Инновационное развитие экономической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Одна из основных идей инновационной теории - преодоление кризисов на основе инновационного обновления капитала — является ключевым пунктом современной государственной политики России. Цель перехода на инновационный путь развития зафиксирована в ряде значимых программных документов, в том числе в «Основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (2002 г.) и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» (2008 г.).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
1.1. Понятие экономической системы: сущностный подход.
1.2. Типы экономических систем.
1.3. Теория развития экономических систем.
Глава 2. УСТОЙЧИВОЕ ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.
2.1. Инновационное развитие — основа экономического роста.
2.2. Сущность процесса устойчивого инновационного развития.
2.3. Отраслевые особенности, тенденции и факторы устойчивого инновационного развития.
Глава 3. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.
3.1. Формы и методы государственной инновационной политики.
3.2. Стратегический подход в инновационном развитии организации.
3.3. Инвестиционные ресурсы инновационного развития организации.
3.4. Методика оценки инновационной активности организации.
3.5. Внешнеэкономическая деятельность и маркетинговый подход в инновационном развитии предприятия.
Глава 4. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.
4.1. Место социального фактора в современной экономике.
4.2. Анализ эффектов вложения капитала в социальную сферу.
4.3. Оценка эффективности инновационных инвестиций в социальную сферу.
Глава 5. НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ.
5.1. Влияние налогового режима на протекание инновационных процессов в РФ.
5.2. Принципы построения налогового механизма стимулирования инновационной деятельности.
5.3. Оценка экономической эффективности налогового стимулирования инноваций.
Глава 6. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
6.1. Принципы, подходы и специфика оценки эффективности инновационной деятельности.
6.2. Влияние инновационной деятельности организации на рост стоимости бизнеса.
6.3. Формирование институциональной инфраструктуры как условие инновационного развития

Файлы: 1 файл

Инновационное развитие эк.системы.doc

— 86.80 Кб (Скачать файл)

3. В настоящее время  при решении многих экономических  проблем отраслевым особенностям  уделяется недостаточно внимания. В диссертации проанализирована  специфика факторов и тенденций  инновационного развития предприятий химической и нефтехимической промышленности. Сделан вывод, что проявившиеся в последнее время положительные тенденции в развитии, способствующие возрождению мощной химической и нефтехимической промышленности, нуждаются в закреплении. Важное место в системе мер поддержки химической и нефтехимической промышленности должны занимать меры по повышению устойчивости и инновационности ее развития.

4. Реализация цикла управления  инновационным развитием невозможна  без проведения анализа результативности  предпринятых управленческих воздействий.  С нашей точки зрения, важнейшими  срезами аналитического направления  концепции инновационного развития  следует считать оценку инновационной  активности экономических субъектов,  оценку эффективности инноваций,  оценку результативности государственного  регулирования НИС. 

5. Разработанная методика  оценки инновационной активности  предполагает формирование трехуровневой  системы критериев, что позволяет  поэтапно углублять оценку объекта  исследования. Сначала дается оценка  ресурсного потенциала ИД экономической  системы. Второй уровень критериев  используется для оценки затратных,  временных и прочих характеристик  инновационного процесса. Наиболее  продвинутый уровень оценки подразумевает  расчет различных эффектов, получаемых  в результате ИД. В работе сформирован  примерный перечень критериев  оценки инновационной активности  с маркировкой возможности использования  того или иного критерия применительно  к экономическим системам разного  уровня иерархии (национальная экономика,  отрасль, регион, организация). Методика  также предполагает формирование  интегрального показателя инновационной  активности с использованием  одного из двух предложенных  подходов к комплексной оценке.

6. Устойчивое развитие  экономической системы предполагает  триединство экономического, социального  и экологического аспектов.

Современная специфика государственной  научно-технической политики в развитых странах заключается в ориентации на комплексное решение социально-экономических  задач и создание стратегического  конкурентного преимущества за счет наращивания интеллектуального  капитала. В связи с этим представляется необходимым акцентировать внимание на социальных эффектах нововведений. Они направлены на решение важнейших  проблем, связанных с безработицей, увеличением продолжительности  жизни, обеспечением достойного качества жизни, которые особенно остро встают в период экономического кризиса.

7. Неоднородность содержания  социальных инновационных проектов, i масштабности, круга лиц, заинтересованных в реализации и т.п., делает безрезультатной попытку формирования единого критерия эффективности инвестиций в социальные инновации. Напротив, более полную и значимую оценку можно получить, используя широкий спектр критериев. Особенностью разработанной в диссертации методики оценки эффективности инвестиций в инновации в социальной сфере является возможность выбора аналитиком тех этапов и их параметров, которые, по его мнению, наиболее соответствуют целям оценки, специфике проекта и внешним ограничениям, таким как имеющийся состав исходных данных, стоимость работ по оценке, сроки оценки и т.п.

8. Не вызывает сомнения  определяющее влияние налогового  режима на инвестиционную привлекательность  отдельных отраслей, регионов и  национальных экономик. В свою  очередь, наличие источников финансирования  инвестиций в инновации определяет  инновационную активность хозяйствующих  субъектов. В связи с этим  большое значение приобретает  формирование налогового механизма  стимулирования инновационной активности  как элемента государственной  политики экономического роста. Не менее значимой представляется взаимосвязанная задача мониторинга эффективности функционирования такого механизма, требующая разработки соответствующего методологического обеспечения.

9. В целом можно говорить  о наличии положительных сдвигов  в налоговом законодательстве  в части стимулирования инновационной  активности предприятий реального  сектора экономики. Особо нужно  отметить, что стимулирующие нормы  затрагивают не только крупных  налогоплательщиков, но и субъектов  малого предпринимательства, значимость  которого для развития инновационной  сферы подтверждается мировой  практикой. Вместе с тем, выводы  об эффективности предпринятых мер налогового стимулирования пока являются преждевременными.

10. Методологическое обеспечение оценки эффективности инноваций требует совершенствования, по крайней мере, в двух направлениях: во-первых, следует рассматривать более широкий спектр эффектов ИД и факторов эффективности, по сравнению с традиционными методиками инвестиционного анализа, не ограничиваясь лишь финансовой стороной вопроса; во-вторых, двумя независимыми объектами оценки необходимо считать эффективность управления ИД как процессом и эффективность инновационного проекта. Опыт показывает, что в практической деятельности процессный и проектный подходы к управлению часто реализуются параллельно. Дальнейшее развитие методологического обеспечения оценки и управления эффективностью ИД целесообразно связывать с решением конкретных проблем управления инновациями в российских компаниях.

11. Стоимостный подход  к управлению компанией требует  анализировать любой бизнес-процесс  и любой проект, в том числе  инновационный, через призму влияния  на стоимость бизнеса. Количественная  оценка этого влияния может быть получена посредством применения сравнительного подхода к анализу эффективности: как разница между обоснованной рыночной стоимостью бизнеса после внедрения новшества и без его внедрения. Методология оценочной деятельности позволяет оценить вклад в стоимость бизнеса как отдельных инновационных проектов, так и интеллектуального капитала, представляющего собой результат инновационной деятельности в целом. В диссертации установлена сфера применения методов дисконтированного денежного потока, рынка капитала, избыточных прибылей, роялти в части оценки вклада инноваций.

12. НИС может быть представлена  как взаимозависимость трех элементов:  субъектов ИД, нормативно-правовой  базы ИД и инфраструктуры ИД. Институциональная инфраструктура  ИД - это совокупность различных  институтов, деятельность которых  обеспечивает движение потоков  информации, капитала, материальных  и трудовых ресурсов, а также  результатов интеллектуального  труда между субъектами ИД. Процесс  ее формирования должен быть  сбалансированным, учитывать реальные  потребности и проблемы инновационного  предпринимательства (разобщенность  отдельных этапов инновационного  процесса и их субъектов, устаревание  парка научно-исследовательского, проектировочного  и станочного оборудования, информационная  асимметрия между субъектами  рынков новшеств и инноваций,  кадровая и инвестиционная проблемы). В противном случае очевидным  результатом государственной инновационной  политики становится наличие  бессистемной совокупности институтов, существующих де-юре, но не  выполняющих свои основные функции. 

Список литературы:

1. Законодательные, нормативные  и информационные документыгосударственных органов РФ

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Часть 2.

3. Федеральный закон Российской  Федерации от 23 ноября 2007 г. №  270-ФЗ «О государственной корпорации  «Ростехнологии».

4. Федеральный закон Российской  Федерации от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской  Федерации в части формирования  благоприятных налоговых условий  для финансирования инновационной  деятельности». 

5. Федеральный закон Российской  Федерации от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ  «О Российской корпорации нанотехнологий».

6. Федеральный закон Российской  Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ  «Об особых экономических зонах  в Российской Федерации».

7. Федеральный закон Российской  Федерации от 23 августа 1996 г. №  127-ФЗ «О науке и государственной  научно-технической политике». 

8. Основы политики Российской  Федерации в области развития  науки и технологий на период  до 2010 года и дальнейшую перспективу  (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г.).

9. Постановление Правительства  Российской Федерации № 516 от 24 августа 2006 г. «О Российской  венчурной компании». 

10. Постановление Правительства  Российской Федерации № 694 от 23 ноября 2005 г. «Об Инвестиционном  фонде Российской Федерации».

11. Приказ Минздрава Российской  Федерации от 27 мая 2002 г. № 163 «Об утверждении отраслевого  стандарта «Клинико-экономические  исследования. Общие положения».

12. Методические рекомендации  по оценке эффективности инвестиционных  проектов и их отбору для  финансирования (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ 21 июня 1999 г. № ВК 477).

13. Положение по оценке  уровня инновационной активности  и инновационной деятельности  организаций Республики Татарстан  // Официальный сайт Правительства  Республики Татарстан mert.tatar.ru/rus/municipal.htm?pubid= 14325

14. Стенографический отчёт  о заседании президиума Государственного  совета «О развитии инновационной  системы Российской Федерации» // Официальный сайт Президента  РФ: www.kremlin.ru/text/appears2/2008/04/18/200916.shtml

15. ГОСТ Р ИСО 9000:2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

16. Проект Федерального  закона «Об инновационной деятельности  и государственной инновационной  политике в Российской Федерации» // www.extech.ru/se/innov/ofinf/fedzl .htm

17. Российский статистический  ежегодник 2007. Статистический сборник  / Составители: Э.Ф. Баранов, М.И.  Гельвановский, JI.M. Гохберг, В.Б. Житков. М. : Росстат, 2007. - 826 с.

18. Теоретико-методические  и аналитические работы 

19. Алле, М. Условия эффективности в экономике / М. Алле ; пер. с франц. Л.Б. Азимова, А.В. Белянина, И.А. Егорова, Н.М. Калмыковой.

20. Анализ экономических систем: Основные понятия теории хозяйственного порядка и политической экономики; пер. с нем. В.П. Гутник, А.Ю. Чепуренко ; под ред. Шюллера А., Крюссельберга Х.-Г.6.е изд., доп., испр. — М.: Экономика, 2006. 338 с.

21. Арбузов, С. Цель «Европластика» замещение импорта в секторе полимеров / С. Арбузов // The Chemical Journal /Химический журнал.2006. № 12.-С. 56-59.

22. Аронов, А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование : учеб. пособие / А.В. Аронов, В.А. Кашин. М. : Экономистъ, 2006. -591 с.

23. Афонин, И.В. Инновационный менеджмент : учебное пособие / И.В. Афонин. М.: Гардарики, 2005. — 224 с.

24. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент: учебник / И.Т. Балабанов. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. - 275 с.

25. Баландин, B.C. Оценка эффективности инвестиционных проектов в современной экономике (теория и методология) / B.C. Баландин, Д.В.

26. Гольдштейн; под ред. проф. В.Р. Атояна. — Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003.- 196 с.

27. Балацкий, Е.В. Эффективность фискальной политики государства / Е.В. Балацкий // Проблемы прогнозирования. — 2000. № 5. - С. 3245.

28. Балацкий, Е.В. Оценка влияния фискальных инструментов на экономический рост / Е.В. Балацкий // Проблемы прогнозирования. -2004. Вып. 4. - С. 124-135.

29. Беккер, Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Г.С. Беккер. — М. : Изд-во ГУ ВШЕ, 2003. 672 с.

30. Белова, М.В. Социальная эффективность инвестиций в материальное производство: дис. канд. социол. наук / М.В. Белова. — СПб., 2005. -272 с.

31. Бендиков, М.А. Оценка реализуемости инновационного проекта / М.А. Бендиков // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. - № 2. -С. 3-16.

32. Бендиков, М.А. Механизмы государственного регулирования инновационной сферы российской экономики / М.А. Бендиков, Е.Ю. Хрусталев // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. - № 6. - С. 108-120. 33. Бердашкевич, А.П. Бюджетная поддержка науки и инноваций в 20082010 годах / А.П. Бердашкевич, Н.И. Булаев // Инновации. 2007. - № 6 (104).-С. 3-10.

34. Больше профессионалов! Электронный ресурс.//Эксперт, Новости.: на сайте www.expert.ru/news/2008/03/25/nabprof/.

35. Бромберг, Г.В. Налоговое стимулирование изобретательской, инновационной деятельности / Г.В. Бромберг, А.В. Сурин // Инновации. 2008. - № 5 (115). - С. 47-50.

36. Бурманн, К. Нематериальные организационные способности как компонент стоимости предприятия / К. Бурманн // Проблемы теории и практики управления. — 2003. № 3. - С. 99-104.

37. Бухонова, С.М. Количественная оценка потребительской и общественной эффективности социальных инвестиций / С.М. Бухонова, Ю.А. Дорошенко // Экономический анализ: теория ипрактика. 2006. - № 10. - С. 14-22.

38. Бухоиова, С.М. Количественная оценка эффективности социальных инвестиций для государственного бюджета и инвестора / С.М. Бухонова, Ю.А. Дорошенко // Экономический анализ: теория и практика. 2006. - № 7. - С.11-16.

39. Бухонова, С.М. Сбалансированная система показателей как инструмент управления предприятием / С.М. Бухонова, Е.В. Трунова. СПб : Химиздат, 2004. - 149 с.

40. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия : учеб. пособие для вузов / С.В. Валдайцев. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 720 с.

41. Валдайцев, С.В. Управление инновационным бизнесом : учеб. пособие / С.В. Валдайцев. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 343 с.

42. Вчера в Кремле состоялось совместное заседание Совета Безопасности России и президиума Госсовета РФ Электронный ресурс. // на сайте www.minatom.ru/News/Main/view7icH 960&id Channel=66

Информация о работе Инновационное развитие экономической системы