Анализ инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов разработки инновационной деятельности. На основании цели были поставлены следующие задачи:
• дать определение инновационной деятельности и выделить классификацию;
• проанализировать различные методы оценки инновационных проектов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ 4
1.1 Понятие и сущность инновации 4
1.2 Классификация инноваций 6
2. Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятий 13
3. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «КАРАВАН» 22
3.1 Характеристика деятельности ООО «Караван» 22
3.2 РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА ООО «КАРАВАН» 23
3.3 РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА 25
3.4 Оценка риска создания инновационной деятельности 26
3.5 Оценка эффективности инновационной деятельности 28
4. РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ДЛЯ ООО «КАРАВАН» 33
4.1 Краткая аннотация проекта 33
4.2 Техническое задание календарный план, таблица 33
4.3 Прогноз дохода проекта 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

Последние четыре типа инноваций можно  схематично представить в виде следующей  таблицы:

Таблица 1.2 Классификация инноваций

Рыночные связи

Продуктово-технологические возможности

Сохранение

Регулярные

Революционные

Разрушение

Нишеобразующие

Архитектурные


 

Следующий класс инноваций:

Стратегические инновации –  это инновации, внедрение которых  носит упреждающий характер с  целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

Реактивные инновации – это  инновации, обеспечивающие выживание  фирмы, как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т.е. эти  инновации фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынках.[4 c 10]

По масштабам распространения:

Применяемые в одной отрасли  на всех предприятиях, производящих однородный продукт.

Применяемые во всех отраслях народного  хозяйства.

По роли в процессе производства:

Основные продуктовые инновации  – создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей.

Дополняющие продуктовые инновации  – расширяют рынок в соответствующих  областях.

Основные технологические инновации  составляют базис крупных технологических  систем, а дополнительные технологические  инновации развивают имеющие базисные технологии.

Восходящие инновации создаются  на основе новых научных знаний.

Нисходящие инновации имеют  в своей основе имеющуюся базу знаний и их коммерциализацию.[5]

Типизация инноваций позволяет:

  • осуществлять «привязку» к типу инноваций того или иного типа стратегии, иными словами – тип инновационной стратегии любого уровня зависит от преобладающего типа инноваций;
  • конструировать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций;

определять положение, формы реализации и продвижения на рынке, которые неодинаковы для различных типов инноваций.[3.4.5.]

 

2. Классификация факторов, влияющих  на инновационную активность  предприятий

Важнейшей характеристикой новой  экономики является интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического роста. Результаты исследований, проводившихся ОЭСР, свидетельствуют о том, что инвестиции в инновационный сектор приводят к росту ВВП в соотношении 1 к 3, инвестиции в информационно-коммуникационные технологии в соотношении 1 к 2. В развитых странах 90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом [2].

Инновационный процесс выступает  как равнодействующая многих экономических  факторов, объективных и субъективных, внешних и внутренних.

К объективным факторам следует  отнести те факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными  тенденциями и не связаны с  волевыми решениями конкретного субъекта. К ним можно отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность:

  • закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать еще законом движения рыночной экономики, поскольку прибыль является движущей силой производства;
  • закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;
  • законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением;
  • закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;
  • закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности и соответствующей фазы "цикла" [10].

Субъективную природу имеют  те факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений, среди которых следует выделить:

инновационную политику государства  как важнейшую составляющую государственной экономической политики;

денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов. Реализация инновационных проектов часто связана с использованием заемных средств, что требует учета высокой степени риска подобных инвестиций;

стратегии конкурирующих фирм. Значение этого фактора определяется возможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, корректировать получение необходимых материальных ресурсов;

поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества. Учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию и т.д. [11].

При этом объективные и субъективные факторы координируются между собой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии.

Факторы инновационной активности можно подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и  обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий [4].

К глобальным факторам можно отнести  политическую ситуацию внутри страны и на международном уровне, конкуренцию на внешнем рынке, взаимоотношения с властями, налоговую политику.

В условиях среды, благоприятной для реализации нововведений, центр тяжести в инновационных отношениях смещается в сторону инновационного потенциала фирм-инноваторов - внутренних факторов, влияющих на инновационную стратегию. Когда внешняя среда экономической системы благоприятна для нововведений, они целиком зависят от внутренних факторов инновационной активности.

Инновационный потенциал предприятия  представляется как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов [3]. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность: внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии и внешние, способствующие расширению границ инновационной деятельности.

К внешним относятся факторы, обуславливающие  взаимодействие предприятия с экономической  и социальной средами:

  • использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации;
  • коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и ВУЗами;
  • лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.

Внутренние факторы - это существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и определяющие его инновационную состоятельность:

  • мотивированное руководство;
  • интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций;
  • высокая производительность;
  • эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационный процесс;
  • непрерывное организационное обучение;
  • эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями;
  • управление качеством, инфраструктурой, организационным развитием [13].

Внутренние факторы в свою очередь также можно подразделить на две группы. В первую группу входят факторы, формирующие систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды. Вторую группу образуют факторы, характеризующие "внутренние ресурсы" организации.

Первая группа факторов - это:

  • форма собственности на средства производства, определяющая характер экономических интересов хозяйствующих субъектов, в целом внутрифирменных экономических отношений, в том числе отношения управления;
  • организационная структура, обусловливающая мобильность экономической системы в процессе принятия управленческих решений и степень соответствия этих решений воздействию внешней среды;
  • "размер организаций", определяющий ее принадлежность к категории: "малые", "средние", "крупные" компании;
  • отраслевая принадлежность, характеризующая специализацию компании, основную цель ее деятельности, долю на рынке и конкурентоспособность на рынке.

Размер фирмы влияет на ее способность  концентрировать не только финансовые, но и человеческие ресурсы для осуществления инноваций. При прочих равных условиях, чем более крупный размер имеет фирма, тем у нее больше возможностей для отвлечения части производственных ресурсов в инновационную сферу.

Вторая группа факторов включает:

  • финансовое положение компании, дающее представление о ее финансовой устойчивости, степени ее зависимости от внешних источников финансирования инноваций, ее платежеспособность и, как следствие, возможность получения кредита для реализации инновационных проектов;
  • научно-технический потенциал, характеризующий возможности организации в области НИОКР;
  • производственный потенциал, характеризующий производственную базу компании, возможность производить ту или иную продукцию, производственную мощность;
  • кадровый потенциал, определяющий уровень профессиональной квалификации персонала организации, необходимый для осуществления инноваций.

В качестве средства, формирующего систему  внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды, выступает реструктуризация предприятий.

Процессы реструктуризации могут  носить пассивный характер, выражающийся в закрытии убыточных подразделений, сокращении персонала, уменьшении расходов на объекты социальной сферы, реструктуризации задолженности и др., а также активный характер, заключающийся во внедрении новых производственных и управленческих технологий, инвестициях в обучение, продвижении на новые территориальные рынки традиционной продукции, разработке новой продукции и ее продвижение на рынок и др. В научной литературе к числу направлений реструктуризации относят продуктовые (горизонтальные и вертикальные), технико-технологические и организационно-управленческие инновации [6].

Продуктовые инновации являются самым  распространенным типом активности российских предприятий в ходе их реструктуризации. Существенное различие между инновациями вообще и продуктовыми инновациями в частности касается источника инновационной активности: осуществляются ли они посредством имитации, заимствования существующих технологий или продуктов от других компаний, либо с помощью собственных исследований и разработок. В одном случае речь идет об имитации, во втором - непосредственно об инновации.

Конкурентный фактор обеспечивает отбор инноваций на рынке товаров. Вместе с тем, конкуренция - это и экономическая среда конкретного рынка, на котором взаимодействуют и другие экономические факторы.

Между конкуренцией и инновационными отношениями существует самая тесная связь. В определенном смысле инновационные  отношения являются порождением конкуренции, а результаты таких отношений являются орудием в конкурентной борьбе.

Конкуренция со стороны других компаний выступает в качестве существенного фактора стимулирования инновационной активности на предприятии. Так, Ю. Симачев отмечает перевернутую зависимость инновационной активности предприятий от уровня конкуренции на рынке [12]. В начале, с ростом числа конкурентов на рынке инновационная активность возрастает, а затем стабилизируется или даже падает. Умеренная конкуренция способствует ускорению процесса внедрения новшеств. Но с усилением конкурентной борьбы денежные ресурсы истощаются, инновационный процесс или замедляется или прекращается совсем.

Факторы, стимулирующие инновационную  активность предприятия, связаны с  возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров, повышением наукоемкости продукции.

К горизонтальным продуктовым инновациям относятся такие формы инновационной  активности как расширение ассортимента товаров, ранее производимых предприятием; создание нового внешнего вида и упаковки товаров.

К вертикальным продуктовым инновациям следует отнести такие формы  инновационной активности, как: создание качественно нового товара; замена снятой с производства устаревшей продукции; улучшение качества производимой продукции; внедрение новой системы послепродажного сервиса.

При горизонтальной конкуренции рост инновационной активности является способом занятия новых рыночных ниш или закрепления на уже имеющихся нишах. При вертикальных связях инновации являются ответом на повышение требований к поставщикам со стороны покупателей сырья и полуфабрикатов, либо желанием поставщиков обеспечить соответствующий уровень продвижения товара на рынке.

Под процессными инновациями следует  понимать усовершенствование используемой или внедрение совершенно новой технологии, модернизацию оборудования.

Управленческие инновации ставят своей целью преобразование управленческой структуры компании, совершенствование системы корпоративных финансов, а также управление персоналом.

Если конкуренция является стимулом для инновационной активности, то трансферт технологий становится средством проникновения в компанию новых идей в ситуации, когда процесс инноваций происходит посредством копирования и имитации. Трансферт более современных технологий чаще всего реализуется посредством горизонтальных связей между предприятиями. Речь идет о простом копировании нового продукта, нового технологического процесса, а также новых управленческих решений у компаний, действующих на одном и том же рынке, т.е. у компаний-конкурентов.

Информация о работе Анализ инновационной деятельности