Диагностика дислексий и дисграфий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Исследование проблем школьной неуспеваемости ведется достаточно давно. Достигнуты заметные успехи в изучении задержек психического развития: разработаны методы диагностики и коррекционной помощи, приемы специального обучения, открыты специализированные учебные заведения и классы выравнивания. Тем не менее так называемые “специфические задержки психического развития” остаются малоизученными. Дети с подобными расстройствами, несмотря на достаточные интеллектуальные способности, испытывают стойкие трудности в усвоении чтения или письма. Такие стойкие состояния получили название дислексий и дисграфий. Патогенез, механизмы нарушений, которые лежат в их основе, клинико-диагностические критерии и психопатологические особенности исследованы фрагментарно: не разработаны принципы и методы медикаментозной и медико-психологической коррекции и профилактики.

Содержание работы

I.Определение дислексии и дисграфии……………………………………… 6
II.Причины возникновения нарушений письма и чтения……………………………………………………………………………..9
III.Основные задачи диагностики………………………………………………10
1.Оценка умственного развития......................................................................12
IV.Состояние звукопроизношения.................................................................17
1). Исследование умения воспроизводить звуко-слоговую структуру слова………………………………………………………………………………….17
2) Анатомическое строение артикуляционного аппарата…………………………..18
3) Особенности ручной и речевой моторики.......................................................18
V. Обследование устной речи………………………….……………..............23
- Особенности динамической стороны речи…………………………………………23
- Исследование слуховой функции и восприятия речи……………………………….24
-Исследование фонематического восприятия…………………………………………24
- Исследование языкового анализа и синтеза………………………………...27
- Исследование словарного запаса……………………………………………………30
- Исследование грамматического строя речи…………………………………………30- Исследование зрительно-пространственных функций……………………………..31
1. Исследование процесса чтения…………………………………………………..33
2. Диагностические пробы для обследования чтения…………………………...…36
2). Оценка навыка чтения..............................................................................38
VI.Обследование письма………………………………………………………39
1. Диагностические пробы для обследования письма………………………42
2. Оценка навыка письма...............................................................................44
VII. Дифференциальная диагностика нарушений письма и чтения………….48
1. Отграничение от вторичных расстройств письменной речи при выраженном недоразвитии устной речи.................................................................................................................48
2. Отграничение от нарушений письма и чтения при так называемой “педагогической запущенности”..................................……………….…......49
Литература……………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

курсовая Диагностика дислексий и дисграфий.docx

— 82.56 Кб (Скачать файл)

24. Парамонова Л.Г. Предупреждение  и устранение дисграфии у детей. СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001

25. Садовникова И.Н. Нарушение письменной  речи у младших школьников. М., 1983.

26. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Дифференциальный подход к проявлениям нарушения псьма и чтения у учащихся общеобразовательных школ.// Дефектология. 1988 № 5 стр. 3-9.

  1. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного звукопроизношения» - М.: Просвещение,1989.

28. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика  речевых нарушений школьников  с использованием нейропсихологических  методов.- М.: Айрис Пресс, 2007

29. Фотекова Т.А. Тестовая диагностика  устной речи младших школьников.- М.: Айрис Пресс, 2006

  1. Цвирко О. Ю. Формирование произносительной стороны речи и исправление  нарушений звукопроизношения у детей. Барнаул: 2008.  стр. 6

31. Эльконин Д.Б. Экспериментальный  анализ начального этапа обучения  чтению//Вопросы психологии учебной  деятельности младших школьников. -  М.; АПН, 1991.

32. Ястребова А.В. Коррекция нарушений  речи у учащихся общеобразовательной  школы. – М.: Просвещение, 1984

 

 

 

 


Информация о работе Диагностика дислексий и дисграфий