Факторы, определяющие выбор инновационной стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Роль и значение инноваций в повышении эффективности общественного производства общеизвестны. Более 70% роста эффективности общественного производства обеспечивается за счет новшеств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ…………………………………………………………………..…..5
1.1 Понятие, сущность и характеристика инновационных стратегий…...……5
1.2 Типы стратегий развития бизнеса………………………………………......10
1.3 Разновидность факторов при выборе стратегии…………………………..18
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ АПТЕЧНОЙ СЕТИ ООО «РИГЛА»…………………………………………………………………………26
2.1 Краткая характеристика деятельности аптечной сети…………………….26
2.2 Разработка и выбор стратегии развития аптеки ООО «Ригла»………...…29
2.3 Оптимизация выбора ассортиментной стратегии аптечной сети «Ригла»……………………………………………………………………….…..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Копия Стратегич. менеджмент.doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

  тема «Факторы, определяющие выбор инновационной стратегии»

 

 

 

 

                                                                                                                       Выполнил:

                                                                                                                       Студент

                                                                                                                      

 

                                                                                                                       Принял:

                                                                                                                       Руководитель работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ…………………………………………………………………..…..5

1.1 Понятие, сущность  и характеристика инновационных  стратегий…...……5

1.2 Типы стратегий развития бизнеса………………………………………......10

1.3 Разновидность  факторов при выборе стратегии…………………………..18

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ АПТЕЧНОЙ СЕТИ ООО «РИГЛА»…………………………………………………………………………26

2.1 Краткая характеристика деятельности аптечной сети…………………….26

2.2 Разработка и выбор стратегии развития аптеки ООО «Ригла»………...…29

2.3 Оптимизация  выбора ассортиментной стратегии  аптечной сети «Ригла»……………………………………………………………………….…..32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Управленческая деятельность в  современных условиях выступает  как один из важнейших факторов функционирования организации, обеспечения ее выживаемости и устойчивого развития.

Способность и умение быстро перестраиваться, не упускать возможности, открываемые рынком и нововведениями, видеть перспективы развития, - все эти качества сегодня становятся главными аргументами предприятия в конкурентной борьбе. Ориентация на потребительский спрос, проведение маневренной научно-технической, инновационной и рыночной политики являются основополагающими идеями новой философии управления организацией и ее развития.

Роль и значение инноваций в  повышении эффективности общественного  производства общеизвестны. Более 70% роста  эффективности общественного производства обеспечивается за счет новшеств.

Однако для многих предприятий, инновации могут представлять определенную угрозу. Они могут разрабатывать  и осваивать различные новшества, но одновременно проявлять неспособность  предвидеть последствия новых научно технических достижений, удерживаться на необходимом уровне и направлениях инновационной деятельности. Это нередко приводит к ухудшению финансово-экономических показателей, потере занимаемой доли рынка и в конечном счете даже к банкротству.

Разработка стратегии развития организации как концепция стратегического  менеджмента позволяет взглянуть  на организацию как на единое целое, почему некоторые фирмы развиваются  и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, то есть, почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.

Выбранная тема актуальна, так как от стратегического управления высшего руководства зависит развитие организации в условиях жесткой конкуренции при долгосрочной перспективе.

Целью курсового  проекта является проведение теоретических и практических исследований и изучение факторов, определяющих выбор инновационной стратегии.

Курсовая работа предусматривает  решение следующих важнейших задач:

- определить понятие и сущность  инновационных стратегий;

- выявить типы стратегий развития  бизнеса;

- проанализировать факторы, определяющие  выбор стратегии;

- дать краткую характеристику деятельности аптечной сети «Ригла»;

- проанализировать разработку  и выбор стратегии развития  аптеки ООО «Ригла».

Объектом исследования являются аптечная сеть «Ригла».

Предметом исследования выступают факторы, определяющие выбор инновационной стратегии компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ВЫБОРА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

1.1 Понятие, сущность и характеристика инновационных стратегий

Перед любым предприятием, работающим в условиях российского рынка, стоит  лишь одна по-настоящему серьезная  проблема — это проблема его выживания, обеспеченности непрерывности развития.

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.1

Различные предприятия решают ее разными  способами, в зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, но в основе ее решения лежит сложная, кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. Сущность этой концепции заключается в поиске ответа на вопрос: «Как следует управлять предприятием в условиях динамичности, изменчивости и неопределенности внешней среды?» Глобализация бизнеса, быстрые изменения потребительского спроса, сокращение жизненного цикла товаров, возрастание требований работников к условиям труда и качеству жизни вынуждают предприятие не только проводить анализ и оценку внешней среды и прогнозировать ее изменение в будущем, но и создавать такую систему управления, которая бы поддерживала равновесие между средой, характером и результатами деятельности организации.2

Каждое предприятие, работая в  условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации, должно не только концентрировать внимание на своей внутренней среде, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволит ему успевать за изменениями, происходящими в его внешнем окружении.

Инновационная стратегия  организации – специфическое явление, сложившееся и оформившееся в течение нескольких последних десятилетий.3

 Так как количество и сложность  ситуаций во внешней среде  постоянно растут, стратегический  менеджмент предприятия должен постоянно приспосабливаться к ним, приобретая новые и трансформируя имеющиеся качества, наращивая свои возможности по выработке и реализации адекватных ситуационных решений.

Стратегическое управление, связанное  с разработкой и реализацией  инновационной стратегии включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют добиваться поставленных задач.4

Общепризнанной является следующая  логическая цепочка, характеризующая процесс стратегического управления: комплексный анализ → определение миссии → разработка альтернативных стратегий → выбор стратегии → реализация стратегии.5

Совершенно очевидно, что к одной  и той же цели можно двигаться  различными способами. Например, можно наращивать прибыль путем снижения издержек. Но можно добиться этого и путем увеличения полезности для потребителя производимого организацией продукта. Разные фирмы, исходя из обстоятельств, исходя из возможностей и их силы, примут различные решения по поводу того, как они будут решать эту задачу. Выбор способа достижения цели и будет являться решением по поводу стратегии фирмы. Как видно, если установление целей отвечает на вопрос, к чему организация будет стремиться, если план действий по достижению цели отвечает на вопрос, что надо делать, чтобы достичь поставленной цели, то стратегия отвечает на вопрос, каким из возможных способов, как организация будет идти к достижению цели. Выбор стратегии означает выбор средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи.6

С выбором стратегии связана  разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной  деятельности.7

Выбор стратегии и ее реализация составляют основное содержание стратегического управления. Содержание инновационной стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии.8

Существует два противоположных  взгляда на понимание стратегии. Первое понимание стратегии базируется на следующем процессе.9 Достаточно точно определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени. Далее фиксируется, что необходимо сделать для того, чтобы достичь этого конечного состояния. После этого составляется план действий с разбивкой по временным интервалам (пятилеткам, годам и кварталам), реализация которого должна привести к достижению конечной, четко определенной цели. В основном именно такое понимание стратегии существовало в системах с централизованной плановой экономикой. При таком понимании стратегия — это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии — это нахождение цели и составление долгосрочного плана.

При втором понимании стратегии, которое и используется в стратегическом управлении, стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.10

Наряду со стратегиями в стратегическом управлении организацией очень большую  роль играют правила (policy), которые, так же как и стратегии, определяют функционирование организации, но в отличие от стратегий в явном виде не имеют целевого начала. Они носят преимущественно ограничительный либо же предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется деятельность. Некоторые правила могут иметь очень широкий смысл, некоторые же достаточно узкий, касающийся отдельной стороны жизни организации, либо же отдельной функции. Общим для всех правил является то, что они устанавливают границы деятельности и поведения в организации, направляя тем самым функционирование организации в направлении реализации ее стратегий. Многие правила имеют очень долгую жизнь. В то же время существуют правила, которые вводятся для реализации какой-то определенной стратегии или же для способствования достижению какой-то определенной цели. Правила сами могут быть предметом стратегического управления в том случае, если стратегической задачей организации может быть изменение ее внутренней жизни, организационной культуры и т. п.11

Стратегия – образ организационных  действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач (программ), определение стратегии достижения цели образует стратегический план. (Приложение 1)12

Стратегия СЗХ

Стратегия СЗХ одновременно является и стратегией одиночного бизнеса. Сутью  стратегии в СЗХ является создание и усиление долгосрочного конкурентного  статуса на рынке. Отличие сильной  стратегии от посредственной - обеспечение  существенных конкурентных преимуществ, соответствующих ситуации и способствующих улучшению деятельности компании.

Управленческое значение концепции  СЗХ состоит в том, что она  дает возможность диверсифицированным  компаниям рационализировать организацию  разнородных сфер бизнеса. СЗХ также помогают уменьшить сложность подготовки стратегии корпорации и взаимодействия сфер деятельности фирмы в различных отраслях.13

Основными элементами стратегии являются:

– действия по изменению условий  в отрасли и во внешней среде (подход к вертикальной интеграции и созданию);

– действия по достижению конкурентных преимуществ (базовый конкурентный подход, возможность определения  цен, маркетинговой ниши, уровня дифференциации);

– оперативные действия по усилению конкурентных позиций и улучшению  деятельности (ключевые функциональные стратегии в производстве, маркетинге, НИОКР, финансовом управлении, кадровом потенциале).

Компоненты стратегии  диверсифицированной фирмы

Для диверсифицированной компании ее стратегия должна дать большее, чем  сумму стратегий СЗХ. Она состоит в действиях по завоеванию позиций в различных отраслях и улучшению менеджмента каждой СЗХ и всего комплекса. (Приложение 2)14

Таким образом, стратегии предприятия во многом уникальны, не существует универсальных решений стратегических задач, пригодных для всех случаев, вследствие чего возможные варианты действий также не заданы, и поскольку формирование портфеля альтернативных стратегий является процессом творческим, целиком зависящим от уровня знаний и опыта руководителей, их ценностей и приоритетов, корпоративной культуры, такие варианты необходимо найти самостоятельно.15

 

1.2 Типы стратегий развития  бизнеса

Определение стратегии для фирмы  принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой она находится.16 Фактически можно сказать, что сколько существует фирм, столько же существует конкретных стратегий. Однако это никак не означает, что невозможно провести типологизацию стратегий управления. Анализ практики выбора стратегий показывает, что существуют общие подходы к формулированию стратегии и общие рамки, в которые вписываются стратегии.

Информация о работе Факторы, определяющие выбор инновационной стратегии