Содержание и сущность бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Любое новое дело нуждается в принятии важных предварительных решений о его развитии. Бизнес-план - это очень хорошее средство для их осмысления. В условиях становящегося российского бизнеса уже работающие предприятия и люди, ещё недавно далёкие от хозяйственной деятельности, ищут новые возможные применения своих сил в экономике.

Содержание работы

Введение................................................................................................................ 2
1 Содержание и сущность бизнес-плана............................................................ 3
1.1 Этапы разработки бизнес-плана................................................................... 5
1.2 Структура бизнес-плана................................................................................ 8
1.3 Оформление и стиль бизнес-плана............................................................... 20
2 Практическая часть........................................................................................... 24
2.1 Расчет производственной мощности и программы участка...................... 28
2.2 Расчет потребности в инвестициях.............................................................. 36
2.3 Определение финансовой реализуемости проекта..................................... 52
2.4 Обоснование экономической эффективности проекта.............................. 56
Заключение............................................................................................................ 65
Список используемой литературы...................................................................... 66

Файлы: 1 файл

курсовая инвестиции.doc

— 813.50 Кб (Скачать файл)

Чистая дисконтированная стоимость - это показатель эффективности инвестиций, предпринятых в рамках предпринимательского проекта.

Дисконтирование стоимости - это определение текущей стоимости будущих денежных доходов фирмы, которые должны быть получены в результате реализации проекта. Чем выше дисконтированная стоимость проекта, тем он эффективнее.

Формула, по которой рассчитывается дисконтированная стоимость, такова:

PV=CF(1+r)n,

где PV- дисконтированная (текущая)стоимость проекта;

CF- (кэш- флоу; поток наличности) в будущий период времени. Кэш – флоу - это сумма чистого дохода и амортизации, то есть совокупные накопления, характеризующие денежное обогащение фирмы;

r- ставка процента;

n- число лет, за которое производится суммирование дохода.

Чистая дисконтированная стоимость - это дисконтированная стоимость за вычетом первоначальных инвестиций.

NPV=PV-I I,

где NPV- чистая дисконтированная стоимость;

PV- дисконтированная стоимость;

I I- первоначальные инвестиции

Критерием эффективности бизнес - проекта является положительная величина чистой дисконтированной стоимости. Таким образом, анализ чувствительности позволяет определить, не приведут ли изменения ключевых параметров проекта к снижению чистой дисконтированной стоимости до отрицательной величины, то есть к утрате эффективности проекта. Другими словами, этот метод определяет, насколько чувствителен проект к изменениям. Предварительное применение анализа чувствительности в рамках бизнес - планирования позволяет снижать предпринимательских риск, избегать непроизводительных вложений капитала.

Ещё одна важная составляющая финансового раздела бизнес- плана - это определение источников капитала (фондов), необходимых для деятельности фирмы. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала.

Данные об источниках капитала должны быть увязаны с использованием фондов при конкретном указании способов и направления использования капитала.

  Вопросы об источниках финансирования могут иметь следующее содержание:

  1. Предполагаемая система финансирования и её инструменты: будут ли это банковские кредиты, векселя, облигации, опционы, простые и привилегированные акции и т. д.
  2. Величина процентов и основных выплат по долгу. Только около трети российских предпринимателей указывают в своих бизнес - предложениях величины процентов по кредитам, а указанные проценты обычно предполагаются гораздо более низким, чем действующие на реальном ссудном рынке. Такой подход, естественно, не может заинтересовать потенциальных инвесторов. Кроме того, желательно указать распорядок выплат по финансовым соглашениям.
  3. Гарантии или залог, обеспечивающие безопасность финансовых соглашений.
  4. Показатели финансового рычага, определяющие уровень риска проекта, соотнесёнными с соответствующими среднеотраслевыми показателями.
  5. Список текущих кредитов фирмы (если они существуют), суммы и сроки выплат по кредитам.
  6. Налоговые преимущества, которые могут быть получены при том или ином способе финансирования бизнеса.

При определении источников финансирования рекомендуется проводить активную политику поисков необходимого капитала, разнообразить способы их получения - от обращения в банк, к венчурным капиталистам и выпуска акции и облигации до поиска помощи у федерального правительства и муниципальных структур через государственные субсидии, схемы финансирования малого бизнеса и т. д.

План исследований и разработок

Не каждая фирма обладает необходимыми возможностями для проведения научных исследований и разработок (НИОКР). Ведь эта сфера деятельности требует значительных вложений капитала, наличия высококвалифицированных специалистов и менеджеров, высокой степени специализации производства. Поэтому небольшие фирмы, только осваивающие бизнес, часто довольствуются использованием уже существующих разработок, имитацией тех или иных технологий производства и товаров.

Если же фирма всё- таки предполагает или уже проводит исследования и разработки, в соответствующем разделе бизнес- плана она должна осветить следующие вопросы:

  • величина затрат на исследования и разработки (в том числе как процент от суммы продаж за последние несколько лет); сравнение затрат на НИОКР с соответствующими затратами фирм конкурентов;
  • квалификация и опыт ключевого персонала в отделе исследований и разработок, количество занятых в этой сфере;
  • оснащённость отдела исследований и разработок, характеристики общезаводского оборудования;
  • реальные достижения исследовательского подразделения и его вклад в общий успех организации (с количественной и качественной точек зрения);
  • направления исследований и разработок, не имеющих прямого отношения к созданию конкретных свойств товара (например, исследование операций и создание внутрифирменных моделей, фундаментальные исследования);
  • связи подразделения НИОКР с другими исследовательскими организациями, такими, как отделы фирм, университеты и учебные институты, научно-исследовательские и проектные институты;
  • формы государственной и частной помощи проведению исследований и разработок (субсидии, гаранты и т. д.);
  • дохода, которые подразделение исследования и разработок генерирует, проводя работы для других организаций (договорные работы).

1.3 Оформление и стиль бизнес- плана.

Оформление и стиль не менее важны для успеха бизнес-плана, чем его содержание. Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдёт понимания и поддержки у потенциальных инвесторов делового проекта.

Специалисты по бизнес - планированию рекомендуют выполнять  следующие правила составления и оформления бизнес- плана:

  1. Предложения должны быть короткими, ясными, чёткими, энергичными. Не нужно попусту тратит слова и чрезмерно расцвечивать текст (писать «красиво»). Не стоит вкладывать в текст слишком много эмоций. Не рекомендуется употреблять многозначительные и расплывчатые выражения (например, «некто» или «господин Х», если можно конкретно назвать человека). Читатель плохо воспринимает слишком академичное, наукообразное сочинение.
  2. Не нужно увлекаться использованием технического жаргона. Иначе читатель может подумать, что автор недостаточно хорошо владеет предметом, о котором пишет. Глубокое знание дела в первую очередь выражается в том, что специалист может рассказать о нём ясно и доходчиво, не прибегая к специфическим, ходовым выражениям.
  3. Бизнес - план должен включать только относящуюся к делу (релевантную) информацию.

Не стоит увлекаться общими рассуждениями, экскурсами в чистую теорию или области, не связанные с данным бизнесом. Например, рассматривая циклический характер продаж своего товара, не нужно целиком излагать теорию делового цикла. 

  1. Идеи, представленные в бизнес - плане, не должны быть чрезмерно амбициозными. Не нужно завышать планку будущих достижений без учёта реальных возможностей бизнеса - даже если это предпринимается в рекламных целях. Потенциальные инвесторы - банки, государство, венчурные компании и т. п. – часто гораздо лучше осведомлены о реальном положении дел. Особенно точной и хорошо обоснованной должна быть информация о размерах рынка сбыта, перспективах роста, запланированной доле рынка фирмы.
  2. Очень помогает уяснение положений плана использование фотографий, диаграмм, графиков, таблиц. Умелое применение этих средств существенно повышает впечатление о бизнес- плане.
  3. Необходимо позаботится о чёткой структуре плана. Материал должен быть разделён на короткие, хорошо выделенные параграфы. Для обозначения различных частей бизнес- плана можно использовать разные цвета, образцы шрифта и т. д. Хорошо структурированный и оформленный материал легко читается, быстрее попадает в поле зрения. Нельзя позволить своему бизнес- плану утонуть в массе подобной продукции, лежащей на столе у потенциального инвестора. Нужно особо выделять основные предложения бизнес- плана, его главные выводы.
  4. Не стоит утяжелять основные разделы бизнес- плана различной объёмной информацией. Если она действительно необходима и разъясняет суть дела, выбрасывать её из бизнес- плана не нужно. Но лучше включить такую информацию в раздел «Приложения», для того чтобы её могли найти читатели, которые нуждаются в дополнительной информации.
  5. Важно правильно выбирать время для работы над бизнес - планом. Это занятие требует большой сосредоточенности, поэтому бизнес- план нужно писать тогда, когда над вами не тяготеют серьёзные проблемы и всё идёт относительно гладко.
  6. При составлении бизнес - плана нельзя забывать о таком важном принципе, как гибкость планирования. Необходимо определять основные положения бизнес - плана так, чтобы они могли быть адаптированы к непредвиденным изменениям в среде фирмы.
  7. Общий объём бизнес - план может быть назван приемлемым, если он не превышает 100 страниц.
  8. Если бизнес - план составляется для достижения целей развития и диверсификации в новые сферы бизнеса для уже существующего предприятия, он должен дать ответ, не пострадают ли текущие, основные операции в связи с запланированными изменениями?  

    

2 Практическая часть

Цель инвестиционного проекта: организация участка по изготовлению новой продукции.

Продукция и услуги: производство нового вида продукции.

Маркетинговые исследования: продукция востребована. Сбыт возможен на уровне 15 тонн в год. Ожидаемая цена единицы продукции – 108 тыс. руб. за тонну.

Расчетный период: жизненный цикл проекта включает инвестиционный период (1 год) и операционный период, равный сроку службы оборудования (12 лет),  итого 13 лет. Период расчета принимаем 5 лет. Этап освоения производства  - полгода операционного периода. Шаги расчета: первый год   - по кварталам, второй – по полугодиям, далее по годам.

Характеристика предприятия:  действующее металлургическое предприятие. Процесс производства – непрерывный, эффективный фонд времени работы оборудования 8100 ч/год. Новая продукция соответствует профилю завода. Предприятие работает рентабельно, имеет прибыль.

Расчет исходных технико-экономических данных (N=1,5; Z=12)

Предусматривается организация на действующем металлургическом предприятии участка по производству нового вида продукции.

Предполагается, что этапы разработки ТЭО, маркетинговых исследований, разработки проектно-сметной документации завершены и нужно переходить к строительно-монтажным работам. Жизненный цикл проекта включает инвестиционный период (1 год) и операционный период, равный сроку службы оборудования (12 лет), итого 13 лет. Операционный период начинается с освоения производства (первые 0,5 года).

Расчетный период рекомендуется принимать в зависимости от эффективности проекта равным 5-7 годам.

Шаг расчета: первый год рекомендуется рассчитать по кварталам, второй – по полугодиям, далее – по годам.

Для создания участка предусматривается приобретение двух единиц основного оборудования. Производственная мощность участка определяется исходя из паспортной производительности единицы оборудования 0,8*1,5=1,2 т/час. Процесс производства – непрерывный. Эффективный фонд времени работы оборудования 8100 ч/год. Среднегодовое значение коэффициента использования агрегатов по мощности К1 = 0,8. В период освоения коэффициент использования производственной мощности участка принимается К2 = 0,6. При делении этапа освоения производства по кварталам коэффициент использования проектной мощности в первом квартале 0,5, во втором – 0,8.

Затраты на приобретение единицы оборудования составляют 5*1,5*12=90 млн. руб., включая НДС; затраты на монтаж оборудования - 1,5*12=18 млн. руб., в т.ч. НДС; стоимость пусконаладочных работ - 0,5*1,5*12=9 млн. руб., в т.ч. НДС.

Ожидаемый спрос превышает производственную мощность участка. Производственная программа принимается исходя из производственной мощности (не более). Объем продаж определяется исходя из производственной программы и цены единицы продукции. Предельная цена единицы продукции согласно маркетинговым исследованиям составляет 6*1,5*12 руб=108 руб.

При расчете потребности в оборотном капитале используются следующие данные: средний интервал поставки сырья и основных материалов 12 дней; величина страхового запаса сырья и основных материалов 4 дня; продолжительность производственного цикла 7 дней; периодичность отгрузки готовой продукции 3 дня.

Инвестиционные расходы, относимые на себестоимость: подготовка кадров 250*1,2=3000 руб./чел., затраты на исследование рынка, рекламу, создание сбытовой сети, осуществляемые в инвестиционном периоде, 0,12*1,5*12=2,16 млн. руб.

Для расчета калькуляции себестоимости используются следующие данные (затраты на единицу продукции, тыс.руб.):

  • сырье и  основные материалы – 2,0*1,5*12=36;
  • вспомогательные материалы – 0,2*1,5*12=3,6;
  • топливо технологическое  - 0,4*1,5*12=7,2;
  • энергия на технологические цели – 0,3*1,5*12=5,4.

При расчете фонда заработной платы используются следующие данные:

  • списочная численность рабочих 158 чел. В период освоения производства численность рабочих определяется пропорционально производственной мощности участка;
  • основная заработная плата одного рабочего 1,5*12=18 тыс. руб. в месяц;
  • премии и доплаты рабочим 15 % от основной заработной платы;
  • численность управленческого персонала цеха 15 чел;
  • средний оклад в месяц равен 1,5*1,5*12=27 тыс. руб.;
  • премии управленческому персоналу 25 % от оклада;
  • районный коэффициент к заработной плате всего персонала 15 %.

Ежегодный прирост реальной заработной платы персонала 5 %.

Амортизация основных фондов принимается исходя из срока службы оборудования (12 лет), затраты на содержание и текущий ремонт 8 % в год.

Управленческие расходы, относимые на участок, составляют 2*1,5*12=36 млн. руб., коммерческие расходы – 0,7*1,5*12 =12,6 млн.руб.

Ставка налоговых платежей принимаются в соответствии с действующим законодательством.

Информация о работе Содержание и сущность бизнес-плана