Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:21, курсовая работа
Одна из основных идей инновационной теории - преодоление кризисов на основе инновационного обновления капитала — является ключевым пунктом современной государственной политики России. Цель перехода на инновационный путь развития зафиксирована в ряде значимых программных документов, в том числе в «Основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (2002 г.) и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» (2008 г.).
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
1.1. Понятие экономической системы: сущностный подход.
1.2. Типы экономических систем.
1.3. Теория развития экономических систем.
Глава 2. УСТОЙЧИВОЕ ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.
2.1. Инновационное развитие — основа экономического роста.
2.2. Сущность процесса устойчивого инновационного развития.
2.3. Отраслевые особенности, тенденции и факторы устойчивого инновационного развития.
Глава 3. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.
3.1. Формы и методы государственной инновационной политики.
3.2. Стратегический подход в инновационном развитии организации.
3.3. Инвестиционные ресурсы инновационного развития организации.
3.4. Методика оценки инновационной активности организации.
3.5. Внешнеэкономическая деятельность и маркетинговый подход в инновационном развитии предприятия.
Глава 4. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.
4.1. Место социального фактора в современной экономике.
4.2. Анализ эффектов вложения капитала в социальную сферу.
4.3. Оценка эффективности инновационных инвестиций в социальную сферу.
Глава 5. НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ.
5.1. Влияние налогового режима на протекание инновационных процессов в РФ.
5.2. Принципы построения налогового механизма стимулирования инновационной деятельности.
5.3. Оценка экономической эффективности налогового стимулирования инноваций.
Глава 6. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
6.1. Принципы, подходы и специфика оценки эффективности инновационной деятельности.
6.2. Влияние инновационной деятельности организации на рост стоимости бизнеса.
6.3. Формирование институциональной инфраструктуры как условие инновационного развития
Научная новизна исследования
заключается в концептуальном осмыслении
категории устойчивого инноваци
Теоретическая и практическая
значимость результатов исследования
определяется актуальностью поставленных
задач и достигнутым уровнем
разработанности его
Углубленное концептуальное
осмысление феномена устойчивого инновационного
развития может выступать теоретической
базой для дальнейших научных
исследований в данной и смежных
областях научного знания, а также
представляет интерес для региональных
органов власти, ответственных за
выработку инновационной
Апробация результатов исследования. Основные теоретико-методические положения и практические рекомендации исследования (при непосредственном участии автора) использованы:
- Министерством промышленности
и торговли России, Российским
Союзом химиков при разработке,
мониторинге и подготовке
Научно-исследовательским институтом технико-экономических исследований (ОАО НИИТЭхим) при Минпромторге России при выполнении НИР, направленных на исследование инновационных процессов и методических положений оценки инновационной активности предприятий и комплексов в химической и нефтехимической промышленности, а также при разработке проблем, посвященных совершенствованию процессов управления инновационным развитием и повышению эффективности инновационной деятельности в отрасли;
- Правительством Белгородской
области при формировании
- инновационно активными экономическими субъектами при обоснованиях первоочередных направлений и оценке результатов инновационной деятельности, ее влияния на рост стоимости бизнеса компаний, при определении источников инвестиционных ресурсов для инновационного развития, уточнении механизмов управления инновационной деятельностью (ОАО «Щекиноазот», инвестиционная компания ЗАО «Энергокапитал», ОАО «Холдинговая компания «Энергомаш-Строй» и др.);
- в учебном процессе
Белгородского
Практическое использование результатов исследования подтверждается соответствующими актами и справками. Результаты диссертационного исследования докладывались и получили одобрение более чем на 20-ти международных, межвузовских, межрегиональных и других научных и научно-практических конференциях, совещаниях, конгрессах в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Белгороде, Владимире, Ярославле и других городах.
Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 69 работ (в т.ч. 18 статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 6 монографий, 8 учебников и учебных пособий для вузов, имеющих гриф УМО Минобрнауки РФ, 37 статей в журналах, сборниках научных трудов и докладах конференций). Объем публикаций - 186 п.л. (авторский вклад 51 п.л.).
Логическая структура диссертации выстроена таким образом, чтобы решить поставленные задачи исследования. Диссертация состоит из введения, шести глав (включающих в себя 20 параграфов), заключения и библиографического списка. Она изложена на 360 страницах и содержит 19 рисунков и 30 таблиц.
Заключение:
Выводы американского экономиста А. Лаффера о том, что в результате снижения налогового бремени происходит рост производства и, соответственно, рост доходов бюджета, являются центральным моментом современной теории фискального регулирования. Рассматриваемая кривая
R Ro1 R* Ri О характеризуется относительно слабым реагированием на незначительные изменения налоговых ставок. При этом в периоды экономического спада чувствительность национальной экономики к изменению налогового бремени ниже, чем в периоды роста. Кроме того, эффект от изменения налоговых ставок наступает не мгновенно, а через некоторый временной интервал, очевидно, необходимый для получения реакции экономической системы на новые условия хозяйствования. Оценка эффективности фискальной системы на основе кривой Лаффера предполагает определение как рациональных налоговых ставок по отдельным налогам, так и оптимизацию совокупного налогового бремени. С алгебраической точки зрения, речь идет о поиске параметров уравнения параболы. Существующие исследования в рамках данного подхода имеют либо теоретической характер, когда выведение параболической зависимости Лаффера базируется на созданных автором моделях производственных и фискальных процессов, либо эмпирический характер, когда работа ведется с конкретными статистическими данными по отдельным странам. Примерами теоретического подхода к проблеме являются работы [22, 104], в качестве примеров эмпирического (прикладного) подхода можно назвать исследования [28, 52]. На практике решения об изменении налоговых ставок на основе макроэкономического анализа принимались, в частности в рамках «рейганомики» в 1980-е годы в США. Вопрос оценки влияния фискальных инструментов на экономический рост детально рассмотрен, в частности, в работах Е.В. Балацкого [28, 29]. Влияние налогов рассматривается в разрезе двух составляющих, что позволяет оценивать точки Лаффера первого и второго рода. Первое, что принимается в рассмотрение - это зависимость между объемом производства, выражаемым размером ВВП (X), и уровнем налогового бремени (#), которое оценивается как доля налоговых доходов консолидированного бюджета в ВВП: 5.2) где Т— величина налоговых поступлений в бюджет. Оценке подлежат параметры нелинейной функции X = Х(в), с которой связано понятие точки Лаффера 1-го рода (#*). Математически она представляет собой локальный максимум указанной функции, соответственно ее первая производная равна нулю, а вторая производная меньше нуля: С экономической точки зрения, точка Лаффера 1-го рода отражает предел налогового бремени, после прохождения которого начинается спад производства.
Второй аспект, принимаемый в рассмотрение - это зависимость налоговых доходов от налогового бремени, отражаемая фискальной кривой Т = Т(в). С ней связано понятие точки Лаффера 2-го рода, которая, собственно говоря, и отражается на кривой А. Лаффера. С математической точки зрения, это локальный максимум функции, что делает справедливыми следующие условия: С экономической точки зрения, точка Лаффера 2-го рода отражает предел налогового бремени, после прохождения которого начинается сокращение налоговых доходов государственного бюджета.
Для идентификации точек Лаффера Е.В. Балацкий предлагает два альтернативных метода в рамках алгебраического подхода к оценке эффективности фискальной политики: обобщенный трехпараметрический и более простой двухпараметрический. Первый предполагает представление зависимости размера ВВП как показателя экономического роста от уровня налогового бремени в виде трехпараметрической квадратичной функции: dX(6*)/d6 = О, dX2(6*)/d02 < 0.
5.3)
5.4) dT(6**)/d9=0,
5.5)
5.6) Х= а + рв+ ув2, (5-7) где а, /3 и у— параметры, подлежащие оценке. Тогда с учетом зависимости (5.2) зависимость доходов бюджета от рассматриваемых параметров выглядит следующим образом: Т=ав+ рв2 + ув3. (5.8) Для определения параметров а, (5 и у осуществляется переход от функций (5.7) и (5.8) к их дифференциалам: ЛХ=ф+2ув) Лв, (5.9)
ЛТ = (а + 2 [56 + Зув2) Лв. (5.10)
Несомненным достоинством трехпараметрического метода является включение в рассмотрение как производственной, так и фискальной функций, которые на практике могут сильно различаться. Второй предлагаемый Е.В. Балацким метод направлен на упрощение моделируемого процесса и ограничивается лишь двумя параметрами производственной функции: Х=рв+ув2. (5.13)
В частности, в работах Е.В. Балацкого в качестве параметров производственной функции рассматриваются капитал (объем основных производственных фондов) и труд (численность занятых в экономике).
С учетом зависимости (5.2) уровень налоговых поступлений может быть
5.14) представлен: Т = (Зв2 + ув3.
По умолчанию допускается, что сумма налоговых доходов полностью зависит от активности производственной системы и агрессивности фискальной политики. Для расчета параметров /? и у осуществляется переход от функции (5.13) к ее дифференциалу: ЛХ=(Р+2ув)Лв. (5.15)
Как и в случае трехпараметрического метода, уравнение (5.13) описывает точечный экономический рост в каждый момент времени, а уравнение (5.15) - интервальный прирост ВВП за период между двумя моментами времени t и t+1. Решение системы уравнений (5.13) и (5.15) дает формулы расчета параметров (3 и у. Далее, решение уравнений (5.13) и (5.14) позволяет получить искомые формулы расчета точек Лаффера первого и второго рода: 2 у 0** = М (5.17) 3/' Таким образом, при выборе двухпараметрического метода предпочтение отдается вычислительной простоте и наглядности конечных результатов. Эффективность налоговой системы, согласно рассматриваемому параметрическому подходу, определяется путем сопоставления точек Лаффера первого и второго рода с фактической величиной налогового бремени. Необходимость сопоставления этих трех величин объясняется тем, что на практике может возникнуть ситуация, характеризуемая неравенством 9*<<9<<9**. (5.18)
В данном случае, согласно кривой Лаффера, налоговое бремя находится в допустимых пределах и не приводит к снижению государственных доходов. Однако, как отмечено выше, ограниченность традиционного анализа кривой Лаффера на основе сопоставления фактической налоговой нагрузки и точки Лаффера 2-го рода состоит в том, что он не позволяет оценить влияние налоговой нагрузки на динамику объемов производства. А в ситуации, описываемой неравенством (5.18), налоговое бремя стимулирует не рост, а спад производства и противоречит цели устойчивого социально-экономического развития. С позиции реализации стимулирующей функции налогообложения, налоговый механизм не должен ограничивать деловую активность хозяйствующих субъектов, что обеспечивается при выполнении неравенства в<6* (5.19)
II. Статистический подход
к оценке эффективности
Х = %А,0\ (5-2°) 1 где Л, — i-й параметр уравнения регрессии. Зависимости (5.2) и (5.19) также позволяют записать следующее соотношение: т Т = Яо0 + (5-21) 1=1
Очевидно, что необходимой
информационной основой метода является
наличие статистически
Информация о работе Инновационное развитие экономической системы