Инновации как фактор экономического развития страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить сущность и содержание инноваций;
- изложить организацию инновационной деятельности;
- установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;
- выявить особенности инновационной системы как инструмента устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики;
- рассмотреть государственное финансирование инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Основные понятия инноватики 5
1.1 Определение понятия «инновация» 5
1.2 Классификация инноваций 13
1.3 Инновационная деятельность как сфера бизнеса 16
1.4 Инновационный процесс 21
2 Тенденции и проблемы инновационного развития станы 24
2.1 Устойчивое развитие Российской экономики, становление инновационной экономики и необходимость ее модернизации 24
2.2 Факторы экономического роста России и роль инноваций 25
2.3 Инновационная система как инструмент устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики 27
3 Государственная поддержка инновационной деятельности 32
3.1 Инвестиции в инновационную деятельность 34
3.2 Государственная поддержка инновационной деятельности в России 34
Заключение 39
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 210.55 Кб (Скачать файл)

Инновация - это термин экономический  и социальный и в меньшей степени  технический. Ее критерии связаны с  изменениями в экономической  и социальной среде, в поведении  людей, как производителей, так и  потребителей. Мера инновации - ее влияние на внешнюю среду.

Инновации создают и потенциал  действия. Появление и широкое  применение компьютеров в разных сферах деятельности коренным образом  изменило рабочие процессы и быт  людей. Более того, всеобщая компьютеризация  и развитие сетей передачи информации явились одним из решающих признаков (факторов) перехода человечества к  постиндустриальному информационному  обществу, которое определяет дальнейшее его развитие.


«Круг инноваций»

 

Расстояние является огромным

Последствия являются отрезвляющими

Вы не можете жить, не уничтожив  старого

Мы все Микеланджело

Добро пожаловать в революцию «белых воротничков»

Все ценности поступают за счет предоставлении профессиональных услуг

Посредник

обречен

Решением

является

система

Творческие

волны

желания

Об этом знает

и Томми

Хилфайджер

Все

становятся

знатоками

Это женский мир

Единственное,

что здесь

существует, -

это мелочи

Люби всех,

обслуживай всех

Мы здесь,

чтобы прожить

нашу жизнь ярко

Рисунок 1.1 - «Круг инноваций» Тома Питерса 

 Том Питерс в своей  красноречивой и одновременно  противоречивой работе обобщенно  показал важность и основные  признаки инноваций. В свою модель «круг инноваций» Питерс включил ряд аспектов. Кроме того, он перечислил ряд психологических или эмоциональных сторон инноваций (рис. 1.1.).

Инновации повсеместно принято  рассматривать в качестве магистрального пути, обеспечивающего постоянный рост и процветание компании. При помощи инновации, то есть введя новую технологию (Т), новые приложения в форме новых  товаров и услуг (А), формирования новых рынков (М) и/или введения новых организационных форм (О), что отражено в аббревиатуре ТАМО, мы увеличиваем итоговую ценность для потребителей, а в конечном счете усиливаем их лояльность. Разрабатывая новые виды бизнеса, мы создаем дополнительные источники потока наличных денежных средств и, следовательно, увеличиваем стоимость акций. Создавая ценность для заинтересованных лиц, мы можем увеличивать поток наличности, что позволяет осуществлять последующие капиталовложения в дальнейшую 

Рисунок 1.2 - «Петля взаимного усиления»  в растущей и процветающей компании

Рост

потребительской стоимости

Возрастание

ценности

для сотрудников 

и партнеров

Рост

акционерной стоимости

Возрастание

потока наличных

денежных средств

Повышение качества

товаров и услуг,

снижение издержек,

использование ТАМО

Рост инвестиций,

в результате чего появляется

больше привлекательных  видов работ

разработку товаров, услуг  и процессов, делая замкнутой  «петлю взаимного усиления», показанную на рис. 1.2.

 

Логика указанного кругооборота вполне понятна и в настоящее  время признается всеми как основание  для роста. Результатом стало  увеличивающееся число компаний, вкладывающих капитал в разработку новой продукции или новых  видов бизнеса. Однако это также  привело к появлению так называемого  «инновационного парадокса», который  заключается в том, что, когда  каждый участник применяет один и  тот же тип стратегии, результатом  становится утрата эффективности и, соответственно, привлекательности. Все  большие инновационные усилия привели  к возникновению давления на разработчиков с целью сокращения общего времени цикла работы над новой продукцией. В результате время сократилось в отдельных случаях более чем наполовину по сравнению с тем, которое требовалось на подобные же работы всего пять лет назад (Smith and Reinertsen, 1998). Однако для этого требуются дополнительные ресурсы, что приводит в конце концов к снижению дохода. Результатом стала ситуация, названная «эффектом Красной королевы» - персонажа повести «Алиса в стране чудес», которая говорила: «Здесь, чтобы остаться на прежнем месте, надо бежать изо всех сил». Подобная ситуация похожа на гонку вооружений между США и СССР в 1950-х и 1960-х годах. Но, как и в гонке вооружений, в конце концов, победит тот, кто более умный, кто лучше понимает, что происходит на поле битвы, кто имеет лучшую технологию и лучшее оружие и имеет больше сил.

Такие компании, как Intel, ЗМ, Xerox и Microsoft, как создается впечатление, выигрывают больше сражений, чем другие. Они превосходят своих соперников не только потому, что у них более умные технологи и проектировщики, но и благодаря соответствующей комбинации стратегии, тактики действий на рынке, инновационных продуктов и других составляющих, а также в определенной степени и удаче. Выбор IBM операционной системы DOS был частично предопределен результатом мудро проведенных переговоров Билла Гейтса (Bill Gates), а частично и случаем. Однако просто удивительно, что некоторым компаниям постоянно везет намного больше, чем другим. Вместе с тем надо признать, что составной частью хорошего менеджмента является умение своевременно выявить возможности и соответствующим образом на них реагировать.

На основе многих примеров, в том числе и приведенных  выше, можно усвоить важный урок, заключающийся не только в том, что  инновация - все еще лучший способ процветать в бизнесе, но и в том, что одной инновации недостаточно. Вы также должны быть более умными, чем ваши соперники, и понимать, что  происходит на поле битвы, лучше, чем  они. Особенно важно то, что вы должны не только лучше их понимать ситуацию в бизнесе, но также, что еще важнее, более глубоко вникать в сущность инновационных процессов.

Прежде чем начать обсуждение некоторых из наиболее важных признаков  инноваций, нам следует более  точно определить, что мы подразумеваем  под этим словом. Снова обратившись  к определению, мы определяем инновации  как коммерциализацию чего-то нового, что может быть:

Τ - новой технологией;

А - новым приложением в форме новых товаров, услуг или процессов; Μ - новым рынком или рыночным сегментом;

О - новой организационной формой или новым подходом к менеджменту, а также комбинацией двух или более составляющих.

Таким образом, инновации  могут быть описаны как явления, имеющие, по крайней мере, один из следующих  аспектов:

• технологический; прикладной;

• рыночного сегментирования  или группирования потребителей;

• организационный.

Именно данные четыре аспекта  и определяют инновационную арену. В пределах этой арены мы можем  позиционировать компании по комбинациям  их технологий, приложений, рынков и  организационных структур. Переход  от одной позиции к другой, уникальной и новой, в этой арене является инновацией и следствием ведения  компанией инновационной деятельности. Если мы рассматриваем последовательность указанного перехода компании во времени, то получаем траекторию инновации. Мы можем изображать как прошлую  траекторию, так и планировать  ее на будущее. Процесс изменения  положения на траектории может быть идентифицирован как инновационный. Указанная динамика показана на рис. 1.3.

Арена инноваций помогает нам не только определять мир, который  мы должны рассмотреть при изучении инноваций, но также определять масштабы инновационной стратегии и действия.

Начало

Технология

Рынки или потребительские группы

Инновационная траектория

Приложения

Организационная  структур

Рисунок 1.3 - Арена инноваций 

 

Несмотря на то что на рис. 1.3 ситуация выглядит так, будто  указанные четыре координаты независимы друг от друга, мы должны понимать, что  это не так, хотя, конечно, фактически чистой зависимости между технологиями и приложениями, между приложениями и рынками, между рынками и (внешними или внутренними) организационными структурами, между внешними и внутренними  организационными структурами и  технологией нет. Тем не менее, эти  четыре координаты зависят друг от друга, то есть, например, определенная технология имеет ограниченное число  приложений. Таким образом, далеко не все точки в четырех координатном пространстве в равной мере достижимы. Например, существуют ограничения, делающие некоторые комбинации ТАМО более достижимыми, чем другие. А получение отдельных комбинаций вообще невозможно.

Приведенный выше пример показывает, как технология, применение, рыночные и организационные достижения связаны  друг с другом.

Инновация может быть результатом  внедрения новой технологии, использования  нового приложения, разработки новых  рынков и/или применения новых организационных  форм. В большинстве случаев это  комбинация множества факторов, которые  вводятся частично одновременно, частично последовательно. Из-за существования  взаимодействий между факторами  системы непрерывно изменяются, следуя по типичной для данного случая траектории. Если выразить данную идею кратко, инновация - не изолированное событие, а скорее траектория, состоящая из многих небольших  событий. Поэтому при анализе  инновации трудно указать точный момент, когда инновация возникла, или указать единственную причину  инновации. Таким образом, для понимания  сущности процесса разработки нового бизнеса мы не можем изучать различные  основы, участвующие организации  и заинтересованных лиц отдельно, а должны анализировать ситуацию во всей ее полноте.

Инновации имеют две основные особенности:

    • новизну применения данной потребительской стоимости для удовлетворения некоей общей потребности (рыночная новизна);
    • новизну научной идеи или технического решения, лежащую в основе нововведения.

Исходя из экономической  природы нововведения, главной выступает  рыночная новизна, а научно-техническая  имеет подчиненное значение.

Рыночная новизна рассматривается  в широком и узком смысле. Рыночной новизной в широком смысле, или  абсолютной рыночной новизной, обладает товар, который отличается от любых других товаров, продаваемых где-либо. Рыночной новизной в узком смысле, относительной или локальной новизной, обладает товар для какой-то части своих потребителей. При этом несущественно, когда инновация в действительности появилась на рынке.

Научно-техническая новизна - это обязательное свойство изобретения, или научно-технического ноу-хау, а  не нововведения. Если инновация основана на одном или нескольких изобретениях или ноу-хау, то она помимо рыночной обладает и научно-технической новизной. Степень оригинальности научно-технической  идеи, на которой основано нововведение, не интересует потребителя. Он оценивает  полезный эффект товара в соответствии с затратами на его приобретение, эксплуатацию и утилизацию.

Для производителя степень  научно-технической новизны имеет  важное значение: первенство позволяет  монополизировать право на идею с  помощью патентов и секретов производства. Монопольное право производителя  в сочетании с исключительными  свойствами товара, которые обеспечивают потребителям значительно больший эффект на единицу цены по сравнению с прежними изделиями, позволяют фирме на определенный период сохранить устойчивое экономическое положение.

В первой части я показала, что представляют из себя инновации. Были даны понятия инновации разных авторов. Были рассмотрены особенности  инноваций.

 

    1. Классификация инноваций

 

Необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений  в продуктах и технологических  процессах; незначительныхтехнических  или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а 

также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов  предприятия. Новизна инноваций  оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций. Классификация инноваций может быть построена на основе различных классификационных признаков (рис. 1.4).

В данной части была кратко рассмотрена классификация инноваций.

 

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ

Место в системе предприятия

Тип новизны

Место в производственном процессе

Глубина вносимых изменений

Сфера деятельности

Распространимость

Технологические параметры

Охват ожидаемой доли рынка

Продуктовые инновации

Процессорные инновации

Инновации на «входе» предприятия

Инновации на «выходе» предприятия

Инновации структуры  предприятия

Инновации, новые для отрасли  в мире

Инновации, новые для отрасли  в стране

Инновации, новые для предприятия

Сырьевые инновации

Обеспечивающие инновации

Продуктовые инновации

Радикальные инновации

Улучшающие инновации

Модификационные инновации

Технологические инновации

Производственные инновации

Экономические инновации

Торговые инновации

Социальные инновации

Инновации в области управления

Единичные инновации

Диффузные инновации

Локальные инновации

Системные инновации

Стратегические инновации

Информация о работе Инновации как фактор экономического развития страны