Инновации в банковской сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 03:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование банковской инновационной деятельности в России и определение перспектив развития на основе зарубежного опыта. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Определить сущность и понятие инновационной банковской деятельности.
Исследовать инновационную банковскую деятельность в России и за рубежом.
3. Рассмотреть примеры банковских инноваций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Инновационный процесс как объект менеджмента………………………………...4
1.1 Основные понятия и этапы инновационного процесса…………………………………..4
1.2 Классификация инноваций и их сущность………………………………………………..6
Глава 2 Банковская деятельность и перспективы её инновационного развития……………8
2.1 Инновационная банковская деятельность в России………………………………………8
2.2. Инновационная банковская деятельность за рубежом………………………………….10
2.3. Перспективы инновационного развития банковской деятельности в России на основе зарубежного опыта……………………………………………………………………………..14
Глава 3 Примеры инноваций в банковской отрасли…………………………………………19
2.2 Сущность и характеристика банковских инноваций в России …………………………19
3.2 Банковские инновации на мировом рынке……………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список использованных источников…………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая инновационный.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

 

План

 

 Введение………………………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Инновационный процесс  как объект менеджмента………………………………...4

1.1 Основные понятия и этапы инновационного процесса…………………………………..4

1.2 Классификация инноваций и их сущность………………………………………………..6

Глава 2 Банковская деятельность и перспективы её инновационного развития……………8

2.1 Инновационная банковская деятельность  в России………………………………………8

2.2. Инновационная банковская деятельность  за рубежом………………………………….10

2.3. Перспективы инновационного  развития банковской деятельности в России на основе зарубежного опыта……………………………………………………………………………..14

Глава 3 Примеры инноваций в банковской отрасли…………………………………………19

2.2 Сущность и характеристика  банковских инноваций в России  …………………………19

3.2 Банковские инновации на мировом рынке……………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………………………..29

Список использованных источников…………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Банковский сектор развивается  вместе с развитием реального  сектора экономики в процессе выполнения значимой функции по распределению и перераспределению финансовых ресурсов в экономике. Будучи специфической организацией, несущей в себе как черты предпринимательской организации, так и организации, на которую государством возложен ряд контрольных функций и определён круг банковских операций, банк является системообразующим элементом финансовой среды государства. Однако эта специфика накладывает существенный отпечаток на организацию его деятельности. Она выражается в строгой регламентации его деятельности как элемента государственной системы, с одной стороны, и потребности в получении прибыли как коммерческой структуры – с другой.

Становление и развитие банковского  сектора России осуществилось в  незначительный промежуток времени, и  до сих пор происходит процесс не только его эволюционного развития как любого сектора развивающейся экономики, но и революционного развития, о чём свидетельствуют регулярно происходящие кризисы, носящие как локальный, так и глобальный характер.

Исходя из выделенной специфики банковского сектора, который находится в стадии становления, а также основываясь на двойственной природе его сущности как предпринимательской и государственной регулируемой организации, актуальным является определение целей, факторов и механизмов его развития. Инновационная банковская деятельность не противоречит выполнению банками функции финансового посредника в рамках финансовой системы в связи с принятой её рыночной моделью. Как коммерческое предприятие, банк находится в условиях рыночной среды, поэтому финансовые нововведения обеспечивают его конкурентное преимущество. 

Целью данной курсовой работы является исследование банковской инновационной  деятельности в России и определение  перспектив развития на основе зарубежного  опыта. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Определить сущность и понятие инновационной банковской деятельности.
  2. Исследовать инновационную банковскую деятельность в России и за рубежом.

3. Рассмотреть примеры банковских  инноваций.

 

 

 

 

 

1. Содержание инновационного  менеджмента

 

1.1 Основные понятия и этапы инновационного процесса

 

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной  общественности и предпринимательских  кругов России. Именно в настоящее  время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Термин "инновация" стал активно  использоваться в переходной экономике  России как самостоятельно, так и  для обозначения ряда родственных  понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.

В специальной литературе и официальных  документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо.  Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда  получают общественное признание, когда  будут приняты к распространению, и уже в новом качестве они  выступают как нововведения, т.е. инновации.

 

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода новшества в нововведение также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств, инвестиции рынок капитала, нововведения рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Термины "инновация" и "инновационный  процесс" близки, но не однозначны. Инновационный  процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.

Следовательно,   научно-технические   инновации должны:

  • обладать новизной;
  • удовлетворять рыночному спросу;
  • приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как  и их создание, является составной  частью инновационного процесса.

Различают три логические формы  инновационного процесса: простой внутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель и потребитель нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

1) создание новшества и его  распространение; 

2) диффузия нововведения.

Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских  работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.

 

1.2 Классификация инноваций и их сущность

 

Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров  инновации подразделяются на:

  • продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
  • процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу   новизны   для   рынка инновации делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • социальные;
  • в области управления.

 

Глава 2 Банковская деятельность и перспективы её инновационного развития

2.1 Инновационная  банковская деятельность в России

 

В литературе по истории банковского  дела выделяют, как правило, семь этапов становления современной банковской системы России за последние 80 лет. Основным признаком, позволяющем судить о качественных различиях в содержании банковской деятельности в исторической перспективе, является место банка в экономике в нынешний период и в период построения социализма на территории бывшего Советского Союза. Содержание банковской деятельности различается: во-первых, по интенсивности выполнения возложенных на банки государством контрольных функций за предприятиями; во-вторых, по формам централизованного перераспределения финансовых ресурсов внутри народного хозяйства, часть из которых государство реализовало через систему банков; в – третьих, по механизму регулирования государством кредитно-финансовой системы страны и банковской системы в частности. Государственная система перераспределения ресурсов не только не требовала финансовых нововведений, но и запрещала изменять условия перераспределения ресурсов. Банки как государственные учреждения, а не предприятия, не имели финансового результата как результата собственной экономической деятельности. Поэтому финансовые инновации как понятие отсутствовали в парадигме банковской деятельности доперестроечной России.

Информация о работе Инновации в банковской сфере