Диагностика дислексий и дисграфий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Исследование проблем школьной неуспеваемости ведется достаточно давно. Достигнуты заметные успехи в изучении задержек психического развития: разработаны методы диагностики и коррекционной помощи, приемы специального обучения, открыты специализированные учебные заведения и классы выравнивания. Тем не менее так называемые “специфические задержки психического развития” остаются малоизученными. Дети с подобными расстройствами, несмотря на достаточные интеллектуальные способности, испытывают стойкие трудности в усвоении чтения или письма. Такие стойкие состояния получили название дислексий и дисграфий. Патогенез, механизмы нарушений, которые лежат в их основе, клинико-диагностические критерии и психопатологические особенности исследованы фрагментарно: не разработаны принципы и методы медикаментозной и медико-психологической коррекции и профилактики.

Содержание работы

I.Определение дислексии и дисграфии……………………………………… 6
II.Причины возникновения нарушений письма и чтения……………………………………………………………………………..9
III.Основные задачи диагностики………………………………………………10
1.Оценка умственного развития......................................................................12
IV.Состояние звукопроизношения.................................................................17
1). Исследование умения воспроизводить звуко-слоговую структуру слова………………………………………………………………………………….17
2) Анатомическое строение артикуляционного аппарата…………………………..18
3) Особенности ручной и речевой моторики.......................................................18
V. Обследование устной речи………………………….……………..............23
- Особенности динамической стороны речи…………………………………………23
- Исследование слуховой функции и восприятия речи……………………………….24
-Исследование фонематического восприятия…………………………………………24
- Исследование языкового анализа и синтеза………………………………...27
- Исследование словарного запаса……………………………………………………30
- Исследование грамматического строя речи…………………………………………30- Исследование зрительно-пространственных функций……………………………..31
1. Исследование процесса чтения…………………………………………………..33
2. Диагностические пробы для обследования чтения…………………………...…36
2). Оценка навыка чтения..............................................................................38
VI.Обследование письма………………………………………………………39
1. Диагностические пробы для обследования письма………………………42
2. Оценка навыка письма...............................................................................44
VII. Дифференциальная диагностика нарушений письма и чтения………….48
1. Отграничение от вторичных расстройств письменной речи при выраженном недоразвитии устной речи.................................................................................................................48
2. Отграничение от нарушений письма и чтения при так называемой “педагогической запущенности”..................................……………….…......49
Литература……………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

курсовая Диагностика дислексий и дисграфий.docx

— 82.56 Кб (Скачать файл)

 

А. Исследование состояния ручной моторики (особенно пальцевой), пальцевого гнозопраксиса.

  1. Определение ведущей руки, ноги, глаза
  2. Выполнение пробы Хэда: «Покажи правой рукой левое ухо», «Покажи левой рукой правое ухо». Предлагается показать правые и левые части тела у напротив сидящего человека

3. Оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис «позы»).

Задания: соединить 1-й и 2-й пальцы в виде кольца. Вытянуть 2-й и 3-й пальцы, затем 2-й и 5-й пальцы (остальные пальцы при этом согнуты).

4. Динамическая организация  движений пальцев.

Задания: 1) перебор пальцев (поочередное прикосновение большого пальца к 2, 3, 4, 5-му пальцам, которое производится одновременно двумя руками, сначала в медленном, затем в более быстром темпе; 2) «игра на рояле» (поочередное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1) сначала правой рукой, затем левой и одновременно двумя руками.

Б. Исследование речевой моторики.

Определить   особенности   движений   нижней   челюсти,   губ, языка, мягкого нёба по следующим параметрам:

  • наличие или отсутствие движений
  • тонус, т.е. нормальное напряжение, вялый, чрезмерно напряженный тонус
  • активность движений (нормальная активность, заторможенность или расторможенность)
  • объем движений (полный, неполный)
  • точность (точное или неточное выполнение движения)
  • длительность выполнения движений, т.е. способность удерживать органы артикуляционного аппарата в заданном положении в течение определенного времени
  • переключаемость движений (плавный или толчкообразный, с лишними движениями переход)
  • темп движения (нормальный, быстрый, замедленный)
  • замены одного движения другим

Необходимо обследовать возможность выполнения изолированных движений и их серий, движений по подражанию и словесной инструкции, спонтанных движений.

 

Примерные артикуляционные и мимические упражнения:

-Для мышц лица

Нахмурить брови, поднять брови, зажмурить глаза, спокойно закрыть и открыть глаза, последовательно закрыть правый, а затем и левый глаз,  надуть щеки, вытянуть щеки, надуть поочередно каждую щеку.

- Для челюстей:

Рот широко открыть и закрыть, нижняя челюсть влево – вправо

-Для губ:

Растянуть губы в улыбке, вытянуть губы вперед трубочкой, улыбка – трубочка, поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губу.

-Для языка:

Язык широкой «Лопаточкой» на нижней губе, «иголочка», язык широкий, а потом узкий, «качели», «вкусное варенье», «лодочка», «чашечка», поцокать языком, «часики».

Исследуется также координация движений, одновременное выполнение движений языка и губ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Обследование устной речи

- Особенности динамической стороны речи

По данным Корнева А. Н. и литературы (Плоткина И. М.), между тяжестью недоразвития устной речи и выраженностью специфических нарушений чтения и письма нет прямой зависимости. Обычно детям с недоразвитием речи труднее овладеть грамотой, чем здоровым сверстникам. Письменная речь достаточно отлична и автономна от русского языка. Тем неменее недоразвитие некоторых аспектов устной речи серьезно затрудняет овладение письмом и чтением. Методы исследования устной речи исчерпывающе описаны в логопедической литературе (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Волкова Л. С.).

Оценка развития устной речи, языка и метаязыковых функций при обследовании детей дошкольного возраста важны для определения степени риска развития дислексии и дисграфии. В школьном возрасте это необходимо для понимания места устноязыковых нарушений в механизмах дислексий и дисграфий, выбора предпочтительной методики обучения грамоте и составления индивидуальной программы коррекционного обучения.

Наряду с общей характеристикой импрессивной и экспрессивной речи, основных языковых средств (фонетики, лексики и грамматики) особенно тщательно должны быть исследованы те функциональные подсистемы, которые наиболее интимно связаны с письменной речью. Выявлены не только семиотические аспекты связи устного и письменного языка, представленные в основных принципах, на которых построена русская письменность (Щерба Л. В.). Не меньшее значение имеют требования, предъявляемые к состоянию механизмов устной речи и языка конкретной методикой обучения письму и чтению. В России основным и практически единственным является аналитико-синтетический метод обучения, при использовании которого сроки и качество освоения письма прямо зависят от зрелости устной речи, в особенности ее фонетических и фонематических операций (по крайней мере, на начальном этапе обучения). Существенное влияние на этот процесс оказывают и состояние лексической сферы, способность к словообразованию и словоизменению.

 

-Исследование слуховой функции и восприятия речи

  1. Состояние биологического слуха (по данным медицинской карты).
  2. Состояние восприятия речи (определяется логопедом в процессе беседы с ребенком и при выполнении специальных заданий).

 

- Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем)

Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т.д.

Задания.

  1. Повторение серий слогов (Серии из двух слогов, серии из трех слогов).
  2. Показать картинки.  Исследование  проводится  по альбому картинок слов-квазиомонимов.
  3. Придумать предложения со словами-квазиомонимами.

 

- Исследование языкового анализа и синтеза

1. Анализ состава предложения.

Определить количество, последовательность и место слов в предложении

Осознание звуковых элементов языка развивается довольно рано. В работах А.Н.Гвоздева, К.И.Чуковского, В.И.Бельтюковой и целого ряда других авторов мы находим высказывания о том, что еще в преддошкольном возрасте звуковая сторона речи может стать предметом детского внимания. Н.Х.Швачкин в своих исследованиях показывает, что ребенок при нормальном развитии уже в преддошкольном возрасте уже различает все звуки родного языка, слышит их в речи окружающих людей, произносит их сам, т.е. ему доступно фонематическое различение звуков в слове на основе слухопроизносительной их дифференциации. Однако слово при этом не расчленяется ребенком на составные части, звуковая структура его им не составляется. Ребенок не может сказать, какое место занимает тот или иной звук в слове, не умеет выделить последовательность звуков в нем.

Сознательное оперирование звуковой стороной языка его элементами и их отношениями начинается при обучении дошкольников или первоклассников звуковому анализу как предпосылке обучения чтению и письму.

Следовательно, успех обучения ребенка определяется тем, как он овладевает звукобуквенным анализом, базирующимся на четких, устойчивых, достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слов.

Специальные исследования показывают, что недостаточная ориентировка  в «звуковой деятельности языка», несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводит к специфическим и стойким затруднениям в овладении грамотным письмом и правильным чтением.

При обнаружении у ребенка большого количества ошибок в письме и чтении необходимо исследовать, сформирована ли у него способность расчленять непрерывный поток устной речи на отдельные части, выделять из слова составляющие его звуки, определять их последовательность, синтезировать их.

Процесс звукового анализа предполагает:

- умение  выделять устойчивые смыслоразличительные  единицы – фонемы из звукового  потока слов на основе их  слухопроизносительной дифференциации;

- овладение  учебным действием последовательно, по порядку выделять все звуки  в составе слова.

При несформированности одного из указанных компонентов могут отмечаться нарушения в формировании звукового анализа. Поэтому обследование звукового анализа слова у детей должно быть в первую очередь направлено на поиск того, какой их компонентов, участвующих в его формировании, оказывается нарушенным или недостаточно сформированным.

Звуковой анализ, как всякое учебное действие, формируется постепенно. Для грамотного письма  и правильного чтения необходима высокая степень его автоматизации  и устойчивости.

Звуковой анализ не может протекать без участия процессов фонематического восприятия, требуется полная сохранность фонематического слуха. Формирование речевого слуха осуществляется при ближайшем участии артикуляционного аппарата в процессе активного артикуляционного опыта (Н.Х.Швачкин, А.Н.Гвоздев и др.)

Для диагностических целей следует ориентироваться в особенностях речевой деятельности ребенка, определять, нет ли выраженных отклонений в формировании звуковой стороны речи, а также выявлять умения дифференцировать  звуки на слух и в произношении.

Далее необходимо обследовать способность ребенка, свободно и сознательно ориентируясь в звуковом составе, производить сложные операции над его элементами.

В первую очередь следует выявить, каково состояние звукового анализа, доступного ребенку. С этой целью используется прием определения количества звуков в слове.

Также можно использовать прием, разработанный Д.Элькониным. Ребенку дают картинку со схемой звукового состава слова, которая имеет столько клеток, сколько звуков в названии изображенного предмета. Ребенок должен вслух произнести слово, выделяя каждый звук. Показателем уровня сформированности звукового анализа является умение не только последовательно выделять звуковые элементы слова, но и самостоятельно определять их.

 Чтобы  определить степень освоения  ребенком действия и сокращенности  операции  по звуковому анализу  следует изучить, как ребенок  выделяет звуки из анализируемого  слова «вразбивку».

Для этой цели используются такие приемы, как:

-называние  второго и последующего звуков  в слове

-самостоятельное  называние слов, в которых определенный  звук стоял бы на четвертом, пятом и т.д. месте

-определение  количества гласных и согласных  в анализируемом слове.

Для письма и особенно для чтения огромное значение имеет не только анализ, но и синтез звуковых элементов, составляющих слово. Поэтому специальной формой обследования должен стать звуковой синтез слога и слова.

 

Слоговой анализ и синтез.

- Определить количество слогов в слове. Задания:

- Определить количество слогов в слове, произнесенном логопедом.

- Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (картинки не называются).

Примерные картинки: дом, собака, зонтик, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, велосипед.

- Произнести слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.

Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок.

Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле лежат кни-ги.

Фонематический анализ.

Большое значение в успешном  формировании письменноречевой деятельности играет  фонематический анализ. Предрасполагающим к возникновению нарушений письменной речи является  неумение определить ударный гласный и место согласного звука в слове, затруднения в назывании звуков слова по порядку. Для выявления нарушений данного операционального компонента письменной речи учащимся предлагается выполнить устно задания.

Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.

 

Выделение звука из слова.

Задания:

  • Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?
  • Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка!

 

Выделение первого звука в слове.

Задание: — Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный?

 

Выделение последнего звука в слове.

Задание:

— Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, 
палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга? 

 

Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

Задания:

Информация о работе Диагностика дислексий и дисграфий