Инновации как фактор экономического развития страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить сущность и содержание инноваций;
- изложить организацию инновационной деятельности;
- установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;
- выявить особенности инновационной системы как инструмента устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики;
- рассмотреть государственное финансирование инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Основные понятия инноватики 5
1.1 Определение понятия «инновация» 5
1.2 Классификация инноваций 13
1.3 Инновационная деятельность как сфера бизнеса 16
1.4 Инновационный процесс 21
2 Тенденции и проблемы инновационного развития станы 24
2.1 Устойчивое развитие Российской экономики, становление инновационной экономики и необходимость ее модернизации 24
2.2 Факторы экономического роста России и роль инноваций 25
2.3 Инновационная система как инструмент устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики 27
3 Государственная поддержка инновационной деятельности 32
3.1 Инвестиции в инновационную деятельность 34
3.2 Государственная поддержка инновационной деятельности в России 34
Заключение 39
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 210.55 Кб (Скачать файл)

Важным направлением преобразований должны быть формирование и реализация региональной экономической политики. И если для Нидерландов, Франции  и других стран это не актуально, то для России, где климатические  и территориальные различия ее субъектов  крайне велики, разработка региональных технологий управления территориями и  их интеграция в сложнейший социально-технический  комплекс на федеральном уровне - необходимое  условие сохранения целостности  государства и развития.

Системные технологические  проекты по управлению территорией  способствуют преодолению резкого  социально-экономического различия между  субъектами РФ.

Разработка общероссийской стратегии инновационного развития предусматривает формирование и  реализацию:

■ важнейших инновационных  проектов государственного значения;

■ приоритетных направлений  развития науки, технологии и техники  на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

■ критических технологий федерального, регионального и отраслевого  значения.

При разработке стратегии  социально-экономического развития страны необходимо исходить из принципов инновационного менеджмента, прежде всего формировать  стратегию с учетом потребностей мирового рынка.

Во второй части были рассмотрены  факторы экономического роста развития страны. Влияние инновационной деятельности на рост экономики.

 

    1. Инновационная система как инструмент устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики

 

В современных условиях сфера  НИОКР и инновационная деятельность рассматривается как важнейшая  основа для обеспечения устойчивого  экономического роста и конкурентоспособности  экономической системы. Развитие высоких  технологий в наиболее передовых  странах способствуют формированию в них модели неоиндустриального или постиндустриального общества, где приоритетными по отношению  к другим видам экономической  деятельности становятся производство, накопление распределение и использование  информации.

Начальной стадией построения экономики инновационного типа является создание национальной инновационной  системы (НИС). По своему строению она  представляет дифференцированную по ряду направлений, но целостную систему знаний об эффективной стратегии функционирования хозяйственной системы. Проблемам формирования НИС посвящены многие работы отечественных и зарубежных исследователей, но различия в исходных подходах и отсутствие взаимосвязей между ними не позволили сформулировать единые взгляды на развитие НИС. Тем не менее, анализ теории и практики формирования инновационных систем в ряде стран позволяет обозначить объективные экономические закономерности развития НИС, среди которых:

- рост интеграции науки,  образования, производства и рынка,  что ведет к увеличению объемов  и интенсивности внутренних взаимосвязей  и взаимодействия между подсистемами  и элементами НИС;

- увеличение роли государства  в формировании и развитии  НИС, эволюционирующей от методов  прямого управления к механизмам  индикативного планирования;

- усиление инновационной  ориентированности инвестиций;

-увеличении роли регионов  и отдельных территориальных  межрегиональных комплексов в  развитии НИС;

- изменение всех компонентов  хозяйственной системы, гарантирующих  развитие НИС.

Множество вариантов трактовки  понятия НИС обусловлены, с одной  стороны, различиями в понимании  терминов составляющих это понятие, исходными позициями исследователей, с другой, существуют объективные  межстрановые различия между инновационными системами конкретных стран. На основе изучения особенностей различных подходов к определению НИС, в работе дается следующие ее определение: НИС - совокупность хозяйствующих субъектов (предприятия, научные учреждения, потребители) и  институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих  в процессе производства, распространения  и использования конкурентоспособных  знаний и технологий, направленных на реализацию стратегических целей  устойчивого развития экономической  системы и способствующих повышению  конкурентоспособности ее субъектов (предприятий, регионов, страны в целом) в том числе на международном  уровне.

Важнейшими характеристиками сущности НИС являются: взаимодействие между субъектами инновационной  деятельности; сквозной и многоуровневый характер; включает ряд взаимосвязанных  составляющих (элементов); решающая роль в ее формировании и развитии принадлежит  государству; является составной частью экономической системы страны и  выполняет роль связующего звена  между макроэкономической политикой, наукой, образованием, наукоемкой промышленностью  и рынком; направлена на достижение стратегических целей макросистемы, подчинении им всех стадий инновационного процесса; производимые знания, технологии, инновации в рамках НИС должны быть конкурентоспособными как внутри страны, так и на мировом рынке.

Простейшая модель, описывающая  взаимодействие элементов НИС, сводится к тому, что роль частного сектора  заключается в разработке технологий на основе собственных исследований и в рыночном освоении инноваций, роль государства - в содействии производству фундаментального знания и комплекса  технологий стратегического характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятных институциональных  условий для инновационной деятельности частных компаний. Различные варианты реализации этой модели в условиях социально-экономического развития отдельных  стран и формируют национальные особенности инновационных систем.

На основе анализа и  обобщения исследований отечественных  и зарубежных экономистов элементов  инновационной системы, в работе представлено авторское видение  структуры НИС, которая включает:

1)     приоритеты  и стратегия инновационной политики;

2)    нормативно-правовую  базу в области развития и  стимулирования инновационной деятельности;

3)     инновационную  инфраструктуру;

4)     систему генерации  и распространения знаний;

5) инновационные предприятия,  включая крупные научно-промышленные  корпорации, высокотехнологичное промышленное  производство;

6)   учреждения в  сфере образования и профессионального  обучения: подготовка кадров по  организации и управлению в  инновационной сфере;

7)     рыночные  условия, способствующие внедрению  инноваций;

8) маркетинговую и финансовую  составляющие создания и продвижения  инноваций, системы продвижения  и финансирования инноваций;

9)      взаимодействие  с международной средой;

10) механизм инновационного  развития, отражающий систему взаимоотношений  между выше перечисленными элементами (1-9).

Кроме указанных элементов, необходимо рассматривать совокупность социальных, политических, культурных и международных факторов, которые  оказывают непосредственное влияние  на динамику и характер развития инновационной  системы в пределах национальных границ.

Представляется, что указанная  совокупность элементов является необходимой  и достаточной для развития НИС, поскольку исключение любого элемента системы приводит к разрыву инновационного процесса, следовательно, делает невозможным  в принципе функционирование всей системы. Все элементы равнозначны в процессе формирования и развития НИС. Элементы инновационной среды существуют не отдельно друг от друга, а находятся  в тесной функциональной взаимозависимости. Стратегическое управление НИС осуществляется путем изменения внешних параметров, значения которых определяются в  рамках макроэкономической политики, а механизмы их достижения устанавливаются  законодательно.

Раскрытие сущности ключевых элементов и механизма НИС,

Рисунок 2.1. - Обобщенная модель взаимосвязи основных элементов  НИС

 

позволило представить обобщенную модель их взаимосвязи (рис. 2.1.). Масштаб  и уровень развития отдельных  составляющих, характер прямых и обратных связей между ними определяют различия в инновационных системах разных стран.

Очевидно, формирование НИС  происходит индивидуально для каждой страны и определяется сложившимися социально-экономическими отношениями (таблица 2.1.). Однако в каждом конкретном случае могут быть использованы отдельные  подходы и инструменты, доказавшие свою эффективность в других странах. Ключевые закономерности в создании и развитии НИС в этих странах: - конечной целью НИС является обеспечение динамичного развития страны за счет повышения инновационной активности всех хозяйствующих субъектов страны. Несмотря на общность целей инновационного развития, способы их достижения имеют национальные особенности:

- своей высокой эффективностью  НИС ряда стран обязаны различным  факторам, среди которых наиболее  значимые: сформировавшаяся функциональная  структура НИС, обуславливающая  платежеспособный спрос на наукоемкую  продукцию; наличие институтов  посредничества между производителями  и потребителями НИОКР; последовательная  инновационная политика государства;

- один из ключевых факторов  повышения конкурентоспособности  страны, развития в ее пределах  эффективной НИС - государственное  вмешательство. Государственная  инновационная политика направлена  на создание благоприятного экономического  климата для осуществления инновационных  процессов (в том числе и  на уровне регионов) и является  связующим звеном между академической  наукой и производством;

- инновационное развитие  страны не обязательно основано  на собственной научно-технической  и инновационной базе, на первоначальных  этапах становления НИС возможно  приобретение, копирование и «ассимиляция»  зарубежных разработок (пример Китая  и Японии);

- институциональные структуры,  заложенные в основу НИС развитых  стран, объединяет, прежде всего,  наличие нескольких уровней организации  и управления. Так, НИС Норвегии  и Австралии состоит из шести  уровней, Германии и Великобритании - из четырех, Бельгии, Швейцарии,  Австрии - из трех. НИС развитых  стран отличаются по своей  направленности и роли государства,  прежде всего, за счет ориентации  на удовлетворение особых национальных  приоритетов: Финляндия - диверсификация  экономики, Франция - создание  сети мелких технологических  фирм, США - поддержка реструктуризации  экономики.

Таблица 2.1. - Расходы на НИОКР  в мире в 2007 г.

Страна

Доля расходов на НИОКР,

в % ВВП

Доля промышленности

в финансировании НИОКР

Швеция

4,27

71,9

Финляндия

3,46

69,5

Япония

3,12

73,9

США

2,80

68,9

Германия

2,55

69,8

Франция

2,20

54,2

Нидерланды

1,89

51,8

Великобритания

1,88

46,7

Китай

1,22

61,3

Италия

1,11

-

ЕС-15

1,93

56,0


Развитие есть непременное  условие жизни общества и его  экономического прогресса. В настоящее  время формируется модель «устойчивого развития», цель которого заключается  в удовлетворении жизненных потребностей нынешнего поколения людей. Экономическое  развитие стран мира будет находиться под влиянием процессов глобализации.

В данной части я изложила сущность понятия НИС, данные разными  авторами, его основные экономические  закономерности.

  1. Государственная поддержка инновационной деятельности

 

    1. Инвестиции в инновационную деятельность

Важнейшая функция инвестиций в основной капитал - инновационная: с их помощью осуществляется инновационное обновление основных фондов на основе использования научно технических достижений для производства новой или улучшенной конкурентоспособной продукции, новых или модифицированных эффективных технологий. Инвестиции - необходимое условие осуществления инноваций, их живое тело. В то же время инновации - душа инвестиций, без инноваций капитальные вложения могут оказаться неэффективными и даже вредными, продлевая будущее производство неконкурентоспособных продуктов. Более того, без инноваций инвестиции часто оказываются невозможными, поскольку заменяемое устаревшее оборудование уже не выпускается, его не найти на рынке. Поэтому основным источником инноваций, в том числе и радикальных, являются инвестиции в основной капитал.

Источниками инвестиций, в свою очередь, могут служить:

• собственные средства предприятий - прежде всего амортизация основных фондов предприятий и организаций (в России в 2005 г. она составила 23,8% общего объема инвестиций) и капитализированная прибыль (18,0% инвестиций);

• бюджетные средства федерального, региональных и местных бюджетов (в 2003 г. - 18,7% инвестиций, в том числе федеральный бюджет - 6,3%);

• внебюджетные привлеченные средства банков, фондов, иностранных инвесторов и т. п.

Инновационная функция инвестиций не сводится к замене устаревших фондов новыми на том же предприятии и  для производства тех же продуктов (товаров или услуг). С помощью  инвестиций осуществляется межпродуктовое (в основном в рамках предприятия) и межотраслевое перераспределение амортизации, прибыли и привлеченных средств для осуществления инноваций. Причем при освоении микроинноваций и улучшающих инноваций такое перераспределение осуществляется в минимальной степени.

При освоении и распространении  базисных инноваций, новых поколений  техники (технологий) и технологических  укладов межотраслевое и межпродуктовое перераспределение инвестиционно - инновационных ресурсов производится в крупных масштабах.

Информация о работе Инновации как фактор экономического развития страны