Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:15, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является рассмотрение принципов организации финансирования инновационного предпринимательства, основных форм и методов финансирования инновационных проектов, а также разработка инновационного проекта на примере ОАО "Белгородский цемент".
Введение 3
1. Финансовый механизм инновационного предпринимательства 5
2. Проектная часть 21
2.1 Краткая характеристика предприятия 21
2.2 Характеристика инновационной деятельности на предприятии 34
2.3 Комплексная характеристика нововведения 38
2.4 Обоснование и выбор проекта 57
2.5 Обоснование эффективности инновационного проекта 61
2.6 Экспертиза инновационного проекта и разработка механизма управления рисками 69
2.7 Организация реализации проекта 78
Заключение 80
Таким образом, основными потребителями цемента являются предприятия, производящие сборные железобетонные конструкции и изделия, товарный бетон, строительный раствор, асбестоцементные изделия, а также домостроительные комбинаты, строительные организации, осуществляющие как жилищное, гражданское, так и промышленное строительство. Кроме того, имеется довольно перспективная группа потребителей цемента - население, использующего цемент для гражданского строительства.
Продажа цемента частным лицам производится посредством ДО "Родничок" и ДО "Рекорд-Центр", непосредственно на площадке завода, через торговые сети г. Белгорода и области. Еще одним каналом сбыта является магазин «Белгородский цемент». Если потребителем является предприятие, то доставка цемента производится навалом в закрытых железнодорожных вагонах.
Краткая характеристика конкурентов:
Как уже было сказано выше, ОАО «Белгородский цемент» входит в состав холдинга ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», который является крупнейшим отечественным холдингом, специализирующийся на производстве и реализации цемента, мощности которого достигают 33 млн. т. в год. В состав холдинга входят еще 14 цементных заводов, в числе которых «Мальцовский портландцемент» (Брянская обл.), «Михайловцемент» (Рязанская обл.), «Липецкцемент» (Липецкая обл.), «Савинский цементный завод» (Архангельская обл.), «Осколцемент» (Белгородская обл.) и др.
Основными конкурентами ОАО «Белгородский цемент» являются ОАО «Осколцемент», ОАО «Мальцовцемент» и ОАО «Себряковцемент».
В табл. 2.2 указаны доли и емкость как ОАО «Белгородский цемент», так и его основных конкурентов.
Таблица 2. 2
Доли и емкость предприятий на цементном рынке России
Предприятие |
Производство цемента (тыс. т.) |
Доля в общем объеме, % |
|
ОАО «Белгородский цемент» |
1712, 7 |
4, 54 |
|
ОАО «Осколцемент» |
2218, 8 |
5, 88 |
|
ОАО «Мальцовцемент» |
3591, 3 |
9, 5 |
|
ОАО «Себряковцемент» |
1614, 0 |
4, 28 |
|
ОАО «Липецкцемент» |
1487, 0 |
3, 9 |
|
Другие предприятия |
27162, 5 |
72, 06 |
|
ВСЕГО |
37690, 1 |
100 |
|
Для наглядного изображения построим диаграмму.
Рис. 2. 2. Доли предприятий на цементном рынке России
Необходимо отметить, что наиболее
близким и сильным конкурентом
ОАО «Белгородцемент» и в то же
время основным конкурентом на рынке
г. Белгорода и области является
предприятие ОАО «Осколцемент».
Преимуществом Оскольского
Анализ динамики основных технико-экономических показателей предприятия:
Основные технико-
Таблица 2.3
Основные технико-
№ |
Наименование показателя |
2004 г. |
2005 г. |
|
1 |
Объем производства цемента, т. |
1 712 711,76 |
1 980 000 |
|
2 |
Объем производства клинкера, т. |
306 341,44 |
327 785,34 |
|
3 |
Объем продаж или выручка от реализации, тыс. руб. |
2 300 543 |
1 946 953 |
|
4 |
Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. |
2 021 941 |
1 643 297 |
|
5 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
86 507 |
140 497 |
|
6 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
8 379 |
57 153 |
|
7 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
7 399 |
29 841 |
|
8 |
Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % |
3,76 |
7,22 |
|
9 |
Рентабельность активов по прибыли до налогообложения, % |
1,29 |
7,17 |
|
10 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % |
0,32 |
1,53 |
|
11 |
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % |
2,25 |
8,79 |
|
12 |
Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб./руб. |
0,96 |
0,93 |
|
13 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. |
252 393 |
286 441,5 |
|
14 |
Фондоотдача, руб./руб. |
9,115 |
6,797 |
|
15 |
Фондоемкость, руб./руб. |
0,109 |
0,147 |
|
16 |
Среднегодовая численность работников, чел. |
1 337 |
1 410 |
|
17 |
Среднегодовая выработка одного работника, тыс. руб./чел. |
1 720,7 |
1 380,8 |
|
18 |
Средняя заработная плата, руб. |
11 560 |
12 264 |
|
19 |
Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб. |
302 119 |
352 330 |
|
20 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов |
7,61 |
5,53 |
|
21 |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,954 |
0,784 |
|
22 |
Коэффициент общей платежеспособности |
2,017 |
2,237 |
|
Прибыль определяет такой обобщающий
показатель, как рентабельность. Рентабельность
характеризует степень
Рентабельность продаж по прибыли от продаж - Прибыль от продаж/Выручка:
(2004) = 86 507 / 2 300 543 = 0,038*100% = 3,76%
(2005) = 140 497 / 1 946 953 = 0,072*100% = 7,22%
Рентабельность продаж по чистой прибыли - Чистая прибыль/Выручка:
(2004) = 7 399 / 2 300 543 = 0,0032*100% = 0,32%
(2005) = 29 841 / 1 946 953 = 0,015*100% = 1,53%
Рентабельность активов по прибыли до налогообложения - Прибыль до налогообложения/СовА (среднег.):
(2004) = 8 379 / 650 884 = 0,013*100% = 1,29%
(2005) = 57 153 / 797 248,5 = 0,072*100% = 7,17%
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли - Чистая прибыль/СК (среднег.):
(2004) = 7 399 / 328 106,5 = 0,023*100% = 2,25%
(2005) = 29 841 / 339 378,5 = 0,088*100% = 8,79%
Рентабельность продаж по прибыли от продаж увеличилась с 3,76% до 7,22%. Рентабельность продаж по чистой прибыли также увеличилась, это вызвано увеличением чистой прибыли предприятия. Рентабельность активов по прибыли до налогообложения показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. В динамике показатель увеличился с 1,29% до 7,17%, то есть возрастает прибыль с одного рубля имущества. Рентабельность собственного капитала отражает долю прибыли в собственном капитале. Этот показатель значительно увеличился, и в 2005 г. составил 8,79%, что свидетельствует об увеличении прибыльности собственного капитала.
Среднегодовая выработка одного работника - выручка / среднегодовая численность работников:
(2004) = 2 300 543 / 1 337 = 1 720,7 тыс. руб./чел.
(2005) = 1 946 953 / 1 410 = 1 380,8 тыс. руб./чел.
Фондоотдача - характеризует выход готовой продукции на 1 рубль используемых основных средств:
Фондоёмкость - показатель обратный фондоотдаче, характеризует количество основных средств, необходимых для производства продукции на 1 рубль:
В 2005 г. по сравнению с 2004
г. на предприятии произошло
Среднегодовая величина оборотных активов - (ОА (н.г.)+ОА (к.г.)) / 2:
(2004) = (268 760+335 478) / 2 = 302 119 тыс. руб.
(2005) = (335 478+369 182) / 2 = 352 330 тыс. руб.
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов - Выручка / ОА (среднег.):
(2004) = 2 300 543 / 302 119 = 7,61
(2005) = 1 946 953 / 352 330 = 5,53
Коэффициент текущей платежеспособности (КТП) (ликвидности) характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения его срочных обязательств. Расчет этого показателя производится по формуле:
где ОА -- сумма всех оборотных активов предприятия (средняя или на определенную дату);
ОБК -- сумма всех краткосрочных (текущих) финансовых обязательств предприятия (средняя или на определенную дату).
Рассмотрим динамику данного показателя за два года:
Коэффициент общей платежеспособности (КОП) характеризует способность предприятия покрыть все свои обязательства (краткосрочные и долгосрочные) всеми имеющимися активами. Этот коэффициент рассчитывается по формуле:
где А -- сумма всех активов предприятия;
ОБК,Д -- сумма всех краткосрочных (текущих) и долгосрочных финансовых обязательств предприятия.
Как в 2004, так и в 2005 году данный показатель больше нормативного, т.е. предприятие покрывает все свои обязательства всеми активами.
2.2 Характеристика инновационной деятельности на предприятии
ОАО «Белгородский цемент»
-- единственное предприятие в России,
чья продукция получила международные
сертификаты по стандартам DIN 1164 -- СЕМ
I 42,5 и CEM II/A-S 32,5, выданные Исследовательским
институтом цементной промышленности
Германии. Все марки цемента выпускаемые
на заводе, сертифицированы в системе
добровольной сертификации ГОСТ Р. Кроме
того, марки цемента сертифицированы
в Украине, Венгрии, Польше, Словакии,
Эстонии. Испытательное подразделение
в составе ОТК для проведения
физико-механических испытаний оснащено
современным оборудованием
Белгородский цемент хорошо известен строительным компаниям России, а также в 45 странах мира. Его применяют при строительстве жилых и административных зданий, метрополитенов, аэродромов, гидротехнических сооружений, мостов, телебашен и других ответственных сооружений. Предприятие располагает уникальной сырьевой базой -- карьерами мела и глины, надежным перерабатывающим оборудованием.
9 ноября 2006 г., во Всемирный день
качества в г. Белгороде
«Белгородский цемент» участвовал в конкурсе уже во второй раз. В 2004 году компания выставляла на суд жюри два наименования своей продукции. Два года назад дипломом первой степени были награждены портландцемент марки 500 (ПЦ 500-Д0) и портландцемент с минеральными добавками (ПЦ 400-Д20). Обе марки, представленные на конкурсе в 2004 году, сертифицированы по европейскому стандарту EN 197 и составляли 75% всей выпускаемой заводом продукции.
Получая награды из рук председателя
Российского союза
По итогам 2005 г. завод признан лучшим предприятием «ЕВРОЦЕМЕНТ груп». Второй раз подряд он стал победителем в номинации «Лучшая компания - грузоотправитель по Юго-Восточной железной дороге». Директор «Белгородского цемента» Василий Фоминов включен «Ассоциацией менеджеров России» в тысячу самых профессиональных управленцев страны. Заводская спортивная команда заняла третье место в общекомандном зачете на 1-й Спартакиаде цементников, которую впервые в истории отрасли провел «ЕВРОЦЕМЕНТ груп».
Реконструированные в 1980-х годах вращающиеся печи способны ежегодно производить свыше 2 миллионов тонн прекрасного высокоактивного клинкера. Кроме традиционных видов портландцемента, на предприятии освоен выпуск сульфатостойкого и быстротвердеющего цемента, цемента на основе клинкера нормированного состава, цемента для производства разнообразных сухих смесей. Все они успешно используются для изготовления шифера и труб, стеновых панелей и плит перекрытий, тротуарной плитки различной конфигурации, при строительстве дорог, транспортных развязок и мостов, аэродромов, портовых сооружений.
Для более полного удовлетворения рынка высококачественным цементом в 2004 году закончено строительство нового цеха помола цемента с тремя цементными мельницами мощностью 1 млн. тонн, что позволило довести общие мощности по помолу цемента до 3,6 млн. тонн цемента в год.
В январе 2006 г. на заводе завершен первый этап работ по внедрению комплексной системы управления. Автоматизировано управление финансовым и оперативным учетом, себестоимостью готовой продукции, процессами закупок материалов, хранением и отгрузками готовой продукции.
В результате внедрения системы повысилась эффективность сбытовой деятельности компании. Автоматизирован процесс ежесуточного и ежемесячного планирования отгрузок и контроля за выполнением планов.
В рамках холдинга ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ
груп» создано единое информационное
пространство, где подразделения
работают по единым учетным принципам
и стандартам отчетов. В течение
суток с информационной поддержкой
системы перераспределяются тысячи
заказов в зависимости от рыночного
спроса и наличия необходимой
продукции. Это дает компании серьезные
конкурентные преимущества, так как
она имеет возможность
Информация о работе Финансовый механизм инновационного предпринимательства