Финансовый механизм инновационного предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является рассмотрение принципов организации финансирования инновационного предпринимательства, основных форм и методов финансирования инновационных проектов, а также разработка инновационного проекта на примере ОАО "Белгородский цемент".

Содержание работы

Введение 3
1. Финансовый механизм инновационного предпринимательства 5
2. Проектная часть 21
2.1 Краткая характеристика предприятия 21
2.2 Характеристика инновационной деятельности на предприятии 34
2.3 Комплексная характеристика нововведения 38
2.4 Обоснование и выбор проекта 57
2.5 Обоснование эффективности инновационного проекта 61
2.6 Экспертиза инновационного проекта и разработка механизма управления рисками 69
2.7 Организация реализации проекта 78
Заключение 80

Файлы: 1 файл

управление иновациями.docx

— 135.95 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основными потребителями  цемента являются предприятия, производящие сборные железобетонные конструкции  и изделия, товарный бетон, строительный раствор, асбестоцементные изделия, а  также домостроительные комбинаты, строительные организации, осуществляющие как жилищное, гражданское, так и  промышленное строительство. Кроме  того, имеется довольно перспективная  группа потребителей цемента - население, использующего цемент для гражданского строительства.

Продажа цемента частным лицам  производится посредством ДО "Родничок" и ДО "Рекорд-Центр", непосредственно  на площадке завода, через торговые сети г. Белгорода и области. Еще  одним каналом сбыта является магазин «Белгородский цемент». Если потребителем является предприятие, то доставка цемента производится навалом в закрытых железнодорожных вагонах.

Краткая характеристика конкурентов:

Как уже было сказано выше, ОАО  «Белгородский цемент» входит в  состав холдинга ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ  груп», который является крупнейшим отечественным холдингом, специализирующийся на производстве и реализации цемента, мощности которого достигают 33 млн. т. в год. В состав холдинга входят еще 14 цементных заводов, в числе которых  «Мальцовский портландцемент» (Брянская обл.), «Михайловцемент» (Рязанская  обл.), «Липецкцемент» (Липецкая обл.), «Савинский цементный завод» (Архангельская  обл.), «Осколцемент» (Белгородская обл.) и др.

Основными конкурентами ОАО «Белгородский  цемент» являются ОАО «Осколцемент», ОАО «Мальцовцемент» и ОАО  «Себряковцемент».

В табл. 2.2 указаны доли и емкость  как ОАО «Белгородский цемент», так и его основных конкурентов.

Таблица 2. 2

Доли и емкость предприятий  на цементном рынке России

 

Предприятие

Производство цемента

(тыс. т.)

Доля в общем объеме, %

 

ОАО «Белгородский цемент»

1712, 7

4, 54

 

ОАО «Осколцемент»

2218, 8

5, 88

 

ОАО «Мальцовцемент»

3591, 3

9, 5

 

ОАО «Себряковцемент»

1614, 0

4, 28

 

ОАО «Липецкцемент»

1487, 0

3, 9

 

Другие предприятия

27162, 5

72, 06

 

ВСЕГО

37690, 1

100

 
       

Для наглядного изображения построим диаграмму.

Рис. 2. 2. Доли предприятий на цементном  рынке России

Необходимо отметить, что наиболее близким и сильным конкурентом  ОАО «Белгородцемент» и в то же время основным конкурентом на рынке  г. Белгорода и области является предприятие ОАО «Осколцемент». Преимуществом Оскольского завода является то, что он более новый, а, следовательно, более современный, а значит, оборудование имеет меньший  износ и технология производства более современна (сухой способ). Старооскольский завод в 1,5 раза мощней Белгородского.

Анализ динамики основных технико-экономических  показателей предприятия:

Основные технико-экономические  показатели деятельности предприятия  сведем в таблицу 2. 3.

 

Таблица 2.3

Основные технико-экономические  показатели

 

Наименование показателя

2004 г.

2005 г.

 

1

Объем производства цемента, т.

1 712 711,76

1 980 000

 

2

Объем производства клинкера, т.

306 341,44

327 785,34

 

3

Объем продаж или выручка  от реализации, тыс. руб.

2 300 543

1 946 953

 

4

Себестоимость проданных  товаров, тыс. руб.

2 021 941

1 643 297

 

5

Прибыль от продаж, тыс. руб.

86 507

140 497

 

6

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

8 379

57 153

 

7

Чистая прибыль, тыс. руб.

7 399

29 841

 

8

Рентабельность продаж по прибыли от продаж, %

3,76

7,22

 

9

Рентабельность активов  по прибыли до налогообложения, %

1,29

7,17

 

10

Рентабельность продаж по чистой прибыли, %

0,32

1,53

 

11

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, %

2,25

8,79

 

12

Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб./руб.

0,96

0,93

 

13

Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов, тыс. руб.

252 393

286 441,5

 

14

Фондоотдача, руб./руб.

9,115

6,797

 

15

Фондоемкость, руб./руб.

0,109

0,147

 

16

Среднегодовая численность  работников, чел.

1 337

1 410

 

17

Среднегодовая выработка  одного работника, тыс. руб./чел.

1 720,7

1 380,8

 

18

Средняя заработная плата, руб.

11 560

12 264

 

19

Среднегодовая стоимость  оборотных активов, тыс. руб.

302 119

352 330

 

20

Коэффициент оборачиваемости  оборотных активов

7,61

5,53

 

21

Коэффициент текущей ликвидности

0,954

0,784

 

22

Коэффициент общей платежеспособности

2,017

2,237

 
         

Прибыль определяет такой обобщающий показатель, как рентабельность. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Рентабельность есть относительный показатель, который  обладает свойством сравнимости, а, следовательно, может использоваться при сравнении различных субъектов  хозяйствования. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль  имеет предприятие с каждого  рубля средств, вложенных в активы. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения).

Рентабельность продаж по прибыли  от продаж - Прибыль от продаж/Выручка:

(2004) = 86 507 / 2 300 543 = 0,038*100% = 3,76%

(2005) = 140 497 / 1 946 953 = 0,072*100% = 7,22%

Рентабельность продаж по чистой прибыли - Чистая прибыль/Выручка:

(2004) = 7 399 / 2 300 543 = 0,0032*100% = 0,32%

(2005) = 29 841 / 1 946 953 = 0,015*100% = 1,53%

Рентабельность активов по прибыли  до налогообложения - Прибыль до налогообложения/СовА (среднег.):

(2004) = 8 379 / 650 884 = 0,013*100% = 1,29%

(2005) = 57 153 / 797 248,5 = 0,072*100% = 7,17%

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли - Чистая прибыль/СК (среднег.):

(2004) = 7 399 / 328 106,5 = 0,023*100% = 2,25%

(2005) = 29 841 / 339 378,5 = 0,088*100% = 8,79%

Рентабельность продаж по прибыли  от продаж увеличилась с 3,76% до 7,22%. Рентабельность продаж по чистой прибыли также увеличилась, это вызвано увеличением чистой прибыли предприятия. Рентабельность активов по прибыли до налогообложения  показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. В динамике показатель увеличился с 1,29% до 7,17%, то есть возрастает прибыль с одного рубля имущества. Рентабельность собственного капитала отражает долю прибыли в  собственном капитале. Этот показатель значительно увеличился, и в 2005 г. составил 8,79%, что свидетельствует  об увеличении прибыльности собственного капитала.

Среднегодовая выработка одного работника - выручка / среднегодовая численность работников:

(2004) = 2 300 543 / 1 337 = 1 720,7 тыс. руб./чел.

(2005) = 1 946 953 / 1 410 = 1 380,8 тыс. руб./чел.

Фондоотдача - характеризует  выход готовой продукции на 1 рубль  используемых основных средств:

Фондоёмкость - показатель обратный фондоотдаче, характеризует количество основных средств, необходимых для производства продукции на 1 рубль:

В 2005 г. по сравнению с 2004 г. на предприятии произошло уменьшение выручки от реализации, и из-за этого  фондоотдача уменьшилась. Следовательно, фондоемкость, как показатель обратный фондоотдаче, увеличилась.

Среднегодовая величина оборотных  активов - (ОА (н.г.)+ОА (к.г.)) / 2:

(2004) = (268 760+335 478) / 2 = 302 119 тыс. руб.

(2005) = (335 478+369 182) / 2 = 352 330 тыс. руб.

Коэффициент оборачиваемости  оборотных активов - Выручка / ОА (среднег.):

(2004) = 2 300 543 / 302 119 = 7,61

(2005) = 1 946 953 / 352 330 = 5,53

Коэффициент текущей платежеспособности (КТП) (ликвидности) характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения его срочных обязательств. Расчет этого показателя производится по формуле:

где ОА -- сумма всех оборотных активов  предприятия (средняя или на определенную дату);

ОБК -- сумма всех краткосрочных (текущих) финансовых обязательств предприятия (средняя или на определенную дату).

Рассмотрим динамику данного показателя за два года:

Коэффициент общей платежеспособности (КОП) характеризует способность  предприятия покрыть все свои обязательства (краткосрочные и  долгосрочные) всеми имеющимися активами. Этот коэффициент рассчитывается по формуле:

где А -- сумма всех активов предприятия;

ОБК,Д -- сумма всех краткосрочных (текущих) и долгосрочных финансовых обязательств предприятия.

Как в 2004, так и в 2005 году данный показатель больше нормативного, т.е. предприятие  покрывает все свои обязательства  всеми активами.

2.2 Характеристика инновационной  деятельности на предприятии

ОАО «Белгородский цемент» -- единственное предприятие в России, чья продукция получила международные  сертификаты по стандартам DIN 1164 -- СЕМ I 42,5 и CEM II/A-S 32,5, выданные Исследовательским  институтом цементной промышленности Германии. Все марки цемента выпускаемые  на заводе, сертифицированы в системе  добровольной сертификации ГОСТ Р. Кроме  того, марки цемента сертифицированы  в Украине, Венгрии, Польше, Словакии, Эстонии. Испытательное подразделение  в составе ОТК для проведения физико-механических испытаний оснащено современным оборудованием фирмы  «ELE International» (Великобритания).

Белгородский цемент хорошо известен строительным компаниям России, а также в 45 странах мира. Его  применяют при строительстве  жилых и административных зданий, метрополитенов, аэродромов, гидротехнических сооружений, мостов, телебашен и  других ответственных сооружений. Предприятие  располагает уникальной сырьевой базой -- карьерами мела и глины, надежным перерабатывающим оборудованием.

9 ноября 2006 г., во Всемирный день  качества в г. Белгороде прошла  церемония награждения победителей  всероссийского конкурса «100 лучших  товаров России». По итогам  конкурса продукция ОАО «Белгородский  цемент» была признана лучшей  в своей номинации и отмечена  почетными дипломами.

«Белгородский цемент» участвовал в конкурсе уже во второй раз. В 2004 году компания выставляла на суд жюри два наименования своей продукции. Два года назад дипломом первой степени  были награждены портландцемент марки 500 (ПЦ 500-Д0) и портландцемент с минеральными добавками (ПЦ 400-Д20). Обе марки, представленные на конкурсе в 2004 году, сертифицированы  по европейскому стандарту EN 197 и составляли 75% всей выпускаемой заводом продукции.

Получая награды из рук председателя Российского союза товаропроизводителей Николая Рыжкова, генеральный директор ОАО «Белгородский цемент» Василий  Фоминов отметил, что дипломами  конкурса теперь отмечена вся выпускаемая  заводом продукция. Логотип программы  «100 лучших товаров России» будет  размещен в сопроводительных документах и на упаковке продукции Белгородского  цементного завода как подтверждение  того факта, что белгородские цементы  вошли в список лучших российских товаров.

По итогам 2005 г. завод признан  лучшим предприятием «ЕВРОЦЕМЕНТ груп». Второй раз подряд он стал победителем  в номинации «Лучшая компания - грузоотправитель по Юго-Восточной  железной дороге». Директор «Белгородского цемента» Василий Фоминов включен  «Ассоциацией менеджеров России» в  тысячу самых профессиональных управленцев  страны. Заводская спортивная команда  заняла третье место в общекомандном  зачете на 1-й Спартакиаде цементников, которую впервые в истории  отрасли провел «ЕВРОЦЕМЕНТ  груп».

Реконструированные в 1980-х  годах вращающиеся печи способны ежегодно производить свыше 2 миллионов  тонн прекрасного высокоактивного  клинкера. Кроме традиционных видов  портландцемента, на предприятии освоен выпуск сульфатостойкого и быстротвердеющего  цемента, цемента на основе клинкера нормированного состава, цемента для  производства разнообразных сухих  смесей. Все они успешно используются для изготовления шифера и труб, стеновых панелей и плит перекрытий, тротуарной плитки различной конфигурации, при строительстве дорог, транспортных развязок и мостов, аэродромов, портовых сооружений.

Для более полного удовлетворения рынка высококачественным цементом в  2004 году закончено строительство нового цеха помола цемента с тремя цементными мельницами мощностью 1 млн. тонн, что позволило довести общие мощности по помолу цемента до 3,6 млн. тонн цемента в год.

В январе 2006 г. на заводе завершен первый этап работ по внедрению комплексной  системы управления. Автоматизировано управление финансовым и оперативным  учетом, себестоимостью готовой продукции, процессами закупок материалов, хранением  и отгрузками готовой продукции.

В результате внедрения системы  повысилась эффективность сбытовой деятельности компании. Автоматизирован  процесс ежесуточного и ежемесячного планирования отгрузок и контроля за выполнением планов.

В рамках холдинга ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ  груп» создано единое информационное пространство, где подразделения  работают по единым учетным принципам  и стандартам отчетов. В течение  суток с информационной поддержкой системы перераспределяются тысячи заказов в зависимости от рыночного  спроса и наличия необходимой  продукции. Это дает компании серьезные  конкурентные преимущества, так как  она имеет возможность выполнить  обязательства перед клиентом, быстро перераспределяя заказы на продукцию  между заводами и эффективно управляя отгрузками и поставками продукции.

Информация о работе Финансовый механизм инновационного предпринимательства