Анализ инновационной деятельности предприятия и характеристика инновационных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Хоппер – дозатор, думпкар грузоподъемностью 90тн, хоппер для угля грузоподъемность 8тн, цементовоз, хоппер для перевозки минеральных удобрений агломерата, окатышей, кокса, технического углерода, вагона бункерного типа для перевозки муки, гранулированных полимеров, а также вагоны – лесовозы разных модификаций, вагоны для аппатита, разгружающиеся силой тяги локомотива, были впервые разработаны, изготовлены, испытаны и освоены в производстве на АО «Днепровагонмаш».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретическая часть.
Сущность и характеристика инновационных ресурсов
Инновационные ресурсы - основа эффективной деятельности предприятия
Организационные структуры - инновационного менеджмента
Управление создание освоением и качеством инновационных ресурсов
Государственное регулирование инновационной деятельности
2 Аналитическая часть
Общая характеристика предприятия
Анализ инновационной деятельности предприятия и характеристика инновационных процессов
Влияние инновационных перемен на финансовую стабильность предприятия
Органы управления инновационными ресурсами
3 Проектная часть
Разработка мероприятия по эффективному использованию инновационных ресурсов и их экономическое обоснование
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 7 файлов

index.htm

— 541 байт (Скачать файл)

аналит~1.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

3 Аналитическая часть

 

3.1 Общая характеристика предприятия.

 

АО “Днепровагонмаш” – один из крупнейших на Украине и в СНГ разработчиков и изготовителей грузовых и промышленных вагонов для различных отраслей промышленности. Хоппер – дозатор, думпкар грузоподъемностью 90тн, хоппер для угля грузоподъемность 8тн, цементовоз, хоппер для перевозки минеральных удобрений агломерата, окатышей, кокса, технического углерода, вагона бункерного типа для перевозки муки, гранулированных полимеров, а также вагоны – лесовозы разных модификаций, вагоны для аппатита, разгружающиеся силой тяги локомотива, были впервые разработаны, изготовлены, испытаны и освоены в производстве на АО «Днепровагонмаш».

Сейчас АО «Днепровагонмаш» – это более 16 производственных цехов и участков, 8 основных, 8 вспомогательных, оснащенных современной технической оснасткой и оборудованием, специализированными комплексно – механизированными линиями.

В состав АО «Днепровагонмаш» входит:

  • Днепродзержинский вагоностроительный завод – главный завод;
  • Сталелитейный завод.

АО «Днепровагонмаш» является предприятием с коллективной формой собственности. Предприятие приватизировалось через корпоратизацию путем открытой продажи акций за сертификаты граждан Украины. Созданный Уставный фонд общества в размере 629,8 т.грн., разделенный на 1259600 простых именных акций номинальной стоимостью 50 коп. Акции принадлежащие государству, предприятие не имеет. Дочернее предприятие Днепродзержинский сталелитейный завод, созданное на базе фасонолитейного цеха, наделено учредительным уставным фондом в размере 1060 т.грн. Уставной фонд не менялся на протяжении существования завода.

Руководит АО и организует работу совета Президент АО, который выбирается на собрании или на заседании Совета из числа ее членов простым большинством голосов. Совет акционеров утверждает положение о порядке приема и освобождения работников, правила внутреннего распорядка, положение о внутрихозяйственных расчетах, оплате работы, о порядке начисления и выплат дивидендов, о предоставлении обществом материальной помощи юридическим и физическим лицам, о исполнительной дирекции и др. положения, что регламентирует деятельность общества, порядок вознаграждения лиц, которые принесли дополнительную прибыль АО,  порядок     положений,    взысканий  с   лиц,   которые принесли   АО

 

 

материальные убытки, определяют организационную структуру общества, определяют условия оплаты труда должностных лиц АО, утверждают условия контроля генеральным директором.

АО «Днепровагонмаш» является ведущим предприятием по изготовлению магистральных платформ и специализированного подвижного состава для различных отраслей промышленности. АО «Днепровагонмаш» поставляет серийно выпускаемые грузовые, магистральные и промышленные вагоны, узлы, запчасти к ним, по индивидуальным заказам потребителей, разрабатывает и изготавливает транспортные средства максимально учитывающие технологию погрузочно – разгрузочных работ, конкретные условия эксплуатации на заданном предприятии. Также АО «Днепровагонмаш» подбирает и поставляет вагоны любых  др. моделей построенных в 1985-95г. после их восстановления и предпродажной подготовки в заводских условиях. Цены таких вагонов достаточно низки и устанавливаются индивидуально по каждому вагону (группе вагонов). АО «Днепровагонмаш» производит также различные ремонты и модернизации вагонов.

Маркетинговые исследования проведенные на предприятии в 1998г. показывают, что производственные мощности имеют очень низкую степень использования (см. таблицу 2.1)

 

Таблица 2.1 - Использования среднегодовой мощности АО «Днепровагонмаш».

 

Наименование продукции

Ед. изм.

Фактически изготовлено продукции

Использованная среднегодовая мощность, %

   

94

95

96

97

94

95

96

97

-Вагоны грузовые магистральные

-Вагоны промышленные

-Вагоны коксовые

 

шт.

 

шт.

т.гр.

 

887

 

300

1187

 

316

 

163

428

 

519

 

123

250

 

376

 

60

  -

 

24,6

 

45,8

 

9,0

 

18,6

 

15,0

 

14,1

 

10,5

 

10,1


 

Как видно из таблицы на предприятии наблюдается очень низкое использование производственной мощности по основной продукции. Это объясняется снижением выпуска продукции вследствие снижения покупательного спроса, отсутствия рынков сбыта, неплатежеспособности заказчиков.

Устаревшей продукции предприятие не выпускает. Ежегодно обновляется и осваивается выпуск новых видов вагонов. Однако у завода имеются значительные трудности, поскольку в последние годы потребность в подвижном составе на Украине практически отсутствует, ровно как и сам рынок вагонов. Выживаемость в таких условиях, когда рынок отсутствует, а конкуренция существует, весьма затруднительна.

Кроме этого имеется другой фактор, который может значительно снизить уровень конкурентоспособности предприятия и самой продукции: примерно ровное технологическое оснащение вагоностроительных заводов, широкое применение стандартных и унифицированных узлов (тележки, автосцепное и тормозное оборудование), поставляемых по сложившейся кооперации, гибкость технологии позволяют при возникновении потребности организовать производство многих видов вагонов на любом вагоностроительном заводе Украины или России.

 

Характеристика продукции предприятия.

 

Таблица 2.2 -  Динамика товарной продукции за 93 – 97г. и по месяцам 97г.

 

Год (квартал)

Товарная продукция приведенная в цены 97г., т.гр.

Темпы роста, %

   

базисные

цепные

1993

1994

1995

1996

1997

127921

87114

46432

50843

31776

-

88,1 (68,1)

36,3

39,7

24,8

-

68,1

53,3

109,5

62,5

По месяцам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

4081,7

3498,4

3407,4

2064,6

1132,0

4837,0

2926,6

648,5

2668,0

2388,6

951,0

3171,9

 

-

85,7

83,5

50,6

27,7

118,5

71,7

15,9

65,4

58,5

23,3

77,7

 

-

5,7

97,4

60,59

54,8

427,3

60,5

22,2

411,4

89,5

39,8


 

Номенклатурный перечень продукции АО «Днепровагонмаш» и цены на продукцию, находящуюся в производстве в настоящее время представлен в приложении В

Отгрузка продукции производилась согласно заключенным договорам только после получения предоплаты или по бартерным условиям. Политика правительства Украины и России в вопросах экспорта продукции сделала неконкурентной продукцию завода и ограничила рынок сбыта вагонов в России (см.табл.2.3).

Таблица 2.3 - Структура реализации продукции по странам

 

Страна

Удельный вес реализации продукции

 

Украина

Россия

Белоруссия

Казахстан

АФЕ

Гвинея

Продукция без потребителя

1995

32,5

38,2

10,6

3,5

0,2

-

15,0

1996

74,6

22,4

2,9

-

-

0,1

-

1997

73,0

10,4

3,0

-

1,0

-

12,6

Всего

100,0

100,0

100,0


 

Одной из причин падения объема выпуска вагонов явилось снижение экспортных поставок в страны СНГ, особенно Россию, обусловленное вводом в действие с 1.9.96 в соответствии с Указом Президента России от 18.8.96 налога на добавленную стоимость на товары, производимые в Украине и ввозимые на таможенную территорию России.

Другой причиной снижения экспортных поставок также является жесткая конкуренция со стороны российских производителей: на территории России расположены несколько крупных вагоностроительных предприятий с суммарной мощностью около 40 –45 тыс. вагонов в год: Нижнетагильский, Абаканский, Алтайский, Энгельский, Калининградский.

Ситуация с рынками сбыта внутри страны также продолжает ухудшаться. Основной потребитель магистральных вагонов – Укрзалізниця, ссылаясь на оснащенность железных дорог подвижным составом и финансовое положение, отказалась от платформ бортовых, вагонов для нефтибитума. В течении ряда лет (1994 – 1998гг.) Укрзалізниця продолжает эту практику отказов от уже изготовленных и готовых к отправке вагонов, хотя, как показывают исследования, потребность в магистральных вагонах на территории Украины велика. Поэтому предприятие вынуждено перестраивать производственные потоки для выпуска вагонов в зависимости от потребностей конкретных заказчиков. Так, например, в 1995 – 1996 гг. цех магистральных вагонов произвел перестройку и начал выпускать вагоны – самосвалы для металлургических предприятий.

Это крайне негативно влияет на деятельность предприятия, т.к. отсутствие стабильного потребителя, частые перестройки производственных потоков является причиной снижения темпов выпуска продукции, уменьшение рентабельности и эффективности производства, снижение уровня качества у конкурентоспособности продукции.

Другим негативным фактором при реализации продукции внутри Украины является высокая конкуренция среди украинских производителей вагонов. Основными конкурентами являются: Кременчугский, Стахановский и Мариупольский вагоностроительные заводы. Из них крупнейшим является Кременчугский, доля продаж которого в общем объеме продаж вагонов на Украине составляет около 60%.

Реализация изготавливаемой продукции производилась по ценам, рассчитанным на основе затратного метода, и ценам, рассчитанным по бартерным договорам с учетом установленных договорами бартерных коэффициентов.

Финансовые трудности АО «Днепровагонмаш», связанные с недостатком валюты России в 1995 – 1996 гг. и ее высоким обменным курсом, отрицательно сказались на обеспечении сырьем, материалами и комплектующими. Обеспечение производства необходимыми материалами производилось по прямым договорам при условии предоплаты или взаимозачетов (по бартеру), что только повышает себестоимость продукции завода.

За последние два года совместными усилиями конструкторов и технологов разработаны новейшие виды вагонов для перевозки угля, длинномерных грузов, платформы – контейнеровозы. Все выпускаемые заводом вагоны защищены авторским свидетельством и промышленными образцами. Все вагоны конкурентоспособны, обладают повышенной грузоподъемностью, надежностью, удовлетворяют требования заказчика по эксплуатации и ремонтопригодности.

Предприятие стремится искать новые рынки сбыта своей продукции. Основной потребитель продукции «Укрзаліниця» в связи с отсутствием средств финансирования полностью отказалось от заключения договора на поставку вагонов в 1998г. практически парализовав работу АО в І квартале 98г.

Несмотря на экстремальные условия в начале года коллектив искал пути выхода из сложившейся ситуации, обращался неоднократно за помощью в Министерство и к руководству «Укрзаліниці» оказать предметную поддержку коллективу в обеспечении заказами. Это дало свои результаты. Первый договор на производство вагонов с Приднепровской и Донецкой железными дорогами завод заключил в июне 98г.

По заявке «Укрзаліниці» в экстремально короткое время был освоен новый вид продукции вагон хоппер – дозатор, который принят межведомственной комиссией к серийному производству. Однако сложившаяся в 98г. система ведения финансовых расчетов за поставленные вагоны не через «Укрзаліницю», а с непосредственными потребителями – Управления железных дорого (Приднепровской и Донецкой) привело к уменьшению поступления денежных средств, увеличение доли бартера и отрицательно сказалось на финансовом состоянии завода.

заключ~1.doc

— 13.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

проект~1.doc

— 114.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

содерж~1.doc

— 20.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Анализ инновационной деятельности предприятия и характеристика инновационных процессов