Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:15, реферат
В настоящее время, когда передовая экономика строится на научно-технических достижениях и высоких технологиях, развитые страны уделяют все большее внимание правовому регулированию инновационной деятельности. Опыт таких стран показывает, что научная, научно-техническая и инновационная деятельность является решающим фактором экономического развития, способствующим стабилизации экономики и преодолению кризисных явлений. Для России, вступившей на путь рыночных реформ в экономике и демократизации общественной жизни, проблемы сохранения и развития научного потенциала имеют жизненное значение.
Введение
1. Регулирование инновационной деятельности
Понятие и признаки инновационной деятельности
Субъекты и объекты инновационной деятельности
Особенности инновационной деятельности в сфере образования
Понятие об инновациях в образовании
Классификация инноваций в образовании
Критерии педагогических инноваций
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Регулирование инновационной деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее
время, когда передовая экономика
строится на научно-технических
Переход
России к инновационному пути развития
экономики с объективной
В контрольной рассматриваются два вопроса
Актуальность первого вопроса обусловлена: во-первых, потребностью устранения пробелов и противоречий в законодательстве Российской Федерации, регулирующем инновационную деятельность; во-вторых, явной недостаточностью правовых исследований и не разработанностью научно-теоретических положений, относящихся к инновационной деятельности.
Актуальность второго вопроса в том, что профессиональное
образование в России переживает процесс системного реформирования, что
вызвано как внутренними, так и внешними причинами. Внутренние причины
связаны с адаптацией к рыночным условиям функционирования развития,
внешние причины - с интеграцией
в мировое образовательное
Цель исследования первого вопроса состоит в установлении эффективности и полноты правового регулирования инновационной деятельности на основе анализа гражданского и предпринимательского законодательства, научной литературы.
Цель исследования второго вопроса исследовать роль и значение инновации в российском образовании
Объектом исследования первого вопроса являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением инновационной деятельности, урегулированные гражданским и предпринимательским законодательством Российской Федерации.
Объектом исследования второго вопроса являются инновационные
процессы в образовании.
Предметом исследования первого вопроса выступает правовое регулирование инновационной деятельности, практика его применения, научные разработки в данной области.
Предметом исследования второго вопроса это инновационные процессы в образовании.
Термин “инновация” (innovation— новшество; нововведение — англ.) появился в отечественном экономическом и юридическом лексиконе в начале 1980-х гг., будучи “включенным” в общий смысловой контекст обширнейшего гуманитарного понятия научно-технического прогресса. Его появлению в России мы обязаны прежде всего теоретическим разработкам ученых, занимающихся системными исследованиями.
В то же время следует подчеркнуть, что понятием “нововведение”, не прибегая к его англоязычному аналогу, широко пользовались специалисты самых различных отраслей знаний, в том числе и правоведы. Следует различать понятие инновационной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле под инновационной деятельностью понимают любое использование в практических целях научных или научно-технических результатов во всех сферах человеческой деятельности. В узком смысле инновационной деятельностью считают использование в практических целях научных или научно-технических результатов в одной из сфер человеческой деятельности. Легального определения инновации, равно как и инновационной деятельности, на уровне закона РФ не существует и в настоящее время. Федеральный Закон “О науке и государственной научно-технической политике”, в котором предполагалось установить юридически значимое понятие инновационной деятельности, в принятом варианте, к сожалению, не содержит такого определения, хотя оно и присутствовало в законопроекте.Официальное разъяснение понятия инновационной деятельности содержится в совместном письме, утвержденном Инновационным советом при Председателе Совета министров РСФСР 19 апреля 1991 г. №14-448 и Министерством финансов РСФСР 14 мая 1991 г. № 16/135 “Об инновационных (внедренческих) сферах деятельности”.
В соответствии с названным документом, которым надлежит руководствоваться при решении вопросов о предоставлении предусмотренных законом льгот по налогообложению прибыли малых внедренческих предприятий, инновационной (внедренческой) деятельностью считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. К этой деятельности, в частности, отнесены следующие направления научно-технических и посреднических работ:
— организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, “ноу-хау”, научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, коммерческих обозначений и других произведений, на которые распространяются международно-признанные права, относящиеся к интеллектуальной собственности в сфере науки и техники, а также создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации, подготовка производства;
— проведение научно-исследовательских,
проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых
исследований с целью создания образцов
новой техники и технологий;
— патентно-лицензионная деятельность. Нетрудно заметить, что в приведенном определении, носящем рекомендательный характер, вне сферы предоставления льгот по налогообложению, отсутствуют названия ряда продуктов интеллектуальной деятельности, создание и использование которых, безусловно, должно быть отнесено к разряду соответствующих направлений научно-технических работ. Это объясняется тем, что законодательство о полезных моделях, селекционных достижениях, программах для ЭВМ и базах данных, топологиях интегральных микросхем, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, а также законодательство об авторском праве и смежных правах введено в действие позже появления анализируемого письма. Функциональной нагрузкой элементов, составляющих данное определение, являются направления экономической и организационной активности в сфере научно-технических и посреднических работ, которые отражают динамику процесса образования конечного продукта безотносительно к субъектам, участвующим в этом процессе. Опираясь на приведенное выше определение инновационной деятельности, которое, как отмечалось, имеет узкоспециальную направленность, покажем характерные признаки данного вида деятельности. Во-первых, это деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта. Во-вторых, это деятельность по доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.
Рассмотрим эти признаки более
подробно, отметив сначала отличие
первого признака от второго, поскольку
они могут существовать независимо
друг от друга и, по существу, олицетворяют
этапы инновационной
Во втором случае результатом деятельности
являются реализуемые на рынке товары,
воплотившие новые и
Возвращаясь к первому из сформулированных нами признаков, характеризующих инновационную деятельность, подчеркнем, что термины “создание” и “использование интеллектуального продукта”, образующие содержание инновационной деятельности, несут в себе множество законодательно установленных особенностей, определяемых сущностью создаваемых и используемых интеллектуальных продуктов. Часть из них, например, произведения науки, подчиняются требованиям законодательства об авторском праве и считаются созданными с момента выражения идеального продукта (в данном случае — произведения) в какой-либо объективной форме, позволяющей иным лицам, кроме автора, ознакомиться с произведением. Охраняемые продукты технического творчества, например, изобретения, полезные модели и промышленные образцы, подчиняются предписаниям патентного законодательства и считаются созданными по факту их признания в качестве таковых компетентным государственным органом. Специфику создания имеют и такие результаты интеллектуальной деятельности, как селекционные достижения. Продукт селекции, вне зависимости от того, охраняем ли он либо только допущен к использованию, должен существовать, а следовательно, и использоваться только в натуре, что кардинально отличает его от любого технического решения, традиционно являющегося объектом патентного права. В отличие от пользования имуществом в широком смысле, не говоря уже о пользовании вещами, использование значительной части продуктов интеллектуальной деятельности следует понимать двояко. В качестве использования интеллектуального продукта в первом значении необходимо рассматривать факт применения соответствующей идеи либо информации при воплощении их в материальном носителе. Это общее утверждение конкретизировано в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих отношения по поводу того либо иного интеллектуального продукта, либо доктринально выводится из данных законодателем определений. Обращаясь ко второму признаку инновационной деятельности, обратим внимание на то, что его основным содержанием являются действия по доведению новых и оригинальных идей до готовой товарной формы. Очевидно, что последняя может выражаться во множестве разнообразных изделий, работ, услуг, технологий, научно-технической документации, произведений науки, ноу-хау, коммерческой информации и т.д. Данный признак характеризует начальный и конечный этапы инновационного процесса, обозначая, так сказать, путь от абстрактного решения к реальному продукту, а от него к прибыли. Именно в этой краткой формуле заключается сущность инновационной деятельности и направление ее осуществления.
В экономических исследованиях
называются две разновидности такого
направления. К первой из них относят
так называемую “линейную” модель
инновационного цикла, в соответствии
с которой идея проходит ряд стадий,
трансформируясь в объект техники,
технологии либо иной продукт по следующей
схеме: фундаментальные исследования,
прикладные исследования, опытно-конструкторские
работы, технологические разработки,
производство, торговля, потребление.
Второе направление определяется как
“цепная” модель инновационной деятельности.
Согласно этой модели инновационный
процесс совершается не по линейной
цепочке передачи знаний от стадии
к стадии, а по цепочке с обратными
связями между всеми