Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:01, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы обусловлена невозможностью дальнейшего развития производства, науки, общества без переориентации на инновационную направленность экономики. На сегодняшний день инновационной деятельностью занимаются все эффективные предприятия, опытные предприниматели и менеджеры. На промышленных предприятиях создают собственные научно – исследовательские и опытно – конструкторские подразделения, участки или цеха опытного производства. Сегодня в России актуализируются требования к росту интеллектуальной, инновационной составляющих в товарах и услугах, поскольку развитие инновационного бизнеса – ключевой фактор прорыва в новую экономику, за которой будущее.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Инновации и инновационная деятельность ……………………………… 5
2 Инновации и рынок ………………………………………………………... 9
3 Национальная инновационная система России ………………………….. 18
Заключение …………………………………………………………………… 35
Список литературы …………………………………………………………... 37
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, СОЦИОЛОГИИ И ПРАВА
на тему «Инновационные технологии и развитие
инновационного бизнеса в России»
Выполнил
Специальность
Группа
Руководитель
Допущен
к защите
Оценка
о защите
Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Инновации и инновационная деятельность ……………………………… 5
2 Инновации и рынок ………………………………
3 Национальная инновационная
Заключение …………………………………………………………………… 35
Список литературы …………………………………………………………... 37
Приложение А ………………………………………………………………... 38
Приложение Б ………………………………………………………………… 39
Приложение В ………………………………………………………………… 41
Приложение Г ………………………………………………………………… 42
Введение
В наследство от старой, административно – командной системы отечественным предприятиям осталось затратное, а потому неконкурентоспособное производство. Прежде российские производители не ощущали острой потребности в новой технике и технологиях в силу дешевизны и доступности ресурсов. После либерализации цен существенно выросли издержки производства и цены на конечные товары. Обострение экономической конкуренции закрыло доступ на рынок недостаточно качественной, несовершенной продукции, не обеспечивающей необходимой прибыли производителю и пользы потребителю. Насыщение отечественного рынка товарами и услугами приводит к тому, что спрос ориентируется на все более сложные, изысканные продукты труда, а значит, повышается роль новинок, и на максимальную прибыль может рассчитывать только производитель, прежде других успевший внедрить новшество. Более того, использование новейших технологий позволяет самым радикальным образом экономить природные ресурсы, сырье, материалы, топливо на всех стадиях – от добычи и комплексной переработки до использования в производстве. Затраты ресурсов сокращаются чуть не на 80 %. Поэтому, дефицит ресурсов, рост транспортных расходов, а также губительное воздействие добычи и переработки сырья на окружающую среду делают сегодня особенно актуальной проблему внедрения малоотходных, ресурсосберегающих, инновационных технологий, и не только в сфере промышленности, но и в области науки, здравоохранения.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена невозможностью дальнейшего развития производства, науки, общества без переориентации на инновационную направленность экономики. На сегодняшний день инновационной деятельностью занимаются все эффективные предприятия, опытные предприниматели и менеджеры. На промышленных предприятиях создают собственные научно – исследовательские и опытно – конструкторские подразделения, участки или цеха опытного производства.
Сегодня в России актуализируются требования к росту интеллектуальной, инновационной составляющих в товарах и услугах, поскольку развитие инновационного бизнеса – ключевой фактор прорыва в новую экономику, за которой будущее. Тем более что без инновационной характеристики экономики, без инноваций не возможен длительный и мощный экономический подьем, так как инновации становятся сегодня основополагающими факторами экономического роста.
В связи с этим целью курсовой работы является рассмотрение вопроса об инновациях, инновационной деятельности; а также о развитии инновационного бизнеса в России и о его современном состоянии. Основными задачами, поставленными в данной курсовой работе можно считать раскрытие ключевых понятий: инновации, инновационной деятельности; рассмотрение особенностей рынка инноваций, его функций и современной национальной инновационной системы в России.
Исследованию инноваций, инновационных процессов и оценки их места в экономическом развитии страны посвящены работы М.Г. Мнеяна, Г.С. Гамидова, Б.Н. Кузыка, Л. Гохберга, А.П. Муравьева, Д.И. Валигурского, А Семеновой, которые являются основной методологической базой данной курсовой работы. Среди отечественных и зарубежных ученых необходимо выделить работы Н.Д. Кондратьева, В.В. Новожилова, Г. Менша, И. Шумпетера, В.Д. Хартмана, Р. Фостера, которые активно занимались изучением инновационных процессов.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех пунктов, заключения, списка литературы и приложений: А, Б, В, Г. Количество страниц составляет 37.
1 Инновации и инновационная деятельность
Инновационная деятельность – это способ удовлетворения потребностей производства и других областей путем качественного изменения используемых продуктов, обновления средств и способов производства. Она включает в себя научно–исследовательские, опытно–конструкторские работы, подготовку кадров, организацию производства, проведение маркетинговых исследований и организацию рынка сбыта, посредническую и иную деятельность, направленную на создание или улучшение товаров (работ, услуг).
Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, получение преимуществ в конкурентной борьбе и как результат - получение дополнительной прибыли. Область знаний, развивающая методологию и принципы организации инновационной деятельности, носит название инноватики. Она обеспечивает такую интеграцию знаний, при которой специальные науки сохраняют свою самостоятельность и специфичность, не сводятся одна к другой, но их теоретические построения объединяются вокруг системных методов исследования инноваций, интегрирующих научные знания в целях повышения их практической эффективности.
Под инновациями (нововведениями) понимают конечный результат творческой деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного товара (работы, услуги). В научный оборот понятие «инновация » было введено И. Шумптером в 30–е годы XX века (1934г.), как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Зарождаясь в сфере науки, инновации проходят стадию создания искусственных средств и способов деятельности, т.е. стадию технических изобретений, и лишь затем попадают в сферу производства, вызывая в нем прогрессивные преобразования.
В зависимости от инновационной сферы, то есть сферы деятельности предпринимателей, выделяют инновации в промышленности и в отраслях сферы услуг. В промышленности различают два вида инноваций:
1) продуктовые, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного продукта, чьи характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, использованные материалы и компоненты) или предполагаемое использование принципиально новые или существенно отличаются от аналогичных, ранее производимых продуктов;
2) процессные, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного производственного метода. Например, метода организации производственного процесса.
В сфере
услуг инновацией будет считаться
услуга, если ее характеристики или
способы оказания – новые или
качественно
По степени новизны различают инновации базисные, улучшающие и псевдоинновации. Базисные инновации реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники. Улучшающие инновации связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространенного и стабильного научно-технического цикла. Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии. [2, с. 442 – 443, 448]
Специфика инновации как нового продукта определяется следующим: высокой степенью неопределенности при получении конечного научно – технического результата или услуги; особым характером финансирования, связанным с риском временного разрыва между затратами на создание инновации и доходами, получаемыми в результате ее реализации. Побудительные мотивы к созданию и предложению инноваций в общем случае следует делить на внутренние мотивы инновационной активности, которые связаны с интересами повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, внешние мотивы инновационной активности, которые обусловлены экономической политикой государства. [3, с.15]
Инновационная технология и технология внедрения инноваций являются различными феноменами управленческой науки. Их объединяет то, что в основе инновационных технологий и технологий внедрения инноваций и нового проведения изменений лежит одна социальная мегатехнология, а именно, социальная технология. Под инновационными социальными технологиями понимают:
1) новые формы электронной коммуникации, основанные на использовании Интернета, - голосовая почта, IP – телефония.
2) управление корпоративными знаниями, которое представляет собой процесс, в результате которого индивидуальные знания отдельного человека превращаются в корпоративные.
3) оценка и анализ персонала, основанные на использовании компьютерных экспертных систем. Под экспертными технологиями понимаются особые компьютерные программы, моделирующие действие эксперта, человека, при решении задач в какой – либо предметной области, основанной на составлении базы данных.
Постоянное непрерывное создание и реализация нововведений – главный фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия, региона и даже страны в целом. Чтобы выжить, выиграть и постоянно повышать уровень благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. [17, с.26 - 27]
Таким образом, инновационная деятельность представляет собой специфическую деятельность (научную, творческую) ученых, конструкторов, технологов, изобретателей по разработке и внедрению инноваций (новшеств, нововведений) как способ удовлетворения растущих потребностей производства и общества. Итогом, логическим завершением, инновационной деятельности являются инновации (продуктовые, процессные), которые получают воплощение в виде новых или усовершенствованных видов продукции и услуг, технологий, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Также понятие инновации можно рассмотреть как превращение потенциального научно – технического прогресса в реальный, который непосредственно воплощается в новых товарах и услугах. Специфическое содержание инновации составляют изменения (товаров, технологий, услуг), а соответственно главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
На
основе нововведений удается
использовать современную
2 Инновации и рынок
Как правило, процессы, обусловленные с инновациями и инновационной деятельности, связаны с рыночными отношениями, ибо основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, а также как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Следовательно, необходимо исходить из положения, что инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или конкретные потребности. Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы. [3, с. 18]
Опыт
развитых стран показал, что «рынок
продавца» завершается с
Таким образом,
завоевавший свои позиции «рынок
покупателя» диктует
В принятии решений об осуществлении инновационной деятельности предприятий решающую роль играют маркетинговые исследования различных рыночных сегментов, для которых предназначена новая продукция. Среди основных направлений маркетинговых исследований рынка новшеств должны быть товары, т.е. предлагаемые к приобретению покупателям новые продукты, услуги, технологии, информация или другая инновация.
Рынок новшеств, который можно рассматривать как своеобразный рыночный сегмент, выполняет ряд функций.
Информационная функция. Рынок сравнивают иногда с гигантским компьютером, который собирает и обрабатывает громадный объем первичной информации о состоянии рыночной среды и выдает обобщенные показатели, необходимые предпринимателю для принятия решений. Примером такой информации могут быть данные о динамике рыночных цен, на основе которой можно сделать выводы о дефиците или излишках определенных видов продукции.
Информация о работе Инновационные технологии и развитие инновационного бизнеса в России