Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:01, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы обусловлена невозможностью дальнейшего развития производства, науки, общества без переориентации на инновационную направленность экономики. На сегодняшний день инновационной деятельностью занимаются все эффективные предприятия, опытные предприниматели и менеджеры. На промышленных предприятиях создают собственные научно – исследовательские и опытно – конструкторские подразделения, участки или цеха опытного производства. Сегодня в России актуализируются требования к росту интеллектуальной, инновационной составляющих в товарах и услугах, поскольку развитие инновационного бизнеса – ключевой фактор прорыва в новую экономику, за которой будущее.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Инновации и инновационная деятельность ……………………………… 5
2 Инновации и рынок ………………………………………………………... 9
3 Национальная инновационная система России ………………………….. 18
Заключение …………………………………………………………………… 35
Список литературы …………………………………………………………... 37
3 Национальная инновационная система России
Единого законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности пока в России нет. Федеральными законами, подзаконными актами разного уровня регулируются отдельные аспекты инновационной деятельности организаций. Например, от 27 февраля 2001 №1 решение межведомственной комиссии совета безопасности Российской Федерации по безопасности в сфере экономики «О мерах по развитию инновационной деятельности как фактора повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции», постановление правительства РФ о правительственной комиссии по научно – инновационной политике от 3 марта 2001 г. № 159. Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров. Установлены правила учета, оценки инноваций. Так, пунктами 55-57 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определены правила учета и погашения стоимости нематериальных активов организации. Правовой режим некоторых объектов инновационной деятельности (т.е. новшеств) сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения). Правовые формы создания и реализации инноваций это различные договоры, которые призваны урегулировать отношения субъектов инновационной деятельности:
1) договор подряда на выполнение проектных и изыскательных работ (параграф 4 гл.37 ГК РФ),
2) договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (глава 38 ГК РФ),
3) лицензионные договоры (ст. 13 Патентного закона РФ),
4) договоры, направленные на приобретение беспатентных лицензий (прав на использование «ноу-хау», иных технологий), договор коммерческой концессии (глава 54 ГК РФ),
5) договоры, направленные на приобретение прогрессивных видов машин, оборудования, установок, оказание новых услуг. Это могут быть договоры купли – продажи, мены. [2, с.452 - 453]
Подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта в развитых странах в настоящее время достигается за счет новых научных знаний, воплощенных в технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства. Непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты и услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы осуществляется на стадии инновационной деятельности. Все достижения в области науки и технологий стали определять динамику экономического роста государств, уровень их конкурентоспособности в мировом сообществе. Инновационная активность является наиболее гибким индикатором, характеризующим состояние национальной экономики страны в целом и ее регионов в отдельности. Ее высокий уровень свидетельствует о расширении базисных инноваций, обеспечении экономического роста и инвестиционного подъема. [16, с.133]
Национальная инновационная система (НИС) любой страны представляет собой совокупность взаимосвязанных институтов, которая предназначена для создания, хранения и передачи знаний и навыков. Одна часть НИС включает мелкие и крупные компании, университеты, лаборатории, технопарки и инкубаторы, другая — комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности. Инновационные системы формируются под влиянием большого числа объективно заданных для каждой страны факторов, включая ее размеры, природные ресурсы, географическое положение и климат, особенности исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Эти факторы выступают долгосрочными детерминантами направления и скорости эволюции инновационной активности.
В целом
организационным структурам НИС
в рыночной экономике присуще
сочетание крупных
Современные национальные инновационные системы рыночного типа базируются на либеральной экономической парадигме:
1) открытость национальной экономики, то есть интеграция в глобальное мировое хозяйство в той или иной степени;
2) законодательно
закрепленное право частной собственности,
в том числе
право на результаты интеллектуальной
деятельности;
3) равноправие хозяйствующих субъектов, включая государство, в экономической деятельности;
4) законодательное обеспечение конкурентной
среды, ориентирующей
производителей на интересы потребителей
и стимулирующей непрерывное
создание инноваций, проектов, основанных
на уникальных научно-технических, управленческих,
социальных и других новшествах.
[13, с. 145 - 146]
Современная российская наука находится в качественно новых экономических, социальных и политических условиях, которые во многом предопределили ее нынешнее состояние. Изменение социально-экономической ситуации в ближайшей и долгосрочной перспективе, несомненно, будет оказывать самое непосредственное влияние на факторы и тенденции ее дальнейшей динамики. Между тем нельзя не учитывать, что институциональная структура российской науки, ее внутренние взаимосвязи, механизмы функционирования в основном сформировались задолго до начала радикальных политических и экономических реформ и далеко не всегда способствовали эффективной интеграции науки в рыночную среду. Научные организации и сами ученые, столкнувшись с непривычными для них реалиями, пытались теми или иными способами адаптироваться к новым условиям. Однако такая адаптация происходила в отсутствие своевременной реакции со стороны государства, обоснованных стратегических решений, нацеленных на адекватную трансформацию науки и повышение ее роли в обеспечении позитивных социально-экономических преобразований в России. В условиях охватившего страну общесистемного кризиса все это привело к резкому обострению ситуации в сфере науки.
Развиваясь в течение десятилетий по так называемой "советской модели", отвечавшей административно-командным принципам хозяйствования, отечественная наука отличалась тремя специфическими характеристиками: значительными масштабами, централизованным управлением и почти стопроцентным государственным финансированием. В таком состоянии научная система страны встретила рыночные реформы, и основные детерминанты указанной модели продолжают действовать до сих пор.
Характеризуя состояние российской национальной инновационной системы, можно заключить, что она имеет ряд проблем, непосредственно связанных с неэффективностью науки и недостаточным вниманием со стороны государства, т.е. НИС России существует, но не «работает».
Институциональная структура российской науки остается архаичной и не отвечает требованиям рынка. Анализируя современное состояние науки инновационной системы в стране, нельзя не принимать во внимание инерцию в организации исследований и разработок, стремление сохранить действовавшие в течение десятилетий институциональные структуры, соответствовавшие требованиям административно-командной экономики. Преобразования последних лет, несмотря на изменения в формах собственности, ликвидацию большинства отраслевых министерств, возникновение новых организационных структур и т.п., пока не затронули принципиальных основ той институциональной системы, которая была характерна для советской науки. [4, с.30]
К началу 2003 г. в России насчитывалось 4037 научных организаций. Число организаций, выпускающих инновационную продукцию по данным на 2003г., составляет 1564, из них 302 – производство пищевых продуктов, 224 – машин и оборудования, 119 – химическое производство. (приложение Б) Это следствие низкого уровня предпринимательской активности в области инноваций. В странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) доля инновационно активных предприятий находится в диапазоне от 25 до 80%. Так, в Орловской области число организаций, выполнявших исследования и разработки на 2003 год составило 20, включая высшие учебные заведения. (приложение В)
Основные
ресурсы инновационной
И по отношению к наукоемкости сохраняется та же закономерность, что и к инновационности: чем больше размер организации, тем ниже наукоемкость ее продукции. В частности, в организациях-гигантах она втрое ниже, чем в малых организациях. Что же касается жизненного цикла заменяемой продукции, то разрыв между наиболее эффективным классом — малыми предприятиями и наименее эффективным — крупными предприятиями составляет более 7 лет. Но, к сожалению, несмотря на относительную прогрессивность малых предприятий, их инновационная активность в России пока низка. Так, в классе малых организаций с численностью работников до 49 и с 50 до 99 человек она составила соответственно 7,04 и 7% в 2002 г. при средней доле инновационно - активных предприятий по России 8,5%. [1, с.101 – 102]
Примерно 2,9 тыс. научных организаций находятся в государственной собственности (против 39 - в США, 45 - в Великобритании, 82 - в Германии, 96 - в Японии). Основная нагрузка, связанная с их функционированием, ложится на федеральный бюджет. Следовательно, заметно уменьшившиеся в реальном выражении объемы бюджетного финансирования распределяются между большим количеством организаций. Многие организации, формально оставаясь по своему статусу научными, практически свернули исследовательскую деятельность и превратились в сугубо хозяйственные структуры: среди занятых людей в науке 44% составляет вспомогательный и прочий персонал, 40% не имеют высшего образования. К тому же российские научные организации в среднем весьма слабы по своим финансовым возможностям: в 2001 г.: на одну научную организацию приходилось 1,2 тыс. руб. внутренних затрат на исследования и разработки, это при том, что например, в Орловской области по данным на 2003 г. собственные средства в общей части финансовых затрат на инновационную деятельность составляет 96,8 %, а денежные средства из федерального бюджета составили 0,3 %. (приложение Г) Хотя само по себе создание небольших исследовательских структур может сыграть позитивную роль, продолжение процесса их дробления в нынешней ситуации ведет к полной нежизнеспособности большинства из них.
Современная
реальность такова, что даже сравнительно
большие отечественные
[5, с.4 - 5]
Ключевую роль в развитии инновационной деятельности призвана играть внутрифирменная наука, интегрированная в реальный сектор экономики. В ведущих индустриальных государствах компаниями выполняется основной объем научных исследований и разработок: 65% - в странах ЕС, 71 - в Японии, 75% - в США. Российская заводская наука располагает незначительными ресурсами (6% затрат на исследования и разработки) и ориентирована главным образом на решение краткосрочных технических задач собственного производства, в том числе путем адаптации разработок, выполненных сторонними организациями, к конкретным производственным условиям.
Как показывает анализ, в тех отраслях промышленности, где на предприятиях весьма развита исследовательская база, одновременно отмечается и наибольшая активность в размещении ими заказов на выполнение исследований и разработок у сторонних научных организаций. Положительная зависимость между интенсивностью собственных и внешних работ свидетельствует о том, что эти две формы выполнения исследований и разработок на промышленных предприятиях дополняют, а не заменяют друг друга. Проведение собственных разработок отражает заинтересованность предприятий в инновациях и стимулирует наращивание контрактов со сторонними организациями, а исследовательские подразделения, осуществляя обработку научно-технической информации, служат важным источником сведений для корректировки конкурентной стратегии компаний. Что касается российской промышленности в целом, то слабость заводской науки при отсутствии реальных сдвигов в организационной интеграции отраслевых научных учреждений с предприятиями и сохранении институциональных барьеров неблагоприятно сказывается на перспективах обеспечения конкурентоспособности продукции.
В структуре отечественной науки крайне низкой остается доля высших учебных заведений, выполняющих исследования и разработки. Число таких вузов в течение 1990-2001 гг. сократилось с 453 до 388, поскольку вновь созданные частные вузы практически не ведут исследований, то научная деятельность осуществляется сегодня только в 40% российских вузов. Продолжение подобной тенденции может привести к необратимым последствиям, как для самой науки, так и для качества подготовки специалистов. Между тем сформированная за годы реформ модель высшей школы в силу охвата всей территории страны позволяет использовать для инновационной деятельности различные интеграционные структуры (учебно-научные и научно-инновационные комплексы и т.д.) во многих регионах.
Российская наука отличается слабой инновационной ориентацией. Провалы рынка в сфере инноваций объясняются несоответствием тематики выполняемых исследований, институциональных структур и механизмов функционирования науки потребностям экономики. Даже в условиях инвестиционного роста на рубеже XXI в. существенного притока средств предприятий в научную сферу не наблюдается, в то же время, по нашей оценке, половина платежеспособного спроса на технологии удовлетворяется за счет их импорта.
Информация о работе Инновационные технологии и развитие инновационного бизнеса в России