Финансовый механизм инновационного предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является рассмотрение принципов организации финансирования инновационного предпринимательства, основных форм и методов финансирования инновационных проектов, а также разработка инновационного проекта на примере ОАО "Белгородский цемент".

Содержание работы

Введение 3
1. Финансовый механизм инновационного предпринимательства 5
2. Проектная часть 21
2.1 Краткая характеристика предприятия 21
2.2 Характеристика инновационной деятельности на предприятии 34
2.3 Комплексная характеристика нововведения 38
2.4 Обоснование и выбор проекта 57
2.5 Обоснование эффективности инновационного проекта 61
2.6 Экспертиза инновационного проекта и разработка механизма управления рисками 69
2.7 Организация реализации проекта 78
Заключение 80

Файлы: 1 файл

управление иновациями.docx

— 135.95 Кб (Скачать файл)

Поэтому особое внимание должно быть уделено реальности получения финансирования от рисковых инвесторов -- независимых, профессионально анализирующих  проект рискованной инновации акционеров, пайщиков и в ряде случаев кредиторов, предоставляющих инвестиционный кредит под перспективный, с их точки  зрения, проект без достаточного имущественного обеспечения, но по резко повышенному, компенсирующему кредитный риск проценту.

В частности, интересна такая схема  финансирования инновационного предприятия, когда его инициаторы ищут инвесторов (соучредителей новой фирмы), от которых  ожидают оплаты акций (паев) предприятия  в денежной и/или натуральной (оборудованием, недвижимостью) форме, а сами способны вложить во вновь учреждаемую  часть лишь собственные нематериальные активы (так, у авторов разработки новшества ими будут принадлежащие  авторам патенты на изобретения, держащееся в секрете ноу-хау). Эти  нематериальные активы могут быть, конечно, оценены в стоимостном  выражении (что и определит долю авторов разработки в предприятии). Однако решающим для судьбы предприятия  в этой схеме все же остается привлечение  инвесторов с реальными деньгами и прочими материальными активами.

Универсальность функций инвесторов проявляется в полном участии  в инновационном бизнесе:

* в оценке инвестиционной стоимости  предприятия;

* в привлечении средств за  счет дополнительной эмиссии  акций;

* в управлении активами инновационного  субъекта.

Инвестор, который покупает акции (паи) новой бизнес-линии, может продолжить участие в этом бизнесе или  на определенном этапе продать его  в момент достижения максимальной прибыльности от инновации. При этом величина инвестиции, на которую изначально пойдет инвестор, определяется как сумма, меньшая, чем  стоимость бизнес-линии при продаже. Соответствующая разница должна быть такой, чтобы, как минимум, обеспечить ставку доходности с учетом инвестиционных рисков.

Инвестиционные коммуникации, посредством  которых создаются условия для  долгосрочного вложения средств  и становления экономических  отношений между собственниками новшества капитала, усложняются  из-за необходимости создания рациональной схемы финансирования. Существенные по характеру масштабам нововведения используют множество финансовых источников и различных финансовых агентов.

Специализированный инвестиционный банк или коммерческий банк, имеющий  право осуществлять все виды операций с ценными бумагами, может выступить  посредником при финансировании производственных инноваций в том  случае, когда для этой цели привлекаются средства путем дополнительной эмиссии  акций. Банк участвует в выборе способов привлечения средств и в оценке уровня доходности эмитируемых ценных бумаг. В интересах предпринимателя  он осуществляет андеррайтинг на условиях максимальных усилий, депозитарные и  другие функции, включая реструктурирование долгов предприятия.

Организацией выпуска и размещения ценных бумаг могут заниматься инвестиционные компании. Их ресурсы формируются  за счет учредителей и выпуска  ценных собственных бумаг и они, как правило, не участвуют прямо  в финансировании производственных инноваций. Обычно инвестиционная компания специализируется на определенном сегменте рынка ценных бумаг и является посредником для инвестора.

В свою очередь, инвестиционные фонды  могут привлекать денежные средства непосредственно или через выпуск и продажу собственных акций  и, по существу, управлять средствами многих инвесторов. Если фонд ориентирован в своей деятельности на приращение капитала инвесторов, то он покупает акции  и облигации предпринимателя, получающего  доход после нововведения. Несмотря на то, что такие вложения характеризуются  повышенным риском колебания курсов ценных бумаг и долгосрочностью  вложений, при этом обеспечиваются стабильность дивиденда и ограничения  риска потери капитала.

Страховые компании могут участвовать  в качестве инвестора производственной инноваций с учетом действующих  ограничений для рынка аннуитетов. На практике инновационное участие  этих компании недостаточно для того, чтобы серьезно рассматривать этот институт в качестве инновационного инвестора.

Несмотря на множественность источников финансирования как возможность  обеспечить платежеспособный инвестиционный спрос, наиболее важным является размер собственного накопленного капитала. Самофинансирование означает достаточность  внутренней потребности в инновациях, соответствующих долгосрочной стратегии  предпринимателя, чтобы инвестировать  в нововведение за счет использования  собственного капитала. Тогда коммуникация, по которой происходит инвестирование, действует в условиях, благоприятность  которых всецело зависит от денежных потоков существующего бизнеса.

Когда процесс финансирования достаточно сложен, приходится согласовывать условия  инвестирования с интересами финансовых посредников. Возникающие экономические  противоречия между ними сглаживаются при достижении соответствия ожидаемого результата усилиям каждого из участников, которые несут разные риски, что  и определяет присутствие разногласий  по поводу их оценки. Единственная возможность  уравновесить риски относительно усилий каждого из участников инновационного процесса заключается в том, чтобы  привести их к относительному равенству.

Как было показано выше, применительно  к новому бизнесу, венчурному вложению капитала, как правило, невозможно использовать самофинансирование (отсутствие денежных потоков и капитала). В этом случае основным источником инвестиций становится частный (паевой) и венчурный капитал. В российской экономике, где масштабы венчурного капитала незначительны и нет возможности использовать личные сбережения для производственного предпринимательства, указанные факторы формирования инвестиционных коммуникаций подавлены, в результате чего неизбежны так называемые «ножницы» между объективными потребностями в инновациях и платежеспособным спросом на них.

2. Проектная часть

2.1 Краткая характеристика  предприятия

Полное и сокращенное наименование предприятия:

Открытое акционерное общество «Белгородский цемент», ОАО «Белцемент».

Дата регистрации предприятия:

«Белгородский цемент» является юридическим  лицом и зарегистрировано как  закрытое акционерное общество «Белгородский  цемент» Государственной Регистрационной  Палатой 28. 06. 2002 (свидетельство №  Р-540.16.4). Холдинг "Евроцемент групп"- купил ЗАО "Белгородский цемент" в июле 2004 года. С того времени, ОАО  «Белгородский цемент» входит в  состав холдинга ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ  груп».

Почтовый и юридический адрес  предприятия:

308015, Российская Федерация, г.  Белгород, ул. Фрунзе, пл. Цемзавода

Телефоны:

- генеральный директор (0722) 26-64-42,

- бухгалтерия (0722) 22-83-24.

Сайт:

www.eurocem.ru

E-mail:

belcem@belgorod.com

Основными видами деятельности являются:

Ш производство цемента, клинкера, мела, калийно-известковых удобрений;

Ш услуги по переработке давальческого  сырья;

Ш осуществление строительных работ, посредническая деятельность;

Ш реализация собственной продукции  и услуг в Российской Федерации  и за рубежом;

Ш разведка, разработка и эксплуатация месторождений полезных ископаемых;

Ш добыча полезных ископаемых и переработка  отходов горнорудного производства;

Ш приобретение и реализация тепловой и электрической энергии (мощности) для собственных нужд и поставка потребителям;

Ш оказание транспортных и экспедиторских услуг;

Ш погрузочно-разгрузочные работы на автомобильном и железнодорожном  транспорте.

Организационно - правовая форма предприятия:

Открытое Акционерное Общество. Правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским  Кодексом РФ и законом об акционерных  обществах (Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 138-ФЗ).

Организационная структура предприятия:

Главным органом управления ОАО  «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» является Совет  Директоров. В него входят: Гальчев  Ф.И. - Председатель Совета директоров, Краснянский Г.Л. - заместитель Председателя Совета директоров, Скороход М.А. - Президент  ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», Светлицкий Б.А. - член Совета директоров по стратегическим вопросам и Качеянц М.Г. - член Совета директоров по корпоративной политике.

Генеральным директором ОАО «Белгородский  цемент» является Фоминов Василий  Иванович.

ОАО «Белгородский цемент» имеет  два дочерних общества:

1. ООО «Рекорд - Центр». Виды деятельности: оптовая и розничная торговля, гарантийный и постгарантийный  ремонт радиоаппаратуры.

2. ООО «Родничок». Виды деятельности: торговля продовольственными товарами  и общественное питание.

Законодательным органом ОАО «Белгородский  цемент» является общее собрание акционеров, исполнительным - избранное  на общем собрании правление во главе  с генеральным директором.

В ОАО «Белгородский цемент»  функционируют следующие структурные  подразделения:

горный цех;

цех приготовления шлама и сушки  шлака;

цех обжига клинкера;

цех помола цемента;

транспортный цех;

ремонтно-механический цех (РМЦ);

ремонтно-электрический цех (РЭЦ);

цех контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА);

энергоцех;

лаборатория;

цех автохозтранспорта;

ремонтно-строительный цех (РСЦ);

бюро АСУ.

Структура управления ОАО «Белгородский  цемент» является линейно-функциональной. Линейные звенья занимаются вопросами  принятия решений и отдачи команд, функциональные подразделения занимаются координацией, планированием, консультированием.

Организация внешнеэкономической  работы состоит из двух частей. Внешнеэкономической  деятельностью по импорту занимается производственно-технический отдел  во главе с Пономаревым Л.И., экспортом  занимается отдел маркетинга и ВЭД, во главе с Дериным О.Ф.

Схема управления ОАО «Белгородский  цемент» представлена на рис. 2.1.

Рис.2.1. Схема управления ОАО «Белгородский  цемент»

Краткая характеристика видов продукции:

ОАО «Белгородский цемент», как  и многие цементные предприятия  России, в основном обеспечивает запросы  стройиндустрии по ассортименту и качеству цемента. Основное количество цемента  представляет собой портландцемент общестроительного и специального назначения.

Портландцемент представляет собой  гидравлический вяжущий материал, который  после смешивания с водой и  предварительного затвердевания на воздухе продолжает сохранять и  наращивать свою прочность в воде.

Портландцемент применяют главным  образом для бетонных и железобетонных конструкций в наземных, подземных  и подводных сооружениях, в том  числе и таких, которые подвергаются попеременному замораживанию и  оттаиванию. Этот цемент широко используется для монолитных бетонных и железобетонных конструкций, для изготовления различных  сборных железобетонных деталей, асбестоцементных материалов и ряда других строительных изделий. Его можно употреблять  для строительных растворов, особенно в смеси с известью, глиной и  молотыми минеральными добавками.

Предприятие выпускает продукцию:

1. Портландцемент (ГОСТ 10178-85): ПЦ 600 ДО; ПЦ 550 ДО; ПЦ 500 ДО;

ПЦ 400 Д20; ПЦ 400 ДО;

2. Портландцемент для производства  асбестоцементных изделий (ТУ 21-26-18-91);

3. Шлакопортландцемент (ГОСТ 10178-85): ШПЦ 400;

4. Сульфатостойкий портландцемент  с минеральными добавками (ГОСТ -22266-85): ССПЦ 400 Д20;

5. Портландцемент тампонажный (ГОСТ 1581-85): ПЦ 500 ДО;

6. Портландцемент быстротвердеющий (ГОСТ 10178-85): ПЦ 400 Д20-Б;

7. Портландцемент для бетона  дорожных и аэродромных покрытий (ГОСТ 10178-85); ПЦ 400 Д20-Н;

8. Стабилизированное дезагрегированное  вяжущее: СДВ М800 по ТУ 21-0281366-01-92;

9. Клинкер портландцементный.

10. Портландцемент EN-197-1CEM I 52,5R; EN-197-1CEM I 52,5N; EN-197-1CEM I 42,5R; EN-197-1CEM I 42,5N; EN-197-1CEM II/ A-S 32,5R; EN-197-1CEM II/ A-S 32,5N.

Все марки цемента, выпускаемые  на заводе, сертифицированы в системе  добровольной сертификации ГОСТ Р. Две  марки сертифицированы испытательной  лабораторией Организации контроля качества Союза немецких цементных заводов (Дюссельдорф, ФРГ) по EN-197-1:2000 на соответствие СEM I 42,5 N и CEM II/A-S 32,5 N. Кроме того, эти марки цемента сертифицированы в Украине, Венгрии, Польше, Словакии, Эстонии.

Продукция завода не раз отмечалась различными международными организациями, а два вида цемента ПЦ 500-ДО и  ПЦ 400-Д 20 в 2004 году награждены Дипломом «100 лучших товаров России».

Краткая характеристика рынков сбыта:

Выгодное географическое расположение предприятия (42 км от российско-украинской границы) позволяют успешно проводить  экспортно-импортные операции. Кратчайший путь к портам Азовского и Черного  морей, в Европу транзитом через  Украину дает возможность экспортировать свою продукцию с наименьшими  затратами по доставке партнерам. Налаженные производственные связи с экспедиторскими  фирмами и портами дают нам  возможность доставлять продукцию  по требованию партнеров по всему  миру. Специалисты отдела маркетинга и внешнеэкономических связей и  отдела сбыта оформляют все необходимые  документы, связанные с отгрузкой  и доставкой продукции по назначению.

В ОАО "Белгородский цемент" основными  формами стимулирования сбыта являются средства массовой информации (газеты, местное телевидение), наглядная  агитация (рекламные щиты) и участие  в международных выставках.

Краткая характеристика потребителей:

Наиболее крупными потребителями  цемента ОАО «Белгородский цемент»  являются белгородские предприятия, производящие строительные материалы на его основе. На ОАО «БелАЦИ» каждый год поставляются более 16% цемента. Также сбыт цемента  осуществляется в Московский регион, Смоленскую, Курскую и др. области (таблица 2.1).

Таблица 2. 1

Наиболее крупные потребители  цемента ОАО «Белгородский цемент»

 

Предприятия

Потребление,тыс. т.

Доля, %

 

ОАО «БелАЦИ», г. Белгород, ул. Мичурина

300000

16,5

 

ОАО «Белгородский завод  ЖБК-1», ул. Коммунальная 5

20000

1,1

 

ОАО «Белгородстройдеталь», ул. Мичурина

15000

0,8

 

Мостотряд - 18, г. Москва ул. Земляной вал

10000

0,55

 

Мостотряд - 90, Московская область, г. Дмитров

8000

0,45

 

Дмитровский ЖБК, Московская область, г. Дмитров

9000

0,5

 

ЗАО «Смоленский завод  ЖБИ-2», г. Смоленск

19000

1,04

 

ОАО «Курский завод КПД», г. Курск

8000

0,45

 

Магазин ОАО «Белгородский  цемент»

36000

2

 

Прочие

1399 800

76,6

 

Итого

1824 800

100

 
       

Информация о работе Финансовый механизм инновационного предпринимательства