Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:55, курсовая работа
Целью данного дипломного проектирования является совершенствование процесса разработки бизнес-плана развития предприятия путём внедрения автоматизированной системы ведения отчётности планово-экономического отдела.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
исследовать порядок разработки бизнес-планов на предприятии;
изучить особенности деятельности РПДУП «Экспериментальный завод» РУП НПЦ НАН Беларуси;
провести анализ документооборота планово-экономического отдела предприятия;
Введение
1. Бизнес-планирование на предприятии……………………………………….3
1.1 Планирование на предприятии. Понятие и основные виды……………….5
2. Анализ планово-экономической деятельности РПДУП Экспериментальный завод» РУП НПЦ НАН РБ…………………………………………………........11
2.1 Краткая характеристика предприятия РПДУП «Экспериментальный завод» РУП НПЦ НАН Беларуси……………………………………………….11
2.2 Анализ основных разделов бизнес-плана развития на 2011-2015 г.г. РПДУП «Экспериментальный завод» РУП НПЦ НАН Беларуси……………12
2.3 Анализ основных показателей развития и финансовых результатов деятельности предприятия РПДУП «Экспериментальный завод» РУП НПЦ НАН Беларуси. Оценка финансового состояния ……………………………...16
2.8 Анализ текущего уровня автоматизации работы планово-экономического отдела РПДУП «Экспериментальный завод» РУП НПЦ НАН Беларуси……21
3. Разработка модуля автоматизация процессов ведения отчетности планово-экономического отдела. Технико-экономическое обоснование эффективности разработки и использования …………………………………………………...23
3.1 Краткая характеристика разрабатываемого программного средства……23
3.2 Расчет сметы затрат и цены заказного ПО…………………………………27
4. Выводы………………………………………………………………………...33
4.1 Определение экономического эффекта от применения разработанного ПС у пользователя……………………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...40
Приложение: Функциональная модель………………………………………...44
№ |
Наименование показателя |
На начало года |
На конец отчетного периода (момент установления неплатежеспособности) |
Норматив коэффициента |
1 |
Коэффициент текущей ликвидности K1 |
1,726 |
2,476 |
К1 >= 1,5 |
2 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами К2 |
0,421 |
0,596 |
К2 >= 0,2 |
3 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами К3 |
0,451 |
0,226 |
К3 <= 0,85 |
Общая сумма средств в абсолютном выражении увеличилась. Распределение средств между оборотным и внеоборотными активами составляет соответственно по объединению - 59,0% и 41,0%, по заводу - 54.4% и 45,6%. Необходимо отметить увеличение удельного веса оборотных активов. Более подробно структура актива рассматривается в приложении.
Приобретение имущества предприятия, производственная деятельность осуществляется за счет собственных и заемных средств, соотношение которых раскрывает сущность его финансового положения. Собственные средства на конец отчетного года составили по объединению 79,0%, по заводу 79,4%. Долгосрочные обязательства соответственно 3,5% и 4,2%. Краткосрочные заемные средства по объединению составили примерно 17%. Кредиторская задолженность 11,7%.
Также можно сделать вывод о том, что за текущий год значительно изменилась динамика валюты баланса. Это произошло в связи с развитием производственной деятельности, переоценкой основных фондов, влиянием инфляционных процессов, изменением структуры предприятий.
На 1.01.2011 года на расчетных счетах предприятий объединения имелись средства в сумме 974 млн. рублей, на валютных счетах - 27169 млн. рублей, прочие денежные средства- 3169 млн. рублей. Денежные средства в кассах составили 10 млн. рублей.
Исходя из вышеизложенного, финансовое состояние объединения можно охарактеризовать как удовлетворительное, организацию признать платежеспособной.
Также необходимо отметить высокий уровень выполнения и перевыполнения плановых показателей, в первую очередь доведенных. [8].
На сегодняшний день сотрудники планово-экономического отдела РПДУП «Экспериментальный завод» используют в своей повседневной деятельности одну из самых распространенных программ для автоматизации бухгалтерского учета «1С: Бухгалтерия», а также возможности СУБД Excel.
Для того чтобы разрабатываемый программный продукт имел актуальность в рамках решаемых им задач и мог принести пользу от своего применения, выявим недостатки используемых программных средств.
Если оценивать «1С: Бухгалтерию» объективно, то ее нельзя назвать ни плохой, ни хорошей, поскольку неправильно давать оценочную характеристику данной программе без привязки к конкретному предприятию. Для некоторых организаций «1С: Бухгалтерия» является идеальным вариантом, полностью удовлетворяющим их требования. А для некоторых компаний данная программа не подходит, поскольку не способна в полной мере решить поставленные перед ней задачи. Рассмотрим основные недостатки «1С: Бухгалтерии»:
В подавляющем большинстве случаев, чтобы «1С: Бухгалтерия» решала все поставленные перед ней задачи, программу приходится дорабатывать. Каждое предприятие уникально, поэтому для эффективной его работы, как правило, требуются индивидуальные решения по автоматизации бизнес-процессов (в том числе и по автоматизации ведения бухгалтерского и налогового учета).
При переходе на «1С: Бухгалтерию» с другой бухгалтерской программы могут возникнуть серьезные затруднения при переносе информации из одной базы данных в другую (значительную часть информации нередко приходится переносить вручную).
Программа «1С: Бухгалтерия» достаточно сложна в освоении и требует специального обучения пользователей.
Использование СУБД Excel для автоматизации ведения отчетности сопряжено со следующими недостатками:
низкая производительность при работе с большими объемами данных;
отсутствие функциональности для автоматического проведения экономических расчетов и анализа;
нет многопользовательского доступа;
большие трудности с консолидацией данных;
нет гибких механизмов разграничения доступа к данным.
На основании проведенной оценки уровня автоматизации планово-экономического отдела РПДУП «Экспериментальный завод» можно сделать выводы, что в работе сотрудника планово-экономического отдела присутствует еще значительный ряд операций, автоматизация которых позволит повысить качество и эффективность его работы, а выявленные и указанные выше недостатки используемых программных средств позволяют спроектировать модуль, реализующий данные пробелы.
Современной особенностью бизнес-процессов на предприятии становится необходимость непрерывного сбора, анализа и управления большим объёмом разнообразной информации. Разрабатываемый в дипломном проекте модуль автоматизации ведения отчетности планово-экономического отдела предназначен для облегчения процесса управления экономической отчетностью на предприятии.
Данный модуль относится ко 2-ой категории сложности, поскольку обеспечивает настройки ПО на изменения структур входных и выходных данных. Модуль реализует такие функции, как обработка входных данных и формирование таблиц, организация ввода-вывода информации в интерактивном режиме, формирование файлов, обработка ошибочных и сбойных ситуаций, манипулирование данными, расчёт показателей, реализация процессора отчётности, графический вывод результатов и т.д. Его разработка предусматривает проведение следующих стадий: исследование, анализ требований, проектирование, разработка, внедрение [16].
Проект стоит разрабатывать, если он дает определенные преимущества по сравнению с известными передовыми аналогами или, в крайнем случае, по сравнению с существующей практикой. Поэтому, до того как приступить к разработке проекта программного средства, необходимо провести тщательную оценку экономической эффективности проекта, его способности обеспечить высокий технический уровень программы и дать существенную экономию ресурсов как при своей разработке, так и при реализации у пользователя (покупателя, заказчика).
В связи с этим создание и использование программного продукта нуждается в соответствующем технико-экономическом обосновании.
Общий объем ПО рассчитывается по формуле:
(3.1)
где Vi - объем функций ПО;
n - общее число функций.
Параметр объём функций (Vi) определяется по каталогу аналогов ПО, приведенному в таблице 3.1.
Следует отметить, что каталог аналогов ПО используется лишь для предварительной оценки объёма ПО методом структурного анализа, вследствие чего по согласованию с руководством организации имеет место выставление уточненных оценок объёма ПО методом экспертных оценок.
Таблица 3.1 - Перечень и объем функций программного модуля
№ функции |
Наименование |
Объём функции (LOC) | |
по каталогу |
Уточнённый | ||
101 |
Организация ввода информации |
150 |
150 |
105 |
Обработка входного заказа и формирование таблиц |
1340 |
1340 |
109 |
Организация ввода-вывода информации в интерактивном режиме |
320 |
320 |
203 |
Формирование базы данных |
2180 |
1090 |
206 |
Обработка базы данных в интерактивном режиме |
6950 |
2400 |
207 |
Манипулирование данными |
9550 |
9550 |
309 |
Формирование файла |
1020 |
600 |
506 |
Обработка ошибочных и сбойных ситуаций |
410 |
410 |
507 |
Обеспечение интерфейса между компонентами |
970 |
970 |
703 |
Расчёт показателей |
460 |
560 |
704 |
Процессор отчётов |
3200 |
2500 |
707 |
Графический вывод результатов |
480 |
480 |
Итого: |
27030 |
20370 |
На основании общего объема ПС определяется нормативная трудоемкость Тн ПС. Она определяется по таблице укрупненных норм времени на разработку ПС. Объему (табл. 3.1) условных машинных команд и 2-ой группе сложности соответствует нормативная трудоемкость Тн = 496 чел./дн.
При решении сложных задач для крупных проектов трудоемкость ПС определяется по стадиям разработки: техническое задание - ТЗ, эскизный проект - ЭП, технический проект - ТП, рабочий проект - РП и внедрение - ВН. При этом на основании нормативной трудоемкости рассчитывается общая трудоемкость (То) с учетом распределения ее по стадиям:
(3.2)
где TO - общая трудоемкость ПС (чел./дн);
Ti - трудоемкость разработки ПС на i-й стадии (чел./дн);
n - количество стадий разработки.
Трудоемкость стадий определяется на основе нормативной трудоемкости с учетом сложности, новизны, степени использования в разработке стандартных модулей ПС и удельного веса трудоемкости каждой стадии в общей трудоемкости:
TУi = Tн · d стi · Кс · Кт · Кн , (3.3)
где TУi - уточненная трудоемкость разработки ПС на i-й стадии стадии: (технического задания, эскизного проекта, технического проекта, рабочего проекта и внедрения (чел./дн);
TH - нормативная трудоемкость ПС (чел./дн);
dстi - удельный вес трудоемкости i-й стадии разработки ПС в общей трудоемкости разработки ПС;
KC - дополнительный коэффициент сложности ПС;
KТ - коэффициент использования стандартных модулей;
KН - коэффициент новизны ПС.
Удельный вес трудоемкости каждой стадии в общей трудоемкости определим в соответствии с нормативами: dтз = 0,09; dэп = 0,07; dтп = 0,07; dрп = 0,61; dвн = 0,16. При этом сумма удельных весов всех стадий в общей трудоемкости равна единице.
Коэффициент использования стандартных для разработки программного продукта соответствует значению Кт = 0,6. Новизне ПО категории В соответствует коэффициент новизны Кн = 0,7.
Уточненная трудоемкость разработки ПС по всем стадиям будет равна:
(3.4)
Результаты расчетов уточненной трудоемкости разработки ПО с учетом стадий приведен в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Оценка уточненной трудоемкости сроков разработки
Показатели |
Стадии |
Итого | ||||
ТЗ |
ЭП |
ТП |
РП |
ВН |
||
Коэффициенты удельных весов трудоемкости стадий разработки ПО (d) |
0,09 |
0,07 |
0,16 |
0,61 |
0,16 |
1,00 |
Распределение нормативной трудоемкости ПО (Тн) по стадиям, (чел./дн.) |
45 |
35 |
35 |
303 |
79 |
496 |
Коэффициент сложности ПО (Кс) |
1,06 |
1,06 |
1,06 |
1,06 |
1,06 |
- |
Коэффициент использования стандартных модулей (Кт) |
- |
1,0 |
1,0 |
0,6 |
- |
- |
Коэффициент новизны ПО (Кн) |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
- |
Уточненная трудоемкость ПО (Ту), (чел./дн.) |
28,39 |
22,08 |
22,08 |
134,70 |
50,47 |
278 |
Сроки разработки (ТР), лет |
0,045 |
0,035 |
0,035 |
0,305 |
0,08 |
0,5 |
Численность исполнителей (Чр), чел. |
3 |
2,708 |
2,708 |
1,895 |
2,708 |
3 |
На основании уточненной трудоемкости разработки ПС и установленного периода разработки рассчитаем общую плановую численность разработчиков (Чр) по формуле:
(3.5)
где Чр - плановая численность разработчиков, чел.;
Фэф - годовой эффективный фонд времени одного работника
Трд - плановая продолжительность разработки ПС, лет.
Эффективный фонд времени работы одного работника (Фэф) рассчитывается по формуле:
Фэф = Дг - Дп - Дв - До, (3.6)
где Дг - количество дней в году, (Дг = 366 дн.);
Дп - количество праздничных дней в году, (Дп = 7 дн.);
До - количество дней отпуска, (До = 21 дн.);
Дв - количество выходных дней в году, (Дв = 105 дн.).
Тогда, подставив значения, получим:
Фэф = 366 - 7 - 105 - 21 = 233 дн.
Подставим значение в (3.5) с условием, что срок разработки проекта Тр = 0,5 года (6 месяцев). Тогда плановая численность исполнителей:
чел.
Таким образом в разработке модуля автоматизации процесса ведения отчетности планово-экономического отдела будут принимать участие следующие специалисты:
− два инженера-программиста II категории − тарифный разряд − 12; тарифный коэффициент (Тк) - 2,84; продолжительность участия каждого в разработке − 89 дн.;
− инженер-программист I категории − тарифный разряд − 14; тарифный коэффициент - 3,25; продолжительность участия в разработке − 100 дн;
Основную заработную плату исполнителей на конкретное ПО (ЗО) рассчитывают по формуле:
(3.7)
где n - количество исполнителей на конкретное ПС;
Тднi - дневная тарифная зарплата i-го исполнителя руб.;
Фэi - эффективный фонд рабочего времени i-го исполнителя (дн.);
Кп - коэффициент премий (1,3).
Дневная тарифная ставка рассчитывается путем деления месячной тарифной ставки, установленной согласно тарифному разряду, на количество дней в месяце:
(3.8)
где ТМ1 - месячная тарифная ставка 1-го разряда, действующая на предприятии, ТМ1 = 550 000 руб.;
ТК - тарифный коэффициент, соответствующий установленному тарифному разряду.
Подставив значения в формулу (3.8), получим дневную тарифную ставку для каждого разряда:
( руб.)
( руб.)
Расчёт основной заработной платы исполнителей проекта представлен в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Расчёт основной заработной платы исполнителей проекта
Специалист |
Количество разработчиков, (чел.) |
Дневная тарифная ставка (руб.) |
Продолжительность участия в разработке (дн.) |
Основная заработная плата (руб.) |
Инженер-программист I-ой категории |
1 |
81250 |
100 |
10 562 500 |
Инженер-программист II -ой категории |
2 |
71000 |
89 |
8 214 700 |
Итого: |
3 |
- |
278 |
26 991 900 |
Информация о работе Бизнес-планирование в инновационной деятельности