Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить сущность и содержание инноваций;
- изложить организацию инновационной деятельности;
- установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;
- выявить особенности инновационной системы как инструмента устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики;
- рассмотреть государственное финансирование инновационной деятельности.
Введение 3
1 Основные понятия инноватики 5
1.1 Определение понятия «инновация» 5
1.2 Классификация инноваций 13
1.3 Инновационная деятельность как сфера бизнеса 16
1.4 Инновационный процесс 21
2 Тенденции и проблемы инновационного развития станы 24
2.1 Устойчивое развитие Российской экономики, становление инновационной экономики и необходимость ее модернизации 24
2.2 Факторы экономического роста России и роль инноваций 25
2.3 Инновационная система как инструмент устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики 27
3 Государственная поддержка инновационной деятельности 32
3.1 Инвестиции в инновационную деятельность 34
3.2 Государственная поддержка инновационной деятельности в России 34
Заключение 39
Список литературы 40
Содержание
C.
Введение 3
1 Основные понятия инноватики 5
1.1 Определение понятия «инновация» 5
1.2 Классификация инноваций 13
1.3 Инновационная деятельность как сфера бизнеса 16
1.4 Инновационный процесс 21
2 Тенденции и проблемы инновационного развития станы 24
2.1 Устойчивое развитие Российской экономики, становление инновационной экономики и необходимость ее модернизации 24
2.2 Факторы экономического роста России и роль инноваций 25
2.3 Инновационная система как инструмент устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики 27
3 Государственная поддержка инновационной деятельности 32
3.1 Инвестиции в инновационную деятельность 34
3.2 Государственная поддержка инновационной деятельности в России 34
Заключение 39
Список литературы 40
Введение
Научно-технический прогресс,
признанный во всем мире в качестве
важнейшего фактора экономического
развития, все чаще и в западной,
и в отечественной литературе
связывается с понятием инновационного
процесса. Это, как справедливо отметил
американский экономист Джеймс Брайт,
единственный в своем роде процесс,
объединяющий науку, технику, экономику,
предпринимательство и
Одна из наиболее актуальных
проблем российской экономики - повышение
конкурентоспособности
Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь - опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным с многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.
В России вплоть до последнего
времени инновационная
Существует множество
форм управления инновациями на самых
разных уровнях: от подразделений корпораций
до государства, в целом призванного
в современных условиях осуществлять
специальную экономическую
Место и роль инновационной
политики в структуре государственного
регулирования экономики
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
В соответствии с международными
стандартами инновация
Разработка, внедрение в
производство новой продукции имеют
для фирм важное значение как средство
повышения
Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить сущность и содержание инноваций;
- изложить организацию инновационной деятельности;
- установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;
- выявить особенности
инновационной системы как
- рассмотреть государственное
В научной и учебной литературе приводятся различные определения понятия «инновация», или «нововведение»:
■ превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях;
■ результат творческого
процесса в виде созданных (либо внедренных)
новых потребительских
■ результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т. д., удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения;
■ новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, обеспечивающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.
В начале XXI в. все сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики инновационных процессов. Но уже в начале прошлого века Й. Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах цикла развития науки и технологий, подробно проанализировал подходы к классификации нововведений, выделив пять их разновидностей:
И. Шумпетер отождествлял нововведения
с «осуществлением новых
Идея, предложение, проект, результат исследования, изобретение и т. п. хоть и выступают в качестве нового продукта, в чистом виде не являются нововведением, или инновацией. И только воплотившись в изделия, услуги, технологии, которые восприняты потребителями, они становятся инновациями, или нововведениями.
Выделяются три составляющих нововведения:
В зависимости от характера концепции, на которой основано нововведение, различают:
Таблица 1.1 - Инновации с технологической доминантой
Инновация |
Пример |
Изменение физических свойств продукта на уровне производства Применение нового компонента Применение нового материала Создание принципиально новых продуктов Создание новых изделий Создание нового физического состояния Создание новых комплексных систем |
Создание сплавов и припоев на основе олова Стальной корд в покрышках Пенополиуретан Композиционные материалы Цифровой телевизор Растворимый кофе Скоростной поезд |
Таблица 1.2 - Инновации с коммерческой или маркетинговой
доминантой
Инновация |
Пример |
Новое средство платежа Новая презентация товара Новая форма торговли
Новый вид рекламы Новое применение известного товара Новый способ продаж |
Кредитная карточка Карманное издание книги (покет) Cash & Carry (например, склад-магазин Monarch) Плакаты на автобусных остановках Шампунь «2 в 1», «3 в 1»
Телемаркетинг, Интернет-магазин |
Коммерческие нововведения возникают в результате применения наук о человеке и являются организационными. Они больше нуждаются в творческом воображении, изобретательности и ноу-хау, чем в финансовых ресурсах.
Граница между этими формами
инноваций размыта, и технологические
нововведения часто приводят к нововведениям
коммерческим. Например, прогресс в
обработке информации позволил разработать
систему штрих-кода, способствующую
сокращению времени обслуживания клиентов
и уменьшению числа краж в супермаркетах.
Но возможна и обратная последовательность:
некоторые организационные
Считается, что в каждом бизнесе есть три вида инноваций:
Понятие «инновация» тесно
связано с понятиями «
Таким образом, под инновацией, или нововведением, понимается не только внедрение новой технологии и выпуск новой продукции, но и изменения в организации бизнеса, в управлении фирмой, во взаимоотношениях с потребителями и т. д. (например, мобилизация покупательской способности через банковский кредит).
Информация о работе Инновации как фактор экономического развития страны