоваться  лизингом.

5. Удобный график выплаты  лизинговых платежей

Обращаясь в лизинговую компанию, предприятие получает удобный график выплаты лизинговых платежей. Многие лизинговые компании учитывают особенности  бизнеса клиента и всегда готовы пересмотреть условия соглашения в  пользу лизингополучателя.

6. Имущество переходит  в собственность лизингополучателя

В отличие от простой аренды, при лизинге имущество переходит  в собственность лизингополучателя  после выполнения им условий договора. В случае кредита имущество сразу  становится собственностью заемщика, но, как правило, он не может им распоряжаться  до полного погашения кредита.

 

 

 

Глава 3.Перспективы развития лизинга в России

3.1 Меры государственной поддержки

Все мероприятия и меры по государственной поддержке деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленные законами РФ, Постановлениями  Правительства РФ, а также решениями  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  в пределах их компетенции, можно  разделить на две группы: общие  направления и специальные, т.е. в  отдельных отраслях.

 Для поддержки частного  капитала государство принимает  долевое участие в создании  инфраструктуры лизинговой деятельности  в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых  проектах, а также выделяет предприятиям, осуществляющим лизинг, государственные  заказы на поставки товаров  для государственных нужд. Для  реализации лизинговых проектов  государство предоставляет инвестиционные  кредиты. Предоставляет банкам  и другим кредитным учреждениям  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, освобождение  от уплаты налога на прибыль,  получаемую ими от предоставления  кредитов субъектам лизинга, на  срок не менее чем три года  для реализации договора лизинга.  В целях создания благоприятных  экономических условий для деятельности  лизинговых компаний им предоставляются  в законодательном порядке налоговые  и кредитные льготы.

Совершенствование, развитие, формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных  интересов участников лизинговых сделок, является одной из основных задач  государства в сфере поддержки.

 Государство проводит  политику поддержки лизинговой  деятельности не только в области  экономики, но и на образовательном  уровне по вопросу обучения  основам лизинговой деятельности: повышение квалификации преподавателей, обучение студентов, подготовка  и переподготовка государственных служащих, занимающихся вопросами лизинга.

 Государство содействует  созданию новых кампаний, специализирующихся  на лизинге: дорожно-строительного  и строительно-монтажного оборудования, оборудования для производства  цемента, материалов и изделий  на его основе, технических средств  и оборудования для Федеральной  дорожной службы России, морского, речного, автомобильного транспорта  и дорожного хозяйства, авиационной  техники, племенного скота и  многолетних насаждений, машин и  оборудования для агропромышленного  комплекса и других отраслей  народного хозяйства.

В качестве вывода можно  сказать, что в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» имеется  целая глава «Государственная поддержка  лизинговой деятельности». В ней  насчитывается 12 мер государственной  поддержки лизинговой деятельности. Однако большинство из них носят  не обязательный, а рекомендательный характер. Кроме того, большинство  этих мер носят формальный характер. Так, в качестве первой меры государственной  поддержки лизинговых организаций  названа «разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном  регионе как части программы  среднесрочного и долгосрочного  социально - экономического развития Российской Федерации или региона». Но в чём  выражается эффективность этой поддержки? Проект федеральной программы развития лизинга был подготовлен семь лет назад. Три с половиной  года назад был принят Федеральный  закон «О лизинге». Однако федеральная  программа развития лизинга так  и осталась проектом. Также обстоит  дело и с такими мерами государственной  поддержки лизинга, как налоговые  льготы банкам и лизингодателям. Примечательно  и то, что почти все меры государственной  поддержки лизинга обещаны посредникам  – лизинговым компаниям и банкам, а не главному рабочему экономики  – лизингополучателю.

 

3.2 Перспективы развития лизинга в России

 

Для сохранения положительной динамики показателей российского рынка лизинга необходима экономическая и политическая стабильность в стране.

Несмотря на то, что острая фаза мирового кризиса пройдена, еще довольно длительный период будут ощущаться  его последствия. Значительная часть  предприятий и организаций проводит консервативную политику в части  осуществления затрат на модернизацию действующих и реализацию проектов по вводу новых производств. Это  обстоятельство, а также негативные правовые аспекты регулирования  лизинговой деятельности, сложности  с финансированием сделок сроком более 3 лет, ухудшение финансового  состояния клиентов сдерживают сегодня  дальнейшее развитие рынка лизинга.

В конце мая 2010 года Минфин РФ опубликовал  «Основные направления налоговой  политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в которых предлагается поставить  под сомнение целесообразность применения ускоренной амортизации по всем группам  имущества. Это означает в данном случае лишение договоров лизинга  имеющихся у них преимуществ. Лизингодатели могут пострадать и от технических особенностей отмены ускоренной амортизации. В частности, в случае принятия соответствующего нормативного акта и придания ему  обратной силы масса лизинговых компаний будут вынуждены провести работу по переоформлению графиков лизинговых платежей, а также пострадают в  результате убытков от увеличения налоговой  нагрузки из-за невозможности ускоренного  списания затрат. Вероятность принятия закона, полностью отменяющего возможность  ускоренной амортизации, пока оценить  трудно. Заинтересованной стороной такой  отмены могут быть Минфин и Федеральная  налоговая служба РФ, предполагая  повышение налоговых сборов. «Минфин расценивает в качестве двойной выгоды лизинговых компаний одновременное существование введенной амортизационной премии и ускоренной амортизации. Также появление подобной инициативы может быть обусловлено стремлением представителей фискальных властей реализовать принцип справедливости и равномерности налогообложения» . Согласно этому принципу договор финансовой аренды (лизинга) не следует отделять от прочих видов договоров и наделять преимуществами в налогообложении. Важно, чтобы подобные инициативы не реализовывались без соответствующего глубокого анализа последствий, а также, чтобы была обеспечена прозрачность общественной дискуссии по вопросам законодательного регулирования лизинговой отрасли.

В настоящее время отмена повышающих коэффициентов к норме амортизации  при лизинге противоречит курсу  страны на модернизацию экономики. Именно лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов модернизации производственных мощностей, предоставлять  долгосрочные ресурсы. Для ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, энергетика, связь, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является основным источником средств  модернизации бизнеса. Кроме того, для  малого и среднего бизнеса лизинг—  практически единственная возможность  получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают.

Высокая степень износа основных фондов в России означает необходимость  поддержки механизма лизинга  государством. Безусловно, развитие государственных  программ и лизинговых компаний—  это очень правильный инструмент экономической и промышленной политики. Но не менее важно сохранить и  простимулировать рыночный сектор лизинга.

«Минэкономразвития планирует внести изменения в Закон о финансовой аренде. В частности, поправками предполагается упростить порядок изъятия предмета лизинга, узаконить повторный лизинг, а также ввести понятие лизинга для физических лиц» . Ожидается, что новации в законодательстве приведут к росту рынка. За счет узаконивания вторичного лизинга рынок увеличится, так как по сути это альтернатива кредитованию под залог основных средств, но с меньшими рисками для кредитора. Также изменения порядка взыскания позволят снизить затраты лизинговых компаний, что сделает более доступными их услуги.

Минусов от планируемых законодательных  поправок также достаточно. Изменения  процесса изъятия предмета лизинга— процедура, предлагаемая взамен существующей, по своей специфике несколько  сложнее, чем та, что есть сейчас, это приведет к росту издержек лизингодателей. Что касается повторного лизинга, то  возможные поправки открывают поле для широкой трактовки  лизинга, превращая его в некий  механизм аренды, то есть переведет  лизинг из инвестиционного вида деятельности, действующего на особых условиях, в  сферу аренды или проката. Это  может послужить поводом к  отмене существующих налоговых преференций  для лизингополучателей и сведет к нулю все преимущества лизинга  как средства обновления основных средств.

«В среднесрочном периоде рынок  лизинга для малого бизнеса будет  расти, но устойчивость этого роста  остается под вопросом в связи  с недостатком у государства  финансовых средств для стимулирования и преобразования экономики и  инертностью бизнеса» .

На фоне неблагоприятных изменений  инвестиционного климата, общего сокращения деловой активности государственное  вмешательство и регулирование  рынка лизинговых услуг может  сыграть стабилизирующую роль. Есть два пути такого регулирования. Первый— связан общей поддержкой рынка, с предоставлением льгот и привилегий всем его участникам. Здесь могут использоваться разнообразные формы и методы, они включают и налоговые, и финансовые, и административные рычаги. К этой же группе следует отнести и общие меры стимулирования инвестиционной активности, которые опосредованно повлияют и на лизинговую деятельность. Второй путь предполагает прямое бюджетное финансирование полностью государственных или государственно ориентированных лизинговых компаний, то есть он связан с селективной поддержкой отдельных участников рынка. Именно этот вариант по существу и реализуется. Такая форма поддержки со стороны государства представляется оправданной и объяснимой в сложившихся обстоятельствах, она во многом соответствует существующим традициям. Однако она не может оказать существенного стимулирующего воздействия на рынок в перспективе. Компании с участием государства очень зависимы от условий предоставления и размеров бюджетного финансирования. Их деятельность не всегда является эффективной, такие фирмы не могут быть названы полностью рыночно ориентированными. Их присутствие оказывает определенное влияние на структуру рынка, но не способствует формированию и развитию конкуренции на нем.

Информация о работе Развитие лизинга в России