Инновации как фактор экономического развития страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить сущность и содержание инноваций;
- изложить организацию инновационной деятельности;
- установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;
- выявить особенности инновационной системы как инструмента устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики;
- рассмотреть государственное финансирование инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Основные понятия инноватики 5
1.1 Определение понятия «инновация» 5
1.2 Классификация инноваций 13
1.3 Инновационная деятельность как сфера бизнеса 16
1.4 Инновационный процесс 21
2 Тенденции и проблемы инновационного развития станы 24
2.1 Устойчивое развитие Российской экономики, становление инновационной экономики и необходимость ее модернизации 24
2.2 Факторы экономического роста России и роль инноваций 25
2.3 Инновационная система как инструмент устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики 27
3 Государственная поддержка инновационной деятельности 32
3.1 Инвестиции в инновационную деятельность 34
3.2 Государственная поддержка инновационной деятельности в России 34
Заключение 39
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 210.55 Кб (Скачать файл)

Объем и структура инновационных  инвестиций меняются по фазам среднесрочных  и долгосрочных циклов. В фазах кризиса и депрессии происходит значительное сокращение объема инвестиций и инноваций; в фазах оживления и подъема - опережающий их рост с концентрацией на базисных и улучшающих инновациях; в фазе зрелости уровень инвестиций стабилизируется, они в основном направлены на улучшающие инновации, растет доля псевдоинноваций.

Экономический кризис в России в 90-е годы прошедшего века нашел  выражение в опережающем падении  инвестиций: за 1991 - 1998 гг. они сократились в 4,8 раза, в том числе по отраслям, производящие товары, - в 7,1 раза. Многократно сократился поток инноваций, государство практически прекратило поддержку базисных инноваций в производственном секторе.

На 18% (с учетом науки - на 20%) сократилась доля инновационно -инвестиционного  сектора, особенно машиностроения (в 2,6 раза) и строительства (на 40%). Высокие  темпы роста доли инвестиций наблюдались  лишь в связи (в основном за счет приобретения импортного оборудования) - рост с 0,9% до 4% (табл. 3.1). Следует напомнить, что эта структурная перестройка  происходила на фоне общего падения  инвестиций за 1991 - 1998 гг. почти в 5 раз.

 

Таблица 3.1 - Динамика отраслевой структуры инвестиций в основной капитал (в млн. долл. и %)

 

 

   Показатели    

2005

2007

2008

 

млн. долл. США

В % к итогу

млн. долл. США

В % к итогу

млн. долл. США

В % к итогу

Инновационно-инвестиционный сектор:

Машиностроение и металлообработка

 

Химическая и нефтехимическая 

Промышленность

 

Строительство

 

Связь

 

 

3724

 

9553

 

 

228

 

3287

 

 

7

 

17,8

 

 

0,4

 

6,1

 

 

15831

 

5990

 

 

2911

 

3295

 

 

13

 

5

 

 

2,4

 

2,7

 

 

14066

 

5790

 

 

3387

 

1320

 

 

14,6

 

5,6

 

 

3,3

 

1,3


 

 

Таковы основные контуры  долгосрочного экономического и  инновационно - инвестиционного развития России - при оптимистическом инновационно - прорывном сценарии и реальном повороте инвестиций к инновациям. Что касается пессимистического  сценария, то здесь картина может  сложиться весьма плачевная, вплоть до превращения страны в технологическое  захолустье с резким замедлением  темпов роста ВВП, инвестиций и инноваций  и разрушением научно-технического потенциала. В этом случае ресурсов для инновационной модернизации экономики действительно не будет.

В этой первой части я  перечислила источники инвестирования инновационной деятельности. Показала объем инвестиций в основные виды экономической деятельности.

    1. Государственная поддержка инновационной деятельности в России

 

В конце 90-х годов прошлого века осознание государством неизбежности перехода экономики страны на инновационный  путь развития выразилось в принятии постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 года». С принятием этого документа рассуждения на тему инновационной деятельности остались в прошлом. Концепция поставила своей целью формирование инновационной модели развития экономики государства. Соответственно активизировалась подготовка ряда законопроектов, прямо или косвенно касающихся инновационной деятельности. Одной из первых попыток законодательной поддержки инновационной деятельности была разработка и внесение в Государственную Думу членом Совета Федерации В. М. Крессом и депутатом Государственной Думы М.К. Глубоковским проекта федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». В январе 1998 года указанный законопроект был принят к рассмотрению Государственной Думой, затем направлен на заключение Правительства Российской Федерации, но вскоре отозван законодателями.

25 сентября 2008 г. Государственная Дума Астраханской области приняла обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В. и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлову Б.В. о необходимости ускорения принятия Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». Указанное обращение поддержало большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Большинство субъектов Российской Федерации предлагают внести также изменения в Закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части установления прав субъектов Российской Федерации в сфере инновационной деятельности.

НИОКР являются центральными звеном инновационного процесса. От того, насколько успешно научно-технические  подразделения проводят эти работы, в решающей степени зависит успех  инновации. Однако, как показывает практика, частное финансирование составляет лишь очень небольшую часть затрат, необходимых для фундаментальных  и долгосрочных прикладных исследований, что вызывает необходимость их поддержки  со стороны государства.

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие:

1. государственная правовая  защита и поддержка инноваторов,  особенно малого предпринимательства;

2. создание государственных  налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в т.ч.  лизинговых) льгот инноваторам;

3. включение без финансирования  внебюджетных инновационных проектов  в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные  программы;

4. государственное научно-методическое  обеспечение инновационного менеджмента  государственными стандартами, методичками,  инструкциями, положениями и другими  документами по различным аспектам  анализа, прогнозирования, оптимизации,  экономического обоснования инновационного  решения;

5. государственное обеспечение  инновационной деятельности информацией;

6. проведение государственной  протекционистской политики во  внешнеэкономической деятельности  инноваторов;

7. оказание государственной  помощи инноваторам в проведении  сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции  (услуг);

8. государственная поддержка  инноваторам в осуществлении  ремонта сложной техники;

9. осуществление государственной  поддержки в углублении внутренней  и международной кооперации;

10. создание системы федеральных  внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций  по поддержке различных аспектов  инновационной деятельности;

11. осуществление государственного  учета и контроля использования  средств внебюджетных фондов.

Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды  образуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ, утвердившим “Порядок образования и использования  отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и  опытно-конструкторских работ” от 12.04.1994 г.

Для осуществления государственной  поддержки высокоэффективных инновационных  проектов Постановлением Правительства  РФ от 26.08 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций, который на возвратной основе должен поддерживать инновационные проекты, способные инициировать прогрессивные сдвиги в промышленности.

На рис.3.1 приведена схема  государственной поддержки инновационной  деятельности.

Государство стимулирует  развитие инновационных процессов  путем предоставления кредита на льготных условиях через специальные  правительственные инвестиционные фонды, протекционистской политики по отношению к перспективным  восходящим отраслям, поддержки некоммерческих исследовательских институтов и  кооперирование компаний в целях  научных исследований с освобождением  их от уплаты налогов.

Государственная инновационная  политика в базовых отраслях и  производствах будет направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических  и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных  ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.).


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.1 - Государственная  поддержка инновационной деятельности

 

К формам государственной  поддержки научной и инновационной  деятельности можно отнести следующее:

    • прямое финансирование;
    • предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
    • создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
    • отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
    • реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;
    • создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Основными направлениями  государственной поддержки инновационной  политики являются следующие:

а) содействие повышению  инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной  продукции на основе освоения научно-технических  достижений и обновления производства;

б) ориентация на всемерную  поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

в) сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием  конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

г) содействие развитию инновационной  деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального  инновационного предпринимательства.

В России уже введен ряд  льгот по инновационной деятельности малых предприятий. В частности, исключается из налогообложения  прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой  техники и технологий. Освобождены  от НДС лизинговые платежи малых  предприятий, действует упрощенный порядок налогообложения. Малым  предприятиям разрешено списывать  в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений.

Созданы специализированные государственные органы - Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих  мероприятий, предоставление государственных  гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур малых предприятий. Правительством РФ утверждена Федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции малых предприятий, осваивающих новые технологии. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возросла необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций и т.д.) то есть внебюджетных средств.

Во второй части я рассмотрела  формы поддержки инновационной  деятельности. Как осуществляется государственное  финансирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В соответствии с обозначенной темой данной курсовой работы и поставленными  целями была рассмотрена сущность инноваций, их роль в развитии экономики страны.

Формирование новых идей и создание новшеств во все времена  были естественным стремлением творческих людей, которые и обеспечивают основы общественного развития.

Информация о работе Инновации как фактор экономического развития страны