Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:33, курсовая работа
При управлении предприятием любого масштаба важно уметь прогнозировать развитие технологий, объединять НИОКР с общей стратегией фирмы, включать развитие технологий в бизнес-план фирмы. Это важно как для малой технологической фирмы, так и для крупного научно-производственного предприятия, научного учреждения, инвестиционной организации, которая ориентируется на прямые инвестиции в экономику.
1. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ 1
2. ИННОВАЦИОННОЕ ВИДЕНИЕ 5
3. МИССИЯ 6
4. ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ. 8
5. ВЫРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ 10
6. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СИТУАЦИИ 16
7. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПАНИИ В ОТРАСЛИ 17
8. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ 20
9. ВИДЫ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ 25
10. ТИПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ 30
11. КОНЦЕПЦИЯ КОРЕННОЙ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 34
12. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ 36
13. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ 39
РЕЗЮМЕ 45
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 47
При управлении предприятием любого масштаба важно уметь прогнозировать развитие технологий, объединять НИОКР с общей стратегией фирмы, включать развитие технологий в бизнес-план фирмы. Это важно как для малой технологической фирмы, так и для крупного научно-производственного предприятия, научного учреждения, инвестиционной организации, которая ориентируется на прямые инвестиции в экономику. Именно стратегическое управление изменяющейся технологической средой может стать залогом длительного успеха всех производственных фирм, а не только тех, которые связаны с наукоемкими продуктами. Стратегическое планирование и управление было развито американскими исследователями бизнеса и используется теперь во всех развитых странах мира.
Для инновационных организаций стратегия – это:
Стратегическое управление начинается с определения инновационной позиции организации, которая определяется анализом ее внутренних возможностей и внешних конкурентных сил. Затем анализируются пути использования открывающихся внешних возможностей, и определяется инновационный потенциал организации. Выявляются также сильные и слабые места как внутри организации, так и во внешней среде, которые могут способствовать или препятствовать ее стратегическим намерениям. При этом основное внимание следует уделять анализу характеристик внешнего окружения (экономические, политические и технические условия, конкурентная ситуация). Важно постоянно получать информацию о проводимых НИР в интересующей области знаний и изучать патентную литературу. Именно информация об этих характеристиках и об их ожидаемых изменениях с учетом шансов и факторов риска на рынке позволит выработать альтернативные варианты стратегических решений для улучшения реакции организации на динамику рынка и поведение конкурентов. Причем процесс управления должен быть не реактивным, а упреждающим, то есть менеджмент организации должен уметь воздействовать на события, происходящие во внешней среде, а не просто реагировать на них.
Для быстрого реагирования
на изменения внешней среды
Необходимо определять
место инноваций в стратегии
компании и соответствующим образом
структурировать технологии, навыки,
ресурсы и организационную
Стратегическое управление является основой управления инновационной организацией и призвано ответить на следующие важные вопросы:
В основе стратегического управления лежат стратегические управленческие решения, которые ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений. В то же время стратегические решения имеют большую неопределенность, так как они должны учитывать неконтролируемые внешние факторы, оказывающие воздействие на организацию. Стратегические управленческие решения связаны с вовлечением больших ресурсов и могут иметь серьезные и долгосрочные последствия для организации.
Стратегические решения по своей природе инновационны, они должны быть понятны каждому из сотрудников и направлены на возможности, а не на задачи организации, на ее будущее, а не настоящее. Предметом внимания руководства является не только формулирование и реализация стратегии, а и управление процессом, когда стратегии формируются сами собой.
Инновации используются как основа достижения стратегического конкурентного преимущества компании. М.Портер писал: «Каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию. Однако, характер и эволюция всех успешных компаний оказываются в своей основе одинаковыми. Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя, как новые технологии, так и новые методы работы… После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений… Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций».
На практике менеджеры многих организаций действуют, и часто успешно, на основе интуитивной стратегии, которая заменяет им формальное планирование. Однако для сохранения конкурентоспособности организации в динамично изменяющейся внешней среде и при возрастании коммерческих рисков менеджеры вынуждены обращаться к стратегическому управлению, требующему знаний, так как результат в большей степени зависит от качества решения, а не от быстроты и своевременности его принятия. Многие практики, к сожалению, отдают предпочтение не стратегическому предвидению, не уникальности рыночной ниши, а абстракциям конкурентного рынка и предсказуемым менеджерам.
Так как инновационная организация должна реагировать на изменения в сложной, непредсказуемой внешней среде, она не может опираться на заранее продуманные стратегии, на формальное планирование. Многие управленческие решения принимаются индивидуально в зависимости от условий конкретного момента. Стратегия формируется маленькими шагами. В этих условиях нельзя отделять мышление от действий, планирование от реализации, формализацию от внедрения. Во всех этих этапах должны участвовать одни и те же люди, иначе будет отсутствовать гибкая творческая реакция организации на ее динамическое окружение (концепция логического инкрементализма).
Инновационная организация не может быть уверена в своем следующем шаге, ее стратегия фактически есть реакция на новые проекты и она развивается непрерывно по мере принятия решений, каждое из которых накладывает свой отпечаток на весь процесс. Поэтому инновационная организация способна функционировать и при отсутствии каких-либо стратегических ориентиров.
Стратегии в инновационных организациях возникают различными путями: иногда единичное инновационное решение дает начало длительной практике; иногда стратегия реализуется сначала внутри организации, потом становится общеорганизационной. Стратегические инициативы часто развиваются глубоко в иерархической системе, а затем они находят «защитников» в верхних ярусах системы и становятся стимулом для менеджеров среднего звена, которые добиваются у высшего руководства санкций на реализацию новых идей.
В распоряжении высшего руководства имеются следующие рычаги управления формированием стратегии:
До 90-х годов прошлого века задача менеджмента организации заключалась в том, чтобы обеспечить выживаемость организации путем ориентации ее на привлекательный рынок при постепенном совершенствовании навыков и умений руководителей компании. Опыт выживания и процветания организаций в 90-х годах XX века показал, что важнейшим при этом является способность менеджмента организации выявлять, развивать и использовать свои стержневые компетенции.
Что же такое стержневые
концепции? Находясь в условиях неожиданно
меняющейся внешней среды, постоянно
подвергаясь воздействию
Чтобы решить эту задачу, менеджмент организации должен ориентироваться не на отдельные весьма привлекательные рынки, а на выявление, культивирование и использование способностей, навыков, умений работников организации, особенно ее топ-менеджмента, прогнозировать новые потребности клиентов, создавать новые продукты, формировать новые рынки. Именно в этом проявляются стержневые компетенции. Такими способностями обладали, например, менеджеры компаний, разработавших такие товары, которые впоследствии сформировали образ жизни всего общества, например, индивидуальные компьютеры, мобильные телефоны и тому подобное.
Когда мы говорим о стержневых компетенциях, то речь не идет об изготовлении организацией какого-то конкретного товара, Под стержневыми компетенциями понимается способность организации, его менеджмента координировать деятельность сотрудников компании по производству широкой номенклатуры продукции и интеграции разнообразных технологических направлений. Особенностью стержневых компетенций является то, что они, в отличие от материальных активов, которые со временем изнашиваются, по мере их применения лишь развиваются и совершенствуются. Но они нуждаются в подпитке и защите, имеющиеся знания необходимо постоянно использовать. Компетенции – нечто клея, который скрепляет все компоненты бизнеса, и одновременно – движущая сила развития новых направлений бизнеса.
Стержневые концепции позволяют организациям производить такие товары и проникать на такие рынки, которые, на первый взгляд, как будто между собой не связаны. Но это только на первый взгляд. Например, японская компания Honda, выпускает самые разнообразные товары: мотоциклы, автомобили, газонокосилки, моторные лодки и многое другое, но все они связаны характерной для этой компании стержневой компетенцией – умением производить признанные во всем мире двигатели и системы трансмиссии. Canon завоевала доминирующее положение на таких, на первый взгляд, разных рынках, как рынки копировальных аппаратов, лазерных принтеров, сканеров, фото- и видеокамер, однако это – проявление стержневой компетенции Canon в области оптики, передачи и сохранения изображений и микропроцессорных систем управления.
Стержневые компетенции создаются в течение довольно длительного времени (10-20 лет), они образуют имидж компании, ее отличительную особенность, неповторимость. Основные характеристики стержневых компетенций заключаются в том, что они обеспечивают доступ к различным рынкам, определяют отличительные достоинства конечного продукта и, как правило, не воспроизводимы конкурентами, так как представляют собой сложное взаимодействие отдельных индивидуальных технологий и навыков.
Стержневые компетенции:
Стержневые компетенции реализуются в двух направлениях:
Стратегия, ориентированная на формирование и развитие стержневых компетенций, имеет ту особенность, что ее разработка во многом зависит от индивидуальных особенностей каждой организации. В любой компании, использующей эту стратегию, возрастает роль корпоративного центра, высшего руководства компании, которое должно объединить большое число высокопрофессиональных менеджеров и специалистов, линейные и функциональные подразделения.
Видение – это представление лидера инновационной организации о его бизнесе в определенной перспективе в идеальном варианте. Видение состоит из двух основных элементов. Первый состоит в выработке концепции назначения организации. Другой важный элемент – это привлекательный для сотрудников организации эмоциональный призыв или мотивационный импульс.
Информация о работе Инновационные стратегии и управление инновациями